Период изготовления: сентябрь 2023 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Работа сделана на примере Пермского края.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения государственной молодежной политики в современных развитых государствах 10
1.1. Факторы формирования и реализации государственной молодежной политики 10
1.2. Политическая социализация современной молодежи 24
1.3. Зарубежный опыт государственной политики в отношении молодежи 34
Глава 2. Государственная молодежная политика в России 41
2.1. Исторический контекст развития молодежной политики в России 41
2.2. Инструменты реализации молодежной политики после распада СССР 47
2.3. Особенности формирования гражданского общества в России 55
Глава 3. Реализация государственной молодежной политики на региональном уровне (на примере Пермского края) 67
3.1. Оценка основных показателей реализации государственной молодежной политики 67
3.2. Проблемы реализации государственной молодежной политики 88
3.3. Основные направления и рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политики 89
Заключение 94
Список использованной литературы 99
Развитию молодежи уделяется первостепенное внимание в ряде национальных, региональных и международных документов. Однако молодые люди продолжают сталкиваться с препятствиями на пути к эффективному участию в политической, экономической и общественной жизни . Повестка дня развитых стран на период до 2030 года носит универсальный характер и устанавливает цели и задачи по смягчению этой проблемы, но эффективное ее решение требует целенаправленных вмешательств со стороны государства посредством разработки и осуществления молодежной политики и учета проблем молодежи в более широких рамках политики и макропланирования.
Молодежная политика может способствовать успеху страны, позволяя молодым людям реализовать свой потенциал в качестве активных членов общества. Целенаправленная молодежная политика помогает уменьшить неравенство не только среди молодежи, но и между молодыми людьми и сообществом в целом, способствуя расширению прав и возможностей молодежи и ее вовлечению во все аспекты жизни.
Вовлечение молодежи в разработку политики, ее осуществление, мониторинг и последующую деятельность имеет и важнейшее социальное значение, так как участие в государственных программах формирует у молодых людей чувство сопричастности, что способствует консолидации общества, интеграции разных его слоев.
Признание ценности молодежной политики для развития не является чем-то новым – вопросы участия молодежи в политической и экономической жизни профессионально разрабатываются специалистами разных сфер уже на протяжении многих десятилетий. За время исследований был накоплен определенный опыт, который показывает, что самостоятельная молодежная политика должна быть нацелена на конкретные вызовы времени . Кроме того, специалистами подчеркивалась необходимость включения молодежных приоритетов в политику отраслевых министерств, что может способствовать более целостному развитию молодежи и снизить вероятность того, что уязвимая часть молодежи потерпит неудачу в реализации участия в политических программ . Сельская молодежь, например, часто маргинализирована, поэтому она требует к себе особого подхода.
Во всех развитых странах на данный момент растет признание ценности вклада молодежи, о чем свидетельствует постепенное увеличение числа государственных структур, создающих механизмы участия молодежи в разработке политики и принятии решений. Признавая решающую роль, которую молодежь может и должна играть в устойчивом развитии, правительства на всех уровнях используют этот ресурс, которым является молодежь, путем создания молодежных парламентов, назначения молодежных делегатов, онлайн- и офлайн-консультаций с молодыми людьми, вовлечению молодежи в политические процессы.
Между тем, специалисты констатируют, что многие политические стратегии, оказывающие прямое или косвенное воздействие на молодежь, разрабатываются и осуществляются без консультаций или участия молодежи, что отражает как недостаточное признание ценности, которую молодые люди могут привнести в процесс принятия решений, так и игнорирование прав молодежи на участие в вопросах, которые их затрагивают . Причем, это свойственно всем развитым государствам . Из-за этого молодежная политика часто имеет лишь декларативный характер, ограничиваясь громкими заявлениями, реализация которых тормозится по разным причинам.
Во-вторых, молодым людям часто «не хватает силы голоса» при разработке и осуществлении политики, которая их затрагивает. Правительствам на всех уровнях также необходимо быть более открытыми для того, чтобы прислушиваться к молодежи, особенно к молодежи старшего возраста, начинающей более активно участвовать в жизни общества.
