Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Гробовщик» А. С. Пушкина в контексте фантастической повести 1820-х годов

Работа №128641

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы104
Год сдачи2021
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 6
Фантастика в эстетической рефлексии романтизма 6
1.1 «Колыбель» фантастики. Немецкий романтизм 6
1.2 Восприятие немецкой фантастической новеллы в Европе.
Эстетические концепции французских романтиков 9
1.3 «Фантастическое» в России: эстетические воззрения 1820-х гг 13
Глава 2 27
Фантастическая повесть 1820-х годов 27
2.1 Фантастическая повесть в России: общая характеристика 27
2.2 Русская фантастическая повесть 1820-х годов 30
Глава 3 63
«Гробовщик» как фантастическая повесть 63
3.1 «Гробовщик» и идеология фантастической повести 63
3.2 «Гробовщик» в споре с жанром: «иная» фантастика 68
3.3 «Гробовщик» в контексте «Повестей Белкина» 80
Заключение 85
Библиография 91

Исследования, посвященные «Гробовщику» А. С. Пушкина, как правило, актуализируют ту или иную перспективу научного анализа повести: нарративную, стилистическую, сравнительно-историческую, интертекстуальную, типологическую, мотивную и др. В иных случаях произведение рассматривается в структуре сборника «Повестей Белкина». При этом дедуктивный метод нередко начинает определять имманентное прочтение - концептуальное представление цикла диктует повестям смыслы, соответствующие общему принципу. Так, например, В. С. Узин на основании «раздвоения <.. .> в Иване Петровиче Белкине» предлагает групповое деление новелл на «повести с драматически развитой фабулой» («Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка») и те, которые имеют «явно выраженный монодраматический характер» («Выстрел», «Гробовщик»). А Н. Я. Берковский находит главное значение повестей в «борении со старыми порядками жизни», которое совокупными усилиями «протестантов» «в полках, в усадьбах» ведет к становлению демократического эпоса.
Сравнительно небольшое внимание уделяется жанровой специфике произведения. В отличие от остальных новелл сборника, которые можно охарактеризовать только в широком жанрово-тематическом аспекте (как повести романтические или сентиментально-нравоописательные)
«Гробовщик» недвусмысленно отсылает к традиции фантастической повести. Многие литературоведческие работы упоминают этот жанровый генезис номинально, но предметом непосредственного изучения он до сегодняшнего дня практически не становился.
В данной работе предпринимается попытка проследить связь между новеллой Пушкина «Гробовщик» и ранним этапом развития русской фантастической повести, приходящемся на вторую половину 1820-х годов. Задача осложняется тем, что этот этап эволюции жанра по-прежнему не получил систематического описания. Те или иные жанровые образцы рассматриваются в связи с творчеством отдельных писателей, либо для достижения более конкретных целей исследования. Именно эти тексты, помимо «Гробовщика» Пушкина, являются материалом настоящего исследования.
В своем понимании фантастической повести мы следуем классическим определениям жанра, представленным в работах Ц. Тодорова, Пьера-Жоржа Кастекса, Луи Вакса, Роже Кайуа, Н. В. Измайлова, Ю. В. Манна, В. М. Марковича, которые (с незначительными расхождениями в подробностях) называют главным жанровым признаком «вторжение» сверхъестественного, предполагающее нарушение признанного порядка, явление недопустимого «в неизменную закономерность повседневности». Таким образом, фантастическая повесть, как она понимается здесь, не включает произведения, где «сверхъественный элемент служит только занимательной формой для литературной или общественной <... > сатиры».
Важную часть всякого литературного явления составляет его метатекстуальное осмысление в эстетических рецепциях современников. С этой целью в первой части работы предпринимается обзор возможных источников понимания жанра фантастической повести и фантастики вообще, с которыми русские писатели и читатели имели возможность познакомиться до 1830-го года. Для иллюстративности феномен рефлексии жанра в России дается в типологическом сопоставлении с традициями западноевропейской эстетической мысли.
Повести русских авторов в «фантастическом роде» представляют интерес для исследования в качестве литературного контекста для «Гробовщика». По этой причине во второй части работы мы прибегаем более к концептуальному, нежели к последовательному историко-литературному описанию феномена. Обзор жанровых примеров, предпринятый здесь, ни в коей мере не претендует на полноту и лишь дают общее представление о формирующейся к 1830-му году традиции. Выбранная стратегия, как мы надеемся, не отменяет историко-литературной новизны работы.
