ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема развития познавательной деятельности дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности развития познавательной деятельности детей 6 – 7 лет 10
1.3. Способы развития познавательной деятельности детей 6 – 7 лет 12
ГЛАВА 2. Детское экспериментирование в развитии познавательной деятельности детей 6 – 7 лет 15
2.1. Роль, характеристика детского экспериментирования 15
2.2. Особенности, классификация детского экспериментирования в развитии познавательной деятельности детей 6 – 7лет 19
2.3. Методика организации и проведения детского экспериментирования в развитии познавательной деятельности детей 6 – 7 лет 22
2.4. Изучение и анализ опыта работы воспитателя по теме исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, Л. М. Кларина, Е. Н. Герасимова, Н. Б. Шумакова, И. Э. Куликовская и др.).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность предпринимателями (далее вместе - Организации).индивидуальными Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М. Дьяченко), становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова, Е. В. Боякова, М. Л. Семенова), развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования (Л. А. Регуш, Г. И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его познавательной активности.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).
Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание
познавательной активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач.
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников и недостаточной разработкой методических основ процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования «Детское экспериментированием как средство развития познавательной деятельности детей 6-7 лет».
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности детей 6 - 7 лет.
Предмет исследования: детское экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей 6 - 7 лет.
Цель исследования: изучение влияния детского экспериментирования как средства развития познавательной деятельности детей 6 - 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности развития познавательной деятельности детей 6 - 7 лет.
3. Определить методы развития познавательной деятельности в процессе детского экспериментирования детей 6 - 7 лет
4. Описать опыт работы педагога по развитию познавательной деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, изучение и анализ педагогического опыта.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет является важным этапом их когнитивного развития. В этом возрасте дети активно учатся, развивают логику и интерес к миру. Это создает хорошие условия для использования детских экспериментов как способа развития их познавательных способностей. Исследование также подтвердило, что детское экспериментирование способствует стимулированию познавательной активности детей, развитию их наблюдательности, критического мышления и способности анализировать результаты. Характеристики детского экспериментирования, такие как игровой характер, интерактивность, индивидуальный подход и допустимость ошибок, создают оптимальное обучающее окружение.
Анализ опыта работы воспитателя по теме исследования выявил роль педагога как организатора, поддерживающего и вдохновляющего детей на активное экспериментирование. Индивидуальный подход, игровой характер заданий, создание атмосферы творчества и поощрения важны для формирования положительного отношения детей к процессу исследования.
Таким образом, теоретическое исследование подтвердило эффективность детского экспериментирования в развитии познавательной деятельности детей 6-7 лет. Оно позволяет стимулировать их активное познание мира, развивать критическое мышление и аналитические способности, а также формировать интерес к научному исследованию. В результате, применение методики организации детского экспериментирования может служить эффективным инструментом в педагогической практике для развития познавательных навыков детей дошкольного возраста.
1. Арефьева О. А. Формирование познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности //А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). – 2019.. – С. 4.
2. Вербенец А. М., Верхотурова Е. Р. Особенности проявления интереса и предпосылки освоения программирования старшими дошкольниками //Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. – 2023. – С. 99-105.
3. Гималетдинова Г. К., Созинова А. А. Организация экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками: теоретический обзор //Педагогика. – 2021. – Т. 6. – №. 1. – С. 1-8.
4. Жиликова О. В., Гаус Е. В. Программа по ранней профориентации детей 6–7 лет «радуга–город профессий» //Актуальные педагогические практики. 2022.–353 с. – 2022. – С. 49.
5. Игнова А. В. Исследовательская деятельность как средство познавательной активности старших дошкольников //Студент-Исследователь-Учитель. – 2021. – С. 478-484.
6. Мерабова И. С. Проблема обучения детей 6-7 лет математике посредством познавательно-исследовательской деятельности //Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – №. 4. – С. 118-122.
7. Назаренко С. Н. Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет //Инновационная наука. – 2020.– С. 174-176.
8. Рашидова З. О. Особенности социального становления детей 6-7 лет //E Conference Zone. – 2023. – С. 50-53.
9. Родинская А. В. Социальное экспериментирование как средство формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6-7 лет //актуальные вопросы теории и практики развития научных. – 2020. – С. 226.
10. Савинова С. В., Фоминых Е. И. Развитие представлений детей 6-7 лет о редких животных Вятского края в процессе проектной деятельности //Общество. Наука. Инновации (НПК-2019). – 2019. – С. 980-987.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.
18. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13
20. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.
21. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.