ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ОЦЕНКИ 9
1.1 Методы оценки компании 10
1.2 Показатели инвестиционной эффективности проекта 21
1.3 Особенности оценки предприятий малого бизнеса 24
1.3.1 Роль малого бизнеса в развитии национальной экономики 24
1.3.2 Способы оценки предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) 25
1.3.3 Методы финансирования МСП 26
1.3.4 Методы учета риска при оценке малого и среднего бизнеса 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. РЕСТОРАННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЕГО СЕГМЕНТОВ 30
2.1 Глобальный рынок общественного питания 30
2.2 Ресторанная отрасль в РФ и динамика ее развития 35
2.3 Ресторанный рынок Санкт-Петербурга 43
2.4 Лучшие мировые практики рынка ресторанов здорового питания 50
2.5 Концепция и бизнес-модель ресторана здорового питания 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА DCF ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА 59
3.1 Особенности применения метода DCF для оценки проектов малого бизнеса 59
3.1.1 Свободный денежный поток проекта 59
3.1.2 Ставка дисконтирования денежных потоков проекта 61
3.1.3 Жизненный цикл проекта и период прогнозирования 61
3.2 Пошаговый выбор элементов DCF модели 62
3.3 Построение денежных потоков проекта и анализ эффективности 95
3.4 Учет рисков при оценке проекта по открытию ресторана 96
3.5 Анализ чувствительности проекта
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Данная выпускная квалификационная работа в формате прикладного проекта посвящена оценке инвестиционной привлекательности проекта по запуску ресторана здорового питания. Выбор типа исследования обусловлен особой мотивацией применить полученные академические знания по оценке бизнеса в реальном проекте. Практическую значимость работы дополняет создание детального кейса, по инвестиционной оценке, малого бизнеса.
Актуальность выбранного проекта подтверждается тем, что на данный момент большинство предприятий микробизнеса, в особенности в ресторанной отрасли не имеют объективного подхода к оценке своего капитала. Данную проблему активно затрагивает Родин (2014) в своей научной работе «Оценка малого бизнеса: проблемы и методы». По его мнению, проблемы консалтинга в малом бизнесе достаточно остро обсуждаются в последние годы и это связано с низкой капитализацией предприятий такого размера за счет дополнительных рисков. Основные сложности, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры при оценке малого бизнеса, связаны с противоречивостью и малым количеством информации о финансовых показателях фирмы или ее конкурентов. В открытом доступе данных недостаточно для подробного и глубокого анализа. Кроме этого, возникают трудности с подбором подходящей ставки дисконтирования, а также выбора наиболее объективного подхода к оценке (Родин, 2014). В анализируемой нише редко свободно доступны данные, в связи с чем, развитие отрасли затруднено из-за недостатка информационной базы, а большинство знаний находится у экспертов рынка, опытных рестораторов. Данный кейс наглядно демонстрирует многие особенности оценки малого бизнеса в России, а также позволит аналогичным проектам учитывать изученный опыт, сделав оценку эффективности инвестиций в ресторанный бизнес более объективной. Для этой цели планируется публичное размещение краткой версии прикладного проекта в общедоступных источниках.
Кроме того, тематика данной работы актуальна и в связи с растущим спросом на продукцию ресторанов и кафе, предлагающих различного рода здоровое питание, в том числе вегетарианское (РЕФ). При этом наблюдается отсутствие сетевых вегетарианских ресторанов в Санкт-Петербурге, да и индивидуальных, предлагающих широкий ассортимент разное ценовой категории. Одна из самых высококонкурентных отраслей на рынке сегодня — это общественное питание. Индустрия общественного питания России на 2018 год увеличилась в 2 раза относительно прошлого года (РЕФ). Популярность вегетарианского питания растет как среди вегетарианцев, так и среди не вегетарианцев, что приводит к беспрецедентному спросу на постные блюда (Greenway, 2010; Lanou, 2007).
