Введение 3
Глава 1. Китайские СМИ и связи с общественностью 6
1.1. Понятие СМИ и связей с общественностью 6
1.2. Трансформация СМИ и связи с общественностью в Китае 20
1.3. Государственная политика в области СМИ в Китае 29
Глава 2. Оценка взаимодействия СМИ и служб по связям с общественностью в Китае 38
2.1. Основные документы, регламентирующие свободу слова в Китае 38
2.2. Права и обязанности журналистов, расширение влияния государства 45
2.3. Социальная реклама как способ регулирования социальных отношений 56
Глава 3. Разработка рекомендаций по развитию взаимодействия СМИ и служб по связям с общественностью 63
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Актуальность темы диссертации определяется в первую очередь необходимостью проанализировать модели развития СМИ в Китайской Народной Республике и место власти в этих процессах.
Средства массовой информации (далее СМИ) ежедневно присутствуют в жизни человека, в то же время они являются мощным средством воздействия на массовое сознание людей, их социальные установки и смысложизненные ценности. Актуальность исследуемой проблемы в том, что СМИ, выступая частью социального мира, диктуют, а порой даже навязывают нам неприемлемые атрибуты социального поведения. Цель исследования заключается в выяснении роли средств массовой информации в формировании и управлении массовым сознанием. Методы исследования: теоретический анализ первоисточников.
Как известно, из СМИ мы получаем информацию массового характера, важную для всех, а не для отдельного человека или группы. Информирование общества по важным вопросам необходимо для обеспечения разнообразными сведениями и предоставления возможности населению удовлетворить свои потребительские интересы. Необходимо ориентировать молодых людей на формирование у них навыков критического обзора информации, с которой они могут столкнуться в средствах массовой информации.
Каждый из нас полагается на правдивость информации, поступающей через СМИ, так как не способен самостоятельно проверить на достоверность предоставляемые факты. Из этого следует, что люди слепо доверяют СМИ, которые обеспечивают общество суждениями и оценками происходящего, тем самым манипулируя общественным сознанием. Несмотря на это, самым действенным способом воздействия на сознание людей, несомненно, выступает телевидение. Оно является наиболее мощным каналом воздействия на разум и психику людей. Соответственно, оно имеет больше рычагов влияния на общественное сознание.
Объект исследования - информационное пространство Китая под углом зрения взаимоотношений с государством, его роли в управлении журналистской деятельностью на примере молодежной газеты, информационных агентств, социальной рекламы сквозь призму процессов модернизации и глобальных технологических изменений.
Предметом исследования является деятельность газеты «Пекинская молодежь» (на китайском языке « ^ Ж W ^ Ж »), ее содержание как результат управления этой деятельностью властными структурами в условиях сегодняшней изменяющейся экономической системы.
Цель исследования - выявить и проанализировать основные характеристики содержания газеты, как показатели взаимодействия властных структур и редакционного коллектива.
В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
• определить возможности для свободы слова и журналистского самовыражения в КНР;
• исследовать пересмотр правительством КНР политики по отношению к СМИ в ситуации усиления процессов глобализации;
• рассмотреть законодательство по проблемам прессы во взаимосвязи с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые имели место в Китае за этот период;
• проанализировать характеристики текстов газеты «Пекинская молодежь», свидетельствующие о взаимодействии редакции и властных структур.
Методологическую базу исследования составляют как общенаучные, так и специализированные методы познания, на основе интеграции системного, сравнительно-исторического, социологического и филологического подходов.
Теоретическую базу диссертации составляют фундаментальные труды по теории и практике журналистики, выступления политических деятелей КНР, руководителей СМИ, а также материалы научных дискуссий, в которых содержатся принципиальные положения, раскрывающие противоречия и проблемы в деятельности СМИ, их место и роль в жизни современного общества, рассматривающие факторы влияния на них глобализации и новых информационных технологий.
Эмпирическую базу исследования составили материалы газеты «Пекинская молодежь» (2018 - 2020 гг.), рассмотренные под углом зрения влияния властных структур на содержание прессы.
Степень исследованности проблемы. Несмотря на значительное количество монографических работ, посвященных развитию китайских СМИ, специальных исследований о состоянии СМИ с точки зрения их подчиненности властным структурам явно недостаточно. Проблема изучения СМИ, связанная с юридическими аспектами взаимовлияния власти и прессы, не была в достаточной мере изучена.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано для получения надежной информации о содержании сегодняшней прессы в стране; о законодательстве по проблемам СМИ КНР в данный период; способствовать улучшению качества работы редакционных коллективов и журналистов.
Хронологические рамки исследования 2018-2020 гг.
