1. Теоретико-правовой анализ института финансового контроля………………………………………………………………………….
1.1. Понятие и значение финансового контроля……………………
1.2. Виды финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль……………………………………………………………..
1.3. Методы финансового контроля………………………………………
2. Финансовый контроль в органах Федеральной службы безопасности РФ…………………………………………………………………….
2.1. Финансовый контроль в органах Федеральной службы безопасности РФ: понятие, сущность……………………………………………..
2.2. Взаимодействие контрольно-ревизионных органов с Федеральной службой безопасности Российской Федерации при проведении финансового контроля……………………………………………..
2.3. Ревизия как основной метод финансового контроля в органах ФСБ……………………………………………………………………………………
2.4. Совершенствование государственного финансового контроля в контексте деятельности органов ФСБ России (организационно-правовые аспекты)………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………….
Приложения………………………………………………………………….
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности государства. Одним из важнейших принципов контроля в государстве является финансовый контроль.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством страны. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются, все большее число функций по защите финансовых прав и интересов граждан ложится на плечи государства.
Нельзя не вспомнить, что в России и до 1917 г. и после государство всегда имело мощные органы финансового контроля, которым были предоставлены широкие права по пресечению злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины. Виновных вполне успешно выявляли, налагали на них дисциплинарные взыскания, отстраняли от должности и даже отдавали под суд.
Таким образом, в России всегда, за исключением недолгих периодов истории, существовало понимание того, что государственный финансовый контроль — это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной.
Финансовый контроль охватывает своим воздействием, прежде всего, общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Финансовый контроль распространяется также не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль осуществляется во многих органах исполнительной власти, в том числе и в органах Федеральной службы безопасности. Однако функциональное назначение данных правоохранительных органов, их закрытость в силу характера деятельности сказываются на изучении финансового контроля. Поэтому представляется очень актуальным исследовать организационно-правовые основы финансового контроля именно в органах Федеральной службы безопасности.
Вопросам финансового контроля в органах ФСБ России посвящено не так много научных трудов. Сама же проблематика финансового контроля широко исследована в отраслевых юридических науках, в финансовом, предпринимательском, административном паве. В настоящей дипломной работе использованы труды Бельского К.С., Дадашева А.З., Чернина Д.Г., Желудкова А., Новикова А., Карасева М.В., Павлова Л.Н., Горбуновой О.Н., Химичевой Н.И. и многих других известных авторов. Таким образом, фактор недостаточного исследования обозначенной темы предопределяет ее актуальность.
Между тем, современное состояние и тенденции развития законодательства, регламентирующего финансовый контроль в органах Федеральной службы безопасности нуждаются, с учетом достижений отечественной юриспруденции, в дальнейшем обстоятельном научном осмыслении. За последнее время существенно изменились и функции государственных органов в сфере финансового контроля. Все это и обусловило выбор темы дипломного исследования.
Объектом исследования является институт финансового контроля в органах Федеральной службы безопасности.
Предметом исследования являются внутригосударственное правовое регулирование института финансового контроля в органах ФСБ.
Цель дипломного исследования – состоит в научном исследовании финансового контроля в органах ФСБ, в выработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию данной деятельности
В соответствии с этим решались следующие задачи исследования:
- осуществить теоретико-правовой анализ института финансового контроля;
- проанализировать особенности финансового контроля в органах ФСБ;
- предложить меры, направленные на совершенствование данного института.
Эмпирическую и теоретическую базу исследования составили научные труды российских ученых – юристов. В нее вошли конституционное и текущее внутригосударственное законодательство России, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральной службы безопасности. С учетом целей и задач исследования определена структура дипломной работы, которая включает в себя: введение, две главы, , заключение, список использованных источников и приложения.
Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требуют создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Отсутствие закрепленной в нормативном порядке общей концепции организации и деятельности контрольно-счетных органов приводит к существенному разнообразию их правовых статусов, выполняемых ими контрольных функций и осуществляемых полномочий.
Нет четкой законодательной регламентации полномочий контрольных органов, могущих осуществлять финансовый контроль за органами Федеральной службы безопасности.
Таким образом, необходимо достичь единообразия в понятии правого статуса высших органов финансового контроля, которое должно быть отражено в акте общефедерального значения, регламентирующим основы образования и функционирования контрольно-счетных органов в Российской Федерации.
Таким образом, на наш взгляд, одним из вариантов решения вопроса могло бы стать принятие самостоятельного федерального закона, который определил бы основные принципы организации и деятельности контрольных органов.
Другим решением вопроса унификации правовых норм, регламентирующих финансовый контроль, в том числе и в органах Федеральной службы безопасности, могло бы стать внесение изменений в Бюджетный кодекс, которые откорректировали бы основы государственного финансового контроля в части закрепления более четкой системы органов финансового контроля и правовых основ их организации и деятельности. На сегодняшний день это направление более перспективно, что объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, оно проходит в рамках уже действующего бюджетного законодательства и позволяет вместо принятия новых правовых актов, которые не всегда отвечают необходимому уровню качества, усовершенствовать действующую структуру Бюджетного кодекса.
