ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОПРЕДЕЛЯЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Стратегии определения искусства 7
1.2 Структурирование мира искусства 11
1.3 Понятие художественного текста 14
Глава 2. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
2.1 Прагматика в составе семиотики 20
2.2 Прагматика как общее место 24
2.3 Прагматическое понимание искусства 29
Глава 3. АНАЛИЗ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
3.1 Особенности функционирования художественного текста 35
3.2 Исполнение как жест 39
3.3 Роль интерпретатора 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Значение искусства в современном мире сложно переоценить. Продукты художественного творчества наполняют нашу повседневную жизнь: визуальные образы в дизайне и рекламе, практически непрерывный музыкальный фон, а так же походы в музеи и театра, на концерты и фестивали. то есть те случаи когда мы сознательно ищем встречи с искусством. Искусство превратилось в огромную индустрию и жизнь современного человека неизбежно сопряжена с ее функционированием. Поэтому осмысление феномена искусства представляет интерес не только для профессионалов и теоретиков искусства, но для всякого человека, неизбежно сталкивающегося с миром искусства, и при этом стремящегося жить осознанно, иметь хотя бы представление о процессах и явлениях, в которые он вовлечен.
Мир искусства настолько огромен, что охватить все его многообразие в рамках одной работы не представляется возможным. Поэтому в рамках данной работы предметная сфера исследования будет ограничена художественным текстом как одни из способов константного существования произведения искусства (на ряду с записью исполнения и артефактом).
И если искусство понимается как социокультурный феномен, то важнейшей характеристикой произведения искусства окажется его направленность на человека, реципиента, то есть прагматическое измерение. Объектом исследования будет прагматическая модальность художественного текста, рассматриваемая как специфическая черта его существования в качестве произведения искусства. Автор убежден, что анализ прагматической модальности художественного текста может дать ключ к пониманию искусства как социокультурного явления.
Данное исследование проводится в рамках прагматического подхода в эстетике, а методология построена на аналитическом приеме уточнения и разделения понятий. В связи с чем, в качестве теоретической базы исследования была изначально выбрана англо-американская философия искусства, представленная прагматизмом и аналитической эстетикой. Однако в процессе работы оказалось что однозначно различить методологии отдельных школ и традиций невозможно, поскольку большинство относительно современных исследований в философии искусства представляет собой синтез идей и приемов, разрабатываемых в рамках различных подходов. Поэтому автором было принято решение не ограничиваться в выборе источников только англо-американской традицией, и задействовать, с необходимыми уточнениями, некоторые наработки из других исследований, релевантные предмету изучения.
Ключевым моментом, обеспечивающим теоретическую новизну данного исследования, стало различение понятия художественного текста и произведения искусства, предложенное В.В. Прозерским, более подробно изложенное в разделе 1.2. Подобный ход, заключающийся в конкретизации понятия, направленной на преодоление теоретических противоречий или затруднений, характерен как для аналитической философии, так и для классической формы прагматизма. Несмотря на то, что некоторые популярные исследователи позиционируют прагматиче ский и аналитический подходы в эстетике как принципиально непримиримые, существует и другое мнение. Так Ч. Мисак (Cherly Misak) отмечает, что Ч. Пирс, один из основоположников прагматизма, был знаком и частично разделял идеи логического эмпиризма, которые, в свою очередь, составляли базис аналитической философии; а Н. Гудмен, один из видных представителей аналитической эстетики, оказывается вписан, через Льюиса к Пирсу, в историю прагматической традиции. Мисак доказывает, что до появления фигуры Рорти (неопрагматизм), прагматическая и аналитическая философия не были противопоставлены друг другу и развивались в одном направлении, а их история неразрывна. Она заключает, что сейчас анализ представляет собой универсальный метод, заявляя: "we all should be analytic philosophers, whether we are pragmatists or not".
Не только анализ утверждает себя в качестве нейтрального метода, но и прагматический подход, как позволяющий учитывать человеческий фактор, становится общим местом для значительной части исследований, особенно в сфере философии искусства. Прагматизм оформился в конце XIX века, и после активно развивался, так что на рубеже нового тысячелетия К. Хаскинз, рассматривая историю эстетики прагматизма в связи с проблемами прагматизма в философии вообще, делает следующий вывод: "Эстетика входит в новый век. Представляется, что ее наиболее жизнеспособные элементы будут по своему характеру прагматистскими, даже если и не заявят о себе в качестве таковых".
Итак, прагматическая подход и использование аналитического метода в области искусства представляется не только легитимным, и нейтральными, но и в достаточной мере актуальным способом ведения исследования. Среди промежуточных задач данной работы можно выделить:
- описание методологической допустимости применения выше означенного подхода к такому предмету исследования как художественный текст,
- прояснение роли прагматики в понимании художественного текста,
- выявление факторов, определяющих особенности функционирования художественного текста в качестве произведения искусства.
