Формирование познавательных интересов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья 5
2. Особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ 12
3. Роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями 17
4. Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья 5
2. Особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ 12
3. Роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями 17
4. Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Умственно-отсталые дети – это дети, у которых наблюдается нарушение развития познавательных процессов. Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены как недостатками внимания, недоразвитием зрительно-моторной координации, мелкой моторикой рук, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления. Это дети с нарушением различных сторон психофизического развития: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, для которых характерен основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих детей уже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего.
Педагогическая система словесной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей в том числе с интеллектуальными нарушениями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Как правило, в школе готовят учащихся к реальной действительности: обучению чтению, счету, письму, выработки чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т.д.
Всё вышесказанное обусловливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – познавательная деятельность детей с ОВЗ.
Предмет исследования – проблемы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
Цель исследования – рассмотрение процесса формирования познавательных интересов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.
Задачи исследования:
охарактеризовать психофизиологические особенности детей с ОВЗ;
раскрыть особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ;
выявить роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями;
изучить использование ИКТ для активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких учёных, как Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев, Н. В. Микляева, Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина и др.
Методы: анализ, синтез, изучение литературы по теме, обобщение, сравнительный, дедукция, индукция.
Структура: введение, четыре раздела, заключение и список литературы.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, для которых характерен основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих детей уже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего.
Педагогическая система словесной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей в том числе с интеллектуальными нарушениями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Как правило, в школе готовят учащихся к реальной действительности: обучению чтению, счету, письму, выработки чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т.д.
Всё вышесказанное обусловливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – познавательная деятельность детей с ОВЗ.
Предмет исследования – проблемы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
Цель исследования – рассмотрение процесса формирования познавательных интересов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.
Задачи исследования:
охарактеризовать психофизиологические особенности детей с ОВЗ;
раскрыть особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ;
выявить роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями;
изучить использование ИКТ для активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких учёных, как Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев, Н. В. Микляева, Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина и др.
Методы: анализ, синтез, изучение литературы по теме, обобщение, сравнительный, дедукция, индукция.
Структура: введение, четыре раздела, заключение и список литературы.
По результатам проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы:
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, каждый имеет свои особенности психофизического развития и поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Основные нарушения познавательной деятельности у школьников при задержке психического развития: недостаточная мотивационная сфера и недоразвитие функций мыслительной деятельности, неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Дидактическая игра способна помочь дефектологу, работающему с детьми с ОВЗ, решить многие задачи. Научить детей выделять существенные признаки предмета, сравнивать его с другими. Формировать умение классифицировать предметы, приучать высказывать самостоятельные суждения, применять знания в соответствии с обстоятельствами. Развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Процесс цифровизации образования неизбежен, но следует тщательно изучить все положительные стороны и негативные последствия. Обучение должно быть развивающим, но в коррекционной школе весь урок не может быть цифровым. Ни одна технология, даже самая прогрессивная, не может заменить живое слово учителя. «.. Учитель является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов и его воздействие реализуется в личном контакте».
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, каждый имеет свои особенности психофизического развития и поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Основные нарушения познавательной деятельности у школьников при задержке психического развития: недостаточная мотивационная сфера и недоразвитие функций мыслительной деятельности, неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Дидактическая игра способна помочь дефектологу, работающему с детьми с ОВЗ, решить многие задачи. Научить детей выделять существенные признаки предмета, сравнивать его с другими. Формировать умение классифицировать предметы, приучать высказывать самостоятельные суждения, применять знания в соответствии с обстоятельствами. Развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Процесс цифровизации образования неизбежен, но следует тщательно изучить все положительные стороны и негативные последствия. Обучение должно быть развивающим, но в коррекционной школе весь урок не может быть цифровым. Ни одна технология, даже самая прогрессивная, не может заменить живое слово учителя. «.. Учитель является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов и его воздействие реализуется в личном контакте».
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СКЛОННЫХ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде (Балтийский Федеральный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Различия в показателях мотивации учения младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



