ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Откровенность общения: сущность понятия, его представление в речи 12
1.1. Понятие «откровенность» 12
1.2. Речевые жанры откровенности общения 24
1.2.1. Признание 28
1.2.2. Исповедь 31
1.2.3. Разговор по душам 33
1.3. Диалог и речевая структура художественного текста 36
1.3.1. Типы повествования 36
1.3.2. Диалог 38
1.3.3. Внутренняя речь 42
Выводы 45
Глава II. Типы диалогов, проявляющих откровенность общения, и языковые средства её реализации 47
2.1. Диалог, проявляющий откровенность как правду о себе 47
2.1.1. Исповедь в диалогическом общении 47
2.1.2. Нарратив-воспоминание 56
2.2. Диалог, проявляющий откровенность как правду о собеседнике 68
2.2.1. Консентный тип. Доверительная беседа 68
2.2.2. Конфликтный тип. Речевая агрессия 73
2.3. Диалог, проявляющий откровенность как правду о 3-м лице и событии 77
2.4. Диалог, проявляющий правду отношений в подтексте («избегание откровенности») 87
Выводы 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
Приложение А. Роман «На солнечной стороне улицы»: особенности поэтики 107
Приложение Б. Картотека отрывков из романа, проявляющих откровенность общения 108
Общение занимает важнейшее место в числе ценностей русской культуры. Данное исследование посвящено неофициальному общению в семейной и дружеской сферах, а именно - диалогу, который сопровождается признаком откровенности. «Доминантные черты русского коммуникативного поведения в наиболее полной мере выражаются в неформальной обстановке, которая характеризуется свободой индивидуальных проявлений, не сковывает человека рамками социальных ритуалов» [Борисова, Данилин и др., 2018: 4].
Понятие «откровенность» кажется хорошо проработанным и широко отраженным в различных толковых словарях, однако при этом в них не существует однозначности толкования, часто даются подробности содержательного характера, семантика которые трактуется через широкий ряд синонимов. Откровенность толкуется через целый ряд близких, смежных понятий - открытость, доверие, чистосердечие, искренность, правдивость, прямодушие, прямолинейность, прямоту, честность и др. [Даль, 2001; Ефремова, 2000; Ожегов, Шведова, 2003; Кутина, Сорокин, 2007; Шведова ТСРЯсВСОПС, 2008]. Используемые в дефинициях синонимические замены не придают ясности толкованию откровенности, часто лишь размывая ядерное понятие.
В последнее десятилетие к исследованию такой важной категории в межличностной коммуникации как откровенность обратились современные лингвисты (Н. Н. Панченко, М. М. Наумова, С. Ю. Данилов). Материалом для их наблюдений служат в основном тексты СМИ (различного рода интервью, публицистические тексты, публикации интернет-сайтов и интернет-форумов), встречаются примеры анализа из художественной литературы, словарей, Национального корпуса русского языка и записи живых диалогов. Несмотря на ряд важных положений, вынесенных исследователями, поле для размышлений над категорией откровенности в общении остается достаточно открытым, в частности в вопросе языковых средств, маркирующих откровенность общения и самого понятия «откровенность».
В нашей работе используется материал художественного текста, в котором нашли отражение ситуации откровенного общения. Творчество Дины Ильиничны Рубиной давно завоевало читательский интерес, стало объектом анализа критиков и литературоведов. Роман «На солнечной стороне улицы» (2006 г.), создававшийся на протяжении 26 лет, получил премию «Большая книга». Работы по изучению данного произведения принадлежат таким исследователям как [В. Курбатов, 2007; М. А. Черняк, 2007; В. Муратханов, 2008; Н. В. Алексеева, 2010, 2011; Т. Н. Бреева, 2012; О. П. Гусева, 2013; А. А. Бабаева, 2016; А. С. Афанасьев, 2018 и др.]. Выбор произведения в качестве материала в нашей работе объясняется и тем, что в романе не только содержатся текстовые фрагменты, иллюстрирующие проявления откровенности в межличностном общении, но и сам роман отвечает тенденции «новой искренности»1 в литературе, что, в свою очередь, органично сочетается с проявлениями «откровенности» как ценной категории межличностного общения.