Третья часть посвящена анализу «Гробовщика» в той форме, в какой это позволяет сделать контекстуальное сопоставление с образцами фантастической повести второй половины 20-х годов XIX века. Поэтика пушкинской новеллы рассматривается при этом в двух аспектах: спора с ведущей тенденцией жанра и создания самобытного текста, реализующего новые возможности фантастической образности. Своеобразным заключением служит интерпретация «Гробовщика» в контексте «Повестей Белкина», приоткрывающая один из главных принципов пушкинской прозы.
Главная цель исследования - показать критическое переосмысление формирующейся традиции фантастических повествований, осуществляемое в Гробовщике». Выбранный ракурс изучения призван уточнить место пушкинского произведения в эволюции русской фантастической повести и сформулировать специфику текста «Золотого века» в рамках данного жанра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вторая половина 1820-х годов отражает сложный этап зарождения и начала становления жанра фантастической повести в русской литературе. Оригинальные повести в это время немногочисленны, они активно осваивают сюжеты и повествовательные стратегии иностранных образцов. Создается эклектичная картина, на первый взгляд, не предвещающая оформленной традиции. Ситуация осложняется отсутствием разработки художественных принципов нового жанра в статьях и трактатах - этим русский романтизм выделяется на фоне своих европейских «собратьев».
Не прибегнув к эстетическим манифестам и метатекстуальным обобщениям, русская литература овладевала жанром фантастической повести в художественной практике, скоро ощутив его главный стержень. Изображение «сверхъестественного» события лишает надежности привычные представления о мире, обычно обращенном к человеку лишь своей материальной стороной. За ведьмами, колдунами и духами вдруг возникает неразрешимая тайна мира. В специфическом обращении с ней и открывается, быть может, единственная черта, присущая большей части ранних фантастических повествований. Русские повести ищут и находят ответы на вопрос об устройстве мироздания, предлагая читателю различные стратегии поведения. Здравый ум или идеалистические воззрения, авантюрная решительность или фатализм, нравственная стойкость или игра страстей - в таких антиномиях читателю предлагается рассуждать о таинственном измерении жизни. Необходимость того или иного «ясного» итога сообщает фантастике служебную роль - она должна приводить к этому итогу. Так формируется тенденция фантастической прозы - стремление к познанию мира за пределами мира художественного.
Повесть «Гробовщик» открывает иные возможности для литературной фантастики. Используя свойственные жанру темы и образы, Пушкин лишает их «служебных» функций, тем самым позволяя фантастическим элементам войти в другой, не уподобленный реальному мир и обрести здесь собственное значение. Вероятно, по этой причине поэт с таким энтузиазмом отозвался на «бабушкиного кота» (XIII, 157) Погорельского - «мистического» и одновременно смешного персонажа, который всем «фантастичен» и при этом ничем не «полезен» для уяснения «вечных» вопросов человеческого существования. Пушкин, однако, идет значительно дальше Погорельского. Его гробовщик - пародийный вариант литературного «шута». Призванный развенчивать абсурд социального порядка, он сам живет в «перевернутом» мире и не замечает этого. Но именно эта неспособность героя, по выражению Гофмана, выйти из «узкого круга», в котором нельзя увидеть «далее своего носа», сообщает пушкинскому тексту ту герметичность, которая противостоит главной тенденции фантастической прозы 1820-х годов - выходу за границы литературы. Возникает важнейший вопрос о жизни и смерти и вместо того, чтобы разрешиться в моральном назидании, философской доктрине или быть шутливо переадресованным читателю, он повисает трагической музыкой времени («Не зрим ли каждый день гробов...») и утишается в безмолвном созерцании. Только так, в художественно автономный и суверенный мир, являющийся «микрокосмом», может войти - без ограничения и изъятия - вся проблематика настоящего космоса.
Разрушая «идеологию» фантастической повести, Пушкин возвращает ей ее аксиологию. Следуя классическим определениям жанра, «Гробовщик» представляет собой произведение более «фантастическое», чем все повествования 1820-х годов. «Фантастическое» существует, пока сохраняется неопределенность, неразрешимость тайны, «как только мы выбираем тот или иной ответ, мы покидаем сферу фантастического».
«Гробовщик» в критических отзывах на цикл «Повестей Белкина» получил неоднозначную оценку. Ф. В. Булгарин признавался, что «улыбнулся <...> за обедом у сапожника (в повести “Гробовщик”)», но охарактеризовал новеллы сборника как давно известные «анекдотцы». Иронию Пушкина оценил критик «Московского телеграфа» («Забавна и шутка, названная “Гробовщик”»), однако увидел в ней неудачную попытку «попасть в колею В. Ирвинга». Схожим образом отозвался о повести «Телескоп». Замечая, что «Гробовщик» в роде Гофмановом очень забавен», автор анонимной рецензии упрекал сочинителя за «неправильности против русского быту». По мнению Н. М. Языкова, за исключением «Выстрела» и «Барышни-крестьянки» «Повести Белкина» и вовсе не стоили письма и печати .
