Правовые особенности разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне на примере Воркуты
|
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Правовые вопросы оформления доступа к недрам в целях разведки и добычи полезных ископаемых 8
1.1. Механизмы регулирования недропользования и основания
возникновения права пользования участками недр 8
1.2. Лицензирование деятельности как основной механизм доступа к
недрам 9
1.3. Оформление прав на земельные участки в целях геологического
изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых 13
Глава 2. Особенности недропользования в Арктической зоне Российской
Федерации на примере Воркуты 18
2.1. Характеристика территории городского округа Воркута как
арктического геолого-промышленного района 18
2.2. Особенности правового регулирования хозяйственной деятельности на
сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации 21
Глава 3. Экологические аспекты разработки месторождений на примере
Воркутинского углепромышленного района 26
3.1. Основные экологические проблемы разработки угольных
месторождений 26
3.2. Требования по охране окружающей среды при добыче угля 28
Заключение 32
Список использованных источников
Введение 3
Глава 1. Правовые вопросы оформления доступа к недрам в целях разведки и добычи полезных ископаемых 8
1.1. Механизмы регулирования недропользования и основания
возникновения права пользования участками недр 8
1.2. Лицензирование деятельности как основной механизм доступа к
недрам 9
1.3. Оформление прав на земельные участки в целях геологического
изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых 13
Глава 2. Особенности недропользования в Арктической зоне Российской
Федерации на примере Воркуты 18
2.1. Характеристика территории городского округа Воркута как
арктического геолого-промышленного района 18
2.2. Особенности правового регулирования хозяйственной деятельности на
сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации 21
Глава 3. Экологические аспекты разработки месторождений на примере
Воркутинского углепромышленного района 26
3.1. Основные экологические проблемы разработки угольных
месторождений 26
3.2. Требования по охране окружающей среды при добыче угля 28
Заключение 32
Список использованных источников
Развитие Арктической зоны Российской Федерации как стратегического региона, активное вовлечение ее природных запасов в экономику в целях ускорения экономического роста при сохранении рационального использования ресурсов определены как важные стратегические направления государственной политики.
Вместе с тем территории, входящие в Арктическую зону Российской Федерации (далее - Арктическая зона), характеризуются богатством полезных ископаемых, их активным освоением, которое обеспечивает не только пополнение бюджета государства, но и создает базу для стабилизации и повышения уровня жизни населения в регионах добычи, развития социально-производственной инфраструктуры.
Актуальность исследования обусловлена активной хозяйственной деятельностью по разведке и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации, в том числе в ее Арктической зоне ввиду ее высокого ресурсного потенциала, с другой стороны, отсутствием специального регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации, тогда как ее развитие становится одним из существенных направлений государственной политики.
Различные аспекты недропользования исследованы Боголюбовым С. А, Маниным Я.В., Жарковой О.А., Игнатьевой И.А., Тепловым О.М. К вопросам предоставления земельных участков в целях недпропользования обращались в своих работах Жаркова О.А., Игнатьева И.А., Ламерт Д.А, Салиева Р.Н.
Наиболее широко вопросы регулирования недропользования в Арктике, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, освещены в диссертации Муштаковой Е.С. Автором исследованы теоретико-правовые основы и регулирование недропользования в Арктике в международном и национальном праве приарктических государств, в том числе Российской Федерации.
В целях анализа отдельных аспектов лицензирования изучены работы Жарковой О.А., Игнатьевой И.А. и Теплова О.М. Так, Тепловым О.М. дана общая характеристика института лицензирования пользования недрами, описаны правовые основания предоставления прав пользования недрами, раскрыты вопросы природы и содержания лицензии и лицензионного соглашения.
Среди работ Жарковой О.А. и Игнатьевой И.А., актуальных для настоящего исследования также есть те, в которых рассмотрены проблемы использования земельных участков в целях недропользования, оформления прав на них. Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых рассмотрены Ламертом Д.А. в одноименной статье.
Необходимую и важную часть исследования составляют нормативно-правовые источники, среди которых закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Федеральный закон от 30.12.1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»; Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
Кроме того, в целях изучения вопросов лицензирования, выявления его функции в регулировании пользования недрами, а также исследования природы лицензии нами проведен анализ судебной практики.
В рамках настоящей работы проведено исследование вопросов, касающихся правовых особенностей разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с предоставлением права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации, а также предоставлением и использованием земельных участков в целях недропользования; а равно связанные с охраной окружающей среды при разработке месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации.
