ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения гендерных особенностей девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи 6
1.1. Развитие представлений о гендере и гендерных особенностях поведения.6
1.2. Факторы риска девиантного поведения молодёжи в зависимости от
гендерных различий 13
Глава II. Гендерный подход в школьной профилактической работе по снижению рисков девиантного поведения учащихся 21
2.1. Основные положения гендерного подхода в профилактике девиаций ...21
2.2. Направления и методы профилактики девиантного поведения
старшеклассников с учетом гендерных особенностей 29
Глава III. Исследование гендерных особенностей девиантного поведения
старшеклассников общеобразовательных школ 37
3.1. Программа, инструментарий и процедура эмпирического
исследования 37
3.2. Анализ результатов исследования 44
3.3. Выводы и рекомендации 53
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения
Глава I. Теоретические основы изучения гендерных особенностей девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи 6
1.1. Развитие представлений о гендере и гендерных особенностях поведения.6
1.2. Факторы риска девиантного поведения молодёжи в зависимости от
гендерных различий 13
Глава II. Гендерный подход в школьной профилактической работе по снижению рисков девиантного поведения учащихся 21
2.1. Основные положения гендерного подхода в профилактике девиаций ...21
2.2. Направления и методы профилактики девиантного поведения
старшеклассников с учетом гендерных особенностей 29
Глава III. Исследование гендерных особенностей девиантного поведения
старшеклассников общеобразовательных школ 37
3.1. Программа, инструментарий и процедура эмпирического
исследования 37
3.2. Анализ результатов исследования 44
3.3. Выводы и рекомендации 53
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения
На сегодняшний день уровень девиантного поведения подростков довольно высок. Так, В России в последнее время растет тенденция употребления ПАВ подростками. В ходе исследования, проведенного отечественными социологами было выявлено, что употребление алкоголя (особенно вина, пива и джин-тоника) среди школьников стало массовым. Но процентное соотношение опрошенных сложилось таким образом, что девочки употребляют спиртные напитки больше, чем мальчики, но возраст, когда они начали употреблять позже, чем у мальчиков: 12-15 лет у девочек, 11-13 лет у мальчиков. Не менее распространенной девиацией среди школьников является гаджетзависимость. По сравнению с ПАВ это относительно новая тема для исследований насколько это может быть девиацией, но сейчас это становится реальной проблемой и отклонением. Также получают распространение новые виды девиантного поведения - буллинг, агрессивное поведение, употребление нецензурных выражений.
Подростковый период является одним из сложных периодов онтогенеза и связан с изменениями в сфере сознания, системой взаимоотношений и деятельности человека. Начинается половое созревание, что играет большую роль в поведении подростка. Некоторые совершают девиантные поступки, чтобы завоевать внимание сверстников и стать популярными, некоторые, чтобы удовлетворить интерес, другие таким образом бросают вызов обществу. Начиная с возраста 12-14 лет, одну из важнейших ролей играют социальные характеристики личности, в том числе гендерные. Одинаковым для старшеклассников является то, что на первом плане появляются ценности маскулинности. Исходя из них, парень должен быть храбрым, суровым, дерзким, агрессивным, а женщина милой, хрупкой, нежной, доброй, беззащитной, зависимой. На сегодняшний день все больше агрессии выявляется как у мальчиков, так и у девочек- подростков, и обществу становится все сложнее справляться с этой проблемой. Поэтому новые возможности для изучения девиантного поведения подростков можно получить, изучая гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, ив то же время нет «мужского» и «женского». Тогда, причину совершения девиантных поступков стоит рассматривать исходя из гендерной принадлежности.
Методологические основы гендерного анализа разрабатываются как зарубежными (Ш. Берн, К. Бьерквист, Д. Фаррингтон., К. Уэст и Д. Зиммерман и др.), так и отечественными исследователями (О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.). Понятие «гендер» в последнее время занимает достаточно прочные позиции в процессах обсуждения разных сфер и областей деятельности человека. На гендерные различия влияют как социальные, так и биологические факторы. Проблеме гендерных различий уделяется большое внимание. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужского начала и женского, отражающих различия в психике мужчин и женщин. Современные гуманитарные исследования подтверждают, что гендер отражает особенности взаимодействия подростков и в биологическом, и в социально -культурном, и в личностном аспектах.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение профилактики гендерных особенностей девиации учащихся старших классов в возрасте 15-17 лет.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить представление о гендере и гендерные особенности поведения
2. Изучить факторы риска девиантного поведения, исходя из гендерных различий
3. Рассмотреть основные положения гендерного подхода в
профилактике девиаций
4. Познакомиться с направлениями и методами профилактики девиантного поведения старшеклассников с учетом гендерных особенностей
5. Исследовать гендерные особенности девиантного поведения старшеклассников общеобразовательных школ
Объект исследования - девиантное поведение старшеклассников
Предмет исследования- гендерные особенности девиантного поведения старшеклассников и гендерный подход в школьной профилактической работе
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, вторичный анализ результатов исследований, анкетирование
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №274 с углубленным изучением иностранных языков» Кировского района Санкт-Петербурга
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3 глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность данной проблемы, приводя некоторую статистику. Первая глава раскрывает теоретические основы изучения гендерных особенностей девиантного поведения старшеклассников. Вторая глава повествует о гендерном подходе в школьной профилактической работе по снижению рисков девиантного поведения учащихся. Третья глава содержит исследование гендерных особенностей девиантного поведения старшеклассников общеобразовательных школ. Общий объем работы - 70 страниц. Список литературы включает 69 наименований.