Иную картину демонстрируют произведения современников, отразившие влияние «Гробовщика». Своеобразным ответом на пушкинскую повесть стал «Перстень» Е. А. Баратынского, написанный годом позже. Его сюжет по-своему продолжает полемику с «идеологией» жанра. Повествование вводит традиционные фантастические темы: кабалистическое колдовство, договор с призванным духом, потерю героем своей тени. Таинственная история подкрепляется найденной рукописью, некоторые подробности которой к тому же совпадают с народными слухами. Баратынский прибегает к типичному приему разоблачения «тайн» - мистификации. Магический обряд оказывается розыгрышем офицерских товарищей героя, но все дальнейшее изложение последовательно отвергает возможные значения этой развязки:
иронию, авантюрную предприимчивость, проповедь просветительских идеалов. «Ирреальное» опровергается, но эта отмена становится переходом страшного мистериального смысла в новое качество. Разыгранная шутка приводит героя к безумию, лишь на смертном одре он прозревает действительную сторону событий своей жизни. Последние слова героя лишают вопрос о возможности фантастического свойственной ему значительности: «Преступления мои велики <...> хотя воображение моё было расстроено, я ведал, что я делаю: я знаю, что я продал вечное блаженство за временное... Но и мечтательные страдания мои были велики! Их возложит на весы свои Бог милосердый и праведный» . Неотменимость экзистенциального опыта избывает рассуждения о статусе «сверхъестественного», возвращая трагическую непостижимость человеческой жизни.
Влияние прозы Пушкина по-своему испытал и Одоевский. Как замечает В. И. Сахаров, «литературное сотрудничество писателей, начавшееся в период издания «Литературной газеты», стало особенно тесным и плодотворным в ходе редактирования «Современника». Сам Одоевский обозначал результат этого творческого взаимодействия так: «Форма — дело второстепенное; она изменилась у меня по упреку Пушкина о том, что в моих прежних произведениях слишком видна моя личность; я стараюсь быть более пластическим». Произведение, в котором автор реализует стремление «писать в новом <...> роде — пластически» вновь возвращает к Пушкину. Это задуманный и незаконченный цикл «Записки гробовщика». Ранний идеал превращения поэзии в музыку под влиянием Пушкина сменяется для Одоевского поиском «пластической» выразительности. Свою опору эта новая творческая потребность вновь обретает в сфере искусства, но теперь главенствующими избираются искусства статические: живопись и скульптура. Изменяется и характер повествования: «...возникают по- пушкински “быстрые”, цепкие и пластичные фразы: “Пойдемте со мною. Вы слыхали о Шумском?.. — Никогда, — отвечал я, — но я готов идти с вами”». Следуя советам Пушкина в вопросах формы и стиля, Одоевский принципиальным образом переосмысляет саму фигуру гробовщика. Под его пером «угрюмый» и «неразговорчивый» герой превращается в словоохотливого рассказчика, мотивирующего циклизацию разнородных новелл. Для создания «пластичного» образа гробовщика пишется пространное введение, сообщающее о его житейских и философских воззрениях. Вырисовывается личность мыслителя, находящего «занимательность» в своем «печальном» ремесле: «оно невольно делает человека наблюдательным <...> иногда происшествия, которых я бывал свидетелем, возбуждают во мне <. > ряд самых философических мечтаний, а довольно часто в этих происшествиях есть своя особенного рода, забавная сторона». Так, ощутив «философский» потенциал пушкинского гробовщика, Одоевский в своем цикле актуализирует все то, что автор «Повестей Белкина» тщательно «изымал» из фантастического жанра - все, что так или иначе связано с «идеологией».
