Цифровые инструменты как средство решения проблемы разноуровневости коммуникативной компетенции ложных начинающих
|
Введение 4
Глава 1 Проблема разноуровневости коммуникативной компетенции ложных начинающих 9
1.1 Содержание понятия коммуникативная компетенция 9
1.2 Начинающие (А1), ложные начинающие (pre-A1) и истинные
начинающие (А0) 12
1.2.1 Коммуникативная компетенция начинающих (А1) и ложных
начинающих (pre-A1) 15
1.3. Проблема разноуровневости и пути ее решения 18
1.4 Анализ цифровых инструментов в контексте внутренней дифференциации языковых групп 23
Выводы к Главе 1 30
Глава 2. Методические рекомендации обучения продуктивному виду речевой деятельности в разноуровневых группах с опорой на цифровые инструменты 33
2.1 Метод анкетирования для выявления на практике ложных
начинающих 33
2.1.1. Анализ релевантности метода анкетирования 33
2.1.2. Анкета для опроса учащихся с уровнем pre-A1 и А1 35
2.1.3. Анализ полученных данных 39
2.2. Исследование проблемы разноуровневости в рамках языковых групп 46
2.3 Методические рекомендации по использованию цифровых
инструментов в разноуровневой группе 49
Выводы к Главе 2 55
Список литературы и источников 60
Приложение 1 67
Приложение 2 79
Приложение 3 81
Глава 1 Проблема разноуровневости коммуникативной компетенции ложных начинающих 9
1.1 Содержание понятия коммуникативная компетенция 9
1.2 Начинающие (А1), ложные начинающие (pre-A1) и истинные
начинающие (А0) 12
1.2.1 Коммуникативная компетенция начинающих (А1) и ложных
начинающих (pre-A1) 15
1.3. Проблема разноуровневости и пути ее решения 18
1.4 Анализ цифровых инструментов в контексте внутренней дифференциации языковых групп 23
Выводы к Главе 1 30
Глава 2. Методические рекомендации обучения продуктивному виду речевой деятельности в разноуровневых группах с опорой на цифровые инструменты 33
2.1 Метод анкетирования для выявления на практике ложных
начинающих 33
2.1.1. Анализ релевантности метода анкетирования 33
2.1.2. Анкета для опроса учащихся с уровнем pre-A1 и А1 35
2.1.3. Анализ полученных данных 39
2.2. Исследование проблемы разноуровневости в рамках языковых групп 46
2.3 Методические рекомендации по использованию цифровых
инструментов в разноуровневой группе 49
Выводы к Главе 2 55
Список литературы и источников 60
Приложение 1 67
Приложение 2 79
Приложение 3 81
Реалии современного быстро меняющегося мира характеризуются масштабными переменами во всех сферах общества, и образование не является исключением. Изменения в образовательной среде идут совместно с таким процессом, как «диджитализация», именуемым четвертой промышленной революцией [Комиссаров, ЭР]. Диджитализация, как процесс создания новых каналов и инструментов взаимодействия, обеспечивает быстрый доступ к сведениям, а также к реципиентной аудитории, вносит новые тенденции в саму практику преподавания, которые могут быть применены в том числе при решении проблемы разноуровневости в языковых группах.
По мнению Томлисона (2005), проблема разноуровневости широко распространена ввиду того, что в той или иной степени каждый класс является разноуровневым. Проведенный в ходе данного исследования анализ подходов к формированию групп учащихся в языковых школах без разделения на подуровни подтверждает тот факт, что проблема разноуровневости стоит достаточно остро.
Актуальность темы обусловлена тем, что параллельно с возросшей потребностью в изучении lingua franca общества эпохи глобализации, а точнее в использовании английского языка как средства общения и коммуникации, формирование языковых групп начинающих происходит без разделения на подуровни, что значительно препятствует эффективности в освоении английского языка. При этом в русскоязычном контексте большую часть потенциальных учащихся составляют те, кто когда-либо сталкивались с английским языком или изучали его, то есть ложные начинающие. В этой связи актуальным становятся поиски новых путей и способов решения проблемы разноуровневости с целью уменьшения нагрузки на преподавателей при реализации дифференцированного подхода к обучению и повышения эффективности образовательного процесса.
Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции у ложных начинающих в условиях разноуровневых групп.
Предмет исследования: решение проблемы разноуровневости посредствам цифровых инструментов при формировании коммуникативной компетенции в группах с ложными начинающими.
Проблема разноуровневости в фокусе данного исследования изучается на примере взрослых учащихся языковых курсов.
Цель нашей работы: доказать, что проблема разноуровневости ложных начинающих может быть решена с помощью теоретически-обоснованного использования цифровых инструментов.
На пути к заданной цели стоят следующие задачи:
• раскрыть содержание понятия коммуникативная компетенция;
• провести сравнительный анализ между начинающими (А1), ложными начинающими (pre-A1) и истинными начинающими (А0);
• проследить этапы формирования коммуникативной компетенции на начальном уровне освоения английского языка;
• раскрыть проблему разноуровневости на примере групп с ложными начинающими;
• составить портрет ложных начинающих, проанализировать и описать проблемы, с которыми они сталкиваются при обучении в разноуровневых группах;
• предложить способы выявления ложных начинающих на практике;
• проанализировать функционал существующих цифровых инструментов и предложить их классификацию в контексте решения проблемы разноуровневости;
• привести примеры использования цифровых инструментов в разноуровневых группах и сформулировать методические рекомендации по их использованию для решения проблемы разноуровневости.
Методологическая база исследования достаточно обширна и включает, во-первых, метод логического, сравнительного и критического анализа литературы по исследуемому вопросу; во-вторых, компаративный метод при анализе подгрупп начинающих; в-третьих, классифицирование и систематизацию при рассмотрении комплекса цифровых инструментов при формировании коммуникативной компетенции. Также в работе нашли отражение такие эмпирические методы, как анкетирование, проведенное в языковых группах начинающих; метод педагогического наблюдения, реализованный в процессе работы с разноуровневыми группами; метод интервью при анализе подходов к формированию языковых групп с уровнем Beginner (A1).
Теоретическую базу работы составили труды следующих авторов: Д. Хаймса (D. Hymes), М. Н. Вятюнева, И. А. Зимней, М. А. Бочарниковой при анализе содержания понятия коммуникативная компетенция; Е. А. Ненюк, А. А. Сигбатуллиной, Т. А. Родионовой
Т. Накамура (T. Nakamura), П. Гранди (P. Grundy), С. Эйнсли (S. Ainslie), Д. Франтзена (D. Frantzen), С. Магнана (S. Magnan), С. Марша (S. Marsh) при рассмотрении проблемы разноуровневости и составлении портрета ложных начинающих; К. Петровой, М. А. Ушаковой, Г. Страксьене (G. Straksiene), Г. Базиукайте (G. Baziukaite), Д. Понгута (D. Ponguta), В. Розо и Д. С. Агагд (V. Rozo, D. C. Aguaged) при анализе цифровых инструментов. Ключевым для нашей работы при анализе коммуникативной компетенции начинающих стали документы CEFR (Companion Volume with new descriptors), в которых представлены поуровневые описания компонентов коммуникативной компетенции.
Научная новизна работы заключается в том, что пути решения проблемы разноуровневости при формировании коммуникативной компетенции впервые рассматриваются в контексте применения цифровых инструментов.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия разноуровневой языковой группы и проведении сравнительного анализа подгрупп начинающих и описание их психолого-педагогического портрета, а также систематизации комплекса цифровых инструментов, способствующих решению проблемы разноуровневости.