Способом выражения мнений в Китае выступают социальные СМИ, которые также реализуют политику в области формирования общественного мнения. Новым методом в формировании принципов становления гражданского общества стал Интернет. Несмотря на то, что в сети часто имеет место такое явление, как распространение заведомо ложной информации, а также присутствует нежелательный контент, такой как порнография, вклад Интернета в становление гражданских отношений в Китае не вызывает сомнения. Однако, и эта область не осталось без внимания со стороны правительства.
Распространение влияния в мире является одним из приоритетов Китая, в связи с чем проводятся различные исследования представления страны в глобальной политике, экономике, культуре и т. п. Определенные выводы могут быть сделаны на основе анализа текстов средств массовой информации, которые отражают актуальные процессы, события, явления современной действительности, а цель дискурсивного анализа состоит именно в выявлении «социального контекста, стоящего за устной или письменной речью, исследовании взаимосвязи между языком и социальными процессами».
Изучение медийного дискурса, в котором отражаются мнения о той или иной стране, позволяет описать образ иностранного государства, конструируемый журналистами для читателей.
Китайского исследователя, конечно, интересует, каковы особенности образа его родины, оформившегося в иностранных СМИ. Общее впечатление может складываться из многих составляющих, которые освещаются в медийном дискурсе, неслучайно ряд научных работ, в том числе лингвистических, посвящен исследованию вопроса о том, как создается имидж той или иной страны. Существенное значение в этом смысле имеет языковая (лексическая, текстовая) репрезентация восприятия той или иной страны, так как значительную долю сведений о государстве, его экономике, политике, культуре общества, особенностях организации быта мы извлекаем из СМИ. Языковые средства конструирования образа страны становятся предметом исследований.
Формирование образа цифрового Китая в российских СМИ происходит на фоне представления как глобальных политических, социальных и экономических тем, так и вопросов, касающихся внутренней жизни России. В текстах проводится мысль о том, что в России существует запрос на активизацию и укрепление взаимодействий с Китаем в сфере цифровизации.
Реклама в современном обществе стала наиважнейшим средством массового направленного воздействия на широкие слои населения и социальные группы. Одной из задач в КНР является построение социального государства, политика которого направлена на создание условий достойной жизни человека.
В Китае в ряде документов прописаны правовые основы журналистской деятельности. Журналист обязан уже сегодня знать свои права и обязанности, подчинять свои действия закону, популяризировать принципы правового государства и подчиняться порядкам, установленным властями КНР в отношении прессы.
Главные правила, управляющие деятельностью журналистов, устанавливаются государственными административными органами. Эти правила определяют важнейшие направления журналистской деятельности. Проблема заключается в том, что реально такой контроль осуществляется на усмотрение государственных органов.
35-ая статья конституции Китая устанавливает, что гражданин КНР пользуется свободами слова, создания митинга, собраний, демонстрации, и пропаганды. Но в законодательстве не существует ни одного соответствующего определения свободы слова, её описания и ограничений. На самом деле обозначение границ свободы слова является самым существенным: так, 51-ая статья конституции устанавливает, что при осуществлении права на свободу слова гражданину КНР нельзя нарушать государственное законодательство и наносить вред другим гражданам. Это ограничение позволяет государственным органам определять меру свободы слова самим, а не законом.
Что касается журналистской деятельности, то такая ситуация дает возможность работникам СМИ получать интервью и давать репортажи, которые не запрещаются законом. Хотя ясно, что тут возможны разные толкования правил в административном управлении деятельностью СМИ. Более того, китайское законодательство разрешает различным Министерствам и ведомствам Госсовета самим устанавливать правила на основе законов.
Свобода массовой информации в идеале законодательства КНР нацелена на реализацию права граждан на свободу слова, вместе с тем средства массовой информации и журналисты в своей деятельности несут ответственность перед гражданами и обществом за реализацию этого права путем передачи информации. Мы согласны с мнением профессора М.А. Федотовым, который разделил категорию журналистской ответственности на три вида. Он считает, что «категория ответственности прессы представляется достаточно сложной системой отношений между СМИ и обществом, аудиторией и профессиональным сообществом» и различает ответственность средства массовой информации:
• перед обществом: она реализуется в рамках существующих законов, призванных защищать интересы личности, гражданского общества и государства в информационной сфере;
• перед своей аудиторией: она является не пассивным потребителем продукции СМИ, а вовлеченным участником формирования редакционной политики через рыночные механизмы спроса и предложения информации, мнений и рекламы.
• перед профессиональным сообществом в отношении соблюдения общих правил поведения и профессиональной этики.
Важно подчеркнуть, что общество, в том числе и с помощью журналистики, определяет идеологические ориентиры, формулирует определенные представления - политические, экономические, исторические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические, которые важны в жизни каждого человека, в его отношении к действительности.
