Методика формирования коммуникативной грамотности у взрослых при обучении иностранному языку (уровень A)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ 10
1.1 Теоретическое обоснование и содержание феномена коммуникативной
грамотности в методике преподавания иностранного языка 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучаемых 12
1.3 Контекст преподавания коммуникативной грамотности 15
1.4 Возможные проблемы, связанные с формированием коммуникативной
грамотности у выбранной категории обучаемых 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 19
ГЛАВА II. РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЕЁ
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 21
2.1 В рамках лингвистической компетенции 21
2.2 В рамках социокультурной компетенции 24
2.3 В рамках стратегической компетенции 26
2.4 В рамках дискурсивной компетенции 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ (A1-A2) В РАМКАХ КУРСОВОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ 32
3.1 Рекомендации по содержанию обучения 32
3.1.1 Введение в теорию коммуникации 33
3.1.2 Техническое измерение процесса коммуникации 35
3.1.3 Антропологическое и социологическое измерения коммуникации . 39
3.1.4 Лингвистический аспект теории коммуникации 41
3.1.5 Манипулятивный аспект коммуникации 43
3.2 По форме занятий 45
3.3 Примеры упражнений 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Список источников 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ 10
1.1 Теоретическое обоснование и содержание феномена коммуникативной
грамотности в методике преподавания иностранного языка 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучаемых 12
1.3 Контекст преподавания коммуникативной грамотности 15
1.4 Возможные проблемы, связанные с формированием коммуникативной
грамотности у выбранной категории обучаемых 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 19
ГЛАВА II. РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЕЁ
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 21
2.1 В рамках лингвистической компетенции 21
2.2 В рамках социокультурной компетенции 24
2.3 В рамках стратегической компетенции 26
2.4 В рамках дискурсивной компетенции 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ (A1-A2) В РАМКАХ КУРСОВОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ 32
3.1 Рекомендации по содержанию обучения 32
3.1.1 Введение в теорию коммуникации 33
3.1.2 Техническое измерение процесса коммуникации 35
3.1.3 Антропологическое и социологическое измерения коммуникации . 39
3.1.4 Лингвистический аспект теории коммуникации 41
3.1.5 Манипулятивный аспект коммуникации 43
3.2 По форме занятий 45
3.3 Примеры упражнений 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Список источников 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
Актуальность темы исследования заключается в необходимости пересмотра существующих подходов к преподаванию иностранного языка в пользу расширения охвата научных знаний и компетенций обучающихся в связи с увеличением информационных потоков, затрагивающих все сферы общества, с одной стороны, и необходимостью более эффективной обработки информации, с другой. Учитывая недостаточную разработанность концепта коммуникативной грамотности в методической литературе, мобилизация потенциала теории коммуникации в методике преподавания в наибольшей степени отвечает современным требованиям социализации индивида, таким как, развитие критического мышления во всем, что касается информации, способность к усвоению новых знаний, открытость к другим культурам. Синтетическим определением коммуникативной грамотности (КГ), в нашем понимании, является спектр знаний и умений работы с информацией, позволяющих индивиду быть активным участником процесса коммуникации в различных её проявлениях в силу тотальной осведомленности о различных её аспектах.
По нашему мнению, КГ органично дополняет современные модели медиаобразования: образовательно-информационные, воспитательно-этические, практико-утилитарные и эстетические, в разработку концептуальных основ которых внесли вклад такие российские учёные как Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, А.В. Спичкин, Л.Н. Зазнобина. Тем не менее, по сравнению с медиаобразованием, КГ представляется нам концептом более идеологически нейтральным и в большей степени ориентированным на обучение иностранному языку, в т.ч. потому что она ставит особый акцент на лингвистическом измерении коммуникации в её различных проявлениях на макро- и микроуровнях. КГ таким образом видится наиболее приемлемым концептом к внедрению в образовательные программы в свете риска тотального нивелирования роли СМИ, отмеченного самими сторонниками медиаобразования.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку взрослых в системе дополнительного образования, предметом - применимость теории коммуникации к методике обучения взрослых пользователей языком (A1, A2) для достижения практической,
общеобразовательной, воспитательной и развивающей целей обучения путём выработки соответствующих компетенций.
