Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексические средства выражения оценки в интернет-отзывах сайта Booking.com

Работа №128605

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы119
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I Теоретические основы изучения категории оценки в интернет-отзыве 12
1.1. Категория оценки 12
1.1.1. Оценка как лингвистическая категория и определения оценки 12
1.1.2. Семантика и структура оценки. Типы оценок 15
1.1.3. Понятия «оценка», «оценочность», «эмоциональность», «эмотивность» и «модальность» 18
I.I.1.4. Лексические способы выражения оценки 21
I.II. Речевой жанр «отзыв туриста» 27
1.11.1. Речевые жанры. Модель речевого жанра 27
I.II.2. Речевой жанр отзыва в Интернете 29
1.11.3. Особенности интернет-коммуникации 33
Выводы 36
ГЛАВА II Лексические средства выражения оценки в жанре интернет-отзыва об отеле (на материале интернет-сайта www.booking.com) 38
11.1. Тематические компоненты отзыва об отеле как объекты оценки 38
11.1.1. Характеристика материала и алгоритм анализа 38
11.1.2. Расположение отеля 41
II.I.3. Внешний облик отеля и интерьеры 44
II.I.4. Территория 48
II.I.5. Удобства и услуги в отеле 53
11.1.5. 1. Номер 53
11.1.5.2. Питание 72
11.1.5.3. Интернет 74
11.1.6. Социальное взаимодействие 76
11.1.7. Соотношение цены/ качества 78
II. Имена прилагательные как средство оценки объектов в отзывах об отелях 79
11.11.1. Общеоценочные прилагательные 80
11.11.2. Частнооценочные прилагательные 85
Выводы 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
Список использованной литературы 100
Приложение 1 108
Приложение 2 115

Современная лингвистика развивается в рамках антропоцентрической научной парадигмы, что обусловливает особое внимание исследователей к проблеме способов выражения оценки в языке. Оценка рассматривается как универсальная лингвистическая категория, выступающая неотъемлемым компонентом коммуникации. Познавая окружающий мир, человек накапливает объективные знания о действительности и параллельно формирует систему оценок объектов и явлений действительности.
Расширение коммуникации между людьми, развитие технических средств, создание сети Интернет привели к формированию нового коммуникативного пространства, в рамках которого пользователи получили возможность свободно делиться информацией и высказывать свое мнение по самым разным вопросам. Таким образом, Интернет является пространством, в котором реализуется человеческая способность познания мира и его оценки как одной из жизненно важных функций человеческого восприятия.
Развитие туризма и интерес к познанию окружающего мира привел к развитию туристической индустрии, появлению интернет-сайтов, которые предоставляют возможность бронирования жилья на время отпуска или деловой поездки. Все эти факторы обусловили появление новых жанров речевой коммуникации, одним из которых является жанр интернет-отзыва, целью которого является выражение мнения. Как отмечает В. Н. Телия, в выражении мнения оценка занимает важнейшее место, особенно она проявляется тогда, когда интерес субъекта смешается с объективного отражения действительности к достижению «определенного воздействия на адресата путем выражения своего отношения к миру» (Телия 1986: 10).
Актуальность исследования языковых средств выражения оценки может быть обусловлена рядом причин. Во-первых, важно отметить, что на данный момент лингвисты не выработали единой концепции о месте оценочного компонента в семантической структуре лексической единицы (работы В. В. Виноградова 1972, Е. А. Селивановой 2015). Можно сказать, что значительный интерес к категории оценки является результатом её многомерности, тесно связанной с проблемой определения границ оценочной семантики языковой единицы.
Во-вторых, оценка как ценностный семантический аспект значения выражается в языке самыми различными многоуровневыми языковыми средствами: лексическими, словообразовательными, группами слов и высказываний (Вольф 1985), что обусловливает необходимость описания способов ее выражения.
В-третьих, категория оценки тесно связана с лингвистическими категориями эмоциональности, модальности, а следовательно, возникает проблема разграничения указанных категорий. Трудности исследования оценочной семантики конкретного слова и даже целого высказывания, по мнению Е. Вольф, можно объяснить той «субъективностью, которая присутствует в любой оценке» (Вольф 1985: 28).
Таким образом, оценочная деятельность как способ выражения говорящим своего отношения к реалиям окружающей его действительности - важнейший аспект коммуникативной деятельности человека, а исследование речевых жанров в интернет-коммуникации актуально как с точки зрения жанроведения, так и с точки зрения прагматики, и с точки зрения реализации в них основных языковых категорий, в частности категории оценки.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению лексических оценочных средств в жанре интернет-отзыва об отелях. Ее актуальность определяется как сложностью категории оценки, так и выбранным материалом исследования, представленным текстами интернет-отзывов. В настоящее время интернет-отзыв рассматривается как «новый речевой жанр на стыке туристического, оценочного и интернет-дискурсов» (Говорунова2014: 15).
