Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. И. С. Тургенев в ранних письмах и сочинениях А. П. Чехова 14
1.1. Упоминания о Тургеневе в ранних письмах Чехова 14
1.2. Высказывания о Тургеневе в ранних произведениях Чехова 23
Глава 2. Тургеневские темы, образы и мотивы в раннем творчестве Чехова 40
2.1. «Записки охотника» и Чехов 40
2.2. Другие тургеневские темы, образы и мотивы в раннем творчестве Чехова 48
Глава 3. Творческая манера Тургенева в раннем творчестве Чехова 57
3.1. Пейзаж в творчестве Тургенева и ранних произведениях Чехова 57
3.2. Тайная психология Тургенева и психологизм в ранних произведениях Чехова 67
Заключение 84
Список использованной и цитируемой литературы 88
Для понимания творчества любого писателя и его творческого пути имеет большой смысл обращаться к его художественной связи с предыдущей литературой. Подчеркивая «главенствующую роль» 1 преемственности в искусстве, И. В. Гете произносит: «Когда видишь большого мастера, обнаруживаешь, что он использовал лучшие черты своих предшественников и что именно это сделало его великим»2 . Данный момент может найти отражение именно в художественном поиске А. П. Чехова, для которого, по словам Л. П. Громова, «характерен широкий и разнообразный диапазон творческой учебы у предшественников и у современников»3. Среди таких предшественников Чехова занимает особое место И. С. Тургенев.
Литературная связь Чехова с Тургеневым сначала была отмечена современными Чехову писателями и критиками в конце 1880-х годов, после публикации сборника рассказов «В сумерках». Так, К. К. Арсеньев указал на сближение «Верочки» молодого писателя с тургеневской повестей «Ася» в «положениях и характерах»4. Оценивая чеховские сборники «В сумерках» и «Рассказы», Д. С. Мережковский отметил, что в этих циклах произведений обнаруживается равная любовь автора к природе и человеческому миру, которая унаследована от Тургенева и Л. Н. Толстого5. Тургеневский след в чеховском пейзаже еще был упомянут Д. В. Григоровичем 6 и А. Н. Плещеевым7 в их письмах к Чехову.
Тема «Чехов и Тургенев» обладает актуальностью и в настоящее время. В течение более века, предлагая свои решения исследовательского вопроса, поколения исследователей выдвигают новые направления рассмотрения данной темы.
Одним из первых ученых, проведших исследование по этой теме, является А. С. Долинин. В его статье, которая опубликована в 1923 году, было представлено тщательное сравнительное изучение тургеневского «Свидания» и чеховского «Егеря». Указывая на множественные сходства в теме, сюжете, мотивах и образах двух рассказов, ученый не считает их достойным доказательством тургеневского влияния на Чехова. По его мнению, эти кажущиеся общими элементы могут быть взяты из «окружающей жизни»8 или «другого источника» 9. В своей работе А. С. Долинин делает акцент на существенных отличиях чеховского рассказа от тургеневского: более объективном повествовании и «служебной» 10 роли пейзажа, который представлен для раскрытия темы и душевного состояния персонажей.
Сравнительный анализ этих же рассказов был сделан еще П. М. Бицилли11, который также указал на функциональность чеховского пейзажа и относительно слабую связь между описанием природы и общим планом рассказа у Тургенева. Пытаясь выяснить суть проблемы, ученый убедительно связал такую функциональность пейзажа с лаконизмом, одним из самых важных творческих принципов Чехова.
Ценный вклад в изучение творческой связи Чехова с Тургеневым внес также Г. А. Бялый, который заметил «присутствие» образа «“вольных людей” из народа»12 во многих чеховских рассказах середины 1880-х годов — это «Он понял!», «Егерь», «Художество», «Агафья», «День за городом», «Рано!» и «Свирель». Эти произведения называет ученый «чеховскими “Записками охотника”»13. По его мнению, обращаясь к тургеневскому сборнику рассказов, молодой писатель пытался найти «опору в среде простого народа»14, для которого характерна «особая, возвышенная стихия» 15, чтобы бороться с «миром обывательщины и мещанства»16.
Данное исследование Г. А. Бялого вызвало интерес многих исследователей к так называемым «чеховским “Запискам охотника”» в 1970-80-х годах. Так, в своей работе Л. Н. Назарова более подробно рассмотрела упомянутые Г. А. Бялым произведения и указала на ряд сближений чеховских рассказов с «Записками охотника» в образах и мотивах. Самый значимый прогресс исследовательницы в изучении этого вопроса заключается в том, что она заметила наследование и развитие Чеховым тургеневских способов в «создании портрета» 17 , пейзаже и «ведении диалога»18. В конце статьи, подтверждая влияние «Записок охотника» на рассказы Чехова, исследовательница также подчеркивает его «собственный стиль, более лаконичный и менее лирический, нежели у Тургенева»19.