Подростковый период является одним из сложных периодов онтогенеза и связан с изменениями в сфере сознания, системой взаимоотношений и деятельности человека. Начинается половое созревание, что играет большую роль в поведении подростка. Некоторые совершают девиантные поступки, чтобы завоевать внимание сверстников и стать популярными, некоторые, чтобы удовлетворить интерес, другие таким образом бросают вызов обществу. Начиная с возраста 12-14 лет, одну из важнейших ролей играют социальные характеристики личности, в том числе гендерные. Одинаковым для старшеклассников является то, что на первом плане появляются ценности маскулинности. Исходя из них, парень должен быть храбрым, суровым, дерзким, агрессивным, а женщина милой, хрупкой, нежной, доброй, беззащитной, зависимой. На сегодняшний день все больше агрессии выявляется как у мальчиков, так и у девочек- подростков, и обществу становится все сложнее справляться с этой проблемой. Поэтому новые возможности для изучения девиантного поведения подростков можно получить, изучая гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, ив то же время нет «мужского» и «женского». Тогда, причину совершения девиантных поступков стоит рассматривать исходя из гендерной принадлежности.
Методологические основы гендерного анализа разрабатываются как зарубежными (Ш. Берн, К. Бьерквист, Д. Фаррингтон., К. Уэст и Д. Зиммерман и др.), так и отечественными исследователями (О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.). Понятие «гендер» в последнее время занимает достаточно прочные позиции в процессах обсуждения разных сфер и областей деятельности человека. На гендерные различия влияют как социальные, так и биологические факторы. Проблеме гендерных различий уделяется большое внимание. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужского начала и женского, отражающих различия в психике мужчин и женщин. Современные гуманитарные исследования подтверждают, что гендер отражает особенности взаимодействия подростков и в биологическом, и в социально -культурном, и в личностном аспектах.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение профилактики гендерных особенностей девиации учащихся старших классов в возрасте 15-17 лет.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить представление о гендере и гендерные особенности поведения
2. Изучить факторы риска девиантного поведения, исходя из гендерных различий
3. Рассмотреть основные положения гендерного подхода в
профилактике девиаций
4. Познакомиться с направлениями и методами профилактики девиантного поведения старшеклассников с учетом гендерных особенностей
5. Исследовать гендерные особенности девиантного поведения старшеклассников общеобразовательных школ
Объект исследования - девиантное поведение старшеклассников
Предмет исследования- гендерные особенности девиантного поведения старшеклассников и гендерный подход в школьной профилактической работе
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, вторичный анализ результатов исследований, анкетирование
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №274 с углубленным изучением иностранных языков» Кировского района Санкт-Петербурга
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3 глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность данной проблемы, приводя некоторую статистику. Первая глава раскрывает теоретические основы изучения гендерных особенностей девиантного поведения старшеклассников. Вторая глава повествует о гендерном подходе в школьной профилактической работе по снижению рисков девиантного поведения учащихся. Третья глава содержит исследование гендерных особенностей девиантного поведения старшеклассников общеобразовательных школ. Общий объем работы - 70 страниц. Список литературы включает 69 наименований.
В выпускной квалификационной работе было изучено представление о гендере и его влияние на поведение молодежи. Несмотря на пристальное внимание исследователей, до настоящего времени среди авторов не выработана единая точка зрения на данный концепт. Социологический смысл понятия «гендер» акцентирует внимание на том, что он социально конструируем, и конструкт этот создается в процессе социализации. Гендерные роли и стереотипы изменчивы и относительны. Гендер влияет на поведение подростков 15-17 лет. и. В результате гендерной идентификации у подростков создается гендерная константность, что приводит к повышенному вниманию к ролевым моделям, Я-социализации и способности во взаимоотношениях в социуме воспроизводить модели своего гендера. Именно эта социально-демографическая группа наиболее подвержена влиянию и заданным установкам, особенно через СМИ и Интернет.