Практическая значимость работы обусловлена разработкой анкеты для выявления ложных начинающих на практике, созданием методических рекомендаций по внедрению цифровых инструментов при работе с разноуровневыми группами в рамках А1.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. В первой главе раскрываются ключевые понятия данной работы такие, как коммуникативная компетенция, ложные начинающие и разноуровневость, а также в контексте внутренней дифференциации разноуровневых групп анализируются и систематизируются существующие цифровые инструменты. Во второй главе на основе метода анкетирования и наблюдения дается психолого-педагогическая характеристика ложных начинающих, приводятся примеры использования приложений и интернет-ресурсов на занятиях в разноуровневых группах и предлагаются способы наиболее эффективной имплементации этих цифровых инструментов в образовательный процесс. Вспомогательные материалы, использовавшиеся в ходе данного исследования, а также разработанные анкеты представлены в Приложениях. Итоги работы подводятся в Заключении. Количественное превосходство иностранных источников над русскоязычными обусловлено тем, что проблема разноуровневости в русскоязычном научном дискурсе остается менее изученной, а большинство работ, в которых рассматривается данная проблема, принадлежат авторам из США, Японии и ряда стран Европы. Ввиду масштабных миграционных процессов современности, данные страны все чаще сталкиваются с необходимость более детально подойти к вопросу дифференциации уровней владения английским языком при формировании языковых групп с учащимися, которые являются представителями различных стран и как следствие обладают отличным опытом в изучении иностранных языков.
Теоретические положения о применении виртуальной и дополненной реальности для повышения познавательной активности и мотивации учащихся прошли апробацию на международной научной конференции «Высокие технологии и инновации в науке», которая проходила 28 июля 2020 года. Содержание доклада было изложено в научной статье (Мильгевская Е.А., Седёлкин И.С., Седёлкина Ю.Г. Виртуальная реальность как средство обучения (к постановке вопроса)) и вошла в сборник «Высокие технологии и инновации в науке» - СПБ.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020.
Объем работы составляет 81 страницу.
По мнению Томлисона (2005), проблема разноуровневости широко распространена ввиду того, что в той или иной степени каждый класс является разноуровневым. Проведенный в ходе данного исследования анализ подходов к формированию групп учащихся в языковых школах без разделения на подуровни подтверждает тот факт, что проблема разноуровневости стоит достаточно остро.
Актуальность темы обусловлена тем, что параллельно с возросшей потребностью в изучении lingua franca общества эпохи глобализации, а точнее в использовании английского языка как средства общения и коммуникации, формирование языковых групп начинающих происходит без разделения на подуровни, что значительно препятствует эффективности в освоении английского языка. При этом в русскоязычном контексте большую часть потенциальных учащихся составляют те, кто когда-либо сталкивались с английским языком или изучали его, то есть ложные начинающие. В этой связи актуальным становятся поиски новых путей и способов решения проблемы разноуровневости с целью уменьшения нагрузки на преподавателей при реализации дифференцированного подхода к обучению и повышения эффективности образовательного процесса.
Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции у ложных начинающих в условиях разноуровневых групп.
Предмет исследования: решение проблемы разноуровневости посредствам цифровых инструментов при формировании коммуникативной компетенции в группах с ложными начинающими.
Проблема разноуровневости в фокусе данного исследования изучается на примере взрослых учащихся языковых курсов.
Цель нашей работы: доказать, что проблема разноуровневости ложных начинающих может быть решена с помощью теоретически-обоснованного использования цифровых инструментов.
На пути к заданной цели стоят следующие задачи:
• раскрыть содержание понятия коммуникативная компетенция;
• провести сравнительный анализ между начинающими (А1), ложными начинающими (pre-A1) и истинными начинающими (А0);
• проследить этапы формирования коммуникативной компетенции на начальном уровне освоения английского языка;
• раскрыть проблему разноуровневости на примере групп с ложными начинающими;
• составить портрет ложных начинающих, проанализировать и описать проблемы, с которыми они сталкиваются при обучении в разноуровневых группах;
• предложить способы выявления ложных начинающих на практике;
• проанализировать функционал существующих цифровых инструментов и предложить их классификацию в контексте решения проблемы разноуровневости;
• привести примеры использования цифровых инструментов в разноуровневых группах и сформулировать методические рекомендации по их использованию для решения проблемы разноуровневости.
Методологическая база исследования достаточно обширна и включает, во-первых, метод логического, сравнительного и критического анализа литературы по исследуемому вопросу; во-вторых, компаративный метод при анализе подгрупп начинающих; в-третьих, классифицирование и систематизацию при рассмотрении комплекса цифровых инструментов при формировании коммуникативной компетенции. Также в работе нашли отражение такие эмпирические методы, как анкетирование, проведенное в языковых группах начинающих; метод педагогического наблюдения, реализованный в процессе работы с разноуровневыми группами; метод интервью при анализе подходов к формированию языковых групп с уровнем Beginner (A1).
