Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективные GR-стратегии частных компаний и госкорпораций в освоении Арктической зоны Российской Федерации

Работа №128615

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА GOVERNMENT RELATIONS В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
1.1. Government relations: понятие, сущность, предпосылки формирования и правовое регулирование 8
1.2. Этапы институциализации деятельности в сфере GR 17
1.3. Модели взаимодействия государства и бизнес-структур 22
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ АРКТИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ 28
2.1. Социо-экономическое и политическое значение Арктического региона для Российской Федерации 28
2.2. Направления и масштаб деятельности государственных корпораций в Арктической зоне Российской Федерации 38
2.3. Сферы деятельности частных компаний в российской Арктике 44
ГЛАВА 3. GR В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ» И ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ 51
3.1. GR-технологии в деятельности Государственной корпорации «Росатом» 51
3.2. GR-технологии в деятельности частных компаний 57
3.3. Эффективные GR-технологии и стратегии частных компаний и государственной корпорации «Росатом» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Актуальность темы исследования. Мир динамичен, он меняется, совершенствуется, усложняется. Каждый год, месяц, день в нашу жизнь врываются новые, всё более сложные и совершенные технологии, нацеленные, прежде всего, на улучшение и упрощение нашей жизни. Однако, вместе с ними, неизбежно, появляются и новые вызовы, опасности, угрозы.
С начала XXI века минуло два десятилетия и, казалось бы, прекрасное, стабильное время процветания и гармонии медленно, но верно идёт к своему логическому завершению. Перед человечеством стоит проблема глобального выживания, возникли угрозы исчерпания ресурсов, нехватки пресной воды и пищи.
В этой связи освоение арктического региона вызывает всё больший интерес как со стороны государств, расположенных в Арктике, так и иных заинтересованных стран (Индия, Китай, Корея, Сингапур, Эстония и иные). Всё чаще в арктических процессах участвуют крупные государственные компании, зачастую перенимающие функции государства как в традиционных для них сферах промышленности и добычи полезных ископаемых, так и осваивая новые, например, социальную.
Арктика - уникальный регион, который по праву может называться цивилизационным резервом всего человечества. Россия обладает огромными пространствами в Арктической зоне (почти 3 млн кв. км, из которых более 2,2 млн кв. км суши с численностью населения около 2,5 млн человек, что составляет более половины населения всей Арктики)1.
Освоение Арктической зоны имеет и стратегическое значение для Российской Федерации, так как оно неразрывно связано с развитием транспортной инфраструктуры региона, главным маршрутом которого, безусловно, является Северный морской путь (далее - СМП). С точки зрения геополитической повестки особенно важно отметить географическое расположение СМП, позволяющие существенно сократить сроки доставки грузов, а значит и издержки, связанные с этим2.
В Арктике соединяются интересы государства, государственных корпораций и бизнеса от оборонных до социальных, от политических до экономических, а потому особое значение приобретают практики согласования интересов всех участников освоения региона, формирование специфики GR-деятельности, характерной для рассматриваемого региона.
Степень разработанности темы исследования. Концепции, описывающие формы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и частных (бизнес) структур описаны в работах: А. Бентли3, Р. А. Даля4, Д. Трумена5, Ф. Шмиттера6, П. Бемхагена7, П. Боуэна8, Т. Гранта9, Р. Гросса10, Д. Коэна11, и др.
Среди российских авторов, обращавшихся к исследуемой теме следует назвать Е. А. Дорину12, Е. А. Королева13, К. Ю. Кисель14, С. П. Перегудова15, А. И. Попандопуло16 и др.
Институты GR анализируются в работах А. Н. Болговой17, Т. А. Кулаковой18, Д. О. Матвеенкова19, А. В. Павроза20, Н. З. Почхуа21, Л. Н. Тимофеевой22, П. А. Толстых23 и др.
