Введение 4
Глава I. Характеристики персонажей и их сопоставление 8
1. Анна Каренина 8
1.1 Анна и её трагедия 9
1.2 Создание персонажа Анны 10
1.2.1 Прототипы 11
1.3 Анна в социальных ролях 12
1.3.1 Анна - дама высшего общества 12
1.3.2 Анна - супруга 16
1.3.3 Анна - любовница 20
2. Элизабет 22
2.1 Элизабет - характер 22
2.2 Элизабет - семья 26
2.2.1 Элизабет и её отец 26
2.2.2 Элизабет и её мать 27
2.2.3. Элизабет и её сёстры 28
2.3 Элизабет в обществе 30
3. Сопоставление Анны и Элизабет 36
Глава II - Взгляды авторов 56
1. Взгляды Толстого на социальный статус женщины 56
1.1 Толстой о женщинах 57
1.2 Женщины в творчестве Толстого 59
1.2.1 «Семейное счастье» 59
1.2.2 «Война и мир» и «Анна Каренина» 60
1.2.3. «Крейцерова соната» 63
1.3 Толстой о женщинах последних лет своей жизни 64
1.4 Толстовский взгляд 66
2. Взгляды Остин на социальный статус женщины 68
2.1. Письма Остин 69
2.2. Женские персонажи в творчестве Остин 72
2.3. Об Остин и её взглядах 76
2.3.1 Сомерсет Моэм 76
2.3.2. Вирджиния Вулф 78
Глава III - Общество 81
1. Общество в «Анне Карениной» 81
1.2 Правовые нормы 82
1.3 Семья 85
1.4 Высшее общество 87
2. Элизабет в обществе 89
2.1 Общественные нормы 89
2.2 Женская проблематика в Англии 91
2.3 Женские персонажи в творчестве Остин 93
Заключение 99
Использованная литература 105
Наше исследование посвящено женским образам и социальному положению женщины и в романах «Анна Каренина» Льва Толстого и «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Эти произведения были написаны на рубеже XVIII-XIX вв. (Остин) и в конце XIX в. (Толстой). Время, в которое жили писатели, характеризуется многими процессами, изменившими мир политически, социально и экономически. Одним из таких изменений являлся новый взгляд на положение женщин в обществе. Одной из причин, которая запустила этот процесс, стала промышленная революция. Её родиной и основным двигателем была Англия. Трансформации, происходившие там, распространялись в течение всего XIX века на множество стран мира, включая и Российскую империю, чьё общество и семья, в результате влияния этих мировых процессов, подвергаются трансформации и изменению, в том числе и взгляд на женщину и её роль в социуме.
Конечно, это не может не оставить свой след в литературе, которая всегда так или иначе отражает и пытается осмыслить действительность. Одной из самых влиятельных представительниц, создающих сильных женских персонажей, является Джейн Остин, жившая в Англии конца XVIII - начала XIX вв. в центре общественных изменений. В свою очередь в России популярнейший писатель Лев Толстой в романе «Анна Каренина» создает одну из самых главных героинь в литературе. Оба писателя отображают в своих произведениях и размышляют над процессами, происходившими в их обществах, в частности над переосмыслением роли женщины.
