1. Правовые и организационные основы деятельности административных комиссий
1.1. Правовая основа организации и деятельности административных комиссий
1.2. Правовой статус административных комиссий
2. Этапы производства по делам о правонарушениях в административных комиссиях
2.1. Рассмотрение дел о правонарушениях в административных комиссиях
2.2. Обжалование и пересмотр дела и вынесения по нему решения
2.3. Полномочия административных комиссий на стадии исполнения постановления о наложении административного взыскания
Заключение
Список использованных источников
Успешное функционирование механизма государственного реагирования на административные правонарушения во многом зависит от того, какими организационными структурами он представлен. Уже несколько десятилетий основой территориальной системы органов административной юрисдикции остаются административные комиссии - единственные в этой системе органы, которые созданы исключительно для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Различные аспекты организации и деятельности административных комиссий в той или иной мере исследовались в трудах М.П. Банных, Д.Н. Бахраха, Р.Ф. Васильева, И.А. Галагана, В.А. Иванова, Р.К. Каюмова, А.П. Клюшниченко, Р.С. Колбасова, А.П. Коренева, Б.М. Лазарева, Н.С. Лазаревой, А.Е Лунева, В.И. Поповой, Ф.С. Разаренова, Л.М. Розина, Н.Г. Салищевой, В.Е. Севрюгина, В.Д. Сорокина, М.С. Студеникиной, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова, О.М. Якуба и некоторых других авторов. Данной проблеме посвящен ряд кандидатских диссертаций, в частности, А.Т. Гнетова, В.А. Лории, В.А. Прилуцкого, А.С. Примова.
Названные авторы внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем организации и деятельности административных комиссий, сформулировали ряд предложений, направленных на совершенствование их работы. Вместе с тем исследования рассматриваемой проблемы проводились в 70-х – начале 80-х гг. За прошедшее время в России проведены кардинальные политические, экономические и социальные реформы, сопровождавшиеся значительным обновлением ее правовой системы. К сожалению, активная нормотворческая работа последнего десятилетия, осуществлявшаяся как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, лишь отчасти коснулась административных комиссий. И это притом, что оперативного решения по-прежнему требуют проблемы организации и деятельности административных комиссий, возникшие еще в советский период.
Правовую регламентацию организации административных комиссий в целом нельзя признать удовлетворительной. Положение об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся в РСФСР и о порядке производства по делам об административных правонарушениях утратило силу еще в 1986 г. Образовавшийся пробел до сих пор в полной мере надлежащим образом не восполнен. Исключение Конституцией Российской Федерации местного самоуправления из системы государственной власти потребовало от субъектов Российской Федерации принятия законов о наделении органов местного самоуправления (к числу которых относятся административные комиссии) отдельными государственными полномочиями. Подобные законы приняты к настоящему времени лишь отдельными субъектами Российской Федерации, несмотря на то, что административные комиссии работают повсеместно. Таким образом, статус административных комиссий нуждается в качественно новом правовом оформлении.
Процессуальные аспекты деятельности административных комиссий также не в полной мере отражены в законодательстве. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях большей частью ориентирован на единоличных субъектов административной юрисдикции. Специфика же деятельности коллегиальных органов прописана в нем фрагментарно. Актуальность рассматриваемой проблемы особенно возросла в связи с подготовкой изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Анализ предполагаемых изменений указанного кодекса в последней редакции позволяет сделать вывод о том, что некоторые положения, предлагаемые его разработчиками, неприменимы к деятельности коллегиальных органов административной юрисдикции либо требуют дополнительной конкретизации.
Таким образом, необходимость приведения организации и деятельности административных комиссий в соответствие с требованиями правовых реалий современной России предопределила выбор темы и основные направления настоящего дипломного исследования.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности административных комиссий.
Предмет исследования составляет институт производства по делам об административных правонарушениях в административных комиссиях.
Цель дипломного исследования заключается в том, чтобы изучить правовую регламентацию организации и деятельности, а также практику работы административных комиссий и на этой основе сформулировать предложения и рекомендации, направленные на их совершенствование.
Достижение указанной цели обеспечивалось путем постановки и решения следующих задач:
- анализа состояния правовой регламентации организации и деятельности административных комиссий, выявления имеющихся пробелов и противоречий, а также разработки предложений по их устранению;
- уточнения правовой природы административных комиссий, их задач и функций;
- изучения истории и тенденций функционирования административных комиссий;
- освещения региональных особенностей статуса административных комиссий и разработки конкретных рекомендаций, направленных на его оптимизацию;
- анализа деятельности административных комиссий на различных стадиях и этапах производства по делам об административных правонарушениях и на этой основе разработки предложений по ее совершенствованию.