Исследование вопросов формирования Арктической политики РФ нашло отражение в работах отечественных и зарубежных учёных, таких как: А. В. Сбойчакова24, А. А. Кравчук25, А. К. Несоленая26, Д. С. Чумаков27, А. Г. Тарасов28, Н. Д. Найдёнов29, С. Н. Большаков30, Л. В. Ларченко31, А. С. Матвеев, О. А. Матвеев32, А. И. Соловьев33 и др.
Объект исследования - эффективность Governmental Relations (GR) как особого института социального взаимодействия бизнес-структур, в том числе государственных корпораций, участвующих в освоении Арктической зоны Российской Федерации, и органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов.
Предмет исследования - формы и механизмы обеспечения интересов государственных корпораций и частных организаций (бизнеса) в ходе освоения Арктической зоны Российской Федерации.
Целью исследования является изучение специфики института GR и исследование его основных форм, механизмов, направлений, тенденций и перспектив развития применительно к деятельности государственных корпораций и бизнеса при выстраивании отношений с государственными институтами Российской Федерации различного уровня, а также муниципальными органами и организациями.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия GR и рассмотреть общественно-политические предпосылки становления его как особой формы социального взаимодействия;
• проанализировать существующие модели взаимодействия частного бизнеса, госкорпораций и государства, а также характер развития институтов GR в каждой из моделей;
• на основе проведенного анализа определить эффективные стратегии GR, которые могут использоваться для продвижения интересов частного бизнеса и госкорпораций в Арктической зоне Российской Федерации.
Методология исследования. Комплексный и междисциплинарный характер темы исследования обусловил и избрание соответствующего методологического инструментария, в рамках которого были применены сравнительный, системный, нормативный подходы, использованы структурно-функциональный и институциональный анализы, теория принятия решений, коммуникативная и сетевая теории, концепты координационного государства и публичной политики.
Помимо указанных в исследовании применены общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция и индукция, использованы статистические данные экспертных и рейтинговых опросов, проведён мониторинг сети Интернет и СМИ, использован метод «case study».
Структура работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Искусство выстраивания отношений между государством и различными заинтересованными акторами, как мы убедились в ходе настоящего исследования, уходит своей историей в глубь веков. Как только зародилось государство, так вместе с ним появилась и необходимость в коммуникации, отстаивании интересов отдельного человека, объединения людей, организаций.
К настоящему времени указанные процессы формализовывались (институционализировались), получали свои определения, правила, сформировалось и отношение общества к ним. GR, зародившись в форме лоббизма, в наши дни всё ещё нередко отождествляется с последним. В этой части нами был сделан ряд выводов, касающихся перспектив развития GR- деятельности в современной России.
Во-первых, значительной проблемой, препятствующей развитию «здоровой» GR-деятельности в России, является отсутствие её правовой регламентации. Хотя в ряде субъектов имеются нормативные правовые акты, устанавливающие правила ведения лоббизма, они точечны, не охватывают всех возможных аспектов деятельности, а также не включают как такового понятия GR, что отчасти способствует дальнейшему отождествлению названных видов деятельности.
Во-вторых, полагание GR и лоббизма в отечественной политической практике как суть тождественных социально-политических и управленческих технологий, приводит к маргинализации деятельности, ставя её на самую грань законности, формируя в обществе негативное восприятие GR, что не соответствует его содержанию. Ввиду отсутствия государственного регулирования возможным (но всё же временным) решением сложившейся проблемы может стать принятие общественных стандартов, формируемых и принимаемых на уровне саморегулируемых организаций, объединений или иных институций гражданского общества.
С целью выявления основных тенденции по изменению роли государства, что прежде всего связано с давлением над ним международных институций и, как следствие, уменьшением возможностей по финансовому обеспечению собственных социальных обязательств перед населением, был применён концепт координационного государства. На основании координационной модели построения государства сделан вывод о складывании в России процессов построения государственного капитализма, в ходе которого государственным корпорациям частично передаются государственные функции.