В-третьих, сложности есть с оценкой программ, направленных на развитие молодежи. Эти сложности возникают и из-за отсутствия четких критериев оценки, и из-за человеческого фактора. Молодежная политика страдает от нехватки достоверных оценок, устанавливающих влияние государственных программ на результаты деятельности молодежи. Поэтому, вопрос о том, каким образом оценивать программы и какие из уже реализованных программ являются действительно эфффективными, имеет огромную важность.
С другой стороны, возникает вопрос о среде, в которой эти программы могут развиваться с наибольшей степенью эффективности. Очевидно, что для реализации данных программ должны существовать определенные условия, являющиеся факторами успешного внедрения молодежи в политический процесс. Но что это за условия? Зависят ли они от национальных факторов, или они универсальны для всех стран? Эти вопросы на данный момент являются наиболее дискуссионными в науке.
Среди факторов, влияющих на реализацию молодежной политики, специалисты называют финансовый , идеологический , образовательный , и др. Приоритет тому или иному фактору отдается в большинстве случаев произвольно, в зависимости от индивидуального мнения того или иного ученого. Вместе с тем, нами было замечено, что даже имеющие противоположную точку зрения на развитие молодежной политики специалисты сходятся в одном: одним из важнейших факторов реализации такой политики является наличие и уровень развития гражданского общества . Дело в том, что реализация молодежной политики само собой подразумевает гражданское участие самой молодежи в этих инициативах. Дополнительная сложность состоит в том, что точного определения понятию «гражданское участие» в науке на данный момент не существует. Мы принимаем точку зрения А. Бухнер, которая определяет гражданское участие как «совокупность процедур, правил и структур, которые создаются в ходе взаимодействия между гражданами и их группами с другими акторами, для того чтобы граждане могли четко формулировать общие цели и успешно достигать их, решать актуальные социальные проблемы и в итоге реализовывать публичные интересы, способствующие, в том числе, созданию общественных благ» . Для того, чтобы гражданское участие могло иметь место, необходимо наличие гражданского общества, как питательной среды для такого рода инициатив.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется, во-первых, высокой социальной значимостью молодежной политики в рамках любого государства. Во-вторых, дополнительную актуальность придает тот факт, что до сих пор не определены наиболее важные факторы, способствующие реализации молодежной политики. В-третьих, конкретно для России долгие годы стоит вопрос о том, что такое гражданское общество и можно ли механически переносить его понимание в западном смысле на российские реалии. Исследование роли гражданского общества в реализации молодежной политики уточнит и дополнит фактологическую, понятийную и методологическую базу современной политической науки.
Объект исследования: государственная молодежная политика в России. Предмет исследования: факторы, способствующие эффективной реализации молодежной политики, и, в частности, выявление степени и уровня влияния такого фактора, как гражданское общество.
Цель исследования: выявить конкретные внешние и внутрениие механизмы, барьеры и ресурсы реализации государственной молодежной политики в России, на примере Пермского края.
Задачи исследования определены его целью и проистекают из его логики:
1) выявить факторы формирования и реализации государственной молодежной политики, в целом, и обозначить роль гражданского общества в этом процессе;
2) выявить особенности политической социализации современной молодежи;
3) представить характеристику зарубежного опыта государственной политики в отношении молодежи;
4) представить краткий обзор исторического контекста развития молодежной политики в России – как во время существования СССР, так и после его распада;
5) выявить особенности формирования гражданского общества в России;
6) проанализировать основные показатели реализации государственной молодежной политики, на примере Пермского края;
7) на основании проведенного анализа выявить основные проблемы реализации государственной молодежной политики, на примере Пермского края;
8) составить свод рекомендаций по совершенствованию реализации молодежной политики.
Цель и задачи работы определили ее структуру, которая включает в себя: введение, три главы, девять параграфов, заключение и список использованной литературы.
