Оценка инвестиционной привлекательности проекта по запуску ресторана здорового питания
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ОЦЕНКИ 9
1.1 Методы оценки компании 10
1.2 Показатели инвестиционной эффективности проекта 21
1.3 Особенности оценки предприятий малого бизнеса 24
1.3.1 Роль малого бизнеса в развитии национальной экономики 24
1.3.2 Способы оценки предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) 25
1.3.3 Методы финансирования МСП 26
1.3.4 Методы учета риска при оценке малого и среднего бизнеса 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. РЕСТОРАННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЕГО СЕГМЕНТОВ 30
2.1 Глобальный рынок общественного питания 30
2.2 Ресторанная отрасль в РФ и динамика ее развития 35
2.3 Ресторанный рынок Санкт-Петербурга 43
2.4 Лучшие мировые практики рынка ресторанов здорового питания 50
2.5 Концепция и бизнес-модель ресторана здорового питания 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА DCF ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА 59
3.1 Особенности применения метода DCF для оценки проектов малого бизнеса 59
3.1.1 Свободный денежный поток проекта 59
3.1.2 Ставка дисконтирования денежных потоков проекта 61
3.1.3 Жизненный цикл проекта и период прогнозирования 61
3.2 Пошаговый выбор элементов DCF модели 62
3.3 Построение денежных потоков проекта и анализ эффективности 95
3.4 Учет рисков при оценке проекта по открытию ресторана 96
3.5 Анализ чувствительности проекта
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ОЦЕНКИ 9
1.1 Методы оценки компании 10
1.2 Показатели инвестиционной эффективности проекта 21
1.3 Особенности оценки предприятий малого бизнеса 24
1.3.1 Роль малого бизнеса в развитии национальной экономики 24
1.3.2 Способы оценки предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) 25
1.3.3 Методы финансирования МСП 26
1.3.4 Методы учета риска при оценке малого и среднего бизнеса 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. РЕСТОРАННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЕГО СЕГМЕНТОВ 30
2.1 Глобальный рынок общественного питания 30
2.2 Ресторанная отрасль в РФ и динамика ее развития 35
2.3 Ресторанный рынок Санкт-Петербурга 43
2.4 Лучшие мировые практики рынка ресторанов здорового питания 50
2.5 Концепция и бизнес-модель ресторана здорового питания 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА DCF ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА 59
3.1 Особенности применения метода DCF для оценки проектов малого бизнеса 59
3.1.1 Свободный денежный поток проекта 59
3.1.2 Ставка дисконтирования денежных потоков проекта 61
3.1.3 Жизненный цикл проекта и период прогнозирования 61
3.2 Пошаговый выбор элементов DCF модели 62
3.3 Построение денежных потоков проекта и анализ эффективности 95
3.4 Учет рисков при оценке проекта по открытию ресторана 96
3.5 Анализ чувствительности проекта
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Данная выпускная квалификационная работа в формате прикладного проекта посвящена оценке инвестиционной привлекательности проекта по запуску ресторана здорового питания. Выбор типа исследования обусловлен особой мотивацией применить полученные академические знания по оценке бизнеса в реальном проекте. Практическую значимость работы дополняет создание детального кейса, по инвестиционной оценке, малого бизнеса.
Актуальность выбранного проекта подтверждается тем, что на данный момент большинство предприятий микробизнеса, в особенности в ресторанной отрасли не имеют объективного подхода к оценке своего капитала. Данную проблему активно затрагивает Родин (2014) в своей научной работе «Оценка малого бизнеса: проблемы и методы». По его мнению, проблемы консалтинга в малом бизнесе достаточно остро обсуждаются в последние годы и это связано с низкой капитализацией предприятий такого размера за счет дополнительных рисков. Основные сложности, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры при оценке малого бизнеса, связаны с противоречивостью и малым количеством информации о финансовых показателях фирмы или ее конкурентов. В открытом доступе данных недостаточно для подробного и глубокого анализа. Кроме этого, возникают трудности с подбором подходящей ставки дисконтирования, а также выбора наиболее объективного подхода к оценке (Родин, 2014). В анализируемой нише редко свободно доступны данные, в связи с чем, развитие отрасли затруднено из-за недостатка информационной базы, а большинство знаний находится у экспертов рынка, опытных рестораторов. Данный кейс наглядно демонстрирует многие особенности оценки малого бизнеса в России, а также позволит аналогичным проектам учитывать изученный опыт, сделав оценку эффективности инвестиций в ресторанный бизнес более объективной. Для этой цели планируется публичное размещение краткой версии прикладного проекта в общедоступных источниках.