Находим целесообразным обозначить, что Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» содержит, но не определяет понятие разработки месторождений полезных ископаемых . Вместе с тем разработка месторождений полезных ископаемых не отнесена законодателем к виду пользования недрами.
Исходя из грамматического толкования абз. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» можно прийти к выводу, что разработка месторождений полезных ископаемых объединяет те виды пользования недрами, которые связаны с добычей полезных ископаемых. Согласно формулировке норм ст.ст. 24, 36 указанного закона разработка месторождений не включает в себя их разведку.
Вместе с тем Правила разработки месторождений углеводородного сырья описывают различные этапы разработки месторождений, в том числе промышленную разработку (как самостоятельный этап), которым предшествует разведка месторождения после постановки запасов углеводородного сырья данного месторождения на государственный баланс запасов полезных ископаемых. В соответствии с п. 2.3 данных правил при подготовке месторождения к промышленной разработке составляется в числе прочих проект на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых.
В настоящей работе автор исходит из более общего понимания разработки месторождений полезных ископаемых как о комплексе организационных, исследовательских и производственных процессов, направленных на добычу полезных ископаемых, который в контексте ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» включает в себя геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых.
Предмет исследования составили нормы природоресурсного и природоохранного законодательства и положения ведомственных нормативных актов, регулирующие правовые отношения в связи использованием ресурсов недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации; данные правоприменительной практики; научные работы, сосредоточенные на вопросах предоставления права пользования участками недр и земельными участками над ними, экологическим аспектам добычи угля, а также данные официальной статистики.
В Главах 2 и 3 настоящей работы приведенные данные проанализированы на примере месторождений полезных ископаемых, расположенных на территории городского округа Воркута, который отнесен к сухопутным территориям арктической зоны Российской Федерации и геостратегическим территориям Российской Федерации.
Цель научно-исследовательской работы - определить особенности правового регулирования разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации, а также предпосылки для формирования специального законодательства в указанной сфере.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать механизм предоставления и основания возникновения права пользования участками недр в целях геологического их изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации;
2) Проанализировать отдельные аспекты лицензирования, выявить его функцию в регулировании пользования недрами;
3) Определить порядок предоставления земельных участков в целях недропользования;
4) Обозначить характеристику города Воркуты как геолого-промышленного района, его минерально-сырьевому потенциалу;
5) Выявить особенности правового регулирования хозяйственной деятельности на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации;
6) Исследовать экологические факторы добычи угля.
Вместе с тем территории, входящие в Арктическую зону Российской Федерации (далее - Арктическая зона), характеризуются богатством полезных ископаемых, их активным освоением, которое обеспечивает не только пополнение бюджета государства, но и создает базу для стабилизации и повышения уровня жизни населения в регионах добычи, развития социально-производственной инфраструктуры.
Актуальность исследования обусловлена активной хозяйственной деятельностью по разведке и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации, в том числе в ее Арктической зоне ввиду ее высокого ресурсного потенциала, с другой стороны, отсутствием специального регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации, тогда как ее развитие становится одним из существенных направлений государственной политики.
Различные аспекты недропользования исследованы Боголюбовым С. А, Маниным Я.В., Жарковой О.А., Игнатьевой И.А., Тепловым О.М. К вопросам предоставления земельных участков в целях недпропользования обращались в своих работах Жаркова О.А., Игнатьева И.А., Ламерт Д.А, Салиева Р.Н.
Наиболее широко вопросы регулирования недропользования в Арктике, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, освещены в диссертации Муштаковой Е.С. Автором исследованы теоретико-правовые основы и регулирование недропользования в Арктике в международном и национальном праве приарктических государств, в том числе Российской Федерации.
В целях анализа отдельных аспектов лицензирования изучены работы Жарковой О.А., Игнатьевой И.А. и Теплова О.М. Так, Тепловым О.М. дана общая характеристика института лицензирования пользования недрами, описаны правовые основания предоставления прав пользования недрами, раскрыты вопросы природы и содержания лицензии и лицензионного соглашения.
Среди работ Жарковой О.А. и Игнатьевой И.А., актуальных для настоящего исследования также есть те, в которых рассмотрены проблемы использования земельных участков в целях недропользования, оформления прав на них. Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых рассмотрены Ламертом Д.А. в одноименной статье.
Необходимую и важную часть исследования составляют нормативно-правовые источники, среди которых закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Федеральный закон от 30.12.1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»; Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
Кроме того, в целях изучения вопросов лицензирования, выявления его функции в регулировании пользования недрами, а также исследования природы лицензии нами проведен анализ судебной практики.