Методологическую базу исследования составляют:
- метод структурно-функционального анализа, позволяющий комплексно оценить факторы формирования институционального сотрудничества различных отраслевых ведомств в реализации молодежной политики;
- метод исторического анализа при исследовании становления и особенностей развития дискурса о молодежи в нашей стране;
- метод сравнительного анализа, используемый для выявления сходств и различий молодежных государственных программ России и других стран.
В рамках этих подходов нами использовались следующие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация.
Кроме того, нами также использовались и специальные методы, в частности, статистический и социологический анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации широкого круга источников по выбранной теме, в том числе зарубежных, которые ранее не были введены в научный оборот в России.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов на практике как государственных учреждений, так и вузов – в преподавании профильных курсов.
Реализация государственной молодежной политики относится к числу ключевых вопросов России. Специфика России в вопросе государственной молодежной заключается в ее историческом опыте, основной частью которого является распад СССР. Данный опыт характеризуется ликвидацией пионерских, комсомольских и октябрятских групп и отсутствием из замены. В большей степени причиной отсутствия замен данных организаций стало отсутствие полного представления о государственной молодежной политики во времена СССР.
Обращаясь к нормативной составляющей, можно отметить, что старание создать представление о развитии ГМП в России являются предпосылками формирования и демонстрации в 2004 г. «Доктрины государственной молодёжной политики РФ», где были определены цели, задачи, векторы направленности, способы и инструментарий осуществления ГМП.
Огромное значение в развитие ГМП имела подготовка Госсовета по молодёжной политике, закончившаяся демонстрацией в 2009 г. доклада рабочей группы, результатами которой стало создание комплекса поручений Президента РФ.
После 2012 г. в ГМП России стал осуществляться новый инструмент, целью которого было содействие участию молодежи в социальных изменениях страны. Инструментом стали гранты на осуществление молодежных проектов, которые показали свою действенность в процессе приобщения молодежи в социальное развитие. Сегодня подобные гранты закладываются в федеральный и региональные бюджеты ежегодно.
Изменения ГМП в РФ после распада СССР осуществлялось по трем ключевым направлениям – в рамках:
- создания нормативно-правовой базы;
- реформы государственных органов, ответственных за ее осуществление;
- изменений в содержании и инструментарии, которые теперь направлены на приобщение молодежи в деятельность по развитию социума.
Гражданское общество часто рассматривается как «третий сектор», действующий независимо от двух секторов общества — государства и рынка, но в то же время играющий роль посредника между ними. Этот «третий сектор» должен состоять из организаций, которые имеют формальную структуру и независимое управление (неправительственные), платят налоги и обеспечивают работой значительную часть населения, но при этом носят некоммерческий характер. В соответствии с таким определением эти организации принимают различные правовые формы: политические партии, профсоюзы, церкви, а также многочисленные другие организации, включая ассоциации, фонды, организации работодателей, профессионалов и т. д.
Гражданское общество в современных теориях часто дополняется представлениями о том, что для человека естественно взаимодействие с другими индивидами из соображений личной заинтересованности. Однако этот механизм необычен тем, что реализация приоритетов личности (и сходство теории с гегелевской концепцией) не может быть реализована без общения с другими акторами.
Российская модель гражданского общества имеет множество интерпретаций. После распада СССР на смену пришла социалистическая модель общения: страна за относительно короткий срок сменила свои различные социальные формации.
Сегодня российская государственная молодежная политика направлена больше на построение вертикали власти, чем на создание условий для развития молодежи. Приведены критерии оценки эффективности действий государства по реализации молодежной политики:
1) нормативно-правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики на региональном уровне;
2) документальное обеспечение реализации государственной молодежной политики на всех уровнях;
3) содержание целей и мероприятий основных направлений государственной молодежной политики;
4) уровень материально-технического обеспечения учреждений, реализующих государственную молодежную политику;
5) эффективность деятельности органов власти по реализации молодежной политики;
6) деловые и личные качества руководителей и специалистов в сфере государственной молодежной политики.