Целью исследования является обоснование важности коммуникативной грамотности в рамках образовательного процесса, а также разработка и апробация вводного курса теории коммуникации как концептуальной модели для дальнейшего усвоения языковых знаний.
Согласно поставленной цели можно сформулировать гипотезу:
коммуникативная грамотность способствует формированию коммуникативной компетенции, помогая учащимся развить более осознанный подход к получаемой информации; при этом выбранные для рассмотрения теории должны соответствовать главным психологическим, психолингвистическим и лингводидактическим требованиям, которые предъявляются к обучению взрослых иностранному языку.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
- определить место КГ в рамках компетенций, на овладение которыми должно быть направлено преподавание теории коммуникации;
- дать психолого-педагогическую характеристику категории «взрослые» через призму способностей учащихся по усвоению знаний, необходимых для формирования КГ в рамках курсового профиля обучения;
- предложить и обосновать выбор возможных форм и способов эффективного внедрения КГ в учебный процесс.
Методологическая основа диссертационного исследования: теоретический анализ лингвистической, социологической, философской, педагогической, психологической, методической литературы, а также междисциплинарных текстов посвященных проблематике коммуникации; эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, опрос.
Теоретическую базу исследования в части, касающейся необходимости приобретения учащимися знаний, навыков и умений, лежащих в основе КГ, составляют труды таких авторов как: Р.И. Кусарбаев, Н.В. Соловьева, Ю.С. Силкова, М.В. Давер, Р.Л. Полицер. Дидактический аспект КГ также учитывает результаты исследований, связанных с навыками и умениями, на развитие которых направлены современные модели медиаобразования, и, в частности, работы и А.В. Фёдорова, А.А. Левицкой, А.В. Онкович. Последняя недвусмысленно подтверждает актуальность нашего исследования в общем векторе разработки частных интерактивных методик, направленных на критическое осмысление информации. Что касается содержания курса, нами выбраны исследования ученых, принадлежащих к различным научным направлениям, теории которых прямо или косвенно способствовали становлению теории коммуникации как научной дисциплины, таких как: Э. Невё, Э. Гидденс, П. Лазерсфельд, Р. Мертон, Г. Лассуэлл, Н. Винер, К. Шеннон, И. Гофман, П. Бурдьё, Ф. де Соссюр, Б. Томпсон и другие.
КГ, сама по себе не являясь исключительной прерогативой методики обучения категории обучающихся «взрослые», рассматривается в рамках работы именно с этой группой, вследствие полагаемого обладания последней необходимыми фоновыми знаниями и неязыковыми грамотностями (а также упомянутыми социальными нуждами), являющимися предпосылкой для развития КГ. Выбор категории учащихся продиктовал необходимость обратиться к работам, рассматривающих психологические и иные аспекты обучения взрослых. Среди них труды, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, а также, в том, что касается сферы мотивации и особенностей различных образовательных контекстов, работы Р.С, Вайсман, Т.Ю. Мироновой, О.В. Соболевой.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в адаптировании научных достижений теории коммуникации в целях языковой практики, а также методических наработок медиаобразовательных моделей путем включения их в более широкий и идеологически нейтральный концепт феномена коммуникации. Обоснована важность анализа неязыковых составляющих процесса коммуникации, выявлены потенциальные проблемы, связанные с преподаванием научных теорий. Переосмыслено концептуальное наполнение коммуникативной грамотности, охватывающее спектр составляющих феномена коммуникации, предложенных к изучению на уроках ИЯ.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложен вводный курс теории коммуникации, который может быть использован в практической деятельности преподавателей английского языка, а также при разработке учебно-методических пособий и при построении курсов обучению английскому языку. Предложены рекомендации к процессу обучения и составлены модели типовых упражнений.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
По нашему мнению, КГ органично дополняет современные модели медиаобразования: образовательно-информационные, воспитательно-этические, практико-утилитарные и эстетические, в разработку концептуальных основ которых внесли вклад такие российские учёные как Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, А.В. Спичкин, Л.Н. Зазнобина. Тем не менее, по сравнению с медиаобразованием, КГ представляется нам концептом более идеологически нейтральным и в большей степени ориентированным на обучение иностранному языку, в т.ч. потому что она ставит особый акцент на лингвистическом измерении коммуникации в её различных проявлениях на макро- и микроуровнях. КГ таким образом видится наиболее приемлемым концептом к внедрению в образовательные программы в свете риска тотального нивелирования роли СМИ, отмеченного самими сторонниками медиаобразования.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку взрослых в системе дополнительного образования, предметом - применимость теории коммуникации к методике обучения взрослых пользователей языком (A1, A2) для достижения практической,
общеобразовательной, воспитательной и развивающей целей обучения путём выработки соответствующих компетенций.