Причиной, по которой в нашей диссертации сравниваются представители английской и российской прозы, является желание исследовать женский образ в литературе этих стран, особенности изображения положения женщин, связь между двумя романами, в которых рассматривается этот вопрос. По мнению некоторых исследователей (В.Б. Шамина, Т.Г. Прохорова) существует предположение, что Пушкин был знаком с романом «Гордость и предубеждение» и это повлияло на него при написании «Евгения Онегина». Хотя прямых доказательств этого нет, есть факторы, позволяющие сделать такой вывод. Согласно статье, главные герои-мужчины пушкинского романа очень похожи на персонажей «Гордости и предубеждения». Мы не знаем наверняка, читал ли Пушкин Остин, но из исследования ясно, что можно принять эту гипотезу.1 Отсюда следует, что косвенно Остин повлияла и на Толстого, для которого «Евгений Онегин» был основным источником вдохновения при создании «Анны Карениной». Романы Остин и Толстого были выбраны для сравнения так как они наиболее ярко освещают проблему женского вопроса в литературе Англии и России. Персонажи Анна и Элизабет - две женщины, взявшие судьбу в свои руки. Они едины в честности и вере в свои убеждения. Обе храбры (Элизабет рискует не выйти замуж и остаться бедной, Анна решается рассказать правду мужу, когда другие держат в секрете любовную связь вне брака), обе не идут на компромисс (Элизабет отказывает двум предложениям выйти замуж, а Анна не идёт на уступки обществу). Место женщины в прошлом было на втором месте, и то, что они сделали, было революционно.
Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос положения женщины в обществе сегодня является одним из самых острых в мире, обсуждаемых в разных сферах и областях человеческой деятельности, в том числе и в литературе. В 2021 году вышло два рейтинга. В одном из них «Анна Каренина» занимает первое место среди самых популярных любовных историй. В другом «Гордость и предубеждение». В результате оба романа соперничают среди читателей, как любовные шедевры мировой классической литературы.2 Данный факт даёт нам возможность показать, что эти две книги не только считаются одним и из самых популярных, но в то же время их истории волнуют миллионы людей по всему миру. Писатели создали двух революционных персонажей, которые не следуют и не подчиняются морали, навязанной обществом. Анна Каренина и Элизабет Беннет задают радикальные вопросы о женщинах и об отношении к ним общества и поэтому остаются неподвластными времени личностями. Таким образом, сравнение двух романов имеет право на существование.
Объектом данного исследования является изображение положения женщин в романах (конца XVIII - конца XIX вв.). А предметом - главные женские персонажи романов «Анна Каренина» и «Гордость и предубеждение».
Целью данного исследования является изучение и сопоставление изображения положения женщины в обществе в произведениях Дж. Остин и Л. Толстого.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать и сопоставить репрезентации социальных ролей (незамужняя девушка, супруга, мать), в которых выступают главные героини произведений Дж. Остин и Л. Толстого.
2. Рассмотреть показанное в произведениях обоих авторов отношение общества к поведению женщины, исходя из представлений о допустимом и недопустимом, "норме" семейной жизни и т.д.
3. Рассмотреть взгляды Дж. Остин и Л. Толстого на социальный статус женщины и соотнести выявленные особенности репрезентации этого статуса в произведениях авторов с их личной позицией.
Материалом для данного исследования послужили тексты романов «Г ордость и Предубеждение» и «Анна Каренина». Вспомогательными источниками являются письма Остин и дневники Толстого. Следует отметить, что эти авторы одни из самых исследуемых и анализируемых, новые монографии об их творчестве и жизни публикуются и по сей день. Для сбора информации о романе «Гордость и предубеждение» и его главной героини Элизабет Беннет были использованы литературоведческие работы критиков и исследователей Н.М. Демуровой, А. А. Палия, Т.А. Амелиной, Е. Ю. Гениевой, В. Вулф, С. Моэм.
Для сбора информации о романе «Анна Каренина» и его главной героини были использованы исследования Н.К. Гудзий, В.В. Ермилова, В.А. Жданова, Е.Н. Купреянова, Б.М. Эйхенбаум, Э.Г. Бабаева.
В качестве метода исследования был применен комплексный подход: сопоставительный литературный и социокультурный анализ.
В данной диссертации были процитированы литературно-критические исследования, которые помогли в изучении вопроса. Например, один из основных критиков творчества Остин Н.М. Демурова наиболее подробно обозначила характеристики Элизабет Беннет. Другие более современные исследователи, такие как Т.А. Амелина, А.А. Бельский, основываясь на работах англоязычных коллег, выделяют особенности окружающей среды Элизабет. Необходимо отметить, что в большой степени личная корреспонденция Остин помогает лучше понять общество, в котором она жила.