На чеховские рассказы о «“вольных людях” из народа» обратил внимание и Г. П. Бердников. В его работе дается более конкретное определение таких «вольных людей»: «отщепенцы, чудаки, люди, так или иначе оторвавшиеся от деревенской жизни, чувствующие себя выше ее, и в тоже самое время неустроенные, бесприютные»20. Более того, исследователь указал на объективность изображения персонажей у Чехова по сравнению с «идеализацией крестьян»21 в «Записках охотника».
Изучая влияние тургеневского сборника на творчество Чехова, А. Л. Гришунин не ограничивался указанными Г. А. Бялым рассказами. С «Записками охотниками» исследователь еще связал такие чеховские произведения, как «Нахлебники», «Тина», «На пути», «Перекати-поле», «Пассажир 1-го класса» и мн. др., где обнаруживаются отдельные элементы из тургеневского цикла. Пытаясь выяснить причину обращения Чехова к «Запискам охотника», исследователь предполагает, что молодого писателя привлекала «“объективная” манера тургеневского письма»22, с помощью которой Тургенев раскрыл «язвы крепостничества <...> как бы неумышленно»23.
В конце 1980-х годов особое внимание И. Г. Ямпольского и З. С. Паперного уделялось появлению тургеневского имени в произведениях Чехова. В статье под названием «И. С. Тургенева и его герои в произведениях других писателей» И. Г. Ямпольский рассмотрел и несколько чеховских произведений разных периодов. По мнению исследователя, показывая отношение своих персонажей к тургеневскому творчеству, Чехов их оценивает и раскрывает их «исключительную поэтическую глухоту и невежество»24.
Исследование З. С. Паперного строилось на более богатом материале. Подводя итог, исследователь также указывает на оценочную функцию «присутствия» Тургенева в художественных текстах Чехова, которое оказывает помощь в раскрытии отрицательных характеристик персонажей. При этом исследователь еще заметил изменение отношения Чехова к Тургеневу в разные периоды творчества: Тургенев входит в ранние произведения молодого писателя как «бесспорная эстетическая величина»25, а у Чехова как зрелого писателя наблюдается «сложное и противоречивое»26 отношение к предшественнику.
Творческая связь Чехова с Тургеневым стала одной из центральных тем в монографии В. Б. Катаева. Ученым сближаются множественные произведения Чехова («Безотцовщина», «Тоска», «Иванов», «Леший», «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад») и Тургенева («Маша», «Рудин», «Бретер», «Дворянское гнездо», «Новь», «Записки охотника» и «Нимфы»). Такое сближение воплощается в образах героев, темах, цитатах, деталях, пейзаже и литературных традициях. В частности, ученый указал на использование выразительной детали вместо развернутого описания у Чехова как один из элементов тургеневской пейзажной техники и развитие Чеховым тургеневского правила «соединения возвышенного, серьезного и обыденного, пошлого»27. Более того, говоря о изучении литературных связей, В. Б. Катаев подчеркивает, что «устанавливаемые связи <...> не становились бы самоцелью, а открывали что-то новое в произведении и его авторе»28.
В начале нашего века изучение вопроса «Чехов и Тургенев» получило значительное развитие в работах Е. В. Тюховой. Так, в статье «Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова» исследовательница продолжала рассмотренную И. Г. Ямпольским и З. С. Паперным тему и сделала выводы, в которых наблюдается определенное расхождение с мнением предыдущих исследователей. По убеждению Е. В. Тюховой, в раннем творчестве Чехова упоминания о Тургеневе и его героях помогают выявить не только отрицательные черты некоторых персонажей, но и положительные, такие как «поэтическая чуткость» 29 и «идеальные устремления» 30. Помимо этого, исследовательница еще указывает на роль тургеневского имени в «углублении комического начала в персонаже» 31 и открытии его «положительных потенций»32.