С другой" стороны, растет интерес инвесторов к вложениям в реальные активы, в том числе в связи с предпочтением возможных прибыльных инвестиций в социально-ответственный" бизнес, решающий задачи удовлетворения спроса на более здоровое питание.
Цель данной практической работы лучше всего формулируется, как оценить проект по запуску сети вегетарианских ресторанов с точки зрения его инвестиционной привлекательности. Для достижения этой амбициозной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести обзор академической литературы по оценке инвестиционной привлекательности, в особенности на тему оценки капитала фирмы с целью выявления наиболее популярного и устойчивого метода оценки;
2. Выбрать наиболее объективные показатели эффективности инвестиций в проекты различного вида (сроков, масштаба и степени риска);
3. Выделить особенности малого бизнеса, которые оказывают влияние на его оценку, в особенности обосновать подходящий метод учета рисков;
4. Проанализировать глобальный, национальный и локальный рынок общественного питания, а в частности в Санкт-Петербурге - сегмент здорового питания с целью установления потенциального уровня спроса и выделения трендов в отрасли;
5. Провести анализ конкурентов проекта на ряду с изучением лучших практик для формирования реалистичных данных в финансовой модели оценки проекта;
6. Оценить инвестиционную привлекательность проекта на основе критериев, выделенных в ходе теоретического исследования;
7. Провести анализ рисков проекта наиболее подходящими методами;
8. Предоставить рекомендации инвесторам относительно целесообразности инвестирования в данный" проект.
Далее представлена методология данной прикладной работы. Основываясь на изученной академической литературе в области оценки инвестиций, автором была выбрана определенная теоретическая модель оценки и при некоторых предположениях применена на кейсе ресторанного бизнеса.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты оценки инвестиционной привлекательности проекта, а также особенности оценки малого и среднего бизнеса. Исходя из рассмотренной литературы по данной проблематике было выявлено, что наиболее подходящим и целесообразным методом оценки проекта ресторана здорового питания, является использование метода дисконтирования денежных потоков. Данный метод оценки учитывает временную стоимость денег, а также риски. В связи с тем, что для малого и среднего бизнеса характерен повышенный уровень риска, отдельное внимание было уделено рассмотрению теоретических аспектов подбора ставки дисконтирования. Кроме того, в ходе исследования была рассмотрена классификация методов учета рисков и выбраны наиболее целесообразные для использования в финансовой модели проекта.
Следующим этапом в работе был проведен анализ рынка ресторанного бизнеса как глобально, так и локально. Далее были определены текущие тенденции рынка и, базируясь на этой информации, рассмотрен ресторанный рынок здорового питания. Базируясь на полученной информации, можно сделать вывод, что на территории РФ все больше людей заботятся о своем здоровье, занимаются спортом и осознанно подходят к выбору продуктов питания. Прослеживается существенный рост в потреблении растительных продуктов. Рассмотрев зарубежные кейсы по созданию ресторанов с похожей концепцией, становится понятно, что данный тип заведений общественного питания пользуется популярностью и является успешным. Более того, проведя конкурентный анализ во второй главе работы, можно прийти к выводу, что на данный момент и в ближайшие 5 лет данная ниша на рынке Санкт-Петербурга является привлекательной для создания бизнес проектов с концепцией, описанной ранее из-за отсутствия прямых конкурентов на рынке.
Основываясь на выше перечисленных аспектах, была построена финансовая модель проекта. Анализ литературы, посвященной теоретическим вопросам создания финансовой модели, позволяет построить наиболее реалистичную модель. В заключительной главе подробно рассматривается алгоритм построения денежных потоков компании, отдельно анализируется каждый компонент, исходя из описываемой ранее концепции. Полученные результаты демонстрируют, что проект является высоко эффективным и целесообразным к применению в ближайшее время пока рынок располагает. Для большего понимания, были рассчитаны показатели эффективности, которые также являются доказательством успешности.