Что касается исследований творчества Толстого, одной из главных работ, которая на наш взгляд лучше всего анализирует Анну Каренину, — это критика Э.Г. Бабаева, наиболее значительно повлиявшего на понимание и раскрытие романа «Анна Каренина». Конечно, существует множество других важных исследователей, которые внесли свой вклад в изучение творчества Толстого и сделали основные характеристики и заключения касательно его произведения. Во время работы над данной диссертацией, среди таких учёных которым мы обращались, были В.А. Жданов, В.В Ермилов, Е.Н. Куприянова, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, основной части, заключения и библиографии. Содержание основной части составляют три главы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется ее предмет, формулируется цель, ее задачи, отмечаются хронологические рамки, методология и научная значимость.
В первой главе анализируется характер и социальные роли обеих героинь и их делается сопоставительный анализ.
Во второй главе рассматриваются два момента, один из которых связан с общественными нормами, а другой - с отношением двух авторов к этим социальным принципам.
В третьей главе обсуждаются взгляды двух авторов на роль женщины в обществе и как это проявляется в их работах.
В заключении содержатся выводы работы.
Научная значимость работы заключается в том, что она может быть использована в дальнейшем как источник литературных и социокультурных исследований, которые связаны с обсуждением и изображением в литературе положения женщины в обществе.
Практическая значимость в том, что результаты диссертации могут быть использованы, как учебные материалы для литературоведческих и филологических дисциплин в университетах.
В рамках данной работы был рассмотрен вопрос роли женщин в обществе через литературное творчество Льва Толстого и Джейн Остин. Заканчивая свою работу и сознавая все неизбежные пропуски, ограниченность суждений, стилистические ошибки, стоит отметить, что суть работы заключалась в понимании того, как женские образы представлены в двух разных культурах. Следует добавить, что героини в романах и Остин, и Толстого - это женщины своего времени, отличающиеся друг от друга, но в то же время у них есть много общего. В данном заключении указаны выводы, сделанные в процессе работы.
• Элизабет и Анна - женщины, олицетворяющие стремление к свободе и настоящей любви.
• Элизабет растет и живет в полноценной семье, поэтому у нее больше шансов найти настоящую любовь. И даже если она потерпит неудачу, у нее всегда будет поддержка у самых близких, которую она находит в отце и сестре. В отличие от Элизабет, мы мало что знаем о семье, в которой выросла Анна, и понимаем, что она не знает, что такое настоящая семья. Все, что мы знаем из романа — это то, что тетя обручает ее с Карениным. Нельзя сказать, что Анну поддерживает ее брат. Наоборот, он ищет и находит поддержку и помощь у нее. Благодаря Анне его брак не распался, и он получил работу по рекомендациям Алексея Александровича, то есть снова благодаря Анне. Прежде всего наши знания о любви исходят из того, что она заставляет нас чувствовать себя как свободными, так и в безопасности. Анна, несмотря на ее желания и стремления к настоящей любви, лишена этих условий в личной жизни.
• Элизабет и Анна выступают против властной силы общественного мнения, хотя это противопоставление не одинаково по своей сути. Различие в том, что Элизабет выступает против отдельных членов этого общества - леди Кэтрин, мистер Коллинз. Из-за своего положения в обществе и места, где она живет, Элизабет не находится в поле зрения общественного мнения. Анна - в противоположной ситуации. Когда она влюбляется, постепенно меняется и ее положение в обществе. Анна начинает испытывать на себе властную силу „закона общественного мнения“. Она не может жить в деревне, как Элизабет, поэтому ее каждый день и каждый шаг подлежат наблюдению и осуждению.
• Элизабет и Анна обладают сильными характерами и не боятся последствий своих действий.