Целью исследования является обоснование важности коммуникативной грамотности в рамках образовательного процесса, а также разработка и апробация вводного курса теории коммуникации как концептуальной модели для дальнейшего усвоения языковых знаний.
Согласно поставленной цели можно сформулировать гипотезу:
коммуникативная грамотность способствует формированию коммуникативной компетенции, помогая учащимся развить более осознанный подход к получаемой информации; при этом выбранные для рассмотрения теории должны соответствовать главным психологическим, психолингвистическим и лингводидактическим требованиям, которые предъявляются к обучению взрослых иностранному языку.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
- определить место КГ в рамках компетенций, на овладение которыми должно быть направлено преподавание теории коммуникации;
- дать психолого-педагогическую характеристику категории «взрослые» через призму способностей учащихся по усвоению знаний, необходимых для формирования КГ в рамках курсового профиля обучения;
- предложить и обосновать выбор возможных форм и способов эффективного внедрения КГ в учебный процесс.
Методологическая основа диссертационного исследования: теоретический анализ лингвистической, социологической, философской, педагогической, психологической, методической литературы, а также междисциплинарных текстов посвященных проблематике коммуникации; эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, опрос.
Теоретическую базу исследования в части, касающейся необходимости приобретения учащимися знаний, навыков и умений, лежащих в основе КГ, составляют труды таких авторов как: Р.И. Кусарбаев, Н.В. Соловьева, Ю.С. Силкова, М.В. Давер, Р.Л. Полицер. Дидактический аспект КГ также учитывает результаты исследований, связанных с навыками и умениями, на развитие которых направлены современные модели медиаобразования, и, в частности, работы и А.В. Фёдорова, А.А. Левицкой, А.В. Онкович. Последняя недвусмысленно подтверждает актуальность нашего исследования в общем векторе разработки частных интерактивных методик, направленных на критическое осмысление информации. Что касается содержания курса, нами выбраны исследования ученых, принадлежащих к различным научным направлениям, теории которых прямо или косвенно способствовали становлению теории коммуникации как научной дисциплины, таких как: Э. Невё, Э. Гидденс, П. Лазерсфельд, Р. Мертон, Г. Лассуэлл, Н. Винер, К. Шеннон, И. Гофман, П. Бурдьё, Ф. де Соссюр, Б. Томпсон и другие.
КГ, сама по себе не являясь исключительной прерогативой методики обучения категории обучающихся «взрослые», рассматривается в рамках работы именно с этой группой, вследствие полагаемого обладания последней необходимыми фоновыми знаниями и неязыковыми грамотностями (а также упомянутыми социальными нуждами), являющимися предпосылкой для развития КГ. Выбор категории учащихся продиктовал необходимость обратиться к работам, рассматривающих психологические и иные аспекты обучения взрослых. Среди них труды, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, а также, в том, что касается сферы мотивации и особенностей различных образовательных контекстов, работы Р.С, Вайсман, Т.Ю. Мироновой, О.В. Соболевой.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в адаптировании научных достижений теории коммуникации в целях языковой практики, а также методических наработок медиаобразовательных моделей путем включения их в более широкий и идеологически нейтральный концепт феномена коммуникации. Обоснована важность анализа неязыковых составляющих процесса коммуникации, выявлены потенциальные проблемы, связанные с преподаванием научных теорий. Переосмыслено концептуальное наполнение коммуникативной грамотности, охватывающее спектр составляющих феномена коммуникации, предложенных к изучению на уроках ИЯ.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложен вводный курс теории коммуникации, который может быть использован в практической деятельности преподавателей английского языка, а также при разработке учебно-методических пособий и при построении курсов обучению английскому языку. Предложены рекомендации к процессу обучения и составлены модели типовых упражнений.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
Подводя итог нашему исследованию, мы можем сделать вывод, что поставленные нами задачи были последовательно выполнены.