Кроме того, данная работа служит детальным кейсом по оценке реального проекта малого бизнеса и опыт от реализации данного проекта позволит обогатить доступные информационные ресурсы по анализируемой проблематике. Новые проекты будут более склонны выходить на рынок, если существуют детальные кейсы и их успешное применение на практике.
Таким образом, основываясь на проделанной работы и выше изложенных выводах, стоит выделить ряд рекомендаций по реализации проекта. Во-первых, поскольку тема выпускной квалификационной работы посвящена оценке инвестиционной привлекательности проекта, то целесообразным является использования в аналогичных бизнес кейсах именно метод дисконтирования денежных потоков, как наиболее наглядный для оценке малого бизнеса. Во-вторых, особое внимание стоит уделять нахождению нормы требуемой доходности, базируясь на экспертные оценки рынка, а также расчет кумулятивным методом в случае оценки МСП. Еще одной из особенностей малого бизнеса является сложность точного определения спроса ввиду ограниченности информации. Метод bottom up целесообразен в использовании в случае, если исследуется выход продукта/услуги на рынок. Анализ чеков конкурентов позволяет проанализировать реальную ситуацию на рынке, применив полученную информацию. Кроме того, целесообразно приступать к реализации проекта по открытию ресторана здорового питания в ближайшем будущем пока на рынке отсутствуют прямые конкуренты, а спрос только растет. Исходя из анализа рынка становится понятно, что открытие заведения, в котором представлены исключительно блюда из растительных продукты существенно сокращает спрос, поскольку многие потребители не готовы относить себя к вегетарианцам/веганам и соответственно посещать заведения с такими названиями. Именно поэтому названию заведения и концепции стоит уделить особое внимание. В процессе работы предмет исследования был расширен на рынок здорового питания, как наиболее перспективный и растущий.
В связи с тем, что тематика данной работы связана с инвестированием в социально-ответственный бизнес и сфера осознанного и здорового образа жизни является перспективной и растущей, может быть целесообразным рассмотрения успешных международных компаний, чьи акции торгуются на бирже. Так, американский производитель растительного мяса Beyond Meat в 2019 году вышел на IPO и за первый день торгов цена акций на бирже Nasdaq увеличилась вдвое с 25 $ за акцию до $59,22 за бумагу [Forbes, 2019]. На данный момент продукция компании вышла на российский рынок в связи с ростом спроса на растительные продукты питания. Фондовый рынок также как и любой другой рынок учитывает тренды и подстраивается под изменения внешней конъектуры.
Так, последние годы на рынке капитала появляется достаточно много торгуемых компаний, покупка акций которых может быть интересна для инвесторов, заинтересованных в осознанном потреблении и устойчивом развитии человечества. В 2019 году появилась возможность вложиться в фонд US Vegan Climate ETF, в идеологии которого защита окружающей среды, животных и прав человека [The Beet, 2019]
1. Амортизация ресторана и кафе: система и программ для работы управления, учета
[Электронный ресурс] // Cleverence.ru- 2019 - Режим доступа:
https://www.cleverence.ru/articles/auto-busines/avtomatizatsiya-restorana-i-kafe-sistemy-i- programmy-dlya-raboty-upravleniya-uchyeta/(дата обращения: 31.02.2021)
2. Баканов, М.И., Мельник, М.В. and Шеремет, А.Д., 2005. Теория экономического анализа. Финансы и статистика.
3. Вакансии повара СПБ году [Электронный ресурс] // Сайт hh - 2021 - Режим доступа:
https://spb.hh.ru/search/vacancy?area=2&clusters=true&enable_snippets=true&specializatio n=22.353&metro=15&from=cluster_metro&showClusters=true 1.
4. Валдайцев, С.В., 2001. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия.