• Представленные образы двух героинь полны желаний, стремления любить и быть любимыми, они не останавливаются перед многочисленными препятствиями. Различие в том, что Элизабет больше полагается на свой острый ум, а Анна на свои страстные чувства.
• Джейн Остин была одной из первых писательниц, поставивших под сомнение место женщин в обществе и семье. Хотя она и не феминистка и не говорит об этих вещах, она «подсознательно» создает образы женщин, которые готовы постоять за себя и не подчиняться социальным догмам. С другой стороны, Толстой имеет ясное и определенное мнение о месте женщин. И хотя многие исследователи считают его взгляды ограниченными, тем не менее, он сочувствует своей героине. Так или иначе, показывая существующую проблему любви и брака, Толстой считает, что для мужчин и некоторых женщин возможен обман, а для женщины, пламенно жаждущей любви, - нет. Читая роман, можно было бы сделать вывод что Толстой хотел изобразить Анну как некую злую силу, как демоническую или роковую женщину. Но она понимала, что такое нравственная сила. Невозможность реализовать свою независимость приводят ее к катастрофе.
• Одно из важнейших значений этого исследования - это мысль Толстого о том, что одна из главных ролей женщины - в создании семьи. Во многом это можно понять или критиковать. Из-за этого заявления мы сравниваем его позицию с позицией Джейн Остин, женщины, которая, по сути, была одинокой, но создала свои замечательные произведения, которые остаются в истории как одни из самых читаемых больше двух столетий. Таким образом, можно сделать вывод, что суждения критики о Толстом могут быть опровергнуты.
В романе Остин, несмотря на казалось бы незамысловатый сюжет, поставлены и рассмотрены глубокие социальные и психологические проблемы. Образ Элизабет смотрится выгодно на фоне ее окружения: родителей, сестер, знакомых, соседей. Она умна, наблюдательна, способна открыто и резко выражать свое мнение, а главное - умение оставаться верной своим взглядам. В то же время Элизабет свойственны такие черты, как естественное, непринужденное поведение, склонность к шуткам, смеху, забавам. Ее можно воспринимать как девушку нашего времени. Социальная роль Элизабет была простой. Она была девушкой, которая должна была выйти замуж, чтобы обеспечить своё будущее. Вопреки этому она не подчинилась общепринятым нормам и следовала своему сердцу.
Это не типичный, так называемый «женский роман». Это глубокое исследование писаных и неписаных законов английского общества того времени о положении женщин с основной целью и стратегией их жизни, связанной прежде всего с «удачным» замужеством. Большую роль в поисках подходящих партнеров играл социальный статус, его неравенство было основным препятствием для вступления в брак по любви, и служило причиной брака по расчету. Через драматическое преодоление трудностей в взаимоотношениях, Элизабет и Дарси понимают, что их любовь выше их гордости и предубеждений.
Далеко не такая судьба у героини романа Толстого «Анна Каренина». Образ привлекательной, волнующей женщины, к сожалению, имеет печальный конец. Суть романа в том, что личное счастье женщины находится в семье, а не извне, как думала Анна. Толстой описывает общество во всём его диапазоне и раскрывает его истинную сущность. Таким образом, натура Анны и общества не совпадают. Отсюда и все конфликты. Отношение Толстого к Анне показывает несправедливость в обществе, потому что он писал о ней «жалкая». Анна одна из самых реалистичных персонажей в литературе, как и её история. В. Шкловский пишет об этом так: «Но чем дальше писал Толстой, тем больше ему нравилась женщина, которую он не написал, не придумал, а как будто нашел на путях истории». Главное в романе - противоречие между непреодолимым стремлением к счастью и нравственным законом в обществе. Анна, осознавая свою вину, теряет всех и что особенно болезненно для нее - это потеря сына и Вронского. Противопоставив свою любовь обществу, она получает то, что было неизбежно - общество отвергает её окончательно. Перед законом в то время у нее нет никаких прав - права у Каренина, для которого брак - это обязательство перед Богом, он священ и нерасторжим. Унижения, страдания так велики, что она решается на последний шаг. Смерть Анны под колесами поезда как бы символизирует наступление перемен и «нового времени». Оно не всегда принимается всеми с радостью и светлыми надеждами. Иногда совсем наоборот. Поезд, железная дорога, рельсы, вокзалы, сны о «лохматом мужичке говорящем на французском языке» - эти слова-символы, понятия, которые довольно часто возникают на страницах романа связаны как с судьбой Анны, так и с наступающими изменениями в общественной жизни России. Анна — это персонаж, через которого можно показать все что «не так» в обществе. Именно и поэтому она является такой сильной и влиятельной героиней.