Дата создания «Гробовщика» предстает весьма символичной в контексте развития жанра фантастической повести. С этого времени формируются две линии, две традиции фантастической прозы. Одна из них идет по пути усложнения повествовательных приемов, позволяющих проблематизировать «сверхъестественное» происшествие и предоставить различные точки зрения на него. К этой традиции относятся зрелые произведения Сомова («Кикимора», 1830; «Русалка», 1831; «Киевские ведьмы», 1831 и др.), Бестужева-Марлинского («Страшное гаданье», 1831; «Аммалат-бек», 1831; «Латник», 1831), Н. А. Мельгунова («Кто же он?», 1831), А. Ф. Вельтмана («Иоланда», 1837; «Не дом, а игрушечка!», 1850), Одоевского («Пёстрые сказки с красным словцом», 1833; «Сильфида», 1837; «Косморама», 1840; «Орлахская крестьянка», 1842 и др.). Иначе эволюция жанра совершается в повествованиях, рисующих независимый от эмпирической реальности мир и оставляющих фантастику без ясного объяснения. В 1830-е годы такие повествования создаются Пушкиным и Гоголем - автором первых циклов . Здесь продолжают действовать законы поэтического языка, превращающиеся в повышенную стилевую насыщенность, игру с предметом, мотивное движение сюжета. Это проза, не ставящая себе миметических, философских или развлекательных задач, сосредоточенно обращенная на сотворение собственной реальности в пределах эстетической формы - проза «Золотого века».



1. Баратынский Е. А. Перстень // Русская фантастическая проза эпохи
романтизма (1820-1840 гг.): Сборник произведений / Сост. и авторы
комментариев А. А. Карпов, Р. В. Иезуитова, М. А. Турьян и др.; авт. вступ. ст. Маркович В. М. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 257-268.
2. Бестужев-Марлинский А. А. Вечер на Кавказских водах в 1824 году // Бестужев-Марлинский. А. А. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. И. Кулешова. Т. 1: Повести. Рассказы. М.: Художественная литература, 1981. С. 255-308.
3. Бестужев-Марлинский А. А. Кровь за кровь // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.): Сборник произведений / Сост. и авторы комментариев А. А. Карпов, Р. В. Иезуитова, М. А. Турьян и др.; авт. вступ. ст. Маркович В. М. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 99-115.
4. [Бестужев A.]Страшное гадание. Подп.: Александр Марлинский; примеч.: 1830 г. Дагестан // «Московский Телеграф». 1831 г. Ч. 38: № 5. С. 36-65; № 6. С. 183-210.
5. Бестужев-Марлинский А. А. Страшное гаданье // Русская
фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.): Сборник
произведений / Сост. и авторы комментариев А. А. Карпов, Р. В. Иезуитова, М. А. Турьян и др.; авт. вступ. ст. Маркович В. М. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 115-144.
6. Глинка Ф. Н. Вожатый // «Северные цветы» на 1826 год. СПб., 1826. С. 212-213.
7. Глинка Ф. Н. Непонятный союз // «Северные цветы» на 1826 год. СПб., 1826.
С. 182-188.
8. Глинка Ф. Н. Неразлучные // «Северные цветы» на 1826 год. СПб., 1826. С. 189- 198.
9. Глинка Ф. Н. Неузнанная // «Северные цветы» на 1825 год. СПб., 1824. С. 245-250.
10. Глинка Ф. Н. Чудесная сопутница // «Северные цветы» на 1827 год. СПб., 1827. С. 75-84.
11. Гофман Э. Т. А. Пустой дом (Из соч. Гофмана) [Пер. с нем.
B. Лангера] //Литературная газета. 1830. Т. 1. № 31. С. 245-250; № 32. С. 253-258; № 33. С. 261-264.
12. Две главы из Вашингтона-Ирвинга [Пер. О. М. Сомова]. Подп.: С.... // Северная пчела. 1827: № 101 (23 авг.), № 102 (25 авг.), № 104 (30 авг.), № 105 (1 сент.).
13. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом). Т. 30.1. Письма, 1878-1881 / текст подгот. и примеч. сост. А. В. Архипова и др.; ред. Н. Ф. Буданова и др. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. С. 192.
14. Жуковский В. А. Замок Смальгольм // Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. / Ред. коллегия: И. А. Айзакова, Н. Ж. Ветшева, Э. М. Жилякова, Ф. З. Канунова, О. Б. Лебедева, А. В. Петров, И. А. Поплавская, Н. Б. Реморова, А. С. Янушкевич (гл. редактор). Т. 3: Баллады / Сост. и ред. Н. Ж. Ветшева, Э. М. Жилякова. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 149-155.
15. Ирвинг В. Вольфер Вебер, или золотые сны [Пер. Н. Полевого] // «Московский телеграф». 1826. Ч. 7: № 2. С. 62-102.; № 3. С. 130-150; № 4.
C. 167-196.
16. Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи / Подг. Н. В. Королева, В. Д. Рак. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. С. 70.
17. Новалис. Фрагменты [Пер. с нем. А. Л. Вольского]. СПб.: «Владимир Даль», 2014. 319 с.
18. [Одоевский В. Ф.] Бесструнная лютня (Персидское предание). Подп.: двск. // «Московский телеграф». 1825. Ч. 6. № 22. С. 151-152.
