ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. О СПЕЦИФИКЕ ДРАМАТУРГИИ И.С. ТУРГЕНЕВА 6
1.1. И.С. Тургенев как драматический писатель 6
1.2. Характер драмы у И.С. Тургенева 9
1.3. Драматические элементы в пьесах И.С. Тургенева 13
1.4. Выводы 22
ГЛАВА 2. ПЬЕСА «МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ» КАК ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 24
2.1. История создания пьесы «Месяц в деревне» 24
2.2. Психологические конфликты героев драмы и их влияние на жанр произведения 28
2.3. Жанровое своеобразие пьесы «Месяц в деревне» 42
2.4. Выводы 49
ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЬЕСЫ «МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ» И ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 51
3.1. Влияние драмы «Месяц в деревне» на другие драматические произведения И.С. Тургенева 51
3.2. Влияние «Месяц в деревне» на драматургию (А.П. Чехов, Г. Ибсен) 57
3.3. Выводы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Иван Сергеевич Тургенев был драматургом-новатором, привнесшим в драматургию своего времени новые приемы и принципы, которые стали основой так называемой «новой драмы» и предвосхитили зарождение драматического театра XX века, а также ряда кинематографических приемов. В данном исследовании нас интересует, каким образом жанровое своеобразие проявляется в одной из самых известных драматургических работ Тургенева — пьесе «Месяц в деревне».
Эта пьеса включена в золотой фонд драматургических произведений XIX века наряду с пьесами А.С. Грибоедова «Горе от ума», Н.В. Гоголя «Ревизор», А.Н. Островского «Бесприданница», А.П. Чехова «Чайка», М. Г орького «На дне» и др. Пьеса «Месяц в деревне» долгое время не ставилась при жизни писателя и оказалось очень сложной для театрального воплощения. В ней показывается принципиально новый взгляд на любовный конфликт.
Актуальность исследования. Славным периодом русского театра были 1920-е и 1930-е годы. Произведения Пушкина, особенно театральные произведения Гоголя, были разрушением этого великолепия. В качестве основателей русской реалистической литературы, Пушкин и Гоголь напоили театр духом реализма, сделав его процветающей сценой. Но позже Гоголь почти не обратил внимание на драматургию, проявлял интерес прозам. В то же время русский театр внезапно потерял свой колорит. В 40-е годы, хотя театр не так пренебрежителен, реализма в театральном искусстве почти вымерли. Именно в этой ситуации Тургенев пришел в театр, и он унаследовал гоголевскую традицию реалистической драмы. Произведение Тургенева сначала характеризуется юмором, поэтической проницательностью и чувствами, принести свежую атмосферу и полные воображаемой драмы 1940-е годы. Тургенева в театральном творчестве проявляются не только в наследовании театральной традиции Гоголя, но и в его новаторских инновациях. Тургеневские драматические произведения до сих пор свежи не только в сокровищнице русской, но и мировой литературы.
Тургенев написал новую страницу в развитие истории русской драмы и внес большой вклад в создание русской лирической психологической драмы. Произведение как «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне» являются представителями лирико-психологической драмы Тургенева. Драматические принципы Тургенева оказывают влияние на формирование жанрового своеобразия его произведений и создание работ других драматургов.
Пьеса «Месяц в деревне» сначала не привлекла большого внимания литературного сообщества и не стала популярным, но, по нашему мнению, играет важную роль в истории развитие жанра.
Объектом исследования выступает пьеса «Месяц в деревне» и другие драматические произведения.
Предметом является жанровое своеобразие, драматургические принципы и приемы пьесы Тургенева «Месяц в деревне».
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить жанровое своеобразие пьесы «Месяц в деревне» И.С. Тургенева.
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
• проанализировать биографию и творчество И. С. Тургенева как драматического писателя;
• рассмотреть характеристики драм у И. С. Тургенева
• проследить историю создания пьесы «Месяц в деревне»
• выявить психологические конфликты героев драмы и их влияние на жанр произведения
• показать жанровое своеобразие пьесы «Месяц в деревне»
• выявить влияние драмы «Месяц в деревне» на другие произведения Тургенева;
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Методы исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена с применением общенаучных методов — сравнительно-исторического, историко-типологического и системного анализа.
Новизна исследования. В данной статье рассматриваются драматические принципы Тургенева в развитие истории русской драматургии; анализируются характеристики тургеневской социально-бытовой комедии по предмету и форме; обсуждается новаторское значение его лирической- психологической драмы и особенности художественного выражения; на этой основе утверждается его выдающийся вклад в русскую драматургию.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что достижения Тургенева в театральном творчестве проявляются не только в наследовании театральной традиции Гоголя, но и в его новаторских инновациях. Тургенев, был преданным своей художественной личности и проявлял проницательность психолога. Он выразил содержание эпохи общества в эмоциональных и психологических изменениях, создал свои уникальные средства театрального выражения и новую форму русской драматургии. Результаты исследования могут быть иметь значение для исследования развития драматургических произведений XIX и начала XX веков.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследования можно использовать в практике преподавания русской истории в школе и в университете.
Теоретической основой работы являются работы Л. Гроссмана, Ю.М. Лотмана, В.Г. Белинского и ряда других.
В ходе данного исследования нами была проанализирована работа И.С.