Теоретическую базу работы составили труды следующих авторов: Д. Хаймса (D. Hymes), М. Н. Вятюнева, И. А. Зимней, М. А. Бочарниковой при анализе содержания понятия коммуникативная компетенция; Е. А. Ненюк, А. А. Сигбатуллиной, Т. А. Родионовой
Т. Накамура (T. Nakamura), П. Гранди (P. Grundy), С. Эйнсли (S. Ainslie), Д. Франтзена (D. Frantzen), С. Магнана (S. Magnan), С. Марша (S. Marsh) при рассмотрении проблемы разноуровневости и составлении портрета ложных начинающих; К. Петровой, М. А. Ушаковой, Г. Страксьене (G. Straksiene), Г. Базиукайте (G. Baziukaite), Д. Понгута (D. Ponguta), В. Розо и Д. С. Агагд (V. Rozo, D. C. Aguaged) при анализе цифровых инструментов. Ключевым для нашей работы при анализе коммуникативной компетенции начинающих стали документы CEFR (Companion Volume with new descriptors), в которых представлены поуровневые описания компонентов коммуникативной компетенции.
Научная новизна работы заключается в том, что пути решения проблемы разноуровневости при формировании коммуникативной компетенции впервые рассматриваются в контексте применения цифровых инструментов.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия разноуровневой языковой группы и проведении сравнительного анализа подгрупп начинающих и описание их психолого-педагогического портрета, а также систематизации комплекса цифровых инструментов, способствующих решению проблемы разноуровневости.
Практическая значимость работы обусловлена разработкой анкеты для выявления ложных начинающих на практике, созданием методических рекомендаций по внедрению цифровых инструментов при работе с разноуровневыми группами в рамках А1.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. В первой главе раскрываются ключевые понятия данной работы такие, как коммуникативная компетенция, ложные начинающие и разноуровневость, а также в контексте внутренней дифференциации разноуровневых групп анализируются и систематизируются существующие цифровые инструменты. Во второй главе на основе метода анкетирования и наблюдения дается психолого-педагогическая характеристика ложных начинающих, приводятся примеры использования приложений и интернет-ресурсов на занятиях в разноуровневых группах и предлагаются способы наиболее эффективной имплементации этих цифровых инструментов в образовательный процесс. Вспомогательные материалы, использовавшиеся в ходе данного исследования, а также разработанные анкеты представлены в Приложениях. Итоги работы подводятся в Заключении. Количественное превосходство иностранных источников над русскоязычными обусловлено тем, что проблема разноуровневости в русскоязычном научном дискурсе остается менее изученной, а большинство работ, в которых рассматривается данная проблема, принадлежат авторам из США, Японии и ряда стран Европы. Ввиду масштабных миграционных процессов современности, данные страны все чаще сталкиваются с необходимость более детально подойти к вопросу дифференциации уровней владения английским языком при формировании языковых групп с учащимися, которые являются представителями различных стран и как следствие обладают отличным опытом в изучении иностранных языков.
Теоретические положения о применении виртуальной и дополненной реальности для повышения познавательной активности и мотивации учащихся прошли апробацию на международной научной конференции «Высокие технологии и инновации в науке», которая проходила 28 июля 2020 года. Содержание доклада было изложено в научной статье (Мильгевская Е.А., Седёлкин И.С., Седёлкина Ю.Г. Виртуальная реальность как средство обучения (к постановке вопроса)) и вошла в сборник «Высокие технологии и инновации в науке» - СПБ.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020.
Объем работы составляет 81 страницу.
В результате проведенного исследования цифровых инструментов при решении проблемы разноуровневости ложных начинающих в работе были последовательно решены следующие задачи: во-первых, было раскрыто понятие коммуникативной компетенции через призму CEFR; во-вторых, проведен сравнительный анализ между начинающими (А1), ложными начинающими (pre-A1) и истинными начинающими (А0); в-третьих, установлены этапы формирования коммуникативной компетенции у ложных начинающих и составлен их психолого-педагогический портрет, а также предложены способы выявления их на практике ; в-четвертых, раскрыта проблема разноуровневости на примере групп с ложными начинающими; в- пятых, проанализирован функционал существующих цифровых инструментов и предложена их классификацию в контексте решения проблемы разноуровневости; в-шестых, приведены примеры использования цифровых инструментов в разноуровневых группах и сформулированы методические рекомендации по их использованию для решения проблемы разноуровневости.