Кроме того, тематика данной работы актуальна и в связи с растущим спросом на продукцию ресторанов и кафе, предлагающих различного рода здоровое питание, в том числе вегетарианское (РЕФ). При этом наблюдается отсутствие сетевых вегетарианских ресторанов в Санкт-Петербурге, да и индивидуальных, предлагающих широкий ассортимент разное ценовой категории. Одна из самых высококонкурентных отраслей на рынке сегодня — это общественное питание. Индустрия общественного питания России на 2018 год увеличилась в 2 раза относительно прошлого года (РЕФ). Популярность вегетарианского питания растет как среди вегетарианцев, так и среди не вегетарианцев, что приводит к беспрецедентному спросу на постные блюда (Greenway, 2010; Lanou, 2007).
С другой" стороны, растет интерес инвесторов к вложениям в реальные активы, в том числе в связи с предпочтением возможных прибыльных инвестиций в социально-ответственный" бизнес, решающий задачи удовлетворения спроса на более здоровое питание.
Цель данной практической работы лучше всего формулируется, как оценить проект по запуску сети вегетарианских ресторанов с точки зрения его инвестиционной привлекательности. Для достижения этой амбициозной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести обзор академической литературы по оценке инвестиционной привлекательности, в особенности на тему оценки капитала фирмы с целью выявления наиболее популярного и устойчивого метода оценки;
2. Выбрать наиболее объективные показатели эффективности инвестиций в проекты различного вида (сроков, масштаба и степени риска);
3. Выделить особенности малого бизнеса, которые оказывают влияние на его оценку, в особенности обосновать подходящий метод учета рисков;
4. Проанализировать глобальный, национальный и локальный рынок общественного питания, а в частности в Санкт-Петербурге - сегмент здорового питания с целью установления потенциального уровня спроса и выделения трендов в отрасли;
5. Провести анализ конкурентов проекта на ряду с изучением лучших практик для формирования реалистичных данных в финансовой модели оценки проекта;
6. Оценить инвестиционную привлекательность проекта на основе критериев, выделенных в ходе теоретического исследования;
7. Провести анализ рисков проекта наиболее подходящими методами;
8. Предоставить рекомендации инвесторам относительно целесообразности инвестирования в данный" проект.
Далее представлена методология данной прикладной работы. Основываясь на изученной академической литературе в области оценки инвестиций, автором была выбрана определенная теоретическая модель оценки и при некоторых предположениях применена на кейсе ресторанного бизнеса.
Актуальность выбранного проекта подтверждается тем, что на данный момент большинство предприятий микробизнеса, в особенности в ресторанной отрасли не имеют объективного подхода к оценке своего капитала. Данную проблему активно затрагивает Родин (2014) в своей научной работе «Оценка малого бизнеса: проблемы и методы». По его мнению, проблемы консалтинга в малом бизнесе достаточно остро обсуждаются в последние годы и это связано с низкой капитализацией предприятий такого размера за счет дополнительных рисков. Основные сложности, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры при оценке малого бизнеса, связаны с противоречивостью и малым количеством информации о финансовых показателях фирмы или ее конкурентов. В открытом доступе данных недостаточно для подробного и глубокого анализа. Кроме этого, возникают трудности с подбором подходящей ставки дисконтирования, а также выбора наиболее объективного подхода к оценке (Родин, 2014). В анализируемой нише редко свободно доступны данные, в связи с чем, развитие отрасли затруднено из-за недостатка информационной базы, а большинство знаний находится у экспертов рынка, опытных рестораторов. Данный кейс наглядно демонстрирует многие особенности оценки малого бизнеса в России, а также позволит аналогичным проектам учитывать изученный опыт, сделав оценку эффективности инвестиций в ресторанный бизнес более объективной. Для этой цели планируется публичное размещение краткой версии прикладного проекта в общедоступных источниках.