В другой статье Е. В. Тюховой была представлена панорама важных результатов изучения темы «Чехов и Тургенев» на основе работ предыдущих исследователей и собственных наблюдений. Исследовательница сжато излагает упоминания о Тургеневе в письмах и сочинениях Чехова, рассказы о «“вольных людях” из народа», продолжение тургеневской пейзажной традиции и полемику с ней в зрелом творчестве Чехова, тень «тургеневских девушек» и образ «лишнего человека» в чеховских зрелых произведениях, и, наконец, сближение между двумя писателями в психологизме. Подтверждая существование преемственной связи Чехова с Тургеневым, автор статьи подчеркивает новаторство первого. По ее мнению, «речь должна идти не столько о преемственности, сколько о типологии, возникающей на основе генетической связи»33.
Большой научный интерес к изучению литературной связи Чехова с Тургеневым наблюдается и в настоящее время. Так, в 2018 году была опубликована статья А. В. Кубасова под названием «Художественная рецепция И. С. Тургенева в прозе А. П. Чехова». В работе были рассмотрены тургеневские интертексты в чеховских произведениях «В ландо», «Переполох», «Безнадежный», «Ариадна» и «Чайка». Эти интертексты, по убеждению ученого, позволяют чеховским героям «обретать литературную и смысловую перспективу» 34 . Ученый считает, что частью причины использования Чеховым аллюзий на Тургенева является близость двух писателей в «технике письма», «искусстве повествования и иронизирования»35.
Еще одной важной работой по теме «Чехов и Тургенев» стала диссертация Г. А. Григорян. В этой работе отношение Чехова к творчеству его предшественника было рассмотрено с точки зрения писательской критики. Тщательно исследуя чеховские письма и художественные произведения, где содержатся высказывания о Тургеневе и тургеневские цитаты, и пейзаж у двух писателей как воплощение творческой полемики Чехова с предшественником, исследовательница указывает на «эволюцию “присутствия” Тургенева на разных уровнях в творческой системе Чехова»36. По ее мнению, для Чехова в ранний период творчества, Тургенев является «всепроникающей величиной»37, однако со временем у Чехова наблюдается все больше критики традиций предшественника.
Итак, как показывает обзор литературы, были затронуты многие разные аспекты вопроса о литературной связи Чехова с Тургеневым: чеховские рассказы о «“вольных” людях из народа», тургеневские интертексты, упоминания о Тургеневе в чеховских письмах и художественных произведениях, образы «тургеневских девушек» и «лишних людей» в зрелом творчестве Чехова, пейзаж, психологизм и др.
Однако можно заметить, что у исследователей существуют некоторые разногласия по исследуемой теме. Это, в частности, воплощается в разных трактовках функций высказываний чеховских персонажей о Тургеневе. Помимо этого, такие аспекты, как упоминания о Тургеневе в чеховских письмах и сближение двух писателей в психологизме, остаются малоизученными и заслуживают дальнейшего и более детального рассмотрения. Наряду с этим, в предыдущих исследованиях наблюдаются лишь частичные представления о влиянии Тургенева на произведения Чехова раннего периода.
Таким образом, научная новизна данной диссертационной работы определяется попыткой раскрытия полной картины тургеневского влияния на раннее творчество Чехова и изучением недостаточно разработанных проблем, которые были указаны выше.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что к вопросу «Чехов и Тургенев» наблюдается постоянный научный интерес с начала XX века. Рассмотрение данной темы не только позволяет изучить роль Тургенева в начале творческого пути Чехова и опыт творческой учебы молодого писателя у предшественника, но и дает определенное представление о процессе поиска Чеховым собственных творческих принципов и манеры. Кроме того, выявление функций высказываний чеховских персонажей о Тургеневе и раскрытие тургеневских интертекстов являются необходимыми условиями для полного понимания авторских замыслов некоторых произведений.
Объектом исследования выступает влияние Тургенева на раннее творчество Чехова.
Предметом исследования служат высказывания о Тургеневе в ранних письмах и художественных произведениях Чехова и тургеневские темы, мотивы, образы и художественная манера в чеховском раннем творчестве.
Материалом исследования являются написанные Чеховым сочинения и письма в период с конца 1870-х по 1888 год, которые содержат упоминания о Тургеневе и его творчестве, или отражают его творческие особенности, и произведения Тургенева.
Цель работы заключается в том, чтобы выяснить восприятие тургеневских произведений Чеховым в ранний период его творчества и изучить разные аспекты воплощения влияния Тургенева на творчество молодого писателя.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) отобрать чеховские ранние сочинения и письма, которые отражают творческие характеристики Тургенева, или содержат упоминания о самом писателе и его творчестве;
2) выявить отношение Чехова к его предшественнику на основе анализа высказываний о Тургеневе в чеховских ранних письмах и произведениях;
3) определить функции высказываний чеховских персонажей о Тургеневе;
4) указать и проанализировать тургеневские темы, образы и мотивы в раннем творчестве Чехова;
5) изучить влияние тургеневской манеры на раннее творчество Чехова с точек зрения пейзаж и психологизма;
6) продемонстрировать общую картину влияния Тургенева на творчество Чехова раннего периода.