На основании нашей работы можно заключить следующее. Во-первых, лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты, будучи составными частями единого целого - коммуникативной компетенции, должны формироваться в равной степени уже на начальном этапе обучения иностранному языку. Однако, исходя из описания навыков и умений ложных начинающих (pre-A1) по CEFR, а также в результате метода анкетирования и педагогического наблюдения, можно заключить, что социолингвистическая и прагматическая компетенции являются наименее развитыми у ложных начинающих. Во-вторых, ложные начинающие, или учащихся с уровнем pre- A1, отличаются по целому ряду характеристик от учащихся с уровнем А1 и истинных начинающих (А0). Обладая фрагментарными и несистемными знаниями, ложные начинающие сталкиваются также с ученической тревожностью, языковым барьером и другими психологическими проблемами, свойственными учащимся на начальном этапе, и приводящими к трудностям взаимодействия при парной работе в рамках разноуровневой группы. В-третьих, выделение в рамках CEFR уровня pre-A1 в 2018 году обращает внимание на проблему разноуровневости и подталкивает на поиск более эффективных путей ее решения. В этой связи реализация дифференцированного подхода, предусматривающего решение психологических задач (учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся) и предметно-дидактических задач (гибкость материала и его адаптивность под различные подуровни начального владения английским), с опорой на цифровые инструменты является одним из наиболее эффективных и инновационных. В-четвертых, цифровые инструменты в контексте проблемы разноуровневости были разделены на две группы с целью решения предметно-дидактических и психологических задач. Первая группа соответственно включает ресурсы, позволяющие в условиях временной ограниченности адаптировать дидактический материал под различные уровни. Во вторую группу вошли ресурсы, позволяющие более эффективно формировать коммуникативную компетенцию начинающих во всех ее компонентах, контекстуализируя изучаемый языковой материал, повышая познавательную активность и вовлеченность учащихся и вместе с тем снижая тревожность, возникающую в процессе обучения на данном уровне. Грамотное использование информационных технологий уменьшает разрыв в уровне владения языком и как следствие способствует выравниванию уровня коммуникативной компетенции у учащихся в рамках одной группы. В-пятых, технологии виртуальной и дополненной реальности имеют большой потенциал в решении проблемы разноуровневости, но ввиду их ограниченности внедрения в образовательный процесс, результаты их использования на практике остаются пока мало изученными, что тем не менее может быть рассмотрено как вектор дальнейшего исследования.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в разработке анкеты, построенной на дескрипторах CEFR, для выявления ложных начинающих и обнаружения проблемы разноуровневости в рамках одной языковой группы. Анкетирования также способствовало подтверждению выдвинутых в теоретической части гипотез о заниженной самооценке и неуверенности в собственных силах у начинающих, а также о сложности во взаимоотношениях между учащимися разного уровня владения английским языком и неготовность учащихся с уровнем pre-A1 принимать помощь от учащихся более высокого уровня, что требует более аккуратного и осторожного введения групповых и парных форм работы на начальном этапе. Во-вторых, ввиду отсутвия дескрипторов CEFR социолингвистической и прагматической компетенций на уровнях pre-A1 и А1, анкета позволила доказать, что в минимальном объеме учащиеся на данных уровнях обладают как социолингвистическим, так и прагматическим компонентами, но ввиду сложности их формирования требуется уделить им наиболее внимание при составлении программы обучения. В-третьих, был разработан опрос потенциальных учащихся на цифровую грамотность и готовность, как техническую, так и психологическую, использовать цифровые инструменты на постоянной основе. Данный опрос является важным элементом грамотного внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс. В-пятых, на конкретных примерах использования интернет-ресурсов и приложений в разноуровневых группах были созданы методические рекомендации по их использованию с целью симметричного формирования всех компонентов коммуникативной компетенции ложных начинающих.