19. [Одоевский В. Ф.] Два дни в жизни земного шара. Подп.: Каллидор, примеч.: 1825 // «Московский вестник». 1828. Ч. 10. № 24. С. 120-128.
20. [Одоевский В. Ф.] Еще два аполога. Подп.: Одвск. // «Мнемозина». Ч. 4. М., 1825. С. 35-48.
21. [Одоевский В. Ф.] Записки гробовщика (Введение). Подп.: К. В. О. // Альманах на 1838 год, изданный В. Владиславлевым. СПб., 1838. С. 221-231.
22. [Одоевский В. Ф.] Сирота. Подп.: К. В. О. // Альманах на 1838 год, изданный В. Владиславлевым. СПб., 1838. С. 231-288.
23. [Одоевский В. Ф.] Мир звуков. Подп.: Каллидор. // «Московский вестник». Ч. 4. № 13. С. 43-46.
24. Одоевский. В. Ф. О способах выражения идеи // Одоевский. В. Ф. О литературе и искусстве / вступ. ст., сост. и коммент. В. И. Сахарова. М.: Современник, 1982. С. 37-38.
25. Одоевский В. Ф. Русские ночи / Подг.Б. Ф. Егоров, Е. А. Маймин, М. И. Медовой. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1975. С. 189-190.
26. [Одоевский В. Ф.] Старики или остров Панхаи (Дневник Ариста). Подп.: Одвск., примеч.: 1823 // «Мнемозина». Ч. 1. М., 1824. С. 1-12.
27. [Одоевский В. Ф.] Четыре аполога. Подп.: Одвск. // «Мнемозина». Ч. 3. М., 1824. С. 1-10.
28. Погорельский А. Лафертовская маковница // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.): Сборник произведений / Сост. и авторы комментариев А. А. Карпов, Р. В. Иезуитова, М. А. Турьян и др.; авт. вступ. ст. Маркович В. М. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 49-71.
29. Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии // Погорельский А. Сочинения Антония Погорельского.: В 2 т. Т. 2. СПб.: Издание Александра Смирдина, 1853. С. 7-297.
30. Погорельский А. Лафертовская маковница // «Новости литературы. Литературное приложение». Русский инвалид. 1825. Март. Кн. XI. С. 97-133.
31. [Полевой Н. А.] Гостья после бала. Подп.: Ф. Ф. Ф. // «Московский телеграф». 1826. Ч. 7. № 2. С. 102-110.
32. [Полевой Н. А.] Святочные рассказы. Подп.: Н. П. // «Московский телеграф». 1826. Ч. 12: № 23. С. 103-127; № 24. С. 141-192.
33. Предвестница смерти (Повесть). Подп.: А. // «Московский телеграф». 1825: Ч. 1. № 4. С. 354-377; Ч. 2. № 5. С. 56-74.
34. Пушкин А. С. Полн. собр. соч: В 16 т / Ред. комитет: М. Горький,
Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. Д. Бонч-Бруевич, Г. О. Винокур, А. М. Деборин, П. И. Лебедев-Полянский, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский,
Д. П. Якубович. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1937-1959.
35. Сомов О. М. Оборотень // «Подснежник» на 1829, изданный
Е. В. Аладьиным. Подп.: О. Сомов. СПб., 1829. С. 189-225.
36. Сомов О. М. Оборотень // Сомов О. М. Были и небылицы / Сост., вступ. ст. и примеч. H. Н. Петруниной. М.: Советская Россия, 1984. С. 145-155.
37. Сомов О. М. О романтической поэзии // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. Т 2 / Ред. коллегия: А. А. Аникст, В. Ф. Асмус, К. М. Долгов, А. Я. Зись, М. А. Лифшиц, А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков, М. Ф. Овсянников (председатель); сост., вступ. ст. и примеч. З. А. Каменского. М.: «Искусство», 1974. С. 545-562.
38. Сомов О. М. «Приказ с того света». Подп.: Сомов // «Литературный музеум» на 1827 год, изданный В. В. Измайловым. М., 1827. С. 165-226.
39. Сомов О. М. Приказ с того света // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.): Сборник произведений / Сост. и авторы комментариев А. А. Карпов, Р. В. Иезуитова, М. А. Турьян и др.; авт. вступ. ст. Маркович В. М. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 146-163.
40. Сомов О. М. Сказки о кладах // Сомов О. М. Были и небылицы / Сост., вступ. ст. и примеч. H. Н. Петруниной. М.: Советская Россия, 1984. C. 163¬218.