Кроме того, тематика данной работы актуальна и в связи с растущим спросом на продукцию ресторанов и кафе, предлагающих различного рода здоровое питание, в том числе вегетарианское (РЕФ). При этом наблюдается отсутствие сетевых вегетарианских ресторанов в Санкт-Петербурге, да и индивидуальных, предлагающих широкий ассортимент разное ценовой категории. Одна из самых высококонкурентных отраслей на рынке сегодня — это общественное питание. Индустрия общественного питания России на 2018 год увеличилась в 2 раза относительно прошлого года (РЕФ). Популярность вегетарианского питания растет как среди вегетарианцев, так и среди не вегетарианцев, что приводит к беспрецедентному спросу на постные блюда (Greenway, 2010; Lanou, 2007).
С другой" стороны, растет интерес инвесторов к вложениям в реальные активы, в том числе в связи с предпочтением возможных прибыльных инвестиций в социально-ответственный" бизнес, решающий задачи удовлетворения спроса на более здоровое питание.
Цель данной практической работы лучше всего формулируется, как оценить проект по запуску сети вегетарианских ресторанов с точки зрения его инвестиционной привлекательности. Для достижения этой амбициозной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести обзор академической литературы по оценке инвестиционной привлекательности, в особенности на тему оценки капитала фирмы с целью выявления наиболее популярного и устойчивого метода оценки;
2. Выбрать наиболее объективные показатели эффективности инвестиций в проекты различного вида (сроков, масштаба и степени риска);
3. Выделить особенности малого бизнеса, которые оказывают влияние на его оценку, в особенности обосновать подходящий метод учета рисков;
4. Проанализировать глобальный, национальный и локальный рынок общественного питания, а в частности в Санкт-Петербурге - сегмент здорового питания с целью установления потенциального уровня спроса и выделения трендов в отрасли;
5. Провести анализ конкурентов проекта на ряду с изучением лучших практик для формирования реалистичных данных в финансовой модели оценки проекта;
6. Оценить инвестиционную привлекательность проекта на основе критериев, выделенных в ходе теоретического исследования;
7. Провести анализ рисков проекта наиболее подходящими методами;
8. Предоставить рекомендации инвесторам относительно целесообразности инвестирования в данный" проект.
Далее представлена методология данной прикладной работы. Основываясь на изученной академической литературе в области оценки инвестиций, автором была выбрана определенная теоретическая модель оценки и при некоторых предположениях применена на кейсе ресторанного бизнеса.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты оценки инвестиционной привлекательности проекта, а также особенности оценки малого и среднего бизнеса. Исходя из рассмотренной литературы по данной проблематике было выявлено, что наиболее подходящим и целесообразным методом оценки проекта ресторана здорового питания, является использование метода дисконтирования денежных потоков. Данный метод оценки учитывает временную стоимость денег, а также риски. В связи с тем, что для малого и среднего бизнеса характерен повышенный уровень риска, отдельное внимание было уделено рассмотрению теоретических аспектов подбора ставки дисконтирования. Кроме того, в ходе исследования была рассмотрена классификация методов учета рисков и выбраны наиболее целесообразные для использования в финансовой модели проекта.
Следующим этапом в работе был проведен анализ рынка ресторанного бизнеса как глобально, так и локально. Далее были определены текущие тенденции рынка и, базируясь на этой информации, рассмотрен ресторанный рынок здорового питания. Базируясь на полученной информации, можно сделать вывод, что на территории РФ все больше людей заботятся о своем здоровье, занимаются спортом и осознанно подходят к выбору продуктов питания. Прослеживается существенный рост в потреблении растительных продуктов. Рассмотрев зарубежные кейсы по созданию ресторанов с похожей концепцией, становится понятно, что данный тип заведений общественного питания пользуется популярностью и является успешным. Более того, проведя конкурентный анализ во второй главе работы, можно прийти к выводу, что на данный момент и в ближайшие 5 лет данная ниша на рынке Санкт-Петербурга является привлекательной для создания бизнес проектов с концепцией, описанной ранее из-за отсутствия прямых конкурентов на рынке.