Теоретико-методологическая основу исследования составили прежде всего классические и современные труды отечественного и зарубежного языкознания, посвященные оценке как языковой категории, способам выражения оценочной семантики, коннотации как компоненту значения слова (работы Ш. Балли, Е.М. Вольф, Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, В.Н. Телия, JI.M. Васильева и др.),
Объектом исследования данной работы являются лексические средства выражения оценки, представленные в интернет-отзывах туристов об отелях. Предметом исследования выступают оценочные лексико-семантические единицы (ОЛСЕ) разных частей речи, способные использоваться говорящим как средство выражения оценочного отношения к реалиям окружающей действительности - их реализация и функционирование.
Цель работы - заключается в выявлении особенностей семантики и функционирования лексических единиц, представляющих оценку условий проживания туристов в отеле и предоставляемых им услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Представить теоретическую базу исследования.
2. На основании анализа текстов интернет -отзывов определить мини-контексты, в которых реализуется оценочное значение;
3. В тематических компонентах отзыва выделить актуальные группы объектов, подвергающихся оценке.
4. Отобрать ОЛСЕ, охарактеризовать их по типам оценки, оценочной шкале и проанализировать оценочную лексику с функциональной точки зрения.
5. Выявить наиболее употребительные средства выражения оценки с учетом объектов оценки.
Материал исследования: Материалом исследования послужили интернет-отзывы на сайте www.booking.com. Выбор данного сайта связан с тем, что возможность опубликовать отзыв на нем предоставляется только лицам, которые реально воспользовались услугами отеля, а также тем, что администрация сайта следит за достоверностью размещаемых отзывов.
Гипотеза исследования: выражение оценки в интернет-отзывах об отелях обусловлено составом семантических компонентов внутри композиционных блоков отзыва и определяется стереотипными представлениями их авторов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отзыв туриста об отеле представляет собой вариант речевого жанра отзыва туриста о путешествии, в котором оценочность выступает как основная коммуникативная интенция и как жанрообразующий компонент отзыва.
2. Сущность оценки состоит в отображении в языке ценностных мнений, предпочтений субъекта, которые связаны с представлениями социума о ценностях и нормах.
3. В отзывах туристов об отелях имя прилагательное выступает основным средством выражения общих и частных оценок, которые обусловлены характером объекта оценки и оценочной шкалой.
4. В выражении оценки участвуют не только прилагательные, но и наречия, фразеологизмы, просторечная и жаргонная лексика, которые повышают экспрессивность оценочного высказывания.
5. Одно и то же прилагательное может использоваться для выражения оценки в разных контекстах в зависимости от его семантического значения и вариативности по отношению к явлению.
6. В отзывах об отелях преобладает общеоценочная лексика, а частные оценки представлены как сенсорно-вкусовыми, эмоциональными и утилитарными, так и эстетическими и этическими оценками.
Новизна исследования определяется его включенностью в актуальные для современной лингвистики работы по изучению способов выражения оценочных значений вообще и в актуальных жанрах речевой коммуникации в частности.
Методы и приемы исследования в исследовании использовались следующие методы: общенаучный описательный метод, представленный приемами интерпретации, классификации и обобщения, сопоставительный метод; методы лингвистического анализа материала: семантико-стилистический (выявление смысловых нюансов, степени негативной и положительной оценки лексических единиц), прием количественных подсчетов.
Теоретическая значимость работы заключается в доказательстве корректности применения вышеперечисленных методов к анализу оценочной лексики в жанре интернет-отзыва и его малоизученностью в коммуникативной лингвистике, в выявлении и описании оценочной лексики и слов разных функциональных стилей в указанном жанре..
Практическая значимость результатов работы связана с возможностью применения результатов в практике обучения РКИ, лексикологии и стилистике речи в иностранной аудитории при обучении средствам выражения оценки, а также в сфере туризма для верификации подлинности отзывов.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Во введении определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, раскрываются его актуальность, описываются методы исследования, научная новизна, обосновывается теоретическая значимость и практическая ценность работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту
В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению понятия «оценка», «оценочность», описываются основные лексические оценочные средства, дается определение «отзыва» как жанра, выделяются основные характеристики и жанровые особенности интернет-отзыва и особенности интернет-коммуникации.
Во второй главе «Языковые средства выражения оценки в жанре интернет-отзыва (на материале интернет-сайта www.booking.com,) проводится анализ материала. На основное данные полученных в ходе анализа выявляются и описываются лексические средства выражения оценки с учетом объектов оценивания.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, определяются возможные перспективы дальнейшей работы.