В жизни всегда возникают ситуации, когда откровенность облегчает душу, помогает разобраться в себе, отрефлексировать какой-то этап своей жизни. Откровенность, как правило, носит исповедальный характер. Кроме того, откровенность может быть связана с потребностью в совете по поводу той или иной ситуации частной (интимной) жизни человека. В структуре художественного текста такие ситуации служат средством создания образа героя, выражения значимых смыслов произведения. Писатель, наделяя речь героев теми или иными особенностями, раскрывает характер и индивидуальность действующих лиц, представляя их речевое поведение. В художественных диалогах, как и при живом общении, языковые средства употребляются в определенных ситуациях, с определенными интенциями и с определенной эмотивной модальностью.
Цель работы заключается в выявлении речевых особенностей и языковых средств, реализующих откровенность диалогического общения в художественном произведении - романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• исследовать научную литературу и на ее основе выработать принципы и подходы к анализу материала;
• охарактеризовать сущность понятия «откровенность» общения, пользуясь имеющейся словарной и лингвистической литературой;
• рассмотреть ситуации откровенного общения, изображенные в романе Д. И. Рубиной, выявить корпус семейных и дружеских диалогов, отмеченных откровенностью общения;
• проследить способы реализации в речи откровенности в соотнесении с определенными речевыми жанрами и ситуациями общения,
• охарактеризовать стилистические, семантические и функциональные особенности языковых средств, выражающих откровенность в дружеском и семейном общении;
• показать связь откровенного речевого поведения героев с формированием их образов и важных смысловых компонентов в структуре анализируемого романа.
Объект исследования - откровенность, проявленная в речевой организации семейных и дружеских диалогов в романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Предмет исследования - языковые средства, выражающие откровенность в общении, и особенности их функционирования в семейном и дружеском диалогах в романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Материал исследования представлен 67 семейными и дружескими диалогами из романа Дины Ильиничны Рубиной «На солнечной стороне улицы» (2006 г.) (См. Приложение Б. С. 108)
Гипотеза исследования заключается в том, что проведенный анализ позволит выявить актуальные для русского общения способы и средства выражения откровенности как значимой константы речевого поведения, что позволит в рамках РКИ обучать распознаванию и адекватному восприятию проявлений откровенности в ситуациях межличностного общения.
Теоретической базой данного исследования послужили работы по тексту, диалогической речи (Л. П. Якубинского, М. М. Бахтина, Н. И. Формановской, И. Н. Борисовой, С. Ю. Данилова, Т. В. Матвеевой, Н. Н. Розановой, И. В. Шалиной и др.); жанрам речи (М. М. Бахтина, Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, В. В. Дементьева, Н. Н. Панченко, И. В. Раковой и др.); стилистике художественной литературы (В. В. Виноградова, М. Н. Кожиной, Ю. А. Бельчикова и др.); лингвокультурологии (В.Г. Костомарова, Е. М. Верещагина, В. В. Дементьева); исследованию откровенности общения (П. П. Панченко, М. М. Наумовой, С. Ю. Данилова).
Постановка проблемы исследования заключается в том, что в имеющейся научной литературе не выявлен средства речевого выражения откровенности в семейных и дружеских диалогах в сфере художественной коммуникации, в частности в романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что она выполнена в рамках актуального направления современных лингвистических исследований - коммуникативного подхода с вниманием к функционированию языковых единиц в речи. Семейные и дружеские диалоги в произведениях современной прозы, в частности в выбранном нами художественном произведении, ранее не были изучены с точки зрения выявления функциональных, семантических, стилистических языковых средств в аспекте выражения откровенности. Решение этой задачи позволит определить необходимые направления анализа диалогической речи в художественном тексте для интерпретации его смысла.
Научная новизна заключается в выборе объекта исследования. Впервые сделана попытка анализа и рассмотрения языковых средств откровенности общения в семейных и дружеских диалогах в романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы». Нами проанализированы особенности реализации откровенности в контексте межличностной коммуникации с позиции темы общения, фатического и модального аспектов; предложена типологическая классификация диалогов, проявляющих откровенность общения.