41. Таинственный вечер. Подп.: Ъ. Ъ. // «Бабочка». 1829: № 5, Января 16. С. 19-20; № 6, Января 19. С. 24; № 7, Января 23. С. 28; № 8, Января 26. С. 31¬32; № 9, Января 30. С. 35-36.
42. [Титов В. П.] Уединенный домик на Васильевском // «Северные цветы» на 1829 год. Подп.: Тит Космократов. СПб., 1828. С. 147-217.
43. Шекспир В. Трагедия о Гамлете, принце Датском [Пер. М. Л. Лозинского] // Шекспир В. Собр. соч.: В 8 т. / Под ред. С. С. Динамова, А. А. Смирнова. Т. 5. М.; Л: Academia, 1936. C. 1-175.
44. Языков Н. М. Свободомыслящая лира: Стихотворения; поэмы; жизнь Николая Языкова по документам, воспоминаниям / Сост. и автор вступит. статьи и примечаний В. В. Афанасьев. М.: Московский рабочий, 1988. С. 209.
II
45. [Белинский В. А.] Кот Мурр. Повесть в четырех частях. Сочинение Э. Т. А. Гофмана. Перевод с немецкого Н. Кетчера. Без подписи // «Отечественные записки», 1840. Т. 12. № 9. С. 6-7.
46. Булгарин Ф. В. Петербургские записки. Письма из Петербурга в Москву к В. А. У (отрывки) // Пушкин в прижизненной критике. Том III: 1831-1833 / Сост., подгот. текста и коммент. А. Ю. Балакина и др.; под общ. ред. Е. О. Ларионовой. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. С. 131-132.
47. [Герцен А.] Гофман. Подп.: Искандер // «Телескоп», 1836. Ч. 33, № 10. С. 139-168.
48. Жанен Ж. Гофман и Паганини [Пер. с фр.] // «Московский телеграф». 1833. Ч. 50, № 8. С. 522-541.
49. Из журнала «Московский телеграф». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» // Пушкин в прижизненной критике. Том III: 1831-1833 / Сост., подгот. текста и коммент. А. Ю. Балакина и др.; под
общ. ред. Е. О. Ларионовой. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. С. 136-137.
50. Из журнала «Телескоп». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» // Пушкин в прижизненной критике. Том III: 1831-1833 / Сост., подгот. текста и коммент. А. Ю. Балакина и др.; под общ. ред. Е. О. Ларионовой. СПб.: Госу-дарственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. С. 132-136.
51. Мармье Кс. Гофман [Пер. с фр.] // «Телескоп». 1833.Ч 16. № 13. С. 93-115.
52. Сомов О. М. Обзор российской словесности за 1828 год // «Северные цветы» на 1829 год. СПб., 1828. С. 86-89.
53. [Сомов О. М.] Ответ на (так названный) ответ Господина Ф. Б
жителю Галерной Гавани. Подп.: Житель Галерной Гавани // «Невский зритель». 1821. Ч. 5 (март). С. 277-279.
54. Скотт В. «О чудесном в романе» (Соч. Вальтера Скотта) // «Сын Отечества», 1829. Ч. 7, № 44. C. 229-245; № 45. С. 288-309; № 46. C. 355-365.
55. Трун И. Э. Т. А. Гофман как музыкант // Отечественные записки. 1840. Т. 9. № 3. С. 1-34.
III
56. А. С. Пушкин. Болдинские рукописи 1830 года: В 3 т. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Авторы-сост. Т. И. Краснобородько, С. Б. Федотова; Вступ. ст. С. А. Фомичев; Пер. вступ. ст. Д. Хикс. СПб.: Альфарет, 2013. Т. 1. Научное описание. 224 с.
57. Акимов Э. Б. «Гробовщик» Пушкина и «Гамлет» Шекспира // «Знание. Понимание. Умение». М.: Московский государственный университет, 2009. № 1. С. 107-113
58. Алексеев М. П. Пушкин и Шекспир // Алексеев М. П. Сравнительно-исторические исследования / АН СССР; Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. С. 240-280.
59. Амбодик-Максимович Н. М. Емвлемы и символы избранные, на российский, латинский, французский, немецкий и аглицкий языки переложенные, прежде в Амстердаме, а ныне во граде св. Петра напечатанные, умноженные и исправленные Нестором Максимовичем-Амбодиком. СПб.: Императорская типография, 1788. LXVIII, 280, [4] с.
60. Балашова И. А. О роли литературных традиций в повести А. С. Пушкина «Гробовщик» // Балашова И. А. Романтическая мифология А. С. Пушкина. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004. С. 152-163.