Исследование избранной темы базируется на положениях общей теории государства и права с учетом современных достижений науки конституционного, муниципального и административного права. При подготовке дипломной работы использованы исторический, статистический, сравнительно-правовой методы научного познания, а также методы социологического исследования.
Информационную базу исследования составили федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации - Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Омской, областей, г. Москвы, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления г. Хабаровска, регламентирующие организацию и деятельность административных комиссий. Кроме того, использовались информационные, статистические и аналитические материалы, отражающие результаты деятельности административных комиссий в различных регионах.
Новизна исследования определяется совокупностью поставленных в дипломе задач и в обобщенном виде заключается в том, что предпринята попытка комплексного исследования неосвещенных в современной юридической литературе проблем организации и деятельности административных комиссий.
Теоретическая значимость заключается в том, что на основе анализа проблем организации и деятельности административных комиссий выявлены недостатки регламентации их правового статуса. Теоретические выводы, содержащиеся в дипломной работе, могут быть востребованы в ходе дальнейших научных исследований проблем производства по делам об административных правонарушениях и в преподавании учебного курса административного права.
Практическое значение определяется теоретико-прикладным характером исследования. Предложения и рекомендации могут быть использованы в работе по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих организацию и деятельность административных комиссий.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, подводя итоги исследования, сделаем следующие выводы.
1. Структура правовой основы организации и деятельности административных комиссий.
Организация и деятельность административных комиссий должны быть урегулированы на трех уровнях законодательства: федеральном (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), субъектов Российской Федерации (законы об административных комиссиях) и муниципальном (положения об административных комиссиях).
2. Должностной принцип формирования административных комиссий. Включение в состав административной комиссии должно осуществляться в зависимости от должности, замещаемой тем или иным лицом. Должностной состав комиссии должен быть указан в положении об административной комиссии муниципального образования. Вступая в определенную должность, лицо сразу приобретает административно-юрисдикционную правоспособность и автоматически становится членом административной комиссии.
3. Возможность использования организационной формы административных комиссий в качестве одного из вариантов построения органов административной юстиции в Российской Федерации;
4. Институт особого мнения должностного лица, входящего в состав коллегиального органа административной юрисдикции. Особое мнение может сигнализировать о том, что по делу, возможно, допущена ошибка. Такое мнение должно являться основанием для пересмотра дела судом в порядке контроля. Кроме того, институт особого мнения поможет дифференцировать персональную ответственность членов административной комиссии в случае признания ее решения незаконным;
5. Ппредложения по совершенствованию производства по делам об административных правонарушениях в целом и в административных комиссиях в частности:
а) целесообразно наделить юрисдикционные органы правом изменить квалификацию правонарушения, если данное дело относится к подведомственности соответствующего органа, и при этом не ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности;
б) порядок разрешения коллегиальными органами вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания, может обусловливаться характером реализуемого полномочия (обязанности административной комиссии приостановить и прекратить исполнение постановления могут исполняться секретарем комиссии единолично, а право отсрочить уплату штрафа может реализовываться только комиссией в целом);
в) необходим механизм контроля за фактом получения лицом, вызываемым для участия в рассмотрении дела, приглашения (повестки);
г) целесообразно ограничить срок приведения постановления о наложении административного штрафа в исполнение администрацией организации, где нарушитель получает заработную плату или иной заработок, стипендию, пенсию, двумя месяцами;
- ряд предполагаемых изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, неприменим к деятельности коллегиальных органов без соответствующей конкретизации:
а) решения, принимаемые по результатам подготовки дела к рассмотрению и оформляемые определениями, должны быть отнесены к компетенции секретаря комиссии. В связи с этим этап подготовки дела к рассмотрению в коллегиальном органе недопустимо заканчивать решением о прекращении дела, так как это противоречит принципу коллегиальности;
б) представляется необходимым определить механизм отвода должностного лица, входящего в состав коллегиального органа;
в) субъектам Российской Федерации целесообразно наделить административные комиссии полномочиями по возмещению имущественного ущерба и морального вреда, причиненных правонарушением, когда спор об этом отсутствует;
г) порядок обращения постановления об административном взыскании к исполнению банками и иными кредитными организациями в том виде, в каком он предложен в изменениях, фактически отстраняет юрисдикционные органы от этой деятельности;
д) обстоятельства, исключающие возможность участия члена административной комиссии в рассмотрении дела, должны выясняться как на подготовительном этапе, так и на этапе рассмотрения дела.