Таким образом, можно сказать, что в результате нашего исследования выявляются основные принципы и характеристики, касающиеся этих двух авторов и персонажей. В дальнейшей перспективе могут быть рассмотрены и другие аспекты, связанные с местом женщин в обществе, а также с «Анной Карениной» и «Гордостью и предубеждением». Однако то, что было собрано в качестве материала, показывает, что женщины в литературе имеют сильное влияние на общественный порядок. С момента написания этих двух книг многое изменилось. Одним из самых неоспоримых фактов остается то, что два автора из разных стран, из разных культур, разных полов создают двух женских персонажей, которые сегодня являются символическими и являются одними из самых обсуждаемых.
1. Лебедева Наталья. "Анна Каренина" и "Гордость и предубеждение" поспорили за звание главной книги о любви // Российская газета. 13.02.2021 [URL: https://rg.ru/2021/02/13/anna-karenina-i-gordost-i-predubezhdenie-posporili-za-zvanie-glavnoj-knigi-o-liubvi.html] (дата обращения: 22.05.2021)
2. Остен Дж. Гордость и предубеждение // Джейн Остен; пер. И.С. Маршака. Москва., Эксмо, 2020. 416 с.
3. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М.,1976. С. 445
4. Татаркова Д. «Гид по миру Джейн Остин: Гордость, предубеждения, феминизм и зомби» // Wonderzine. 2016. URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/books/217249- truth-universally-acknowledged (дата обращения: 07.05.2021)
5. Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого. М.,1989. С. 372
6. Толстой И.Л. Мои воспоминания. М., 1969. С. 77 - 78
7. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М., Художественная литература, 1981. - Т. 8.
8. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М., Художественная литература, 1981. - Т. 9.
9. Толстой Л.Н. Выдержка Из Частного Письма По Поводу Возражений На Статью «Женщинам» // Лев Николаевич Толстой. Публицистика. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/po-povodu-vozrazhenij-na-statyu-zhenschinam.htm дата обращении 20.05.2021)
10. Толстой Л.Н. Дневники. 1889 г. // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1984. Т. 21. 389 с.
11. Толстой Л.Н. Дневник 1899 г. // Лев Николаевич Толстой. Дневники. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/dnevniki/1895-1899/dnevnik- 1899.htm (дата обращения: 21.05.2021)
12. Толстой Л.Н. Дневники и Записные книжки 1895—1899 // Лев Николаевич Толстой Полное собрание сочинений. М.: Государственное издательство художественной литературы., 1953. Том 53. 345 с.
13. Толстой Л.Н. Мысли из дневников Л. Н. Толстого 1881-1910 // Lib.ru/Классика [URL: http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1910_mysli_iz_dnevnikov.sh tml] (дата обращения: 22.05.2021)
14. Толстой Л.Н. Послесловие к «Крейцеровой Сонате». Л.Н. Толстой Собр. Соч. в 22 тт. М.: Худож. Лит., 1978 - 1985, 197 с
15. Толстой Л.Н. Черновики «Детства» // Лев Николаевич Толстой. [URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/chernoviki/detstvo-i-chetyre-epohi-razvitiya.htm] (дата обращения: 21.05.2021)
...