В результате проведенного исследования была достигнута его основная цель - доказано, что проблема разноуровневости ложных начинающих может быть решена с помощью теоретически-обоснованного использования цифровых инструментов.
На основании нашей работы можно заключить следующее. Во-первых, лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты, будучи составными частями единого целого - коммуникативной компетенции, должны формироваться в равной степени уже на начальном этапе обучения иностранному языку. Однако, исходя из описания навыков и умений ложных начинающих (pre-A1) по CEFR, а также в результате метода анкетирования и педагогического наблюдения, можно заключить, что социолингвистическая и прагматическая компетенции являются наименее развитыми у ложных начинающих. Во-вторых, ложные начинающие, или учащихся с уровнем pre- A1, отличаются по целому ряду характеристик от учащихся с уровнем А1 и истинных начинающих (А0). Обладая фрагментарными и несистемными знаниями, ложные начинающие сталкиваются также с ученической тревожностью, языковым барьером и другими психологическими проблемами, свойственными учащимся на начальном этапе, и приводящими к трудностям взаимодействия при парной работе в рамках разноуровневой группы. В-третьих, выделение в рамках CEFR уровня pre-A1 в 2018 году обращает внимание на проблему разноуровневости и подталкивает на поиск более эффективных путей ее решения. В этой связи реализация дифференцированного подхода, предусматривающего решение психологических задач (учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся) и предметно-дидактических задач (гибкость материала и его адаптивность под различные подуровни начального владения английским), с опорой на цифровые инструменты является одним из наиболее эффективных и инновационных. В-четвертых, цифровые инструменты в контексте проблемы разноуровневости были разделены на две группы с целью решения предметно-дидактических и психологических задач. Первая группа соответственно включает ресурсы, позволяющие в условиях временной ограниченности адаптировать дидактический материал под различные уровни. Во вторую группу вошли ресурсы, позволяющие более эффективно формировать коммуникативную компетенцию начинающих во всех ее компонентах, контекстуализируя изучаемый языковой материал, повышая познавательную активность и вовлеченность учащихся и вместе с тем снижая тревожность, возникающую в процессе обучения на данном уровне. Грамотное использование информационных технологий уменьшает разрыв в уровне владения языком и как следствие способствует выравниванию уровня коммуникативной компетенции у учащихся в рамках одной группы. В-пятых, технологии виртуальной и дополненной реальности имеют большой потенциал в решении проблемы разноуровневости, но ввиду их ограниченности внедрения в образовательный процесс, результаты их использования на практике остаются пока мало изученными, что тем не менее может быть рассмотрено как вектор дальнейшего исследования.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в разработке анкеты, построенной на дескрипторах CEFR, для выявления ложных начинающих и обнаружения проблемы разноуровневости в рамках одной языковой группы. Анкетирования также способствовало подтверждению выдвинутых в теоретической части гипотез о заниженной самооценке и неуверенности в собственных силах у начинающих, а также о сложности во взаимоотношениях между учащимися разного уровня владения английским языком и неготовность учащихся с уровнем pre-A1 принимать помощь от учащихся более высокого уровня, что требует более аккуратного и осторожного введения групповых и парных форм работы на начальном этапе. Во-вторых, ввиду отсутвия дескрипторов CEFR социолингвистической и прагматической компетенций на уровнях pre-A1 и А1, анкета позволила доказать, что в минимальном объеме учащиеся на данных уровнях обладают как социолингвистическим, так и прагматическим компонентами, но ввиду сложности их формирования требуется уделить им наиболее внимание при составлении программы обучения. В-третьих, был разработан опрос потенциальных учащихся на цифровую грамотность и готовность, как техническую, так и психологическую, использовать цифровые инструменты на постоянной основе. Данный опрос является важным элементом грамотного внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс. В-пятых, на конкретных примерах использования интернет-ресурсов и приложений в разноуровневых группах были созданы методические рекомендации по их использованию с целью симметричного формирования всех компонентов коммуникативной компетенции ложных начинающих.
В результате проведенного исследования была достигнута его основная цель - доказано, что проблема разноуровневости ложных начинающих может быть решена с помощью теоретически-обоснованного использования цифровых инструментов.