В рамках настоящей работы проведено исследование вопросов, касающихся правовых особенностей разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с предоставлением права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации, а также предоставлением и использованием земельных участков в целях недропользования; а равно связанные с охраной окружающей среды при разработке месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации.
Находим целесообразным обозначить, что Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» содержит, но не определяет понятие разработки месторождений полезных ископаемых . Вместе с тем разработка месторождений полезных ископаемых не отнесена законодателем к виду пользования недрами.
Исходя из грамматического толкования абз. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» можно прийти к выводу, что разработка месторождений полезных ископаемых объединяет те виды пользования недрами, которые связаны с добычей полезных ископаемых. Согласно формулировке норм ст.ст. 24, 36 указанного закона разработка месторождений не включает в себя их разведку.
Вместе с тем Правила разработки месторождений углеводородного сырья описывают различные этапы разработки месторождений, в том числе промышленную разработку (как самостоятельный этап), которым предшествует разведка месторождения после постановки запасов углеводородного сырья данного месторождения на государственный баланс запасов полезных ископаемых. В соответствии с п. 2.3 данных правил при подготовке месторождения к промышленной разработке составляется в числе прочих проект на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых.
В настоящей работе автор исходит из более общего понимания разработки месторождений полезных ископаемых как о комплексе организационных, исследовательских и производственных процессов, направленных на добычу полезных ископаемых, который в контексте ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» включает в себя геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых.
Предмет исследования составили нормы природоресурсного и природоохранного законодательства и положения ведомственных нормативных актов, регулирующие правовые отношения в связи использованием ресурсов недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации; данные правоприменительной практики; научные работы, сосредоточенные на вопросах предоставления права пользования участками недр и земельными участками над ними, экологическим аспектам добычи угля, а также данные официальной статистики.
В Главах 2 и 3 настоящей работы приведенные данные проанализированы на примере месторождений полезных ископаемых, расположенных на территории городского округа Воркута, который отнесен к сухопутным территориям арктической зоны Российской Федерации и геостратегическим территориям Российской Федерации.
Цель научно-исследовательской работы - определить особенности правового регулирования разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации, а также предпосылки для формирования специального законодательства в указанной сфере.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать механизм предоставления и основания возникновения права пользования участками недр в целях геологического их изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации;
2) Проанализировать отдельные аспекты лицензирования, выявить его функцию в регулировании пользования недрами;
3) Определить порядок предоставления земельных участков в целях недропользования;
4) Обозначить характеристику города Воркуты как геолого-промышленного района, его минерально-сырьевому потенциалу;
5) Выявить особенности правового регулирования хозяйственной деятельности на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации;
6) Исследовать экологические факторы добычи угля.
Опираясь на поставленные задачи и обобщая сказанное, подведём итог.
1. В связи с вопросами об оформлении доступа к недрам в целях их геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых мы определили, что право пользования участком недр в указанных целях (независимо от его относимости к участкам федерального или местного значения) возникает при условии и с момента оформления лицензии на пользование недрами; при этом система лицензирования являет собой административно-разрешительный порядок предоставления доступа к недрам, одновременно выступая механизмом контроля хозяйственной деятельности при использовании недр.
Альтернативными, но обязательными условиями возникновения права пользования недрами выступают принятый уполномоченным органом государственной власти акт о предоставлении в пользование участка недр, соглашение между недропользователем и уполномоченным органом государственной власти.
Кроме того, специфика недр и земель как непосредственно связанных природных компонентов делает недостаточным приобретение прав на участок недр в целях использования их ресурсов и требует оформления прав на земельный участок. При этом земельные участки для целей недропользования могут быть предоставлены на праве аренды или при установлении сервитута. Наиболее актуальным титулом, на котором предоставляется земельный участок для разведки и добычи полезных ископаемых, предстает аренда.
При этом особый порядок оформления доступа к недрам в Арктической зоне для рассматриваемых целей не установлен и представляется излишним.
2. Недра Арктической зоны Российской Федерации обладают исключительным запасом полезных ископаемых, однако арктические территории имеют схожие природно-климатические, социально-экономические и демографические характеристики, которые отличают их от иных территорий Российской Федерации и затрудняют развитие промышленности.
Наиболее развитое направление промышленности Воркуты - это добыча и обогащение угля; месторождения ее углепромышленного района являются самыми большими в Европе, однако их освоение затруднено рядом социально-экономических факторов, что характерно для всех арктических территорий.