Основываясь на выше перечисленных аспектах, была построена финансовая модель проекта. Анализ литературы, посвященной теоретическим вопросам создания финансовой модели, позволяет построить наиболее реалистичную модель. В заключительной главе подробно рассматривается алгоритм построения денежных потоков компании, отдельно анализируется каждый компонент, исходя из описываемой ранее концепции. Полученные результаты демонстрируют, что проект является высоко эффективным и целесообразным к применению в ближайшее время пока рынок располагает. Для большего понимания, были рассчитаны показатели эффективности, которые также являются доказательством успешности.
Кроме того, данная работа служит детальным кейсом по оценке реального проекта малого бизнеса и опыт от реализации данного проекта позволит обогатить доступные информационные ресурсы по анализируемой проблематике. Новые проекты будут более склонны выходить на рынок, если существуют детальные кейсы и их успешное применение на практике.
Таким образом, основываясь на проделанной работы и выше изложенных выводах, стоит выделить ряд рекомендаций по реализации проекта. Во-первых, поскольку тема выпускной квалификационной работы посвящена оценке инвестиционной привлекательности проекта, то целесообразным является использования в аналогичных бизнес кейсах именно метод дисконтирования денежных потоков, как наиболее наглядный для оценке малого бизнеса. Во-вторых, особое внимание стоит уделять нахождению нормы требуемой доходности, базируясь на экспертные оценки рынка, а также расчет кумулятивным методом в случае оценки МСП. Еще одной из особенностей малого бизнеса является сложность точного определения спроса ввиду ограниченности информации. Метод bottom up целесообразен в использовании в случае, если исследуется выход продукта/услуги на рынок. Анализ чеков конкурентов позволяет проанализировать реальную ситуацию на рынке, применив полученную информацию. Кроме того, целесообразно приступать к реализации проекта по открытию ресторана здорового питания в ближайшем будущем пока на рынке отсутствуют прямые конкуренты, а спрос только растет. Исходя из анализа рынка становится понятно, что открытие заведения, в котором представлены исключительно блюда из растительных продукты существенно сокращает спрос, поскольку многие потребители не готовы относить себя к вегетарианцам/веганам и соответственно посещать заведения с такими названиями. Именно поэтому названию заведения и концепции стоит уделить особое внимание. В процессе работы предмет исследования был расширен на рынок здорового питания, как наиболее перспективный и растущий.
В связи с тем, что тематика данной работы связана с инвестированием в социально-ответственный бизнес и сфера осознанного и здорового образа жизни является перспективной и растущей, может быть целесообразным рассмотрения успешных международных компаний, чьи акции торгуются на бирже. Так, американский производитель растительного мяса Beyond Meat в 2019 году вышел на IPO и за первый день торгов цена акций на бирже Nasdaq увеличилась вдвое с 25 $ за акцию до $59,22 за бумагу [Forbes, 2019]. На данный момент продукция компании вышла на российский рынок в связи с ростом спроса на растительные продукты питания. Фондовый рынок также как и любой другой рынок учитывает тренды и подстраивается под изменения внешней конъектуры.
Так, последние годы на рынке капитала появляется достаточно много торгуемых компаний, покупка акций которых может быть интересна для инвесторов, заинтересованных в осознанном потреблении и устойчивом развитии человечества. В 2019 году появилась возможность вложиться в фонд US Vegan Climate ETF, в идеологии которого защита окружающей среды, животных и прав человека [The Beet, 2019]
Следующим этапом в работе был проведен анализ рынка ресторанного бизнеса как глобально, так и локально. Далее были определены текущие тенденции рынка и, базируясь на этой информации, рассмотрен ресторанный рынок здорового питания. Базируясь на полученной информации, можно сделать вывод, что на территории РФ все больше людей заботятся о своем здоровье, занимаются спортом и осознанно подходят к выбору продуктов питания. Прослеживается существенный рост в потреблении растительных продуктов. Рассмотрев зарубежные кейсы по созданию ресторанов с похожей концепцией, становится понятно, что данный тип заведений общественного питания пользуется популярностью и является успешным. Более того, проведя конкурентный анализ во второй главе работы, можно прийти к выводу, что на данный момент и в ближайшие 5 лет данная ниша на рынке Санкт-Петербурга является привлекательной для создания бизнес проектов с концепцией, описанной ранее из-за отсутствия прямых конкурентов на рынке.
