СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ЭКСПЕРТНО-ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЗАКУПОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА 7
1.1. Структура рынка искусства 7
1.2. Законодательное регулирование закупок произведений искусства 8
1.2.1. Заключение контракта на создание произведений литературы и искусства 8
1.2.2. Заключение контракта на поставку музейных предметов и коллекций,
включенных в состав негосударственной части Музейного Фонда 9
1.3. Организация закупочной деятельности Государственного Эрмитажа 11
1.4. Вывод 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА 14
2.1. Основания экспертной оценки произведений искусства 14
2.2. Российская практика оценки объектов искусства 14
2.3. Международная практика оценки объектов искусства 17
2.4. Эмпирические исследования в области оценки произведений искусства 19
2.4.1. Исследование характеристик автора 20
2.4.2. Исследование характеристик произведения 22
2.5. Вывод 24
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 25
3.1. Структура данных 25
3.2. Моделирование 28
3.2.1. Построение предсказательной модели 31
3.2.2. Практическое применение модели 33
3.3. Вывод 35
ВЫВОД 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТРУКТУРА ДАННЫХ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЛИНЕЙНОЙ РЕГРЕССИИ 49
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЗАКУПОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА 7
1.1. Структура рынка искусства 7
1.2. Законодательное регулирование закупок произведений искусства 8
1.2.1. Заключение контракта на создание произведений литературы и искусства 8
1.2.2. Заключение контракта на поставку музейных предметов и коллекций,
включенных в состав негосударственной части Музейного Фонда 9
1.3. Организация закупочной деятельности Государственного Эрмитажа 11
1.4. Вывод 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА 14
2.1. Основания экспертной оценки произведений искусства 14
2.2. Российская практика оценки объектов искусства 14
2.3. Международная практика оценки объектов искусства 17
2.4. Эмпирические исследования в области оценки произведений искусства 19
2.4.1. Исследование характеристик автора 20
2.4.2. Исследование характеристик произведения 22
2.5. Вывод 24
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 25
3.1. Структура данных 25
3.2. Моделирование 28
3.2.1. Построение предсказательной модели 31
3.2.2. Практическое применение модели 33
3.3. Вывод 35
ВЫВОД 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТРУКТУРА ДАННЫХ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЛИНЕЙНОЙ РЕГРЕССИИ 49
В представленной работе рассматривается процесс закупки произведений искусства государственным музеем. Особое внимание уделяется процессу оценки стоимости объекта закупки Экспертно-закупочной комиссией.
Для обоснования актуальности работы необходимо описать исторический контекст. Несмотря на то, что существуют различные точки зрения на возможность продажи произведений искусства в периоды экономической и политической нестабильности, позиция советской власти в этом вопросе была однозначной. После революции экспонаты из хранилищ различных музеев России распродавались, а вырученные деньги собирались "для благосостояния страны, импорта необходимого нашей промышленности оборудования, укрепления курса нашей валюты." и проч.
Музеям, в том числе Эрмитажу, спускали план, по которому было необходимо передать произведения на продажу. Так, например, в одном только 1928 году для продажи из коллекции Государственного Эрмитажа были отобраны 471 предмета: 46 золотых табакерок с камнями, 14 шпалер, 37 картин, 133 гравюры. В пик экспорта произведений искусства заграницу, в одном только 930 году, было продано 577 тысяч предметов [Кравецкий, 2017].
Сложно точно оценить сколько ценных экспонатов и национального достояния было утрачено. Именно поэтому, Концепция развития музейного дела в российской федерации на период до 2030 года одной из своих целей устанавливает сохранение и пополнение Музейного фонда Российской Федерации как важнейшего ресурса развития культуры России, основы культурной идентификации и единства российского общества.
Сегодня музеи активно занимаются расширением музейного фонда посредством государственных закупок. Экспертно-закупочная комиссия определяет какие предметы пополнят коллекцию и за какую стоимость стоит их закупать. Однако, не всегда эксперты безошибочно способны определить цены на искусство.
В 2012 году против искусствоведа Елены Баснер было заведено уголовное дело. Специалиста обвинили в мошенничестве при продаже подделки картины русского модерниста Бориса Григорьева «В ресторане» [13]. Специалист ошиблась в оценке подлинности и цены картины.
Интересно, что экспертиза Государственного Русского Музея изначально подтвердила подлинность картины, но позже выяснилось, что оригинал хранится в запасниках с 1983 года.
Итак, цель данной работы - подготовить рекомендации для Экспертно-закупочной комиссии государственного музея по совершенствованию процесса оценки и закупок произведений искусства.
В связи с особенностями оценки подобных предметов возникает проблема: сложность в определении справедливой цены произведения из-за большого числа факторов, влияющих на формирование стоимости, а также субъективности самого процесса. Для того чтобы достичь поставленной цели и разработать рекомендации музею, поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности и проблемы законодательного регулирования закупок произведений искусства.