61. Бахтин М. М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
62. Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы: Сб. статей. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. С. 94-207.
63. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-Классика, 2001. 512 с.
64. Благой Д. Д. Данте в сознании и творчестве Пушкина // Историко-филологические исследования: Сборник статей к 70-летию академика Н. И. Конрада. М.: Наука, 1967. С. 237-246.
65. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. 341 с.
66. Бочаров С. Г. О смысле «Гробовщика» (К проблеме интерпретации произведения) // Контекст. 1973. Литературно-критические исследования. М.: Наука, 1974. С.196- 230.
67. Варнеке Б. В. Построение «Повестей Белкина» // Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Пушкинская комиссия при Отделении гуманитарных наук АН СССР. Л.: Издательство АН СССР, 1930. Вып. 38/39. С. 162-168.
68. Васильев С. Ф. Поэтика реального и фантастического в русской романтической прозе // Проблемы исторической поэтики. Исследования и материалы: Межвуз. сборник. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1990. С. 73-81
69. Вацуро В. Э. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение М., 2002. 544 с.
70. Вацуро В. Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина // Вацуро В. Э. Записки комментатора / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994. С. 29-48.
71. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1941. С. 514-582.
72. Виролайнен М. Н. «Золотой век» как литературный феномен // Пушкинские чтения в Тарту. Пушкинская эпоха и русский литературный канон. Ч. 1. Тар-ту.: Тартуский университет. С. 32-39.
73. Гей Н. К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. М.: Наука, 1989. С. 11-172.
74. Гиппиус В. В. «Повести Белкина» // Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока / Отв. ред. Г. М. Фридлендер. М.; Л.: Наука, 1966. С. 7-45.
75. Глухов В. И. «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии» в их отношении друг к другу // Болдинские чтения: Волго-Вятское книжное издательство. Горький, 1987. С. 153-167.
76. Гукасова А. Г. «Повести Белкина» А. С. Пушкина / Под ред. Н. Л. Бродского. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. 128 с.
77. Григорьева Е. В. Философия фантастического в эстетике Вальтера Скотта // Известия вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2007. С. 8-10.
78. Давыдов С. Веселые гробокопатели: Пушкин и его гробовщик // Пушкин и другие: Сборник статей, посвященный 60-летию со дня рождения С. А. Фомичева / Под. ред. В. А. Кошелева. Новгород: Издательско- полиграфический центр НГУ, 1997. С. 42-51
79. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д. Дюришин. М.: Прогресс, 1979. С. 241.
80. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1914. 206 с.
81. Игнатов С. С. А. Погорельский и Э. Гофман // Русский филологический вестник / изд. под ред. Е. Ф. Карского. 1914. Т. 72. Вып. 1-2 (№ 3-4). С. 249-278.
82. Измайлов Н. В. Фантастическая повесть // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973. С. 134-169.
83. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести (А. А. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-30-х гг. XIX в.). Томск: Издательство Томского университета, 1973. 306 стр.
84. Капитанова Л. А. Жанр повести в творчестве М. П. Погодина (20-30-е годы XIX века): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1980.
85. Кардаш Е. Чем ремесло мое нечестнее прочих?» Из комментария к повести А. С. Пушкина «Гробовщик» // Acta Slavica Estonica XI. Пушкинские чтения в Тарту. 6. Вып. 1. Пушкин в кругу современников. Тарту, 2019. С. 211¬227.
86. Карташова И. В. Романтизм в творчестве Н. В. Гоголя // Русский романтизм / Под ред. проф. Н.А. Гуляева. М., 1974. С. 140-169.
87. Кирилюк З. В. Фольклор в творчестве Ореста Сомова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1965. № 4. С.3-19.
88. Коломиец Г. Г. Философия музыки в «философии искусства» Ф. В. Й. Шеллинга: К вопросу субстанционального бытия музыки // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 8. С. 57-63.
89. Кондратьев Б. Три «жизни» Николая Полевого // Полевой Н. А. Мечты и жизни / Сост., вступ. ст. и примеч. Б. С. Кондратьева. М.: Советская Россия, 1988. С. 3-18.
90. Коровин В. И. О русской фантастической повести // Русская фантастическая повесть эпохи романтизма / Сост., вступ. ст. и примеч. В. И. Коровина. М.: Советская Россия, 1987. С. 5-22.
91. Красникова М. Н. Фольклорная традиция в исторической «Повести о Буслае Новгородце» Н. Полевого // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2010. Т. 12. №5 (3). С. 766-770.
92. Лахманн Р. Дискурсы фантастического (Перевод с немецкого). М.: Новое литературное обозрение. 2009. 384 с.