Основываясь на выше перечисленных аспектах, была построена финансовая модель проекта. Анализ литературы, посвященной теоретическим вопросам создания финансовой модели, позволяет построить наиболее реалистичную модель. В заключительной главе подробно рассматривается алгоритм построения денежных потоков компании, отдельно анализируется каждый компонент, исходя из описываемой ранее концепции. Полученные результаты демонстрируют, что проект является высоко эффективным и целесообразным к применению в ближайшее время пока рынок располагает. Для большего понимания, были рассчитаны показатели эффективности, которые также являются доказательством успешности.
Кроме того, данная работа служит детальным кейсом по оценке реального проекта малого бизнеса и опыт от реализации данного проекта позволит обогатить доступные информационные ресурсы по анализируемой проблематике. Новые проекты будут более склонны выходить на рынок, если существуют детальные кейсы и их успешное применение на практике.
Таким образом, основываясь на проделанной работы и выше изложенных выводах, стоит выделить ряд рекомендаций по реализации проекта. Во-первых, поскольку тема выпускной квалификационной работы посвящена оценке инвестиционной привлекательности проекта, то целесообразным является использования в аналогичных бизнес кейсах именно метод дисконтирования денежных потоков, как наиболее наглядный для оценке малого бизнеса. Во-вторых, особое внимание стоит уделять нахождению нормы требуемой доходности, базируясь на экспертные оценки рынка, а также расчет кумулятивным методом в случае оценки МСП. Еще одной из особенностей малого бизнеса является сложность точного определения спроса ввиду ограниченности информации. Метод bottom up целесообразен в использовании в случае, если исследуется выход продукта/услуги на рынок. Анализ чеков конкурентов позволяет проанализировать реальную ситуацию на рынке, применив полученную информацию. Кроме того, целесообразно приступать к реализации проекта по открытию ресторана здорового питания в ближайшем будущем пока на рынке отсутствуют прямые конкуренты, а спрос только растет. Исходя из анализа рынка становится понятно, что открытие заведения, в котором представлены исключительно блюда из растительных продукты существенно сокращает спрос, поскольку многие потребители не готовы относить себя к вегетарианцам/веганам и соответственно посещать заведения с такими названиями. Именно поэтому названию заведения и концепции стоит уделить особое внимание. В процессе работы предмет исследования был расширен на рынок здорового питания, как наиболее перспективный и растущий.
В связи с тем, что тематика данной работы связана с инвестированием в социально-ответственный бизнес и сфера осознанного и здорового образа жизни является перспективной и растущей, может быть целесообразным рассмотрения успешных международных компаний, чьи акции торгуются на бирже. Так, американский производитель растительного мяса Beyond Meat в 2019 году вышел на IPO и за первый день торгов цена акций на бирже Nasdaq увеличилась вдвое с 25 $ за акцию до $59,22 за бумагу [Forbes, 2019]. На данный момент продукция компании вышла на российский рынок в связи с ростом спроса на растительные продукты питания. Фондовый рынок также как и любой другой рынок учитывает тренды и подстраивается под изменения внешней конъектуры.
Так, последние годы на рынке капитала появляется достаточно много торгуемых компаний, покупка акций которых может быть интересна для инвесторов, заинтересованных в осознанном потреблении и устойчивом развитии человечества. В 2019 году появилась возможность вложиться в фонд US Vegan Climate ETF, в идеологии которого защита окружающей среды, животных и прав человека [The Beet, 2019]