В приложениях приводятся таблицы, демонстрирующие частотность употребления прилагательных с учетом объекта оценки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оценочные средства являются важнейшей составляющей языка, одной из функций которого является выражения мнения о явлениях окружающего мира. Новые виды коммуникации в сети Интернет, особенностью которой является деформализация общения, добровольность и желательность контактов, дали возможность пользователям сети свободно выражать свое мнение и оценку в Интернете. Появление новых условий для обмена мнениями и информацией закономерно вызвало интерес лингвистов к средствам актуализации оценочного отношения субъекта к описываемым объектам. Для выражения эмоционально-оценочных отношений к предмету высказывания язык располагает разнообразными фонетическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, фразеологическими средствами. Сущность оценки как универсальной языковой категории состоит в отображении в языке ценностных мнений, предпочтений субъекта.
Цель данного исследования состояла в выявлении лексических средств вербализации оценки в интернет-отзывах туристов об отелях. Данный тип текста приобрел популярность у пользователей в Интернете благодаря быстрой возможности получить необходимую информацию. Интернет-отзыв об отеле является одним из видов отзыва туриста о путешествии. Интернет-отзыв об отеле представляет собой речевой жанр, в котором реализуется коммуникативная установка автора на информирование, а оценочность является его жанрообразующей категорией.
В первой главе были изучены точки зрения на понятие оценки в лингвистике и категорию оценочности, определены характер оценки, внешние и внутренние основания оценки, критерии, по которому происходит оценивание предмета по шкале «хорошо/ плохо, представлены взгляды исследователей на речевой жанр интернет-отзыва и охарактеризованы основные лексические средства выражения оценки. Во второй главе исследования был проведен анализ ЛОС (лексических оценочных средств) с учетом семантики объекта оценки. Для достижения поставленной цели в отзывах были определены объекты оценки на основании выделения тематических компонентов (расположение отеля, внешний вид и инфраструктура, услуги, сервис), включающих семантические зоны нескольких уровней (номер, питание, и т.д.). Таким образом, были выявлены основные лексические средства создания оценочности с учетом объекта оценивания. На основании классификации Н.Д. Арутюновой были определены типы оценок и выявлено, что на лексическом уровне в центре оценочного поля находятся прилагательные и их формы, наречия меры и степени, периферийные позиции занимает фразеология, жаргонизмы и просторечия. На основании анализа словоупотреблений наиболее частотных 28 прилагательных- 10 общеоценочных и 18 частнооценочных - было установлено, что прилагательные, выражающие общую оценку (по шкале хорошо/ плохо) употребляются чаще, чем частнооценочные (62% / 38 %). Это свидетельствует о том, что оценки в данном типе отзыва носят стереотипный стандартизованный характер, что особенно проявляется в общей оценке отеля и условий проживания, характеристике номера и питания. Кроме того, было установлено, что самое большое количество оценочных значений встретилось в категориях сенсорно-вкусовых, эмоциональных и утилитарных оценок; затем в категориях эстетических, этических и нормативных оценок.
Оценочная лексика в отзывах об отелях позволяет составить представление об уровне гостиницы и представляемых ею услуг, играет важную роль в интернет-коммуникации, позволяя получить актуальную информацию из первых рук. Изучение использования оценочной лексики в интернет-отзывах в дальнейшем может быть полезным для установления степени объективности и подлинности размещенных в Интернете отзывов потребителей услуг и товаров. Также перспектива исследования оценочных значений в интернет-отзывах видится в исследовании ценностных предпочтений говорящих, что позволит выявить специфические черты картин мира представителей разных языковых культур.


1. Анисимова Т В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): автореф. дис. ... дра филол. наук - Краснодар, 2000, - 46 с.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 896 с.
4. Арутюнова Н. Д. Жанры общения. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М., 1992. - С. 52 - 53.
5. Баженова Е. А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта; Наука, 2006. - С. 139-146.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: сборник избранных трудов. -М.: Искусство, 1979, -421 с.
7. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
8. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. -М.: Русский язык, 1988. - 157 с.
9. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. - М.: КомКнига,2005. - С. 30 -43
10. Бурвин М. К. Косвенные средства выражения оценки в текстах интернет-коммуникации. - Минск: «ИВЦ Минфина», 2017. - С.274-277.
11. Вежбицкая А. Лексическая семантика в культурносопоставительном аспекте / А. Вежбицкая // Семантические универсалии и описание языков. - М., 1999. - 647 с
12. Вежбицка А. Речевые жанры [в свете теории элементарных смысловых единиц] // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007. - С. 68 - 80.
13. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М., 1972. - 614 с.
14. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. -с. 63-67.
15. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. - М.: Наука, 1985.-228с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