Введение 3
1. Организация урока окружающего мира в начальной школе 6
2. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников. 11
3. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе. 14
Заключение 19
Список литературы 21
В современном мире получение образования находится в приоритете. Обучение в школе – это длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – всё это представляет для школьников большие трудности. Поэтому, чтобы избежать перегрузок и не навредить здоровью учащихся, учителя начали применять в своей работе здоровьесберегающие технологии. Чтобы данные технологии работали хорошо, нужно начинать их использовать с самого начала обучения в школе.
Здоровье учащихся начальной школы зависит от того, как организована определённая система условий среды школы, способствующая формированию, сохранению, укреплению здоровья младших школьников. Реализовать эту систему возможно только при взаимодействии всех участников образовательного и воспитательного процесса. Укрепление, сохранение здоровья учащихся на высоком уровне – это одна из главных задач начального общего образования.
Необходимость в изучении данной темы подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 286 (ред. от 31.05.2021) п.34.1, в котором говорится, что «результатом выполнения требований к условиям реализации программы начального общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья» [1, стр.16].
Так же в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 необходима обязательная профилактика утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках, чередование различных видов учебной деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований [2].
Согласно статистике 2020 г практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Следует отметить, что рост патологии у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно - сосудистой системы возросла с 10,3% до 17,8%, костно-мышечной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, снижение остроты зрения – с 20, 3% до 35,5% [14].
Изучением темы применения здоровьесберегающих технологий и принципов занимались такие ученые как: М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, О.В. Петров. Но большее влияние оказали В.Ф. Базарный, Н.К. Смирнов.
Здоровьесберегаюшие технологии впервые были разработаны и апробированы коллективом учёных в конце 70-х годов в СССР под руководством профессора В.Ф. Базарного. Основанием изучения данной темы послужило выявление массового ухудшения здоровья детей в школе [7].
Никита Константинович Смирнов, профессор, кандидат медицинских наук, психолог, действительный член Международной педагогической академии, написал книгу «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» в которой рассмотрены главные аспекты работы школы и учителя, основанные на принципах здоровьесберегающей педагогики, психолого-педагогических подходов и методов охраны и укрепления здоровья учащихся [16].
В журнале «Молодой ученый» в статье «Здоровьесберегающие технологии», написанной Ивановой А.Н., раскрывается суть данного понятия. Также автор приводит принципы и классификацию существующих здоровьесберегающих технологий. Также в статье описаны их главные компоненты, исходя из которых, при организации педагогического процесса учитывается определенная специфика формирования культуры здоровья детей и молодёжи [7].
Здоровьесберегающие технологии – это средства и способы, позволяющие формировать, сохранять, развивать физическое и духовное здоровье ребенка [11].
Таким образом, актуальность нашей темы подтверждена ФГОС НОО N286 (ред. от 31.05.2021) п.34.1, СанПиН 2.4.2.2821-10, а также статистическими данными, исходя из вышесказанного нами была сформулирована проблема нашего исследования: каковы особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе?
Цель реферативной работы: изучение особенностей использования здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Рассмотреть организацию уроков окружающего мира в начальной школе;
2) Выявить психолого-педагогические особенности развития младших школьников;
3) Описать реализацию здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической, методической литературы по теме реферата, синтез, обобщение.
В ходе выполнения реферативной работы мы пришли к выводу о том, что проблема укрепления здоровья младших школьников имеет важное значение в современном образовании. Помощь в сохранении и укреплении здоровья в учебное время им должны оказывать старшие – учителя. Для того, чтобы решать проблемы, связанные со здоровьем учащихся младшего школьного возраста, как физические, так и психические, учителя используют здоровьесберегающие технологии.
Нами была поставлена цель - изучение особенностей использования здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе, для достижения которой было выполнено три задачи.
Для решения первой задачи нами была рассмотрена организация уроков окружающего мира в начальной школе. В процессе изучения мы выяснили, что данный предмет несёт пропедевтический и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, творческие способности.
Далее мы выявили психолого-педагогические особенности развития младших школьников, при изучении которых мы можем сказать, что младший школьный возраст – это один из важных периодов, в котором начинает складываться новый тип отношений с окружающим миром. Также в воспитании и обучении необходимо учитывать изученные особенности данного возраста, так как именно они являются фундаментом дальнейшего развития ребёнка и способствуют благоприятному переходу в подростковый возраст.
В завершении нашей работы мы проанализировали реализацию здоровьесберегащих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе и удостоверились, что для сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесберегающего обучения и воспитания. Правильная организация обучения и воспитания дает возможность предотвратить перегрузку и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Во время выполнения данного исследования нами была проведена работа с нормативно-правовыми, психолого-педагогическими документами. Также мы анализировали и синтезировали необходимую информацию и учились грамотно оформлять документы для исследовательских работ.
Исходя из вышеперечисленного, мы можем сказать, что наша цель достигнута, проблема и поставленные задачи решены. Перспективой нашего исследования является формирование личностных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира во 2-3 классе посредством использования здоровьесберегающих технологий.