Для решения поставленных задач в данной диссертационной работе были использованы такие методы, как описательно-аналитический, сопоставительный и биографический.
Структура работы. Данная работа состоит из четырех частей: введения, основного текста, заключения и списка использованной и цитируемой литературы.
Во введении дается обзор литературы, обосновывается актуальность выбранной темы, определяются научная новизна исследования, его объект, предмет, материал, цель, задачи и методы.
Основной текст составлен из трех глав. В первой главе рассмотрено отношение Чехова к его предшественнику на материале высказываний о Тургеневе в чеховских ранних письмах и произведениях и выявлены функции упоминаний персонажей Чехова о Тургеневе.
Вторая глава посвящена тургеневским темам, мотивам и образам в раннем творчестве Чехова. В данной главе рассматриваются чеховские рассказы о «“вольных людях” из народа», где наблюдаются множественные элементы из «Записок охотника», и другие отдельные тургеневские темы, мотивы и образы в чеховских ранних произведениях.
В третьей главе рассмотрена тургеневская художественная манера в пейзаже и психологизме раннего творчества Чехова.
В заключении подводятся итоги предпринятого исследования.
Список литературы насчитывает 62 единицы.
Из проведенного исследования следует, что влияние Тургенева на раннее творчество Чехова было значительным и многогранным. Это проявляется во многочисленных высказываниях чеховских персонажей о Тургеневе и тургеневских темах, мотивах, образах и творческой манере в ранних произведениях Чехова. Тургеневские традиции в ранних произведениях Чехова во многих случаях являются следствием того, что молодой писатель в поисках собственного пути и новаторских приемов, а также стремясь к максимально объективному воспроизведению действительности, учился у своего предшественника.
Особое значение Тургенева-художника для молодого Чехова как читателя и писателя заметно в чеховских письмах, где нередко упоминается имя Тургенева. Эти упоминания свидетельствуют о большом интересе молодого писателя к творчеству предшественника и хорошем знании Чеховым тургеневского стиля и разных элементов его произведений.
Однако ранние письма Чехова также демонстрируют, что, восхищаясь творчеством Тургенева, Чехов не видел в нем абсолютный авторитет. Произведения Тургенева оценивались Чеховым довольно объективно в соответствии с принципами русского реализма и собственными литературными убеждениями, хотя данные убеждения, несомненно, сформировались не без влияния Тургенева.
Имя Тургенева часто появляется и в ранних художественных произведениях Чехова, где высказывания о Тургеневе, служившем для Чехова эстетическим критерием, использованы в качестве особого приема, который выполняет разные функции в текстах: аллюзии, функции изображения персонажей1, создания комического эффекта, объявления авторской позиции и придания произведениям «актуальности» и «злободневности»2, которая была важна для «малой прессы».
Тургеневское влияние на раннее творчество Чехова ярко проявляется в таких аспектах, как темы, образы и мотивы. Судя по этим элементам, можно считать рассказы, названные Г. А. Бялым «чеховскими “Записками охотниками”» 3 , наиболее концентрированным воплощением влияния Тургенева на раннее творчество Чехова. Кроме крестьянской темы и образов «“вольных людей” из народа» 4, в ранних произведениях Чехова также наблюдаются другие тургеневские элементы такого рода: мотив угасания дворянских гнезд, тема отцов и детей, образы героев из одноименного романа, тургеневские девушки и др.5
Учась у предшественника, Чехов не только продолжал его темы, образы, мотивы, но и развивал их, придавая им оригинальность. Во многих случаях Чехов наполнял тургеневские элементы более современным содержанием, бытовыми подробностями и представлял их в более объективном свете.
Убедительным доказательством преемственной связи Чехова с Тургеневым становится следование за тургеневской творческой манерой в пейзаже и психологизме в раннем творчестве Чехова.
Чеховскому пейзажу раннего периода присущи многие характеристики тургеневских описаний природы: поэтичность, живописность, эмоциональная наполненность, «лирико-философская тональность»6, пристальное внимание к деталям и склонность к употреблению таких приемов, как метафора, сравнение и антропоморфизм.