В рамках второй главы автором были рассмотрены вопросы, касающиеся развития Арктической зоны Российской Федерации.
Современное развитие Арктической зоны РФ в частности и Арктики в целом указывает нам на чрезвычайную значимость и важность региона. Значительные человеческий, ресурсный, логистический потенциал Арктики привлекает и иные государства (КНР, Сингапур, Индия, Австралия и иные). Важно понимать оборонное и стратегическое значение региона для РФ, ведь Арктика - наша самая протяжённая граница, на которой сосредоточено столь много различных интересов.
Был выявлен явный перекос как в вопросах финансирования, так и обустройства социальной инфраструктуры, в сторону западных регионов Арктики (Ямало-Ненецкого автономного округа, Мурманской области, Ненецкого округа). Особенную обеспокоенность вызывают низкие (а порой и отрицательные) темпы роста экономики Чукотского автономного округа, а, следовательно, его социальной сферы.
Отмечен интерес крупного бизнеса к инвестированию в развитие территории российской Арктики. Специфическим элементом выстраивания отношений между бизнесом и иными заинтересованными акторами в Арктике является включение в процесс как отдельного актора КМНС. Названный фактор имеет важное имиджевое значение для компаний (как в России, так и за рубежом), обеспечивает легитимность деятельности компании на территории присутствия (в случае её совпадения с территорией традиционного проживания КМНС). В тоже самое время выстраивание отношений с КМНС определено как значимое и по отношению к деятельности Росатома.
В третьей главе нами рассмотрена специфика GR-технологий, применяемым государственными корпорациями и частными организациями при освоении Арктики.
GR-технологий были рассмотрены нами на четырёх уровнях: международном (межгосударственном); федеральном; региональном; муниципальном.
На всех четырёх уровнях отмечена последовательная работа государственной корпорации по выстраиванию долгосрочных отношений с представителями каждого из уровней.
На международном (межгосударственном) уровне GR-отношений отмечено одновременное отстаивание госкорпорацией собственных интересов (получение больших прибылей, заключение новых контрактом и иное), а также интересов России в рамках выполнения Росатомом полномочий официального представителя РФ в международных сношениях по вопросам атомной отрасли и СМП.
На федеральном уровне отмечено влияние на принятие государственных решений в части поддержки проектов госкорпорации за счёт воздействия членов руководства, одновременно занимающих должности государственной службы Российской Федерации.
При рассмотрении отношений с администрациями регионов (субъектов) наиболее распространёнными технологиями GR мы можем ответить деятельность в рамках КСО и заключение соглашений о развитии территорий, инвестициях в регион.
Не менее заслуживающим внимания следует полагать уровень непосредственного взаимодействия с населением территории (муниципальный уровень). Как мы уже отмечали ранее, особое значение здесь занимают КМНС. Сохранение их традиционного уклада, участие в программах по компенсации нанесённого промышленной деятельностью экологического ущерба и иное, всё это не только вопросы построения благоприятного имиджа госкорпорации, но и сохранения человеческого капитала Арктики.
В этой связи проведено сравнение стратегий и технологий GR государственных корпораций и частных компаний. Под влиянием вкрапления элементов госкапитализма в практику управления хозяйственной (экономической) жизни в связи с усилением санкционного режима развитых стран, повышается роль государства как координатора развития, активизируются публичные взаимодействия различных акторов.
Не только Росатом, но и бизнес сосредотачивает свои интересы на реализации крупных внутрироссийских проектов (развитие СМП, строительство терминалов СПГ и иное). Остаётся насущной необходимостью выстраивание отношений с международными и межгосударственными организациями (в первую очередь, занимающихся регулированием отраслевых вопросов, касающихся деятельности той или иной организации). Большое значение в этом аспекте имеют приверженность к принципам открытости, прозрачности и подотчетности как контролирующим организациям, так и местному населению.