Объектом критики являются социальные аспекты государственной молодежной политики и политические вызовы ее реализации. Именно отсутствие последовательной и системной государственной молодежной политики в Российской Федерации становится одной из причин радикализации деятельности различных политических сил, стремящихся использовать потенциал молодежи в интересах дестабилизации обстановки в стране, делегитимации существующего политического режима и последующего овладения политической властью. Опыт реализации национальной молодежной политики государства часто удачно соотносится с категорией симулякра.
Эффективность государственной молодежной политики можно определить как соотношение ожидаемого воздействия в политике, экономике, управлении, социальных процессах с ресурсами, затраченными на ее разработку и реализацию, а также непредвиденной, латентной дисфункции, проявившейся в последствия его реализации.
Ведомственный характер российской государственной молодежной политики проявляется в том, что с точки зрения институциональных субъектов государственной молодежной политики молодежь не представляет собой категорию, обладающую набором универсальных молодежных ролевых и статусных характеристик, а делится на группы c разными статусными позициями и ролями.
Практически все виды внутренней политики государства и ряд направлений внешней политики России имеют свою молодежную составляющую, наиболее ярко выраженную в социальной, экономической, образовательной, демографической, национальной политике, имеющей ярко выраженную этническую и региональную специфику в плане Российской Федерации.
В качестве индикатора государственной молодежной политики сегодня предлагается использовать комплексную и достаточно сложную систему индикаторов. На наш взгляд, это может помочь создать наиболее полную картину эффективности государственной молодежной политики, а также возможностей для дополнений и административных нарушений. Кроме того, это приведет к существенному отвлечению кадровых ресурсов от непосредственной работы по решению задач государственной молодежной политики.
Проанализировав доклад о положении дел молодежи в Пермском крае, были выделены следующие проблемы:
- недостаточность сопровождения молодых ученых;
- отсутствие конвертации достижений в профессиональную деятельность;
- отсутствие структурированного направления в систему социальных лифтов;
- недостаточная включенность молодежи;
- низкий уровень развитости информационной среды;
- низкий уровень вовлеченности семей в патриотическое воспитание детей и пр.
Кроме того, в структуре муниципальных органов власти Пермского края за редким исключением отсутствуют отдельно выделенные подразделения, ответственные за реализацию государственной молодежной политики.
1. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". https://www.dokipedia.ru/document/5177989
3. Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-I «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР».
4. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ».
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.03.2011 № 4987-5 ГД «О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об Общественной молодёжной палате при Государственной Думе Федерального Собрания РФ»».
6. Постановление правительства РФ от 18.06.1997 № 746 «О федеральной целевой программе «Молодёжь России (1998—2000 гг.)».
7. Постановление правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001—2005 гг.)»» (с изм. на 6.09.2004).
8. Распоряжение правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года».
9. Распоряжение Президента РФ от 24.06.1993 № 459-рп «О праздновании Дня молодёжи».
10. Стратегии государственной молодёжной политики до 2016 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/902020299
11. Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодёжь России».
12. Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» (ред. от 12.04.1999 № 456).
13. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/
14. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Источники:
15. Адорно Т. Негативная диалектика : Пер. с нем. — М.: Академический проект, 2011. — 538 с.
16. Антонова С.В. Гражданское общество в России: вчера и сегодня // Гражданское общество: первые шаги / Под ред. А.Ю. Сунгурова. – СПб., 1999. – С. 33.
17. Афонина, В. Н. Государственная молодежная политика в современной России : Взаимодействие институтов государства и гражданского общества : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2002. - 180 с.
18. Белова М.С., Агамов Т.Х. Участие молодежи в современном политическом процессе // Молодежь и политика в условиях глобальной информатизации. III Международный молодежный научный форум. 2013. С. 10-14.
19. Беляев А. А. Провинциальные комсомольские организации в послевоенных условиях: особенности деятельности в духовной сфере : на материалах Тамбовской области 1945-1954 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Беляев Артем Александрович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2010. - 293 с.
20. Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы молодежи. М.: Знание, 1982. С. 40.