Социальной рекламе исследователи пока уделяют сравнительно немного внимания, однако, такие работы есть. В них указывается объективная общественная значимость сюжетов социальной рекламы. Ковалева A.B. обозначает суть социальной рекламы следующим образом: «В условиях модернизации современного российского общества принципиально важной становится его способность к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Существенным потенциалом для решения данной задачи обладает социальная реклама, которая влияет на поведенческие установки широких масс населения, привлекая внимание к общественно значимым проблемам, в значительной степени формирует мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирует идеи, социальные настроения, стереотипы поведения и т.п.».
А социальная реклама как одно из средств проведения политики государства позволяет раскрыть сущность, содержание этой политики. Социальная реклама направлена на повышение информированности личности о состоянии реализации целевых программ, осуществляемых органами государственной власти. Цель социальной рекламы - информирование населения о необходимости решения конкретной задачи путем создания общественного мнения, привлечения внимания к проблеме, формирования поведенческой модели.
В настоящее время в китайском обществе Интернет представляет собой уникальную общественную сферу, в которой организованы социальные сообщества пользователей, растет уровень политического осознания членами сообщества своих собственных интересов. Как следствие, растёт и уровень их общей и политической культуры, предъявляющий к деятельности КПК и государства новые повышенные требования к организации и осуществлению политики формирования современной политической культуры населения.
Социально-политические и экономические перемены китайского общества в сочетании с развитием новейших форм массовой коммуникации обусловили объективную необходимость в радикальном обновлении подходов к критико-журналистскому анализу, интерпретации и оценке явлений и процессов в медийной сфере в контексте политики формирования современной политической культуры населения.
СМИ можно назвать центральным элементом массового коммуникативного процесса, поскольку именно с ним связано образование устойчивых связей между всеми участниками политических коммуникаций. Основной исследовательской задачей нашей работы был поиск ответа на вопрос, являются ли СМИ инструментом отражения государственной политики и управления, или они представляют собой один из субъектов социального действия, который участвует в формировании публичной повестки дня и вовлекает в этот процесс заинтересованную часть общества, предоставляя знания о реальной ситуации во всех сферах жизнедеятельности китайского общества.
Рассматривая проблему соотношения цензуры и свободы в средствах массовой информации КНР, мы не можем не остановиться на вопросе соотношения контентов различных печатных изданий для того, чтобы хотя бы в общих чертах понять принципы этого соотношения. Как, что, в какой форме, с какой частотой и последовательностью авторы используют на своих страницах; какие приемы они при этом используют для повышения привлекательности этой информации; насколько после этого изначальные сведения теряют свой первоначальный облик - все это вопросы, заслуживающие самого пристального внимания.
1. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.Org/ru/ga/5/docs/5res.shtml (дата обращения 07.03.2021)
2. Конституция КНР от 2004 года. [Электронный ресурс]. - URL: http:///vww.dffy.com/faguixiazai/xfi'200311/20031111130912.htm
3. Закон КНР «О рекламе» в переводе на русский язык см. на сервере делового интернет-журнала «China PRO - Весь Китай). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chinapro.ni/law/7 (дата обращения 07.03.2021)
4. Аронсон А. О социальной рекламе / А. Аронсон. - М.: 2004.
5. Бакшин В.В. Основы журналистики / В.В. Бакшин. - М., Изд. Флинта, Наука. 2009.
6. Бекуров Р. В Век информации: СМИ и внешняя политика Китая: сб. науч. статей № 4 (S1) / ред.-сост. Р. В. Бекуров, Ю. С. Данилова, С. Б. Никонов. // СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2020.
7. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Изд. РУДОМИНО, 2001. - С.135-163.
8. Ван Цинхуа Переход от традиционной пропаганды к современным СМИ в Китае / Ван Цинхуа. - Пекин. 2001. - С. 126-128.
9. Воробьев В. П. Информационное поле: Социально-политический анализ / В. П Воробьев, Е. И Дмитриев. - М., 2019.
10. Ву Ли Важная тенденция развития китайской журналистики в новом века / Ву Ли // Китайские СМИ в 21 веке. - 2006. - № 5. - С. 13.
11. Вэй Юнчжэн Законодательство СМИ в КНР. Современное состояние и перспективы развития / Вэй Юнчжэн. - Пекин, 2007.
12. Вэй Иочжэн Учебник по законодательству СМИ / Вэй Иочжэн. - Пекин, Изд. Университет народов. 2003.
13. Го Тайминь.Общая тенденция и нынешнее политическое развитие Китая / Го Тайминь. - Пекин: Издательство Наука, 2004. - С. 252-263.
14. Гонконгская газета South China Morning Post. [Электронный ресурс]. - URL: http//www.epochtimes.com.ua/ru/articles/view/4/l 0714.html (дата обращения 07.03.2021)
15. Дегтерев Д. А. Китай - Африка: важные аспекты отношений / Д. А. Дегтерев // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 5. - С.10.
...