Законодатель, ставя перед собой задачи развития арктических территорий, закрепляет в нормативно-правовых актах основные цели и направления государственной политики в исследуемой области, а также меры поддержки частных субъектов, участвующих в развитии Арктической зоны.
При этом законодатель не вводит правовые механизмы, создающие специальный правовой режим недропользования в Арктической зоне, что представляется логичным и актуальным, поскольку промышленность Арктики испытывает негативное влияние в большей степени социально-экономических факторов, но не недостатка правового регулирования. Следовательно, к правовым отношениям, возникающим в связи с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых в Арктической зоне, применяются общие положения Закона о недрах.
3. Активное негативное воздействие на окружающую среду является имманентным свойством угледобывающих и обогатительных производств; минимизация возможных экологических проблем достигается путем внедрения наилучших доступных технологий и модернизации оборудования.
Цель научно-исследовательской работы - определить особенности правового регулирования разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации
Обобщая изложенное, следует заключить, что физико-географические особенности Арктической зоны Российской Федерации требуют особой рациональности при использования природных ресурсов, и ограничения вредного воздействия на природу; территории Арктической зоны характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры, в том числе транспортной, оттоком населения, низким качеством жизни, что требует совершенствования правового регулирования в большей степени социально-экономической сферы, что планомерно реализуется законодателем.
1. В связи с вопросами об оформлении доступа к недрам в целях их геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых мы определили, что право пользования участком недр в указанных целях (независимо от его относимости к участкам федерального или местного значения) возникает при условии и с момента оформления лицензии на пользование недрами; при этом система лицензирования являет собой административно-разрешительный порядок предоставления доступа к недрам, одновременно выступая механизмом контроля хозяйственной деятельности при использовании недр.
Альтернативными, но обязательными условиями возникновения права пользования недрами выступают принятый уполномоченным органом государственной власти акт о предоставлении в пользование участка недр, соглашение между недропользователем и уполномоченным органом государственной власти.
Кроме того, специфика недр и земель как непосредственно связанных природных компонентов делает недостаточным приобретение прав на участок недр в целях использования их ресурсов и требует оформления прав на земельный участок. При этом земельные участки для целей недропользования могут быть предоставлены на праве аренды или при установлении сервитута. Наиболее актуальным титулом, на котором предоставляется земельный участок для разведки и добычи полезных ископаемых, предстает аренда.
При этом особый порядок оформления доступа к недрам в Арктической зоне для рассматриваемых целей не установлен и представляется излишним.
2. Недра Арктической зоны Российской Федерации обладают исключительным запасом полезных ископаемых, однако арктические территории имеют схожие природно-климатические, социально-экономические и демографические характеристики, которые отличают их от иных территорий Российской Федерации и затрудняют развитие промышленности.
Наиболее развитое направление промышленности Воркуты - это добыча и обогащение угля; месторождения ее углепромышленного района являются самыми большими в Европе, однако их освоение затруднено рядом социально-экономических факторов, что характерно для всех арктических территорий.
Законодатель, ставя перед собой задачи развития арктических территорий, закрепляет в нормативно-правовых актах основные цели и направления государственной политики в исследуемой области, а также меры поддержки частных субъектов, участвующих в развитии Арктической зоны.
При этом законодатель не вводит правовые механизмы, создающие специальный правовой режим недропользования в Арктической зоне, что представляется логичным и актуальным, поскольку промышленность Арктики испытывает негативное влияние в большей степени социально-экономических факторов, но не недостатка правового регулирования. Следовательно, к правовым отношениям, возникающим в связи с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых в Арктической зоне, применяются общие положения Закона о недрах.
3. Активное негативное воздействие на окружающую среду является имманентным свойством угледобывающих и обогатительных производств; минимизация возможных экологических проблем достигается путем внедрения наилучших доступных технологий и модернизации оборудования.
Цель научно-исследовательской работы - определить особенности правового регулирования разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации
Обобщая изложенное, следует заключить, что физико-географические особенности Арктической зоны Российской Федерации требуют особой рациональности при использования природных ресурсов, и ограничения вредного воздействия на природу; территории Арктической зоны характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры, в том числе транспортной, оттоком населения, низким качеством жизни, что требует совершенствования правового регулирования в большей степени социально-экономической сферы, что планомерно реализуется законодателем.
Подобные работы
- ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
Авторефераты (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2014