Были изучены факторы риска девиантного поведения. Оно обладает выраженным половозрастным своеобразием, а факторы риска находятся в зависимости от гендерных различий, что подтверждают многочисленные эмпирические исследования. Они указывают, что у юношей выраженным фактором риска является агрессивное поведение. Уровень всех видов агрессии у юношей выше, чем у девушек. Юноши склонны совершать девиантные поступки для поддержания своего авторитета, статуса в обществе. Прерогатива девушек — эмоциональность поведения. Девиантному поведению юношей характерны проявления маскулинных качеств (жесткости, напористости, агрессивности и др.), а девушки при выборе модели отклоняющегося поведения ориентированы на образцы поведения и мнения окружающих.
Были рассмотрены основные положения гендерного подхода в профилактике девиаций. Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции деформаций социализации девиантных подростков, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учёт которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, дессоциализированными подростками.
Были изучены направления и методы профилактики девиантного поведения старшеклассников с учетом гендерных особенностей. Проведение профилактики рассматривается на социетальном уровне, в сфере образования, на уровне семьи. В системе профилактических мероприятий необходимо выделять гендерный подход как отдельное направление деятельности агентов профилактического социального контроля. Основными методами являются деятельность по оздоровлению обстановки в семье, досуговая деятельность как фактор профилактики правонарушений молодежи, индивидуальные и групповые беседы, организация спортивных секций, тренинги. Условиями успешной профилактической работы являются ее последовательность, системность и дифференцированность учета гендерных особенностей старшеклассников.
В рамках подготовки ВКР было проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей девиантного поведения старшеклассников. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что происходит стирание гендерных различий между парнями и девушками в совершении девиаций, однако, причины и риски распространения разных видов девиантного поведения, частота и способы их совершения отличаются. Исследование показало, что у юношей на первое место выступают аспекты, которые связаны с процессом исполнения той или иной девиации. У девушек причины и риски коррелируют с их окружением, общественным мнением, то есть с определенной моделью поведения. Также, было выявлено, что опыт респондентов расходится с их представлениями. Обнаружены различия в допустимом поведении и в отношении к различным видам девиаций исходя из гендерных стереотипов.
Учитывая теоретические разработки и исходя из результатов исследования, можно сделать несколько рекомендаций для педагогического и воспитательного персонала школы.
• Следует проводить со старшеклассниками психологические тренинги, где они смогут рассказать о своих внутренних проблемах и чувствах, послушать сверстников, это поможет им лучше понимать друг друга, научиться уважать и принимать разные точки зрения.
• Можно проводить беседы с психологом, чтобы мучающие вопросы и темы не оставались недоступными. Рекомендуется проводить данные мероприятия отдельно с юношами и девушками.
• Лекции, направленные на изучение гендерного воспитания, психологии мужчины и женщины тоже немаловажны. Это также поможет уменьшить уровень агрессии в межличностных взаимодействиях.
• Рекомендуется внедрить в обучение базовые знания о половом воспитании.
• Парни больше подвержены игре в компьютерные игры. Рекомендуется ограничить их пребывание в «виртуальной реальности». Важным аспектом совместной деятельности семьи и школы в данном аспекте станет организация занятий — семинаров, практикумов, тренингов, а также совместные вечера, культурные программы, конкурсы, экскурсии, походы и другие мероприятия, в которые будут вовлечены юноши.
• Девушки же склонны зависеть от мнения окружения и выстраивания «идеального образа», который демонстрируется в Интернете. Возможно, помимо общепрофилактических мероприятий, следует организовать в школе курсы этикета и красоты для девочек, где будут даны базовые знания о поведении в обществе, уходу за собой, правильному питанию. Всё это поможет девушкам научиться принимать себя.
• Также рекомендуется проводить мероприятия по профилактике распития спиртных напитков, употребления наркотических веществ и табакокурения. Для всех стоит проводить просмотр фильмов и роликов о том, как выглядят люди, регулярно употребляющие наркотики, никотин, алкоголь.
• Стоит приглашать на классные часы специалистов из разных учреждений (КДН, центры реабилитации несовершеннолетних) и проводить круглые столы с присутствием социального педагога и психолога для обсуждения вреда табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и возможных последствий.
• Рекомендуется проводить семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.
• Также стоит пропагандировать здоровый образ жизни. Рекомендуется открыть спортивные секции в рамках физической культуры, куда смогут записаться учащиеся старших классов, регулярно устраивать соревнования с весомыми наградами, чтобы был стимул посещать данные кружки.
Предлагаемые мероприятия будут действенны в том случае, если они будут проводиться регулярно, поскольку обеспечат непрерывность и системность. Кроме того, их наличие позволит молодым людям ощутить неформальное внимание к себе и своим потребностям взрослых наставников: учителей, психологов, социальных педагогов.