Для обеспечения лояльности населения на территориях ведения бизнеса (территориях присутствия) развивается инфраструктура, социальная и культурная сферы.
Выделены особенности, присущие для каждого из типов рассматриваемых организаций:
Для частных организаций характерным является выстраивание отношений с федеральным и региональным уровнями власти через бизнес- ассоциации «Деловая Россия», РСПП, ОПОРА, важны и стабильные отношения с торгово-промышленными палатами Российской Федерации и её субъектов. Бизнес в Арктике при реализации дорогостоящих и долгосрочных проектов нуждается в софинансирования со стороны государства.
Росатом в указанном контексте занимает более выгодное положение нежели частные организации. Персональный состав его наблюдательного совета, встроенность корпорации в механизм государства, всё это - залог успеха GR-деятельности.
Основные выводы работы:
• происходит трансформация модели сугубо вертикальной коммуникации государства и бизнеса к модели динамической вертикально-сетевой, которая соответствует координационной роли государства, за счёт включения различных акторов публичного управления и профессиональных сообществ, включённых в инновационные крупные проекты;
• всё большее значение приобретите принадлежность к акторам, участвующим в выполнении геополитических и экономически конкурентоспособных задач и проектов, имеющих государственное значение, что обеспечивает включение в постоянные коммуникации лиц, принимающих решения на уровне государства;
• обладание госкорпорацией уникальными и «прорывными» технологиями, обеспечивает конкурентоспособность на мировом рынке;
• государство сегодня готово использовать гибкие инструменты регулирования в результате плотного диалогового коммуникативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами;
• в целях решения публичных задач создаются публичные площадки для организации постоянного диалога государственных органов и органов муниципального управления, ассоциаций бизнеса и гражданского общества;
• хозяйствующие субъекты принимают активное участие в повышении качества и уровня жизни населения на территориях присутствия, в том числе создание новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях (ЖКХ, инфраструктура, информационная инфраструктура и информационные технологии, образовательные проекты, экологические мероприятия, локальный туризм и иное);
• используемые GR-стратегии и GR-технологии эффективны за счёт разнообразия многоуровневых постоянных коммуникаций с широким кругом агентов, принимающих участие в принятии решений;
• необходимость использования стратегий GR госкорпорациями и частными компаниями формируется с учётом объективных факторов (история организации, форма собственности, место на рынке за счёт обладания уникальными знаниями и технологиями и иное);
• для осуществления эффективного GR-взаимодействия в условиях Арктики, особенно при участии частных компаний в реализации крупных национальных проектов, необходимо формирование современных актуальных компетенций для GR-специалистов (междисциплинарность знаний, владение «цифровыми» компетенциями, понимание биосоциальных особенностей региона и иное).


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 июля 2020 года.
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» (ред. от 7 апреля 2020 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 3 декабря 2007, № 49, ст. 6078.
3. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2018 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 8 мая 2006, № 19, ст. 2060.
4. Федеральный закон от 31 июля 1998 года 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2020 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 3 августа 1998, № 31, ст. 3833.
5. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 30 декабря 2020 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 15 января 1996, № 3, ст. 145.
6. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 октября 2020 года.
7. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 марта 2020 года.
8. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 5 декабря 2016, № 49, ст. 6886.
9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 4 января 2016, № 1 (часть II), ст. 212.
10. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (ред. от 5 марта 2020 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 5 мая 2014, № 18 (часть I), ст. 2136.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 года № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации”» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 апреля 2021 года.
12. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года № Пр-1969) // Российская газета, 30 марта 2009, № 53п.
13. Закон Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» // Правовые акты Краснодарского края [Электронный ресурс]. - URL: https://krasnodarpravo.ru/zakon/1995-06-06-n-7-kz/ (дата обращения: 19 февраля 2021 года).
14. Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» // Собр. законодательства Союза ССР, 1926, № 32, ст. 203.
15. Lobbying Disclosure Act of 1995 // United States Code, Title 2, § 1601.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