21. Богданов С.В. Молодежь и неформальная экономическая деятельность в СССР // Социология. 2012. № 1. С. 72-80.
22. Бондаренко, Е.О. Значение гражданского общества в современном государстве / Е.О. Бондаренко // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-2 (123). С. 175-177.
23. Бояринова, И. В. Управление кадровым обеспечением государственной молодежной политики в регионе : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Бояринова Ирина Владимировна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т]. - Белгород, 2008. - 19 с.
24. Брагина Е. А. Политическая социализация российской молодежи как объект государственной молодежной политики // KANT: Social science & Humanities. 2020. №1(3). С. 74-81.
25. Бронников, И.А. Метаморфозы гражданского общества / И.А. Бронников // PolitBook. 2019. №2. – С. 75-79
26. Бухнер А. А. Участие молодежи в становлении гражданского общества как теоретическая проблема // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. 2015. №4 (34). С. 111-115.
27. Власов С.А., Пешков Д.А. Комсомол – организатор движения студенческих стройотрядов на Дальнем Востоке в 1960-1980-Е гг. // Молодежные движения и организации XX века (к столетию образования ВЛКСМ). Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием. редколлегия: О.М. Коморникова, С.А. Парфенова, Н.Ф. Чипинова ; Шадринский государственный педагогический университет. 2018. С. 24-28.
28. Гайнутдинова Л. А. Современные подходы к анализу гражданского общества / Политическая экспертиза: Политэкс // Л. А. Гайнутдинова. – 2009. – № 4. – С. 152-160
29. Гайтян К.Л., Санников Г.Г. Формы политического участия современной молодежи России // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". 2019. № S4. С. 331-341; Мирясова О.А.
30. Галимова, Л. Р. Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства / Л.Р. Галимова // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 4-7.
31. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Детские оздоровительные лагеря в России: от истоков к современности // Образование и наука в современных условиях. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Департамент образования города Москвы; ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств, Кафедра вокала и хорового дирижирования; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 25-29.
32. Гегель Г. В. Ф. Философия права : [Пер. с нем.] / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; [Авт. вступ. ст., с. 3-43, и примеч. В. С. Нерсесянц]; АН СССР, Ин-т философии. - Москва : Мысль, 1990. – 524 с.
33. Гончаров В.Э. Гражданское общество как идеологема // Гражданское общество: первые шаги / Под ред. А.Ю. Сунгу- рова. – СПб., 1999. – С. 43.
34. Городнина О.С., Волкова Е.В. Политическое участие молодежи как условие формирования гражданского общества в современной России // Актуальные проблемы современного общества. сборник научных статей по материалам Всероссийской (национальной) научной конференции. Орел, 2019. С. 102-108.
35. Досакаев А.Б., Доронкина Е.А. Формы и методы политической социализации молодежи: пути повышения электоральной активности современной российской молодежи // Вопросы государства и права. сборник научных статей. Краснодар, 2018. С. 110-115.
36. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1996.
37. Евстафьев В. Сетевые информационно-коммуникационные технологии как ресурс активизации политического участия молодежи // Государства Центральной и Восточной Европы в исторической перспективе: сборник научных статей по материалам третьей международной научной конференции. 2018. С. 351-356.
38. Ежов С. П. Введение в социологию: Учебное пособие / С. П. Ежов, О. В. Халлисте. СПб.: СПбГТИ, 2015. 247 с. С. 78.
39. Жан Бодрийяр. Симулякры и симуляция Тула, 2013. С. 204.
40. Желтов, В. В. Сравнительная политология: теоретико-методологические истоки, институционализация : учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 202 с.
41. Зеленин, А. А. Молодежная политика Российской Федерации: инновационные технологии обеспечения и механизмы реализации / А. А. Зеленин. - Москва : Российские ун-ты ; Кемерово : АСТШ ; 2008. - 332
42. Ильинский И.М. Государственная молодежная политика в СССР. Москва, 2017.