2. Описать процесс работы ЭФЗК (Экспертной фондово-закупочной комиссии) на примере Государственного Эрмитажа.
3. Структурировать методологические основы оценки произведений искусства
4. Выявить факторы, влияющие на формирование стоимости произведения искусства.
5. Построить модель предсказания цены произведения живописи.
6. Подготовить рекомендации.
Первая глава работы посвящена рассмотрению законодательного регулирования закупок объектов искусства и антиквариата. Исследована роль государства на рынке искусства и описана работа экспертной фондово-закупочной комиссии.
Во второй главе приводится методология работы оценщиков, как российских, так и зарубежных. Выявлены сложности в их работе, предложены возможности совершенствования методов.
В третьей главе описано эмпирическое исследование, которое направлено на выявление факторов, значимых при оценке стоимости картин, а также строится предсказательная модель на основе деревьев решений. Далее предлагается практическое применение результатов моделирования.
В заключение, по результатам теоретической и эмпирической частей работы предлагаются рекомендации для совершенствования работы Экспертно-закупочной комиссии.
Для обоснования актуальности работы необходимо описать исторический контекст. Несмотря на то, что существуют различные точки зрения на возможность продажи произведений искусства в периоды экономической и политической нестабильности, позиция советской власти в этом вопросе была однозначной. После революции экспонаты из хранилищ различных музеев России распродавались, а вырученные деньги собирались "для благосостояния страны, импорта необходимого нашей промышленности оборудования, укрепления курса нашей валюты." и проч.
Музеям, в том числе Эрмитажу, спускали план, по которому было необходимо передать произведения на продажу. Так, например, в одном только 1928 году для продажи из коллекции Государственного Эрмитажа были отобраны 471 предмета: 46 золотых табакерок с камнями, 14 шпалер, 37 картин, 133 гравюры. В пик экспорта произведений искусства заграницу, в одном только 930 году, было продано 577 тысяч предметов [Кравецкий, 2017].
Сложно точно оценить сколько ценных экспонатов и национального достояния было утрачено. Именно поэтому, Концепция развития музейного дела в российской федерации на период до 2030 года одной из своих целей устанавливает сохранение и пополнение Музейного фонда Российской Федерации как важнейшего ресурса развития культуры России, основы культурной идентификации и единства российского общества.
Сегодня музеи активно занимаются расширением музейного фонда посредством государственных закупок. Экспертно-закупочная комиссия определяет какие предметы пополнят коллекцию и за какую стоимость стоит их закупать. Однако, не всегда эксперты безошибочно способны определить цены на искусство.
В 2012 году против искусствоведа Елены Баснер было заведено уголовное дело. Специалиста обвинили в мошенничестве при продаже подделки картины русского модерниста Бориса Григорьева «В ресторане» [13]. Специалист ошиблась в оценке подлинности и цены картины.
Интересно, что экспертиза Государственного Русского Музея изначально подтвердила подлинность картины, но позже выяснилось, что оригинал хранится в запасниках с 1983 года.
Итак, цель данной работы - подготовить рекомендации для Экспертно-закупочной комиссии государственного музея по совершенствованию процесса оценки и закупок произведений искусства.
В связи с особенностями оценки подобных предметов возникает проблема: сложность в определении справедливой цены произведения из-за большого числа факторов, влияющих на формирование стоимости, а также субъективности самого процесса. Для того чтобы достичь поставленной цели и разработать рекомендации музею, поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности и проблемы законодательного регулирования закупок произведений искусства.
2. Описать процесс работы ЭФЗК (Экспертной фондово-закупочной комиссии) на примере Государственного Эрмитажа.
3. Структурировать методологические основы оценки произведений искусства
4. Выявить факторы, влияющие на формирование стоимости произведения искусства.
5. Построить модель предсказания цены произведения живописи.
6. Подготовить рекомендации.
Первая глава работы посвящена рассмотрению законодательного регулирования закупок объектов искусства и антиквариата. Исследована роль государства на рынке искусства и описана работа экспертной фондово-закупочной комиссии.
Во второй главе приводится методология работы оценщиков, как российских, так и зарубежных. Выявлены сложности в их работе, предложены возможности совершенствования методов.
В третьей главе описано эмпирическое исследование, которое направлено на выявление факторов, значимых при оценке стоимости картин, а также строится предсказательная модель на основе деревьев решений. Далее предлагается практическое применение результатов моделирования.
В заключение, по результатам теоретической и эмпирической частей работы предлагаются рекомендации для совершенствования работы Экспертно-закупочной комиссии.
В представленной работе проведено исследование основных особенностей деятельности Экспертно-закупочной комиссии государственного музея: рассмотрено законодательное регулирование и существующие методологии оценки стоимости произведения искусства.
Эмпирическая часть выпускной квалификационной работы позволила выделить основные параметры произведений живописи, влияющие на формирование цены. Построена модель предсказания экспертных оценок и разработан веб-интерфейс для экспертов.
