Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Работа №128439

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Социальное пространство 6
1.1. Понятие социального пространства и теории его формирования 6
1.2. Структура социального пространства в городе 17
1.3. Специфика социального пространства для семей с детьми 24
Глава II. Особенности социального пространства Санкт-Петербурга 36
2.1. Характеристика социального пространства Санкт-Петербурга 36
2.2. Опыт исследования городского пространства Санкт-Петербурга российскими учеными 43
Глава Ш. Оценка современного социального пространства Санкт-Петербурга 51
3.1. Программа прикладного исследования 51
3.2. Результаты исследования 54
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 72

На современном этапе развития общества жизнь человека все больше оказывается связана с городом. Именно города отражают те социальные процессы и проблемы, которые сближают или отличают различные национальные и социальные системы. В социальном пространстве города сталкиваются интересы разных групп населения, что нередко приводит к повышению уровня социальной напряженности и конфликтам. Предупреждение и разрешение этих конфликтов — это серьезная практическая задача, с которой сталкивается администрация любого города, и ее решение должно базироваться на солидной исследовательской базе, отражающей состояние и динамику социальных отношений в пространстве современного города. Таким образом исследования социального пространства современных городов становятся все более востребованными.
Обращение к проблеме доброжелательного к детям социального пространства актуализируется задачами макро- и микросоциальных уровней. На макросоциальном уровне - уровне государства - дискутируется вопрос сохранения и воспроизводства социально-экономического потенциала страны. В связи с этим, многие государственные программы (в сфере социального развития, семейной политики и демографии) направлены на поддержание рождаемости, увеличение количества детей в семье, профилактику социального сиротства, сохранение детского здоровья. период детства рассматривается как проводник социально-культурных ценностей и норм, поэтому другая группа государственных мер ориентирована на образование, духовно-нравственное развитие детей, их подготовку к включению в социальный мир взрослых. A на микросоциальном уровне- уровне семей с детьми - циркулируют родительские страхи по поводу безопасности детей, возникают сложности с организацией свободного времени детей, организацией детских городских пространств.
В городской среде как среде повседневности детства происходит слияние факторов внешнего и внутреннего неравенства детства. Сокращение детских зон и зон отдыха детей с родителями за счет разрастания и беспорядочного строительства городов; «неслышимость и невидимость» потребностей детства в объектах городской инфраструктуры, резервация детства (вытеснение его из пространства взрослых в детские институции) стали свидетельствами наступления взрослого мира на детство. Также городская среда воспринимается как средоточие угроз и опасностей детства, а не источник знаний и детских открытий.
Именно поэтому необходимо проводить исследования, посвященные изучению социального пространства, чтобы в дальнейшем создать такую среду, в которой все члены общества были удовлетворены ее качеством.
Цель данной работы- изучить особенности социального пространства для жизни с детьми в Санкт-Петербурге.
Исходя из данной цели можно выявить следующие задачи работы:
1. Провести анализ социологических интерпретаций понятия «социальное пространство».
2. Изучить специфику социального пространства современного общества и его структур.
3. Изучить мнение семей с детьми о социальном пространстве в Санкт- петербурге.
4. Сравнить социальное пространство в разных районах Санкт- Петербурга.
Объект исследования- социальное пространство Санкт-Петербурга
Предмет исследования- процесс формирования дружелюбного социального пространства для семей с детьми в Санкт-Петербурге.
Используемые в работе методы: анализ научной литературы, обобщение, описание, анкетирование.
Эмпирической базой исследования стали: интернет-ресурсы «Яндекс.Район», группы районов Санкт-Петербурга ВКонтакте, а также тематический группы жителей Санкт-Петербурга для родителей,например, «Дети в Питере.Мамы в СПБ/Мамочки в Петербурге» ВКонтакте. Было проведено интернет-анкетирование, его респондентами стали 150 человек от 18 до 70 лет, проживающие в Санкт-Петербурге в семье с ребенком/детьми.
Выработаны следующие гипотезы:
Гипотеза 1: Социальное пространство Санкт-Петербурга неоднородно и напрямую коррелирует с отдаленностью района от центра города.
Гипотеза 2: Жители Санкт-Петербурга считают Центральный район наилучшим для проживания, так как там лучше всего развиты такие характеристики социального пространства города, как развитость транспортных коммуникаций, близость к культурно-историческому наследию, обеспеченность учреждениями детского образования.
Реализация указанной цели и задач обусловила следующую структуру и логику работы.
Представленная работа состоит из 3 частей: 1 глава посвящена рассмотрению теоретических основ понятия «социальное пространство», 2 глава- изучению уже имеющегося опыта исследования социального пространства Санкт-Петербурга, 3 глава содержит эмпирическое исследование, его результаты и выводы по проделанной работе.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы периодические издания, монографии, статистические данные, а также результаты эмпирического исследования, проведенного в форме интернет-опроса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальное пространство- это пространство, конституируемое ансамблем подпространств или полей (экономических, интеллектуальных и др.), в котором распределяются различные виды благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически — как тела, привязанные к постоянному месту: закрепленное место жительства или главное место обитания- и обладающих возможностями присвоения этих благ и услуг, в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ.
Социальное пространство- это сложный феномен, структуру которого нельзя определить однозначно. В нашей работе мы выяснили, что в социальном пространстве города можно рассматривать зоны взаимодействия акторов (людей, групп людей), которые включают в себя следующие элементы: места, пути, районы, материальные объекты, узлы, которые могут существовать в рамках различных полей: экономического, культурного, политического, информационного.
Спецификой социального пространства для семей с детьми является его сегментированность на зоны - дом, «смысловые места» (места развлечений и общения со сверстниками - двор, детская площадка, учреждения образования), «функциональные места» (учреждения социально-бытового назначения - магазины, торговые центры). На основе критериев безопасности, комфортности и направленности на развитие сконструированы два крайних типа пространств для детей в Санкт-Петербурге - «хороший» и «плохой» локалы.
Санкт-Петербург является мегаполисом, поэтому социальное пространство в нем не может быть однородно. В нашем исследовании мы выяснили, что семьи с детьми в большинстве своем оценивают социальное пространство их районов положительно, однако отмечают минусы, связанные с безопасностью района, его транспортной доступностью, наличием должного количества учреждений образовательной, спортивной и культурной сферы, нехваткой «детских зон», в первую очередь, качественных детских площадок на придомовых территориях, а также отсутствием зеленых зон и торгово-развлекательных центров для проведения досуга семей.
На основании проделанного нами исследования были подтверждены все выдвинутые гипотезы. Первая гипотеза: социальное пространство Санкт- Петербурга неоднородно и напрямую коррелирует с отдаленностью района от центра города. Мы выяснили, что Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Московский районы чаще имели наивысшие рейтинги рейтинги по различным показателям, в то время как Красносельскому, Приморскому, Кронштадтскому, Красногвардейскому, Колпинскому, Петродворцовому, Невскому жители этих районов выставляли низкие оценки. Гипотеза вторая: жители Санкт-Петербурга считают Центральный район наилучшим для проживания, так как там лучше всего так как там лучше всего развиты такие характеристики социального пространства города, как развитость транспортных коммуникаций, близость к культурно-историческому наследию, обеспеченность учреждениями детского образования. По окончанию проведения исследования гипотеза была подтверждена тем, что Центральный район имел высокие оценки по данным пунктам, получил наивысший балл среди всех районов по комфортности его среды, а также стал самым желанным районом для переезда среди респондентов.
Таким образом, цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
В завершении хотелось бы дать рекомендации для создания дружелюбного детям социального пространства в Санкт-Петербурге. Важным элементом такого пространства является возможность детей передвигаться по району самим, без взрослых, главное препятствие для независимой мобильности-автомобили. Необходимо улучшение и развитие прогулочной среды с помощью а) лежачих полицейских и других препятствий, которые повышают внимательность водителей, б)применения метода успокоения движения-тормозящие изгибы дороги, тупиковые улицы, которые нельзя использовать для объезда. Также дружелюбное детям социальное пространство означает дружелюбное семьям, поэтому нужно учитывать, что занятия семьи должны сочетаться в пространстве района. Для этого можно создать составные маршруты, чтобы ребенок мог самостоятельно играть, ходить на учебу, а взрослому в это время не надо было отвозить его в середине рабочего дня в другую часть города. Необходимо, чтобы школа, сад, бассейн, детские площадки, спортивные и образовательные секции, кружки располагались неподалеку друг от друга и имели безопасные удобные маршруты между ними. Еще одним важным аспектом является свободная игра, то есть создание мест в пространстве, где ребенок может спокойно играть и общаться со сверстниками, поэтому необходимо внимательно подходить к вопросу организации придомовых территорий и детских площадок. Следует создавать детские игровые территории, которые бы содержали детские площадки для детей разных возрастов и способностей, при этом учитывая, что они должны быть еще безопасными- без острых углов, травмоопасных лестниц и т.д. , а также свободную озелененную территорию рядом, где дети сами могут организовать свой досуг. Развитие 3 этих аспектов помогут создать дружелюбное социальное пространство для семей с детьми.