43. Ильинский И. М. Еще раз об истории разработки теоретических и правовых основ государственной молодежной политики в СССР, подготовке и принятии «Закона о молодежи» // Знание. Понимание. Умение. 2016. https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/344/0
44. Карнаушенко Л.В. Государственная молодежная политика как инструмент противодействия тенденции деформации правосознания российской молодежи / Л.В. Карнаушенко // Общество и право. - 2015. - № 1 (51). С. 20-24. С. 23.
45. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с. C. 85.
46. Коряковцева О. А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России : автореферат дис. ... доктора политических наук : 23.00.02 / Коряковцева Ольга Алексеевна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова]. - Ярославль, 2010. - 47 с.
47. Косаренко, Н.Н., Филипенкова, О.Г. Социальное государство как феномен современного общества / Н.Н. Косаренко, О.Г. Филипенкова // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 4 (43). С. 40-44.
48. Кострова А.А. Государственная молодежная политика: процесс формирования и реализации в современной России : : диссертация кандидата социологических наук : 23.00.02. М., 2018. С. 205-206.
49. Крамаренко Ю.С. Актуальные проблемы политического участия молодежи // Альманах мировой науки. 2016. № 5-3 (8). С. 16-18.
50. Кудрявцев, Е. А. Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации / Е. А. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69454/
51. Кузьмичева, Д. А. Молодежная политика современной России в условиях реформирования политической системы (региональный аспект) : на примере Ивановской, Костромской и Ярославской областей : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Кузьмичева Дина Андреевна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова]. - Ярославль, 2007. - 22 с.
52. Лаврикова А.А. Политическое участие молодежи в условиях неопределенности: тенденции и перспективы развития // Управление устойчивым развитием. 2021. № 2 (33). С. 63-68.
53. Ларина, Е.А. Гражданское общество и правовое государство: теоретический дискурс / Е.А. Ларина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. № 2 (19). С. 30-34.
54. Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. – М.: Мысль, 1990. – 216 с. С. 48.
55. Любашиц, В.Я., Мамычев, А.Ю. Социокультурные и экономические аспекты отношений между государством и обществом в модернизирующейся России / А.Я. Любашиц, А.Ю. Мамычев // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 5. № 3 (16). С. 228-232.
56. Мангейм К. Диагноз нашего времени // Хрестоматия по социологии / Сост. Аверьянов К. М. М., 2009. С. 119.
57. Маркс К. К критике политической экономии [Текст] / С вступ. статьей Д. Рязанова. - 4-е изд. - Москва ; Ленинград : Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. - 352 с.
58. Маяцкий, Д. А. Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной молодежной политики : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Маяцкий Дмитрий Анатольевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2007. - 26 с.
59. Маяцкий, Д. А. Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной молодежной политики : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01. - Москва, 2007. - 187 с.
60. Мерсиянова И.В. Определение понятия "гражданское общество": опыт систематизации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 2-6.
61. Молодежная политика России на современном этапе / Доклад. М., 2021. С. 137.
62. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала: доклад Федерального агентства по делам молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://vmo.rgub.ru/files/report-937-2.pdf
63. Некрылов С.С. Формы участия молодежи в российском политическом процессе // Современные технологии государственного управления: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. 2015. С. 120-121.
64. Орлов И.Б. Бюро международного молодежного туризма "Спутник": между "Сциллой идеологии" и "Харибдой прибыли" // Проблемы российской истории. 2010. № 1 (10). С. 142-154.
65. Официальный сайт Ассоциации молодёжных правительств России.
66. Официальный сайт Всероссийского молодёжного парламентского движения России.
67. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Thesis, 1993, вып. 2. С. 94-122.
68. Погребняк, П.П. Общество и государство: становление отношений / П.П. Погребняк // Достижения вузовской науки. 2019. № 25-1. С. 17-22.
69. Политическая социализация молодежи в процессе участия в протестных движениях // Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии. доклады участников XVII международного симпозиума. 2011. С. 140-151.