Проведенный анализ, а также интервью с искусствоведом позволили выделить следующие рекомендации для совершенствования работы Экспертно-закупочной комиссии.
Рекомендация 1. Законодательно закрепить основные методологические шаги оценки стоимости произведений искусства.
В современной российской и международной практике, к сожалению, не существует законодательно закрепленной процедуры оценки стоимости произведения искусства - текущие документы носят исключительно рекомендательный характер (см. Методические рекомендации Системы стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [9]), что дает возможность возникновению необъективных или некачественных оценок.
Закрепление основных методологических шагов оценки объектов искусства поможет сделать процесс работы Экспертно-закупочной комиссии более прозрачным, так как текущие нормативно-правовые акты регулируют лишь административную часть деятельности.
Рекомендация 2. Внедрить инструмент поддержки принятия решений Экспертно-закупочной комиссией.
Решения Экспертно-закупочной комиссии принимаются коллегиально, посредством открытого голосования. Подобная форма принятия решений может повлиять на эффективность расходования бюджетных средств, за счет которых осуществляются закупки для пополнения музейных коллекций. Отношения внутри коллектива, харизма и другие субъективные факторы могут склонить эксперта к принятию того или иного решения при голосовании.
Во избежание возникновения неточностей и ошибок в связи с человеческим фактором при принятии решения о закупках рекомендуется внедрить автоматизированный механизм поддержки принятия решений, описанный в данной работе. Искусствоведам может быть предложено сравнивать полученные оценки с результатами модели для получения наиболее точных результатов и отсеивания завышенных по цене предложений.
Рекомендация 3. Автоматизировать процесс определения страховой стоимости музейных предметов.
В-третьих, помимо оценки произведений искусства в процессе закупки, на плечи Экспертно-закупочной комиссии музея ложится задача определения страховой стоимости музейных предметов. При этом страховые оценки пересматриваются для каждой временной выдачи музейных предметов с учетом существующих средних цен на мировом рынке искусства.
В случае Государственного Эрмитажа, с обширным фондом (порядка трех миллионов экспонатов) и большим количеством экспозиций подобная оценка требует больших трудозатрат экспертов. Именно поэтому применение автоматизированного механизма определения стоимости объекта позволит получать оценки более оперативно и точно, что сократит затраты музея на операционную деятельность.
Эмпирическая часть выпускной квалификационной работы позволила выделить основные параметры произведений живописи, влияющие на формирование цены. Построена модель предсказания экспертных оценок и разработан веб-интерфейс для экспертов.
Проведенный анализ, а также интервью с искусствоведом позволили выделить следующие рекомендации для совершенствования работы Экспертно-закупочной комиссии.
Рекомендация 1. Законодательно закрепить основные методологические шаги оценки стоимости произведений искусства.
В современной российской и международной практике, к сожалению, не существует законодательно закрепленной процедуры оценки стоимости произведения искусства - текущие документы носят исключительно рекомендательный характер (см. Методические рекомендации Системы стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [9]), что дает возможность возникновению необъективных или некачественных оценок.
Закрепление основных методологических шагов оценки объектов искусства поможет сделать процесс работы Экспертно-закупочной комиссии более прозрачным, так как текущие нормативно-правовые акты регулируют лишь административную часть деятельности.
Рекомендация 2. Внедрить инструмент поддержки принятия решений Экспертно-закупочной комиссией.
Решения Экспертно-закупочной комиссии принимаются коллегиально, посредством открытого голосования. Подобная форма принятия решений может повлиять на эффективность расходования бюджетных средств, за счет которых осуществляются закупки для пополнения музейных коллекций. Отношения внутри коллектива, харизма и другие субъективные факторы могут склонить эксперта к принятию того или иного решения при голосовании.
Во избежание возникновения неточностей и ошибок в связи с человеческим фактором при принятии решения о закупках рекомендуется внедрить автоматизированный механизм поддержки принятия решений, описанный в данной работе. Искусствоведам может быть предложено сравнивать полученные оценки с результатами модели для получения наиболее точных результатов и отсеивания завышенных по цене предложений.
Рекомендация 3. Автоматизировать процесс определения страховой стоимости музейных предметов.
В-третьих, помимо оценки произведений искусства в процессе закупки, на плечи Экспертно-закупочной комиссии музея ложится задача определения страховой стоимости музейных предметов. При этом страховые оценки пересматриваются для каждой временной выдачи музейных предметов с учетом существующих средних цен на мировом рынке искусства.
В случае Государственного Эрмитажа, с обширным фондом (порядка трех миллионов экспонатов) и большим количеством экспозиций подобная оценка требует больших трудозатрат экспертов. Именно поэтому применение автоматизированного механизма определения стоимости объекта позволит получать оценки более оперативно и точно, что сократит затраты музея на операционную деятельность.