Тургенева над драматическими приемами в пьесе «Месяц в деревне» и влияние этих приемов на его творчество и творчество других писателей. Выявилось новаторство Тургенева в приемах, сюжетах, образах героев. Многие из его находок оказали большое влияние на русский театр, русскую и европейскую литературу. Его приемы были позже использованы А.П. Чеховом, Г. Ибсеном, Ф.М. Достоевским и рядом других писателей. Также этими писателями разрабатывались сюжетные приемы и образы героев, представленные у Тургенева.
Тургенев стал одним из первых драматургов, кто вывел на сцену не внешние переживания, а внутренние конфликты, и сделал переживания внутреннего мира движущей силой сюжета.
Основные итоги выполненного исследования заключаются в следующем:
Во-первых, И.С. Тургенев стал одним из первых писателей, кто вывел женщину и ее внутренний мир в центре сюжета, сделав ее сюжетообразующим элементом. Образы сильный, глубоко чувствующих женщин с богатым внутренним миром будут затем использоваться им и другими писателями- драматургами, исследоваться, углубляться. В «Месяце в деревне» нет ярких конфликтов, столкновения амбиций, трагедии или комедии положений, роковых персонажей. Все внимание сосредоточено на психологическом развитии любовного конфликта. «Месяц в деревне» раскрывает психологическую динамику персонажей: размышление или противодействие. Кульминация спектакля — «психологическая война» между двумя героинями.
Во-вторых, пьеса «Месяц в деревне» имеет черты нравственно-психологической драмы, черты социально-психологической драмы, черты элегической и лирической драмы. В ней много монологов, отражающих рефлексию персонажей, можно развернутых описаний и деталей. Социальной проблематикой проникнуто действие пьесы. В этой пьесе отражались органичные соединении лирических, драматических и эпических начал.
В-третях, принципы его творчества были оригинальными, и это творчество оказало большое влияние не только на других писателей, но также на развитие русского драматического театра.
Наиболее ярким новым принципом работы И.С. Тургенева является смещение центра событий в пьесе с внешнего конфликта на внутренний. Именно анализу внутреннего мира персонажей, их замыслов, мыслей и эмоцией посвящено наибольшее внимание автора. Писателя также показывает многочисленные бытовые, творческие и социальные противоречия, которые в его произведениях предстают первопричинами драматизма жизни. Основной конфликт развивается внутри персонажей, продвигается изменением их чувств, их мыслями, которые влияют на внешние события при помощи диалогов, монологов и поступков. Такой подход к драматургии был принципиально новым в то время. Эти принципы окажут влияние на отечественный театр вплоть до конца XIX и начала XX веков.
В-четвертых, Пьеса «Месяц в деревне» Тургенева пережила множество театральных постановок и продолжает быть популярна сегодня. По ней не только ставятся спектакли, но и снимаются фильмы. Несмотря на разный подход режиссеров к постановкам, во всех них прослеживается большое внимание к переживаниям, скрытым движениям внутреннего мира героев. Интересно, что Тургенев в письмах и воспоминаниях говорил о том, что его пьесы не предназначены для театра, между тем, актеры вспоминают, что он часто посылал актерам свои тексты и спорил с ними об их интерпретации.
В конце статья, мы проведем ряд параллелей с персонажами «Месяца в деревне» и других персонажей Тургенева, а также находим параллели в пьесах Чехова и в драме Ибсена. Параллели можно также найти в характере конфликтов — любовные треугольники и другие любовные конфликты раскрываются в дальнейшем творчестве Тургенева. Ряд сюжетных приемов заимствуется Чеховым. Исследуется идея «подводного течения» Чехова, которая во многом обусловлена влиянием Тургеневского «тайного психологизма». Подводное течение показывает истинные намерения героев, которое невозможно скрыть ни их словами, ни их поступками. Такой прием позволяет добиться нового для русской литературы сочетания комического и лирического.
1. Аль Д. Н. Основы драматургии. СПб.: Государственный университет культуры и искусств, 1995.
2. Анненков П. В. Письма к И. С. Тургеневу. СПб.: Наука, 2005.
3. Бабичева Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы. Вологда: Вологодский государственный педагогический университет, 1986.
4. Баевский В. С. «Рудин» И. С. Тургенева: к вопросу о жанре // Вопросы литературы. 1952. № 2. С. 134-138.
5. Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л.: Наука, 1990.
6. Белинский В. Г. Букеты , или Петербургское цветобесие... СПб.: Типография императорской Академии наук, 1845. С. 63.
7. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. / ред. Н. Ф. Бельчиков. М.: Академии наук СССР, 1958.
8. Беляева И. А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева. М.: Наука, 2006.
9. Бердников Г. П. И. С. Тургенев. М.; Л.: Искусство, 1951. С. 111.
10. Буренин В. П. Литературная деятельность Тургенева: Критический этюд. СПб.: Издательство С. А. Суворина, 1884.
11. Бялый Г. А. О психологической манере Тургенева // Русская литература. 1968. № 4. С. 35-40.
12. Варнеке Б. В. Тургенев-драматург // Венок Тургеневу: Сборник статей. Одесса: Издательство А.Г. Ивасенка, 1919. С. 1-24.
13. Герасимов Ю. К. Драматургия символизма // История русской драматургии: Вторая половина XIX-начала ХХ века. Л.: Наука, 1987. С. 552-605.
14. Григорян Г. А. И. С. Тургенев в творческой рецепции и оценках А. П. Чехова // Вопросы литературы. 2018. № 5. С. 213-228.
15. Гроссман Л. П. Смена стилей в театре Тургенева // Тургенев и его время / ред. Н. Л. Бродский. М.: Государственное издательство, 1923. С. 51-76.
...