1. Паспорт национального проекта "Жилье и городская среда" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)).
2. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
3. Авдеев Ю.В. Социальное пространство спортивной инфраструктуры современного мегаполиса: опыт социологического анализа/Казанский педагогический журнал, 2015, с.1
4. Барковская А.Ю. Социологическая интерпретация категории «социальное пространство». Вестник Волгоградского государственного университета. Философия, социология и социальные технологии. Серия 7. Выпуск № 1. 2013
5. Бартоломью Х. Использование территории в американских городах. 1959
6. Бесчасная А.А.Паттерны урбанистического детства/ Журнал Общество: социология, психология, педагогика. 2016, с.1
7. Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр. Н.А. Шматко / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ - М.: Зоею-Бодоз, 1993.
8. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ - М.: Зоею-Бодоз, 1993.
9. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ - М.: Зоею-Бодоз, 1993.
10. Бурдье П. Социология социального пространства. / Пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М. : Институт экспериментальной социологии ;СПб. : Алетейя, 2007, с.54
11. Бурдье П. Социология социального пространства. пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко.М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.
12. Бурдье П. Физическое и социальное пространства. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб Алтейя, 2007. С. 49-51.
13. Бурдье П. Физическое и социальное пространства. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб Алтейя, 2007. С. 58-64
14. Вебер М. Город. Избранное. Образ общества. М.: Юристъ, 1994. 704 с
15. Виноградова Н.Л. Социальное пространство как пространство диалогического взаимодействия. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.2006
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