ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья 5
2. Особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ 12
3. Роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями 17
4. Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Умственно-отсталые дети – это дети, у которых наблюдается нарушение развития познавательных процессов. Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены как недостатками внимания, недоразвитием зрительно-моторной координации, мелкой моторикой рук, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления. Это дети с нарушением различных сторон психофизического развития: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, для которых характерен основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих детей уже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего.
Педагогическая система словесной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей в том числе с интеллектуальными нарушениями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Как правило, в школе готовят учащихся к реальной действительности: обучению чтению, счету, письму, выработки чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т.д.
Всё вышесказанное обусловливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – познавательная деятельность детей с ОВЗ.
Предмет исследования – проблемы развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
Цель исследования – рассмотрение процесса формирования познавательных интересов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.
Задачи исследования:
охарактеризовать психофизиологические особенности детей с ОВЗ;
раскрыть особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ;
выявить роль дидактической игры в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями;
изучить использование ИКТ для активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких учёных, как Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев, Н. В. Микляева, Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина и др.
Методы: анализ, синтез, изучение литературы по теме, обобщение, сравнительный, дедукция, индукция.
Структура: введение, четыре раздела, заключение и список литературы.
По результатам проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы:
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, каждый имеет свои особенности психофизического развития и поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Основные нарушения познавательной деятельности у школьников при задержке психического развития: недостаточная мотивационная сфера и недоразвитие функций мыслительной деятельности, неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Дидактическая игра способна помочь дефектологу, работающему с детьми с ОВЗ, решить многие задачи. Научить детей выделять существенные признаки предмета, сравнивать его с другими. Формировать умение классифицировать предметы, приучать высказывать самостоятельные суждения, применять знания в соответствии с обстоятельствами. Развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Процесс цифровизации образования неизбежен, но следует тщательно изучить все положительные стороны и негативные последствия. Обучение должно быть развивающим, но в коррекционной школе весь урок не может быть цифровым. Ни одна технология, даже самая прогрессивная, не может заменить живое слово учителя. «.. Учитель является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов и его воздействие реализуется в личном контакте».
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) // СПС КонсультантПлюс.
2. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с.
3. Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 251 с.
4. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 151 с.
5. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с.
6. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.
7. На крыльях детства: ресурсы современного коррекционно-развивающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных / Московский педагогический государственный университет [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 236 с.
8. Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
9. Специальная психология : учебник для вузов / Л. М. Шипицына [и др.] ; под редакцией Л. М. Шипицыной. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 287 с.
10. Акиншина Ю.И., Кирисова Н.Н. Цифровые и информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми с нарушением интеллекта. Преимущества и недостатки // Вестник науки. 2023. №4 (61). С. 143-147.
11. Алексеева, А. Г. Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности / А. Г. Алексеева, А. С. Сакердонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-2. – С. 13-15.
12. Артемова, Ж. П. Особенности развития личности учащихся с ОВЗ / Ж. П. Артемова, С. С. Руссу, Е. В. Толбатова // Наука. Общество. Образование : Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, Смоленск, 02 декабря 2019 года. – Смоленск: Международный научно-информационный центр "Наукосфера", 2019. – С. 21-23.
13. Вагапова, З. З. Развитие самостоятельности в обучении и познавательной деятельности у школьников с ОВЗ / З. З. Вагапова, К. Б. Ахмедова // Актуальные проблемы современной семьи – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2021. – С. 158-162.
14. Волкова, Т. А. Игра как средство развития детей с ОВЗ / Т. А. Волкова, В. Д. Максимова, О. Н. Курбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 373-375.
15. Глазова, И. А. Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе / И. А. Глазова // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 60-3. – С. 25-27.
16. Ильченко, О. В. Особенности развития и обучения детей с ОВЗ / О. В. Ильченко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. – С. 39-43.
17. Иневаткина, С. Е. Особенности познавательного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / С. Е. Иневаткина, М. М. Новоселова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2018. – С. 432-438.
18. Леонтьева, М. С. Средства формирования познавательного интереса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Леонтьева // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – 2020. – № 1. – С. 334-338.
19. Мустаева, Е. Р. Особенности формирования речемыслительной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Е. Р. Мустаева – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2022. – С. 39-42.
20. Свиридович, И. А. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Свиридович, С. В. Яковенко – Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2020. – С. 288-291.
21. Цвиток, О. М. Эффективные методы и приемы развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ / О. М. Цвиток, И. В. Деденко – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. – С. 94-98.