93. Литературная теория немецкого романтизма / Под ред., со вступ. ст. и коммент. Н.Я. Берковского. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934. 334 с.
94. Лобыцина М. В. Своеобразие фантастической повести 1820 1830-х гг. (Н. В. Гоголь и В. Ф. Одоевский).. М., 1991.
95. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Изд. группа «Прогресс», 1992. 272 с.. М., 1992. С. 220-227.
96. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л.: Художественная литература, 1974. С. 96-152.
97. Максимова М. Ф. Литературная позиция Н. Ф. Павлова: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1995.
98. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя // Манн Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб., 2007. С. 6-352.
99. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. 375 с.
100. Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура: Сборник научных трудов. Л.: Наука, 1987. С. 138-166.
101. Маркович В. М. Дыхание фантазии // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.): Сборник произведений / Сост. и авторы комментариев Карпов А. А., Иезуитова Р. В., Турьян М. А. и др.; авт. вступ. статьи Маркович В. М. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 5-47.
102. Маркович В. М. «Повести Белкина» и литературный контекст // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 13. Л.: Наука. Ленингр. Отделение. 1989. 752 с.
103. Маркович В. М. Русская литература Золотого века: Лекции / Под ред. Е. Н. Григорьевой. СПб.: Издательство «Росток», 2019. С. 391-416.
104. Мизина Н. Н. Интерпретация Н. А. Полевым новеллы Э. Т. А. Гофмана «Маркиза де ла Пивардьер» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров, 2011. № 2. С. 145.
105. Мордовченко Н. И. Русская критика первой четверти XIX века. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. С. 314-375.
106. Мусий В. Б. Оппозиция «свое-чужое» в «Гробовщике» А. С. Пушкина // Болдинские чтения. Нижний Новгород: БегемотНН, 2013. С. 173-181.
107. Назиров Р. Г. О месте В. Ф. Одоевского в русской литературе // «Назировский архив». 2017. № 4 (18). С. 12-54.
108. Овчарова П. И. «Повести Белкина» Пушкина как книга новелл // Вопросы биографии и творчества А. С. Пушкина: Межвузовский тематический сборник. Калинин: Калининский государственный университет, 1979. С. 52-72.
109. Орлова С. М., Попова И. В. Трансформация образа шута в английской литературе // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 1-10.
110. Пахсарьян Н. Т. Романическая проза Теофиля Готье: между реальностью и воображением // Готье Т. Романическая проза: В 2 т. Т. I: Фортунио. Царь Кандавл. Невинные распутники. Милитона. Двое на двое / Теофиль Готье; пер. с фр.; изд. подгот. Н. Т. Пахсарьян, Е. В. Трынкина. М.: Ладомир: Наука, 2012. С. 521-550.
111. Полякова А. А. «Якутский» альманах А. А. Бестужева как финансовый проект (1829). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019, 16 (1). С. 115-126.
112. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. I. Ч. 1, 2. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1913.
113. Сахаров В. И. Еще о Пушкине и В. Ф. Одоевском // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979. Т. 9. С. 224- 230.
114. Семибратова И. В. Типология фантастики в русской прозе 30-40-х годов XIX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1973. 20 с.
115. Сорочан А. Ю. От «Святочных рассказов» к «Повести о Буслае Новгородце»: первая историческая повесть Н. А. Полевого // Историко-литературный сборник. Тверь, 2006. Вып. 4. С. 108-113.
116. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перев. с франц. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.
117. Тюпа В. И. К изучению юмора «Повестей Белкина» // Проблемы современного пушкиноведения: Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 70-летию Е. А. Маймина. Псков: Псковский государственный педагогический институт, 1991. С. 61-75.
118. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Литературный факт / Вступ. ст., коммент. В. И. Новикова, сост. О. И. Новиковой. М.: Высшая школа,1993. С. 137-148.
119. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю. Н. Литературный факт / Вступ. ст., коммент. В. И. Новикова, сост. О. И. Новиковой. М.: Высшая школа,1993. С. 23-121.
120. Узин B. C.О повестях Белкина: Из комментариев читателя. Пб.: Аквилон, 1924. 70 с.
121. Филонов Е. А. «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя: оправдание вымысла как событие // XLII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, 11-16 марта 2013 г.: Избранные труды. С. 324-332.
122. Фокин П. Е. Морфология «сна с размытыми границами» в повестях
A. С. Пушкина // Внимая звуку струн твоих...: Сборник статей / Сост.
B. И. Грешных. Калининград: Фонд культуры, 1992. С. 48-59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