Во-вторых, закрепление правовых основ организации контрольно-счетных органов должно в значительной мере осуществляться Бюджетным кодексом - как законодательным актом, определяющим единые основы функционирования бюджетной системы РФ и разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений. В Бюджетном кодексе выделена целая глава 26, в которую вопросы организации указанных органов могли бы гармонично войти. Помимо этого, существует и законодательная основа подобного вкрапления правовых норм в структуру Бюджетного кодекса. Статья 157 Бюджетного кодекса РФ регулирует вопросы деятельности органов государственного контроля, созданных законодательными (представительными) органами Российской Федерации.
В соответствии с п.3 указанной статьи полномочия органов государственного финансового контроля определяются Бюджетным кодексом, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти. Поэтому та часть полномочий контрольно-счетных органов, которая будет определять их общеправовой статус в рамках всей бюджетной системы, должна быть обязательно отражена именно в Бюджетном кодексе, а не в каком-либо ином нормативном правовом акте.
В-третьих, внесение изменений в Бюджетный кодекс позволит привести в соответствие всю систему органов государственного финансового контроля.
Обязательное создание высших органов финансового контроля соответствующими законодательными (представительными) органами власти будет не только отражать существующую правовую действительность, но и отвечать требованиям международных стандартов в области организации финансового контроля. Организация финансового контроля через контрольно-счетные органы представительных органов власти является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.
Системный подход к проблеме государственного финансового контроля предполагает еще и поиск механизмов целостности, путей взаимодействия контрольно-счетных органов различных уровней бюджетной системы, законодательное обеспечение их функционирования, четкое закрепление координационных и субординационных связей между ними в единую методологию совместной деятельности.
Совершенствование правовых основ финансового (бюджетного) контроля и устранение многих существующих пробелов и противоречий бюджетного законодательства является одним из важных направлений в реформе всей системы управления государственными финансами Российской Федерации. В современных условиях экономического развития и децентрализации межбюджетных отношений лишь четкая и согласованная система финансового (бюджетного) контроля способна обеспечить эффективность управления многоуровневой системой государственных финансов и исключить разобщенность в финансовой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
1. Конституция РФ. М., 1993. – М., 2003. – 123 с.
2. Федеральный Закон «О аудиторской деятельности» от 7.08.2001 г. № 119- ФЗ. – М., 2003. – 45 с.
3. Федеральный Закон Российской Федерации «О налоговых органах» //СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
4. Федеральный Закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18.12.1995 г. – М., 2003. – 67 с.
5. Налоговый кодекс РФ. – М., 2004. – 1098 с.
6. Бюджетный кодекс РФ. – М., 2003. – 786 с.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., 2004. – 567 с.
8. Уголовный кодекс РФ. – М., 2004. – 234 с.
9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., 2004. – 345 с.
10. Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности РФ». – М., 2003. – 78 с.
11. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.1996 г. // Финансовый сборник. – М., 2002. – с. 45-49
12. Указ Президента РФ №314 от 9.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Известия. – 2004. – 11 марта
13. Письмо Министерства финансов РФ «О ведомственном финансовом контроле» от 26.07.1995 г. // Финансовый сборник. – М., 2002. – с. 67-68
14. Лимская Декларация о руководящих принципах финансового контроля от 1977 г. // II Контроллинг. 1991. N 1. С.56-65.
15. Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. М., 2002. – 90 С.
16. Атаманчук Г. В. Государственное управление. - М.: Экономика, 2000. – 806 С.
17. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль. М.: 2003. - 290 с.
18. Бельский К.С. Финансовое право. М., 1995.
19. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. М., 1996.
20. Дадашев А.З., Чернин Д.Г. Финансовая система России. М., 1997.
21. Желудков А., Новиков А. Финансовое право России. М., 1999.
22. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 2000.
23. Мандрица В.М., Рукавшиникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право. Ростов-на-Дону, 1999.
24. Общая теория финансов /Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М., 1995.
25. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2003 году. М., 2003. – 208 С.
26. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. М., 1998.
27. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. М., 2002. – 189 С.
28. Советское финансовое право /Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкина. М., 1982.
29. Социальное управление: Словарь. - М., 1994. – 678 С.
30. Старосьцяк Е. Элементы науки управления. - М.: Прогресс, 1965. – 456 С.
31. Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления. - М.: Юридическая литература, 1974. – 207 С.
32. Теория финансов /Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. Минск, 1998.
33. Финансовое право /Под общ.ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996.
34. Финансовое право /Под общ. ред. Н.И. Химичевой. М.,1999.
35. Финансовое право /Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000.
36. Финансовое право Российской Федерации /Отв. ред. М. В. Карасева. Воронеж, 1994.
37. Финансы /Под общ. ред. В.М. Родионовой. М., 1993.
38. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М., 1997.
39. Финансовое право. Учебник /Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М.: Проспект, 2003. – с. 345
40. Финансовое право. Курс лекций /Под ред. C. В. Игнатьевой. - СПб, 2000. – с. 78
41. Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совер-шенствовании финансовой деятельности советского государства. М., 1983.
42. Цыпкин С.Д. Контрольно-ревизионные органы. – М., 2003. – 189 с.
43. Шохин С.О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 897 с..