Работа состоит из введения, заключения, трех глав, каждая из которых разделена на три параграфа, и списка использованной литературы . Содержание глав соответствует трем обозначенным выше целям. Первая глава посвящена преимущественно описанию методологической части исследования, определению предмета, вторая — обзору прагматического подхода, выявлению его места в теории, а третья — собственно анализу
6 прагматической модальности художественного текста, а так же описанию и моделированию системы искусств, релевантной разрабатываемому подходу. В заключении суммируются ключевые теоретические выводы и приводится оценка исследования.
Искусства стало широкой жизненной практикой, а в жизни прагматическая установка доминирует. Ценностью для мира искусства обладает не художественный текст как потенция исполнения, а реально осуществленное исполнение, поскольку только оно может быть предметом восприятия, а значит произведением искусства. Анализ прагматической модальности позволяет учитывать человеческий фактор, не замыкаясь на рассмотрении абстрактных построений.
Избрание прагматического подхода и выделение коммуникативной функции искусства не значит, что иные аспекты и функции искусства отрицаются. Нет, но в данный момент прагматическая модальность задает вектор развития искусства как явления в целом. Искусство в наши дни — огромная индустрия и исследование процессов создания и использования художественных текстов, продуктов и произведений искусства представляет больший интерес, чем, например, локальное исследование познавательной функции искусства.
Исполнение оказывается смыслообразующим для произведения искусства. Мы привыкли считать интерпретацию, по крайней мере в случае с пре - формативными и исполнительскими искусствами, чем - то факультативным, второстепенным по отношению к тексту, за которым закрепляется художественный статус и эстетическая ценность, именно интерпретация оказывается ключевым моментом в процессе становления произведения искусства.
Кроме того, разделение художественного текста и его исполнения позволяет сохранять вариативность за произведением искусства, а не за многообразием актов восприятия. То есть всякое новое прочтение создает новое произведение искусства, новый элемент коммуникации, что значительно обогащает предметный мир искусства.
В работе осуществлена попытка наметить новый подход к осмыслению искусства как культурного феномена, рассматриваемого в связи с его коммуникативной функцией. Проведена типологизация искусств, введены в употребление основные термины. Выявлено, что интерпретатор, действуя на стороне художественного текста, актуализирует его прагматическую модальность и обеспечивает возможность коммуникации между текстом и реципиентом; коммуникативный акт в сфере искусства оказывается структурно составлен не из двух, а из трех элементов: художественного текста, его исполнителя и зрителя.
Данное исследование является предварительным, намеченный подход требует дальнейшей разработки.
1. Арутюнова Н.Д, Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики / Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985. С. 3—42.
2. Витгенштейн Л. Философские исследования. М.: «Астрель», 2011. 347 с.
3. Гудмен Н. Способы создания миров / Способы создания миров. М.: «Идея- Пресс», «Логос», «Праксис». 2001. С. 116-253.
4. Данто А. Что такое искусство. 2018. 168 с.
5. Кошут Дж. Искусство после философии / Пер. с англ. А. А. Курбановского // vcsi.ru, URL: http://vcsi.ru/files/art after philosophy.pdf (дата обращения: 24.04.2016)
6. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1969. 384 с.
7. Мусаева, Г. Ф. Роль категории модальности в реализации прагматических установок в художественном тексте.: автореферат. док. фил. наук: 10.02.19: утв. - 1991 - Баку., 1991. 23 с.
8. Остин Дж. Слово как действие. Перевод Медниковой А. / Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVII. Теория речевых актов. М., 1986. С. 22—130.
9. Прозерский В.В. Структурирование мира искусств. // STUDIA CULTURAE. 2014. № 19. С. 39-47.
10. Рорти Р Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. 282 с.
11. Сартр Ж. П. Что такое литература? Изд. "Алетея", 2000. 480 с.
12. Урумашвили Е. В. Прагматические аспекты анализа художественного текста. / Известия ВГПУ, 2010. С. 40—44.
13. Хаскинз К. Эстетика прагматизма (перевод Маньковской Н.) / Коллаж-2. М.: ИФ РАН. 1999. С. 109—119.
14. Шустерман Р Координаты прагматизма // Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства. — М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012. С. 25—66.
15. Эко У Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, 2004. 544 с.
16. Koopman C. Language Is a Form of Experience: Reconciling Classical Pragmatism and Neopragmatism / Transactions of the Charles S. Peirce Society, Vol. 43, No. 4 (Fall, 2007), pp. 694-727
17. Misak Cheryl. Rorty, Pragmatism, and Analytic Philosophy / Humanities 2013, 2. pp. 369-383.
18. Haack R. Wittgenstein's Pragmatism // American Philosophical Quarterly, Vol. 19, No. 2 (Apr., 1982), pp. 163-171