Теоретическая значимость работы обусловлена дальнейшей разработкой классифицирования диалогов, проявляющих «откровенность» в общении, аспектов реализации языковых средств в ситуации откровенного межличностного общения и расширения дискурсивного исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования ее результатов и собранного материала при обучении русскому языку как иностранному, на уроках русского языка и литературы в российских школах, на занятиях по анализу художественного текста и стилистике речи.
При поведении исследования нами были использованы методы наблюдения, лингвистического описания, классификации, контекстологического анализа, метод компонентного анализа при рассмотрении семантики слова «откровенность», а также при описании речевых значений отдельных лексических единиц в контексте, метод стилистического анализа. В целом при исследовании материала использован коммуникативно-прагматический подход, характеристика языковых явлений проводится с учетом специфики диалогической речи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Семантика откровенности в диалогах романа представлена тремя основными значениями:
откровенность - доверительность отношения к собеседнику (конфиданту);
откровенность - как открытие правды о событии, человеке;
откровенность - как открытие своей личной сферы, сообщение сведений о себе личного характера.
Эти три случая откровенности общения соотносятся с «треугольником»: чистосердечие - правдивость - открытость.
2. Диалоги в романе, отражающие откровенность общения, представлены тремя типами:1) диалог, проявляющий откровенность как правду о себе, 2) диалог, проявляющий откровенность как правду о собеседнике, 3) диалог, проявляющий откровенность как правду о 3-ем лице или событии. Выделенные типы диалогов коррелируют со следующими речевыми жанрами: исповедь, признание, разговор по душам, нарратив- воспоминание, личное письмо, доверительная беседа, ссора.
3. Откровенность в тексте романа проявляется косвенно, выражена интенционально как установка говорящего, не обнаруживая в поверхностной структуре высказывания прямых, специально предназначенных языком средств с семантикой откровенности. Откровенность устанавливается как результат интерпретации речевого и невербального поведения собеседником, распознающим желание говорящего поделиться чем-либо из своей личной сферы, выразить доверие адресату, раскрыть тайну о событии или человеке.
4. Используемые языковые средства ситуативно обусловлены, их смысловой потенциал выражения откровенности актуализируется в определенных речевых условиях. Среди таких средств актуальность показывают ласкательные формы обращения, средства установления и поддержания близкого дружеского контакта, эмоционально окрашенная лексика, оценочная лексика, экспрессивные номинации лица, стилистически окрашенные языковые средства, формирующие дружескую тональность, лексика, называющая и выражающая эмоции, а также эмоционально окрашенные синтаксические конструкции.
5. В романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» откровенность межличностного общения является сюжетообразующим фактором, играет важную роль в формировании образов героев как средство речевой характеристики, участвует в формировании смысла произведения.
Апробация исследования осуществлялась в докладах на Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Русский язык в условиях би- и полилингвизма» в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (18.12.2020, г. Чебоксары), XXVI международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна (15.04.2021, г. Санкт-Петербург).
Данная выпускная квалификационная (магистерская) работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Во Введении обосновывается актуальность работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются цель и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, описываются материал и методы его исследования.
В первой главе определяются сущность и конститутивные признаки откровенности общения, виды диалогов, речевых жанров, в которых проявляется откровенность.
Вторая глава выпускной квалификационной (магистерской) работы посвящена исследованию корпуса семейных и дружеских диалогов в романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы»: выявлению их структурно-семантической, стилистической, особенностей применения в контексте и роли языковых средств откровенности при создании художественного образа, сюжета романа.
В Заключении отражены основные выводы в результате изучения теоретической стороны проблемы, практического исследования и перспектив дальнейшего исследования.
В Приложениях А. и Б. даны сведения о романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» и приводится корпус исследуемого материала, представляющий собой 67 диалогов семейного и дружеского общения.
Множество словарных определений, оттенков откровенности - 26 - анализ диалогов, проявляющих откровенность общения, позволяет вывести 3 основных случая:
Откровенность - доверительность отношения к собеседнику.
Откровенность - как открытие правды о событии, себе, собеседнике.
Откровенность - как сообщение сведений о себе личного характера, личной информации.