1) Определённо место КГ в рамках компетенций, на овладение которыми должно быть направлено преподавание теории коммуникации. КГ, находясь на стыке языковой, социокультурной, стратегической и дискурсивной компетенций (и органично способствуя развитию каждой из них), в наибольшей степени отражает сложившуюся под влиянием теории коммуникации систему знаний (лингвистических, культурологических и т.д.), осознанно актуализируемых в тех или иных коммуникативных стратегиях (рецептивные стратегии дискурса, стратегии употребления и изучения). Таким образом, теория коммуникации подчеркивает онтологическую взаимосвязанность элементов коммуникативной компетенции, что направлено на формирование языковых навыков и умений в соответствии с принципом системности, объективности (язык представляется как социальный конструкт) и динамизма языковой системы;
2) Дана психолого-педагогическая характеристика категории «взрослые» через призму способностей учащихся по усвоению знаний, необходимых для формирования КГ в рамках курсового профиля обучения. Методика формирования коммуникативной грамотности у взрослых (A1, A2) определяется форматом курсового профиля обучения в том, что касается таких характеристик данного курса как обзорность, интенсивность и активная роль учащихся в процессе обучения. Решение возможных проблем в обучении, обусловленных социально-психологическими факторами, осуществляется путём внедрения методических наработок и принципов научного метода при целенаправленном формировании у учащихся дискурсивных умений посредством обучения когнитивным стратегиям. Важным условием, связанным с преподаванием научных концептов для выбранной группы обучаемых, является положительная мотивация, которая создается посредством формирования у них исследовательского интереса в его прагматическом аспекте, и обоснования социальной и профессиональной полезности КГ.
3) Нами предложен и обоснован выбор возможных форм и способов эффективного внедрения КГ в учебный процесс. Сознательно-сопоставительный и научный методы сохраняют позиции ведущих методов при установке на практическое овладение языком через осознание его структуры. Проблемно-поисковые, проектные технологии и моделирование коммуникативных ситуаций в рамках занятий по формированию КГ посредством изучения теории коммуникации способствуют развитию креативности и конструктивной творческой активности. Предложенные к изучению теории коммуникации сгруппированы в пять тематических блоков; приведены примеры упражнений, предусматривающих широкое использование средств наглядности; даны необходимые пояснения. Даны рекомендации по форме проведения занятий, предложены способы семантизации новой лексики, даны рекомендации к подбору учебных материалов и использованию вспомогательных средств обучения.
Поставленная нами цель - обоснование важности коммуникативной грамотности в рамках образовательного процесса, - была успешно достигнута. Был разработан и апробирован вводный курса теории коммуникации как концептуальной модели для дальнейшего усвоения языковых знаний.
Гипотеза о том, что коммуникативная грамотность способствует формированию коммуникативной компетенции, помогая учащимся развить более осознанный подход к получаемой информации, подтвердилась. Было доказано, что изучение теории коммуникации в раках формирования КГ позитивно сказывается на способе концептуализировать феномены языка в пользу более системного и всестороннего представления о языковой системе и об отношениях между языковой и неязыковой реальностями. В результате, учащиеся осознают свою роль в совокупности реализующихся в рамках занятий коммуникационных процессов, становясь активными субъектами обучения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложен вводный курс теории коммуникации, который может быть использован в практической деятельности преподавателей английского языка, а также при разработке учебно-методических пособий и при построении курсов обучению английскому языку.