70. Попова Е.В., Варламов А.В. Гражданское общество как основа новой модели управления российской экономики // Транспортное дело России. 2008. № 6. С. 46-48.
71. Президент передал 832 подписи против их набора выпускниками // Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» - Режим доступа: http://www.yabloko.ru/regnews/Moscow/2011/05/18.
72. Пфетцер С.А. Политическое участие молодежи российской провинции: структурно-содержательные характеристики и ценностные детерминанты: автореферат дис. ... кандидата политических наук / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2013.
73. Резолюция XXVIII съезда КПСС "О молодежной политике КПСС". № 03198. 10.07.1990 г. http://union.sakhalin-museums.ru/entity/OBJECT/128258
74. Рожнов О.А. доклад об итогах работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2021 г. и задачах на 2012 г. в сфере молодежной политики // Министерство спортивного туризма и молодежной политики
75. Сидоренко, Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / Г.И. Сидоренко // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 749-753.
76. Степанов А. А. «Молодая гвардия Единой России» в общественно-политической жизни РФ 2000–2013 годов // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №78. С. 91-111.
77. Социальная энциклопедия. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2000. 438 с.
78. Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-курс. 1998.П. 430
79. Социология молодежи : энциклопедический словарь / [сост. Ю. А. Зубок и др.]. - Москва : Academia, 2008. - 606 с.
80. Страдзе, А. Э. Трансформация государственной молодежной политики в современной России : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Страдзе Александр Эдуардович; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т]. - Саратов, 2008. - 18 с.
81. Суркова И.Ю., Щебланова В.В., Логинова Л.В. Гражданский активизм молодежи Саратовской области: социально-политическая включенность и потенциал участия // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 90-100.
82. Ткаченко В.В. Роль комсомола в воспитании молодежи (1980-е годы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-2 (74). С. 176-178.
83. Тюков Н.А., Шаповалов В.Л. Формы участия российской молодежи в политических и электоральных процессах // Избирательное законодательство и практика. 2022. № 1. С. 18-22.
84. Умурзакова, Н. М. Гражданское общество как социально-правовое пространство/ Н.М. Умурзакова // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 380-382.
85. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ.—М.: ACT: ACT. М., 2006.—571 с. С. 127.
86. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Пер. с нем. Л.В. Воропай. Общая редакция и вступительная статья О.В. Кильдюшов. Примечания, именной и предметный указатели Т.А. Дмитриев. — М.: Праксис, 2010. — 264 стр. С. 39.
87. Хлебтунов И.А. Формы политического участия современной молодежи: традиции и инновации // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. 2019. № 12. С. 104-108.
88. Хорошева А.В. Песню дружбы запевает молодежь. Фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 г. // Живая история. 2016. № 5. С. 32-37.
89. Хохлова О.М. Политическое участие молодежи в условиях модернизации современной России // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2013. Т. 2. С. 526-529.
90. Цюник Д.А. Политическое участие молодежи в протестных движениях: белорусская практика // Молодежь и политика в условиях глобальной информатизации. III Международный молодежный научный форум. 2013. С. 35-39.
91. Чекмарев, Э. В. Роль молодежи в политической модернизации постсоветской России : диссертация ... доктора политических наук : 23.00.02 / Чекмарев Эдуард Владимирович; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2009. - 427 с.
92. Чекушов, Р. А. Сравнительный анализ теорий гражданского общества в политико -правовой мысли Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса/Р. А. Чекушов//Казанская наука. -2020. -№ 8. -С. 564 -568.
93. Шафаренко Ю.Н. Определение гражданского общества: история понятия // Студенческий. 2019. № 41-6 (85). С. 78-81.
94. Черкасова, Т. В. Управление конфликтами молодежи как социальная проблема : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.08. - Москва, 2004. - 357 с.
95. Чирун, С. Н. Молодежная политика в современном российском обществе : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 23.00.02 / Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, 2001. - 25 с.
96. Шмагельский А.А. Студенческая молодёжь в условиях реформирования современного российского общества: дис. … канд. ист. наук. Кострома, 2011. 205 с.