1. Конституция РФ. – М.: НОРМА, 2003. – с. 123
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: НОРМА, 2003. – 245 с.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. - 2002.- № 1 (Ч.1). - Ст.2.
4. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1995. - № 31. - Ст. 2990; 1999. - № 8. - Ст.974; 2000. - № 46. - Ст.4537.
5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - №22. – Ст. 2063.
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст.3176.
7. Закон Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушения в области строительства»//Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. - № 2. - Ст.58.
8. Закон Республики Татарстан от 18 мая 1993 года «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка и порядка управления»//Известия Татарстана. - 1993. - 4 июня.
9. Закон Республики Карелия от 3 июля 1992 года «Об административных правонарушениях» (с последующими изменениями и дополнениями)//Собрание законодательства Республики Карелия. - 1992. - № 4; 1995. - № 9.
10. Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях. Хабаровск.: РИОТИП, 2004. – 78 с.
11. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1563 с.
12. Административное право: Учебник Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
13. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. - М., 1994. – 453 с.
14. Алехин АП.. Кармолицкий А.А.. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 1997. – 603 с.
15. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. - Свердловск., 1989. – 312 с.
16. Бахрах Д.Н. Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. - М., 1989. – 178 с.
17. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. – Пермь., 1969. – 295 с.
18. Бобрышев А.Н. Административная ответственность в различных общественно-политических сферах. – Ярославль, 2000. – 202 с.
19. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 338 с.
20. Богородицкий И.Б. Производство по делам об административных правонарушениях по новому КоАП РФ. – Самара., 2003. – 398 с.
21. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2001. – 407 с.
22. Дугенец А.С. Административная юрисдикция: Рабочий учебник. - М., 2001. – 267 с.
23. Дугенец А.С. Предупреждение как вид наказания по новому КоАП РФ. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2002. – 145 с.
24. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. - Свердловск., 1973. – 204 с.
25. Игнатенко В.В. Законодательная регламентация ответственности за административные правонарушения: Проблемы совершенствования Общей части Кодекса об административных правонарушениях. – Иркутск., 1998. – 156 с.
26. Игнатенко В.В. Правовое качество законов об административных правонарушениях: Монография. – Иркутск., 1998. – 205 с.
27. Кикоть В. Административная деятельность органов внутренних дел. – М.: Щит, 2003. – 301 с.
28. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Козлова Ю.М. – М.: ЮР-ПИТ, 2004. – 797 с.
29. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Овсянко Д.М. – М.: Юристъ, 2003. – 600 с.
30. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Богданова А.В. – М.: НОРМА, 2003. – 587 с.
31. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под ред. Веремеенко И.И., Салищевой Н.Г. и Студеникиной М.С. - М., 2003. – 678 с.
32. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 1978. – 107 с.
33. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 2002. – 167 с.
34. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. – М.: Щит, 2002. – 286 с.
35. Масленников М.Я. Административное право: Учебное пособие. – Тверь., 2002. – 398 с.
36. Масленников М.Я. Российский административный процесс. – Тверь., 2001. – 413 с.
37. Рагимов А.Т. Юрисдикционное правоприменение в системе правовой деятельности органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1991. –45 с.
38. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно- правовые средства его управления. - М., 1975. – 198 с.
39. Сорокин В.Д. Семь лекций по административному праву. - СПб.: ПИТЕР, 1998. – 216 с
40. Энциклопедия права: Учебное пособие. Под ред. проф. Хутыза М.Х. – Краснодар., 1992. – 698 с.
41. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. - М., 1999. – 178 с.
42. Алехин А. КоАП РФ: что нового? // Вестник НГУ. – 2003. - №1. – С. 16-17
43. Горбенкова И.В., Солодкая И.Г. Конфискация как вид административного взыскания в решениях Конституционного суда Российской Федерации (в соавторстве) // Судебно-правовая реформа в России и современные проблемы выявления и расследования преступлений: Материалы науч.-практ. конф. – Омск: Омская академия МВД России, 2000.
44. Солодкая И.Г. Административная юстиция по законодательству зарубежных стран // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения: Межвуз. сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. – Омск: Омский юридический институт МВД России, 1999. – Вып. 4.
45. Солодкая И.Г. Административные комиссии: проблемы и перспективы // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения: Межвуз. сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. – Омск: Омский юридический институт МВД России, 2000. – Вып. 5.
46. Солодкая И.Г. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти России и зарубежных стран // Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Материалы науч.-практ. конф. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2000.
47. Солодкая И.Г. Некоторые проблемы соотношения федерального и регионального законодательства в деятельности административных комиссий // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2000. - № 1.
48. Якимов А.Г. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. - 1999. - № 3. - С.8.