Были изучены факторы риска девиантного поведения. Оно обладает выраженным половозрастным своеобразием, а факторы риска находятся в зависимости от гендерных различий, что подтверждают многочисленные эмпирические исследования. Они указывают, что у юношей выраженным фактором риска является агрессивное поведение. Уровень всех видов агрессии у юношей выше, чем у девушек. Юноши склонны совершать девиантные поступки для поддержания своего авторитета, статуса в обществе. Прерогатива девушек — эмоциональность поведения. Девиантному поведению юношей характерны проявления маскулинных качеств (жесткости, напористости, агрессивности и др.), а девушки при выборе модели отклоняющегося поведения ориентированы на образцы поведения и мнения окружающих.
Были рассмотрены основные положения гендерного подхода в профилактике девиаций. Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции деформаций социализации девиантных подростков, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учёт которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, дессоциализированными подростками.
Были изучены направления и методы профилактики девиантного поведения старшеклассников с учетом гендерных особенностей. Проведение профилактики рассматривается на социетальном уровне, в сфере образования, на уровне семьи. В системе профилактических мероприятий необходимо выделять гендерный подход как отдельное направление деятельности агентов профилактического социального контроля. Основными методами являются деятельность по оздоровлению обстановки в семье, досуговая деятельность как фактор профилактики правонарушений молодежи, индивидуальные и групповые беседы, организация спортивных секций, тренинги. Условиями успешной профилактической работы являются ее последовательность, системность и дифференцированность учета гендерных особенностей старшеклассников.
В рамках подготовки ВКР было проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей девиантного поведения старшеклассников. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что происходит стирание гендерных различий между парнями и девушками в совершении девиаций, однако, причины и риски распространения разных видов девиантного поведения, частота и способы их совершения отличаются. Исследование показало, что у юношей на первое место выступают аспекты, которые связаны с процессом исполнения той или иной девиации. У девушек причины и риски коррелируют с их окружением, общественным мнением, то есть с определенной моделью поведения. Также, было выявлено, что опыт респондентов расходится с их представлениями. Обнаружены различия в допустимом поведении и в отношении к различным видам девиаций исходя из гендерных стереотипов.
Учитывая теоретические разработки и исходя из результатов исследования, можно сделать несколько рекомендаций для педагогического и воспитательного персонала школы.
• Следует проводить со старшеклассниками психологические тренинги, где они смогут рассказать о своих внутренних проблемах и чувствах, послушать сверстников, это поможет им лучше понимать друг друга, научиться уважать и принимать разные точки зрения.
• Можно проводить беседы с психологом, чтобы мучающие вопросы и темы не оставались недоступными. Рекомендуется проводить данные мероприятия отдельно с юношами и девушками.
• Лекции, направленные на изучение гендерного воспитания, психологии мужчины и женщины тоже немаловажны. Это также поможет уменьшить уровень агрессии в межличностных взаимодействиях.
• Рекомендуется внедрить в обучение базовые знания о половом воспитании.
• Парни больше подвержены игре в компьютерные игры. Рекомендуется ограничить их пребывание в «виртуальной реальности». Важным аспектом совместной деятельности семьи и школы в данном аспекте станет организация занятий — семинаров, практикумов, тренингов, а также совместные вечера, культурные программы, конкурсы, экскурсии, походы и другие мероприятия, в которые будут вовлечены юноши.
• Девушки же склонны зависеть от мнения окружения и выстраивания «идеального образа», который демонстрируется в Интернете. Возможно, помимо общепрофилактических мероприятий, следует организовать в школе курсы этикета и красоты для девочек, где будут даны базовые знания о поведении в обществе, уходу за собой, правильному питанию. Всё это поможет девушкам научиться принимать себя.
• Также рекомендуется проводить мероприятия по профилактике распития спиртных напитков, употребления наркотических веществ и табакокурения. Для всех стоит проводить просмотр фильмов и роликов о том, как выглядят люди, регулярно употребляющие наркотики, никотин, алкоголь.
• Стоит приглашать на классные часы специалистов из разных учреждений (КДН, центры реабилитации несовершеннолетних) и проводить круглые столы с присутствием социального педагога и психолога для обсуждения вреда табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и возможных последствий.
• Рекомендуется проводить семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.
• Также стоит пропагандировать здоровый образ жизни. Рекомендуется открыть спортивные секции в рамках физической культуры, куда смогут записаться учащиеся старших классов, регулярно устраивать соревнования с весомыми наградами, чтобы был стимул посещать данные кружки.
Предлагаемые мероприятия будут действенны в том случае, если они будут проводиться регулярно, поскольку обеспечат непрерывность и системность. Кроме того, их наличие позволит молодым людям ощутить неформальное внимание к себе и своим потребностям взрослых наставников: учителей, психологов, социальных педагогов.
Подобные работы
- Медиатворчество старших подростков как средство профилактики девиантного поведения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