3 случая откровенности общения соотносятся с нашим «треугольником», который мы вывели в первой главе: чистосердечие - правдивость - открытость. Отметим, что в разных ситуациях один из случаев откровенности становится ведущим, при том, что все остальное присутствует, но отходит на второй план. Специфика вариативности откровенности в разных видах межличностного общения обусловлена различной степенью самораскрытия, сообщения информации о 3-м лице, предмете. Диапазон сообщения можно представить как «избегание откровенности» - частичная откровенность - исповедальная откровенность.
В художественном тексте, в романе и для стиля Д. Рубиной важна психология, драматургия взаимоотношений персонажей и средство формирования образа героя. («Поэтика искренности» как тенденция современной литературы). Откровенность как черта стиля Д. Рубиной выводит на направление, в русле которого написан роман: «новая искренность». В романе представлены не только вымышленные образы, но и реальные сведения очевидцев, жителей Ташкента.
Текст Д. Рубиной с «голосами» романа бывших ташкентцев и родителей можно использовать в обучении РКИ в рамках страноведения и лингвокультурологии, так как нарративы и диалоги отражают реалии военного и послевоенного Ташкента. Также на уроках русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях.
В романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» откровенность межличностного общения является сюжетообразующим фактором, играет важную роль в формировании образов героев как средство речевой характеристики, участвует в формировании смысла произведения.
Речевые жанры (признание, исповедь, разговор по душам), представленные в романе, можно использовать в рамках обучения РКИ, с целью понимания структуры написания и умения выявлять языковые средства.
Откровенность является существенной константой речевого поведения в семейном и дружеском общении, поэтому требует междисциплинарного исследования. Для полного понимания откровенности общения не хватает исследования в коммуникативно-прагматическом подходе, нужны также исследования психолингвистического характера.
1. Авакимян, С. С. О лингво-когнитивном подходе к феномену «искренность» / С. С. Авакимян // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 92. - С. 177-185.
2. Авакимян, С. С. О понятии «искренность» и его трактовке в гуманитарных науках / С. С. Авакимян // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 37. - С. 5-9.
3. Авакимян, С. С. О лингвистических аспектах искренности / С. С. Авакимян // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 1. - С. 161-167.
4. Алексеева, Н. В. «Ташкентский роман» Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»: социокультурный феномен города, рожденного «Ветрами исторических потрясении» / Н. В. Алексеева // Политическая лингвистика. - 2010. - № 3 (33). - С. 124-127.
5. Алексеева, Н. В. Хронотопические «Поля» героя и автора в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы» / Н. В. Алексеева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 4 (1). - С. 316-320.
6. Андрюхина, Н. В. Особенности актуального членения неискренних высказываний в англоязычных политических текстах / Н. В. Андрюхина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - № 9. - Т. 12. - С. 201-205.
7. Арутюнова, Н. Д. Диалогическая модальность и явление цитации / Н. Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М. : Наука, 1992. - С. 52-79.
8. Арутюнова, Н. Д. О типах диалогического стимулирования : учеб. пособие / Н. Д. Арутюнова. - М. : Наука, 1992. - 311 с.
9. Афанасьев, А. С. «Новый биографизм» в русской женской прозе конца 1980-х-начала 1990-х годов» / А. С. Афанасьев, Р. Ф. Мухаметшина // Филология и культура. Philology and Culture. - 2018. - № 4 (54). - С. 103-107.
10. Бабаева, А. А. Образ автора в романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» / А. А. Бабаева // Молодой ученый. - 2016. - № 3 (107). - С. 1067-1069.
11. Багронов, Э. Д. Изученность лингвокультурного концепта «искренность» в современном языкознании / Э. Д. Багронов // Профессиональная коммуникация: культурологические, лингвистические и дидактические аспекты исследования : сборник. - Тамбов : Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 106-112.
12. Барковская, Н. В. Типы повествования и их анализ / Н. В. Барковская // Филологический класс. - 2004. - № 11. - С. 16-25.
13. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста / М. М. Бахтин. - Собр. соч. : в 5 т. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. Москва, 1996. - 5 т.
14. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
15. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1990. - 541 с.
...