97. Щеголев С.Д., Исаев А.В. Молодежный парламентаризм как форма политического участия молодежи: зарубежные практики // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 6. С. 32-47.
98. Щербина, О. С. Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Карачаево-Черкес. гос. технол. ин-т. - Черкесск, 2006. - 21 с.
99. Якушева И.П. Современные молодежные движения как фактор интенсификации политического сознания в российском обществе : диссертация кандидата политических наук. М., 2017. С. 139.
100. Amnå, E., Ekman J. Standby Citizens. Diverse Faces of Political Passivity // European Political Science Review, 2014, №6(2), рр. 261-281.
101. Council of Europe Youth policy. https://www.coe.int/en/web/youth/council-of-europe-youth-policy
102. EU Youth Strategy. https://youth.europa.eu/strategy_en
103. EU-CE Youth Partnership. https://pjp-eu.coe.int/en/web/youth-partnership
104. European Social Survey. https://www.europeansocialsurvey.org/
105. European Solidarity Corps. https://youth.europa.eu/solidarity_en
106. Fox, S. Apathy, Alienation and Young People: The Political Engagement of British Millennials. PhD thesis. University of Nottingham, 2015. P. 4.
107. Gallup International 2017. http://www.gallup-international.com/home
108. Grasso, M. T. Generations, Political Participation and Social Change in Western Europe. London: Routledge, 2016.
109. Grimm, R., Pilkington H. ‘Loud and Proud’: Youth and the Politics of Silencing’ // The
110. Henn, M., Foard N. Social Differentiation in Young People’s Political Participation: The Impact of Social and Educational Factors on Youth Political Engagement in Britain // Journal of Youth Studies. 2014. №17(3), рр. 360-380.
111. Karp, J. A., Milazzo C. Democratic Scepticism and Political Participation in Europe // Journal of Elections, Public Opinion and Parties. 2015. №25(1), рр. 97-110.
112. Kaldor, M., Selchow S. The 'bubbling up' of subterranean politics in Europe // Journal of civil society. 2013. №9(1), рр. 78-99.
113. Osipova M.R. Genesis of the civil society concept in T. Hobbes, J. Locke, A. Smith and G. Hegel works // International Scientific Review of The Problems And Prospects of Modern Science and Education. XLII International Scientific and Practical Conference. 2018. С. 130-133.
114. Ormston, R., Curtice J. British Social Attitudes: The 32nd Report. London: NatCen Social Research, 2015.
115. Papadopoulos, Y. Democracy in Crisis? Politics, Governance and Policy. London: Palgrave, 2013.
116. Scottish Independent Data Map. https://vis.oobrien.com/indyref/
117. Sloam, J. ‘The outraged young”: young Europeans, civic engagement and the new media in a time of crisis // Information, Communication & Society. 2014. №17(2), рр. 217-231.
118. Sloam, J. ‘Voice and Equality’: Young People’s Politics in the European Union // West European Politics. 2013. №36(3), рр. 1-23.
119. Sociological Review. 2015. №63 (S2), рр. 206-230.
120. Sweden. Existence of a National Youth Strategy // European Commission. https://national-policies.eacea.ec.europa.eu/youthwiki/chapters/sweden/13-national-youth-strategy
121. Tatalovic, M. 2015. Think Young People Aren’t Interested in Politics? You’ll be Surprised. http://horizon-magazine.eu/article/think-young-people-aren-t-interested-politics-you-ll-be-surprised_en.html.
122. Williamson H. Supporting Young People (Volume 3): looking to the future, Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2017
123. Youthwiki: Europe encyclopedia of National Youth Policies. https://national-policies.eacea.ec.europa.eu/youthwiki
124. 25-летняя Хроника основных событий реализации государственной молодежной политики (СССР-РФ). URL: http://komsomol-100.clan.su/news/25_letnjaja_khronika_osnovnykh_sobytij_realizacii_gosudarstvennoj_molodezhnoj_politiki_sssr_rf/2010-07-21-543