Предложены следующие рекомендации по внедрению курса в учебный процесс:
- Предоставить обучающимся означенные грамотности в области коммуникации в форме краткого курса, предваряющего, либо протекающего параллельно непосредственному преподаванию иностранного языка. Данный шаг, безусловно, не подразумевающий углубленного изучения теоретических построений, предотвратил бы многочисленные ошибки и обобщения, как на ранних этапах обучения, так и в последствии, а персонифицированный подход к изучению теорий коммуникации внёс бы необходимое разнообразие в учебный процесс, придав обезличенным языковым правилам и формулам привязку к исследователям, внёсшим вклад в их формирование и уточнение.
- Обязательным условием является овладение обучающимися минимумом понятийного аппарата, а также общенаучных методов: индукции, дедукции, аналогии и т.д. Данное требование продиктовано, особенностями категории обучающихся, обладающих сложившимися категориями мышления, обучение которых требует объективизации посредством анализа, а также апеллирования к авторитетному мнению.
- Обучение протекает в полном соответствии с наработками научного метода через последовательную реализацию следующих этапов: наблюдение (observing texts), формулировка вопросов (questioning), сбор данных (collecting data), ассоциация (associating), коммуникация (communicating answers/conclusions), создание текстов (creating texts). Предлагается целенаправленное обучение когнитивным стратегиям: группирование, ментальная визуализация, физическое реагирование. Важную роль играет подготовка преподавателя, который помимо тщательного подбора материалов должен создать на занятии атмосферу, поощряющую исследовательский интерес со стороны студентов.
- Возникает противоречие с использованием вспомогательных средств обучения, а именно переводом как средством семантизации: как нами было продемонстрировано ранее, выход из данного противоречия заключается не в полном отказе от переводческих соответствий, а в формировании установки на осознанное его использование, т.е. такое, которое учитывает и ограниченность данного средства обучения, и его инструментальную полезность.
Составлены следующие модели упражнений:
1) Диахронический анализ информационных поводов посредством вопросов к тексту;
2) Составление цепочек означающих;
3) Создание заголовка для выдуманного информационного повода;
4) Анализ видеоматериала на предмет выявления актуализованных коммуникативных стратегий;
5) Анализ и составление лексических пар в контексте речевой ситуации.
1) Определённо место КГ в рамках компетенций, на овладение которыми должно быть направлено преподавание теории коммуникации. КГ, находясь на стыке языковой, социокультурной, стратегической и дискурсивной компетенций (и органично способствуя развитию каждой из них), в наибольшей степени отражает сложившуюся под влиянием теории коммуникации систему знаний (лингвистических, культурологических и т.д.), осознанно актуализируемых в тех или иных коммуникативных стратегиях (рецептивные стратегии дискурса, стратегии употребления и изучения). Таким образом, теория коммуникации подчеркивает онтологическую взаимосвязанность элементов коммуникативной компетенции, что направлено на формирование языковых навыков и умений в соответствии с принципом системности, объективности (язык представляется как социальный конструкт) и динамизма языковой системы;
2) Дана психолого-педагогическая характеристика категории «взрослые» через призму способностей учащихся по усвоению знаний, необходимых для формирования КГ в рамках курсового профиля обучения. Методика формирования коммуникативной грамотности у взрослых (A1, A2) определяется форматом курсового профиля обучения в том, что касается таких характеристик данного курса как обзорность, интенсивность и активная роль учащихся в процессе обучения. Решение возможных проблем в обучении, обусловленных социально-психологическими факторами, осуществляется путём внедрения методических наработок и принципов научного метода при целенаправленном формировании у учащихся дискурсивных умений посредством обучения когнитивным стратегиям. Важным условием, связанным с преподаванием научных концептов для выбранной группы обучаемых, является положительная мотивация, которая создается посредством формирования у них исследовательского интереса в его прагматическом аспекте, и обоснования социальной и профессиональной полезности КГ.