5. Видеоконтент для ресторанов. Как снимать ролики, которые будут репостить, и как при этом не разориться [Электронный ресурс] // Posteat [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://posteat.ua/obzory/videokontent-dlya-restoranov-kak-snimat-roliki-kotorye- budut-repostit-i-kak-pri-etom-ne-razoritsya/(дата обращения: 12. 02.2021)
6. Значения кривой бескупонной доходности государственных облигаций (% годовых) [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/hd_base/zcyc_params/, свободный. — c.96
7. Исследование РБК: самые богатые и самые бедные города России [Электронный
ресурс] // Официальный сайт РБК - 2015 - Режим
доступа:https://www.rbc.ru/society/13/04/2015/552a6a419a79471fcb568dc8
8. Маховикова, Г.А., Бузова, И.А. and Терехова, В.В., 2003. Коммерческая оценка инвестиций: Учебник для вузов.
9. Общепит для всех: современная аудитория ресторанного и кулинарного бизнесов в
России [Электронный ресурс] // ВЦИОМ - 2013 - Режим доступа:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshhepit-dlya-vsekh- sovremennaya-auditoriya-restorannogo-i-kulinarnogo-biznesov-v-rossii(дата обращения: 21.01.2021)
10. Официальный сайт Avito [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
https://www.avito.ru/sankt-peterburg/kommercheskaya nedvizhimost//(дата обращения: 12.03.2021)
11. Официальный сайт Digital WEB [Электронный ресурс] // The Development Studio - 2019 - Режим доступа: https://dw24.su/services/(дата обращения: 12. 02.2021)
12. Официальный сайт Vegetaian [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://vegjournal.com/partneram/reklama/(gaTaобращения: 17. 03.2021)
13. Официальный сайт Workspace // Digital- агентства[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://workspace.ru/st-petersburg/videocontent// (дата обращения: 12. 02.2021)
14. Официальный сайт Workspace // Специалисты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://workspace.ru/candidates/targetologist/(дата обращения: 12. 02.2021)
15. Официальный сайт Workspace // Специалисты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://workspace.ru/candidates/targetologist/(дата обращения: 12. 02.2021)
16. Официальный сайт УНИТ [Электронный ресурс] //Технологическое проектирование
предприятий общепита - Режим доступа
https://kitchenprof.ru/ru/proektirovanie?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTszMTk0OT kwNj s1MTQ3NzI0OTU1O3lhbmRleC5ydTpwcmVtaXVt&yclid=1684158937152642708 (дата обращения: 15.03.2021)
17. Профессиональное помощь людям срасстройствами пищевого поведения // Осознанное питание [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://осознaнноепитaние.рф
18. Профессиональное помощь людям срасстройствами пищевого поведения // Осознанное питание [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://осознaнноепитaние.рф (дата обращения: 17. 02.2021)
19. Растительное мясо Beyond Meat начнут продавать в России. Килограмм будет стоить 3300 рублей [Электронный ресурс] / Клара Минак. — Электрон. журн. — Forbes, 2019.
— Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/386585-rastitelnoe-myaso- beyond-meat-nachnut-prodavat-v-rossii-kilogramm-budet-stoit, свободный
20. Средняя заработная плата одного работника в Санкт-Петербурге [Электронный
ресурс] // Петростат - 2020 - Режим доступа:
https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/PG154Q2s/Средняя%20зaрaботнaя%20плaтa%2 0одного%20рaботникa.pdf (дата обращения: 21.02.2021)
21. Статистика зарплат официантов в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Trud.com- 2021 - Режим доступа: https://sankt-
peterburg.trud.com/salary/865/4163.html (дата обращения: 25.03.2021)
22. Статистика зарплат Су-шеф в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Trud.com- 2021 - Режим доступа: https://sankt-
peterburg.trud.com/salary/865/82651.html (дата обращения: 25.03.2021)
23. Тренды ресторанного бизнеса 2020-2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт WriteGate - 2021 - Режим доступа: https://writegate.ru/trendy-restorannogo-biznesa- 2020.html(дата обращения: 21.01.2021)
24. Тренды ресторанного бизнеса 2020-2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт WriteGate - 2021 - Режим доступа: https://writegate.ru/trendy-restorannogo-biznesa- 2020.html(дата обращения: 21.01.2021)
25. Упрощенная система налогообложения в 2021 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Контур.эльба - 2021 - Режим доступа: https://e-kontur.ru/enquiry/259
26. Упрощенная система налогообложения году [Электронный ресурс] // Официальный
сайт Федеральной налоговой службы - 2021 - Режим доступа:
https://www.nalog.ru/create business/ul/in progress/usn/(дата обращения: 25.03.2021)
27. УСН [Электронный ресурс] // Официальный сайт Контур.эльба - 2020 - Режим доступа: https://e-kontur.ru/enquiry/46(дата обращения: 25.03.2021)
28. Ценам некуда расти»: что ждет ресторанный бизнес в 2021 году [Электронный ресурс]
// Официальный сайт Forbes 2021 - Режим доступа:
https://www.forbes.ru/forbeslife/417099-cenam-nekuda-rasti-chto-zhdet-restorannyy-biznes- v-2021-godu(дата образения: 02.02.2021)
29. Число открывшихся ресторанов и кафе в Москве за год сократилось на 30% [Электронный ресурс] // Официальный сайт Forbes - 2021 - Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/419651-chislo-otkryvshihsya-restoranov-i-kafe-v- moskve-za-god-sokratilos-na-30(дата обращения: 02.02.2021)
30. Abel, A.B., 1983. Optimal investment under uncertainty. The American Economic Review, 73(1), pp.228-233.
31. Barnes Reports, 2020. Worldwide Industry Market report
32. Bernard, V.L. and Healy, P.M., 1996. Business analysis & valuation: using financial statements: text & cases. South-Western college Pub..
33. Berry, S. and Waldfogel, J., 2010. Product quality and market size. The Journal of Industrial Economics, 58(1), pp.1-31.
34. Business Model Canvas [Электронный ресурс] // BMC Introduction - 2015 - Режим
доступа: https://bmcintroduction.wordpress.com/key-resources/ (дата обращения:
18.03.2021)
35. Coes, D.H., 2014. Critically assessing the strengths and limitations of the Business Model Canvas (Master's thesis, University of Twente).
36. Copeland Thomas, E., Koller, T. and Murrin, J., 1994. Valuation: measuring and managing the value of companies. Wiley frontiers in finance.
37. Courteau, L., Kao, J.L. and Richardson, G.D., 2001. Equity valuation employing the ideal versus ad hoc terminal value expressions. Contemporary accounting research, 18(4), pp.625-661.
38. Creating a Restaurant Marketing Budget (Part 1) [Электронный ресурс] / ONUR KIYAK. — Электрон. журн. — 2017. — Режим доступа: https://www.gourmetmarketing.net/creating- a-restaurant-marketing-budget-part-1/, свободный
39. Damodaran, A., 2012. Investment valuation: Tools and techniques for determining the value of any asset (Vol. 666). John Wiley & Sons.
40. Fernandez, F.L., Fernandez, P., Fernandez, P. and Lopez, P.F., 2002. Valuation methods and shareholder value creation. Academic Press.
41. Fernandez, P., 2006. Equity premium: historical, expected, required and implied. Unpublished working paper, IESE Business School, University of Navarra.
42. Fernandez, P., 2007. A More Realistic Valuation: APV and WACC with constant book leverage ratio.
43. Fernandez, P., 2007. Company valuation methods. The most common errors in valuations. IESE Business School, 449, pp.1-27.
44. Fernandez, P., 2007. Valuing companies by cash flow discounting: ten methods and nine theories. Managerial Finance.
45. Indrawan, M.I., Nasution, M.D.T.P., Adil, E. and Rossanty, Y., 2016. A Business Model Canvas: Traditional Restaurant “Melayu” in North Sumatra, Indonesia. Bus. Manag. Strateg, 7(2), pp.102-120.