Однако Чехов не довольствовался лишь усвоением чужих традиций. Основываясь на опыте предшественника и собственном понимании реализма, молодой писатель стремился найти свои способы представления пейзажа, и уже на раннем этапе творчества добился определенных результатов. В частности, на основе случайных явлений в тургеневском пейзаже Чехов создал такие новаторские принципы описания природы, как ассоциация явлений природы с бытовыми явлениями и вещами 7 и описание природы в соответствии с пространственной позицией наблюдателя8.
Психологизм в раннем творчестве Чехова имеет много общего с тургеневской тайной психологией: для психологизма обоих писателей характерна неочевидность, скрытность, смутность и крайняя естественность.
Судя по содержанию психологических описаний у двух писателей, оба они сосредоточиваются на описании общего душевного состояния персонажей и основных этапах внутренних движений, а не на детальных сложных процессах; делают упор на эмоции персонажей, а не на «рациональный»9 анализ. Описания часто остаются смутными и не объясненными, что отражает важный принцип в психологизме Тургенева и Чехова: «расчет на сотворчество читателей»10.
С точки зрения формы психологические описания у обоих писателей характеризуются небольшим объемом, они представлены в равных пропорциях с развитием действия и чаще всего даны через косвенные приемы воспроизведения внутреннего мира, среди которых многие являются общими для Тургенева и Чехова.
Обращение молодого Чехова к принципам тайной психологии основано на некоторых общих эстетических взглядах двух писателей, как то: лаконизм, стремление к естественности и максимальному воспроизведению реальности, и, как заметила Е. В. Тюхова, мысль о «недоступности для рационального знания глубинной сущности личности» 11. Более того, основной объект описания в раннем творчестве Чехова — «маленький человек», который лишен сложных психологических процессов и возможности духовно - нравственного возрождения, также определяет скрытность и неочевидность психологизма в раннем творчестве Чехова.
К сожалению, ограниченный объем исследования не позволил подробно остановиться на развитии Чеховым принципов и методов тургеневской тайной психологии и новаторстве психологизма в раннем творчестве Чехова. В этом мы видим перспективы дальнейшего исследования настоящей проблемы.
Источники
1. А. П. Чехов в воспоминаниях современников / сост., подг. текста, коммент. Н. И. Гитович. М.: Худ. литература, 1986. 735 с.
2. Лейкин Н. А. Рассказы [Электронный ресурс] // Писатели чеховской поры: Избранные произведения писателей 80-90-х годов: В 2 т. Т. 1. М., 1982. URL: http://az.lib.rU/l/lejkin n a/text 0050.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
3. Литературное наследство: Чехов / под ред. В. В. Виноградова и др. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 68. 974 с.
4. Переписка А. П. Чехова: В 2 т. / сост. и коммент. М. П. Громова, А. М. Долотовой, В. Б. Катаева. М.: Худ. литература, 1984. Т. 1. 447 с.
5. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. Письма: В 18 т. / под ред. М. П. Алексеева и др. М.: Наука, 1978-2018.
6. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. Письма: В 12 т. / под ред. Н. Ф. Бельчикова и др. М.: Наука, 1974-1982.
7. Чехов М. П. Вокруг Чехова: встречи и впечатления / подг. текста, коммент. С. М. Чехова. М.: Московский рабочий, 1964. 368 с.
8. Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / пер. с нем. Наталии Ман; вступ. статья Н. Н. Вильмонта; коммент. и указ. А. А. Аникста. М.: Худ. литература, 1981. 687 с.
Научная и критическая литература
9. Алехина И. В. «Дворянское гнездо» в изображении А. П. Чехова // Ученые записки Орловского государственного университета серия: гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 88-91.
10. Алехина И. В. Человек и действительность в пьесе А. П. Чехова «Безотцовщина» // Учебные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. С. 226-234.
11. Арсеньев К. К. Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов — К. С. Баранцевич — Ив. Щеглов [Электронный ресурс]. // Вестник Европы. 1887. Кн. 12. URL: http://az.lib.ru/a/arsenxew k k/text 0040.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
12. Батюто А. И. Тургенев и русская литература от Чернышевского до Чехова (проблема героя и человека). Статья первая / А. И. Батюто Избранные труды. СПб: Нестор-История, 2004. С. 830-858.
13. Батюто А. И. Тургенев и русская литература от Чернышевского до Чехова (Проблема героя и человека). Статья вторая / А. И. Батюто Избранные труды. СПб.: Нестор-История. 2004. С. 859-889.
14. Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста. / А. П. Чехов: pro et contra / сост., ред. И. Н. Сухих. СПб.: РХГА, 2010. Т. 2. С. 885-929.
15. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд., дораб. М.: Худ. литература, 1984. 511 с.
...