3) Нами предложен и обоснован выбор возможных форм и способов эффективного внедрения КГ в учебный процесс. Сознательно-сопоставительный и научный методы сохраняют позиции ведущих методов при установке на практическое овладение языком через осознание его структуры. Проблемно-поисковые, проектные технологии и моделирование коммуникативных ситуаций в рамках занятий по формированию КГ посредством изучения теории коммуникации способствуют развитию креативности и конструктивной творческой активности. Предложенные к изучению теории коммуникации сгруппированы в пять тематических блоков; приведены примеры упражнений, предусматривающих широкое использование средств наглядности; даны необходимые пояснения. Даны рекомендации по форме проведения занятий, предложены способы семантизации новой лексики, даны рекомендации к подбору учебных материалов и использованию вспомогательных средств обучения.
Поставленная нами цель - обоснование важности коммуникативной грамотности в рамках образовательного процесса, - была успешно достигнута. Был разработан и апробирован вводный курса теории коммуникации как концептуальной модели для дальнейшего усвоения языковых знаний.
Гипотеза о том, что коммуникативная грамотность способствует формированию коммуникативной компетенции, помогая учащимся развить более осознанный подход к получаемой информации, подтвердилась. Было доказано, что изучение теории коммуникации в раках формирования КГ позитивно сказывается на способе концептуализировать феномены языка в пользу более системного и всестороннего представления о языковой системе и об отношениях между языковой и неязыковой реальностями. В результате, учащиеся осознают свою роль в совокупности реализующихся в рамках занятий коммуникационных процессов, становясь активными субъектами обучения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложен вводный курс теории коммуникации, который может быть использован в практической деятельности преподавателей английского языка, а также при разработке учебно-методических пособий и при построении курсов обучению английскому языку.
Предложены следующие рекомендации по внедрению курса в учебный процесс:
- Предоставить обучающимся означенные грамотности в области коммуникации в форме краткого курса, предваряющего, либо протекающего параллельно непосредственному преподаванию иностранного языка. Данный шаг, безусловно, не подразумевающий углубленного изучения теоретических построений, предотвратил бы многочисленные ошибки и обобщения, как на ранних этапах обучения, так и в последствии, а персонифицированный подход к изучению теорий коммуникации внёс бы необходимое разнообразие в учебный процесс, придав обезличенным языковым правилам и формулам привязку к исследователям, внёсшим вклад в их формирование и уточнение.
- Обязательным условием является овладение обучающимися минимумом понятийного аппарата, а также общенаучных методов: индукции, дедукции, аналогии и т.д. Данное требование продиктовано, особенностями категории обучающихся, обладающих сложившимися категориями мышления, обучение которых требует объективизации посредством анализа, а также апеллирования к авторитетному мнению.
- Обучение протекает в полном соответствии с наработками научного метода через последовательную реализацию следующих этапов: наблюдение (observing texts), формулировка вопросов (questioning), сбор данных (collecting data), ассоциация (associating), коммуникация (communicating answers/conclusions), создание текстов (creating texts). Предлагается целенаправленное обучение когнитивным стратегиям: группирование, ментальная визуализация, физическое реагирование. Важную роль играет подготовка преподавателя, который помимо тщательного подбора материалов должен создать на занятии атмосферу, поощряющую исследовательский интерес со стороны студентов.
- Возникает противоречие с использованием вспомогательных средств обучения, а именно переводом как средством семантизации: как нами было продемонстрировано ранее, выход из данного противоречия заключается не в полном отказе от переводческих соответствий, а в формировании установки на осознанное его использование, т.е. такое, которое учитывает и ограниченность данного средства обучения, и его инструментальную полезность.
Составлены следующие модели упражнений:
1) Диахронический анализ информационных поводов посредством вопросов к тексту;
2) Составление цепочек означающих;
3) Создание заголовка для выдуманного информационного повода;
4) Анализ видеоматериала на предмет выявления актуализованных коммуникативных стратегий;
5) Анализ и составление лексических пар в контексте речевой ситуации.
Подобные работы
- Развитие компенсаторной компетенции обучающихся среднего профессионального образования при обучении иностранному языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Особенности организации взаимодействия младших школьников в игровых
ситуациях при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Методический потенциал драматизации на уроках английского языка
в 5-х классах
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Организация обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