46. Jensen, M.C., 2002. Value maximization, stakeholder theory, and the corporate objective function. Business ethics quarterly, pp.235-256.
47. Kaplan, S.N. and Ruback, R.S., 1995. The valuation of cash flow forecasts: An empirical analysis. The journal of Finance, 50(4), pp.1059-1093.
48. Kazlauskiene, V. and Christauskas, C., 2008. Business valuation model based on the analysis of business value drivers. Engineering Economics, 57(2).
49. Kryukova, E., Bodneva, N., Sribnaya, T., Filimonova, N. and Vershinina, O., 2019. The development of the restaurant business in Russia. Journal of Environmental Management & Tourism, 10(3 (34)), pp.412-419.
50. Lundholm, R.J. and O'Keefe, T., 2001. On comparing residual income and discounted cash flow models of equity valuation: A response to Penman 2001. University of Michigan Business School.
51. Markham, T., 2013. What is the optimal method to value a football club?
52. Modigliani, F. and Miller, M.H., 1958. The cost of capital, corporation finance and the theory of investment. The American economic review, 48(3), pp.261-297.
53. Myers, S.C., 1974. Interactions of corporate financing and investment decisions-implications for capital budgeting. The Journal of finance, 29(1), pp.1-25.
54. Online Food Delivery [Электронный ресурс] // Digital Markets - 2021 - Режим доступа: https://www.statista.eom/outlook/dmo/eservices/online-food-delivery/united-states#revenue
55. Osterwalder, A., Pigneur, Y. and Tucci, C.L., 2005. Clarifying business models: Origins, present, and future of the concept. Communications of the association for Information Systems, 16(1), p.1.
56. Penman, S.H. and Sougiannis, T., 1998. A comparison of dividend, cash flow, and earnings approaches to equity valuation. Contemporary accounting research, 15(3), pp.343-383.
57. Petersen, C. and Plenborg, T., 2009. The implementation and application of firm valuation models. Journal of Applied Business Research (JABR), 25(1).
58. Petersen, C. and Plenborg, T., 2009. The implementation and application of firm valuation models. Journal of Applied Business Research (JABR), 25(1).
59. Pinto, J.E., Robinson, T.R. and Stowe, J.D., 2019. Equity valuation: A survey of professional practice. Review of financial economics, 37(2), pp.219-233.
60. Redendes S.,2021. How One Restaurant Rebounded After Opening on the First Day of COVID Lockdowns
61. Ruback, R.S., 2002. Capital cash flows: a simple approach to valuing risky cash flows. Financial management, pp.85-103.
62. Saksonova, S., Abramishivi, N. and Papiashvili, T., 2020. Business Valuation: classical and advances methods. Scientific Programme Committee, p.414.
63. Tanizaki, T., Hoshino, T., Shimmura, T. and Takenaka, T., 2019. Demand forecasting in restaurants using machine learning and statistical analysis. Procedia CIRP, 79, pp.679-683.
64. Udonsup, K. and Intrawong, W., 2019. The impact of entrepreneurship and innovation on business performance of buffet restaurant business. In international academic multidisciplinary research conference in Switzerland 2019 (pp. 152-161).
65. Van der Vorst, J.G., Van Dongen, S., Nouguier, S. and Hilhorst, R., 2002. E-business initiatives in food supply chains; definition and typology of electronic business models. International Journal of Logistics, 5(2), pp.119-138.
66. Vdlez-Pareja, I. and Tham, J., 2009. Market value calculation and the solution of circularity between value and the weighted average cost of capital WACC. RAM. Revista de Admini stragao Mackenzie, 10(6), pp.101-131.
67. Vdlez-Pareja, I., 2016. Tax shields, financial expenses and losses carried forward. Cuadernos de Economia, 35(69), pp.663-689.
68. Venanzi, D., 2010. Financial performance measures and value creation: a review.