Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности исследования фейковых новостей 6
1.1 Феномен эпохи постправды в медиапространстве 6
1.2 Политические исследования фейковых новостей 15
Глава 2. Методы регулирования фейковых новостей 28
2.1 Нормативно-правовые методы ограничения применения фейковых новостей 28
2.2 Неформальные методы контроля применения фейковых новостей 45
Глава 3. Проблема фактчекинга в контексте регулирования фейковых новостей в РФ и США 58
3.1 Особенности политического дискурса в России и США 58
3.2 Особенности функционирования ресурсов фактчекинга в России и США 64
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение 101
Актуальность темы данной работы состоит в том, что на данный момент, несмотря на широкий спектр мер по противодействию фейковым новостям, единого подхода к борьбе с данным феноменом не сложилось. Многие государства, а также технологические компании разрабатывают меры регулирования фейковых новостей, ставшим одной из проблем медиасреды в последние несколько лет. Наличие большого количества методов ограничения распространения, нивелирования влияния и наказания за создание регулирует лишь единичные аспекты проблемы; нельзя сказать о их функционировании как о единой системе.
С момента президентских выборов в США 2016 года фейковые новости стали одним из наиболее обсуждаемых в обществе и исследуемых в русле таких наук, как социология, политология, филология феноменом. На протяжении последних 5 лет отношение к этому явлению как в общественности, так и в научных и профессиональных кругах изменялось от крайне до умеренно негативного. Главным заключением, сделанным в ходе изучения фабрикаций, стало утверждение необходимости противодейтсвия их распространению в медиасреде. Подобный импульс исходил из Соединенных Штатов, где процедура проведения президентских выборов не оставила у граждан сомнений в необходимости создания законодательных и иных мер по борьбе с фейками. Вслед за США, многие страны на национальном уровне, а также международные организации на глобальном уровне стали принимать меры по борьбе с фейковыми новостями.
Новизна тематики работы заключается в изучении особенностей функционирования правовых методов регулирования, а также в рассмотрении проблематики использования такого метода, как фактчекинг.
Теоретическую основу для данной работы составляют положения и выводы, представленные в трудах таких отечественных специалистов, как Н.А. Баранов, Л.А. Брусенская, Р.Б. Головкин, Н.А. Голованова, О.Е. Головацкая, Д.А. Жук, В.С. Клементьева, Д.А. Клинкова, В.В. Ларченков, Т.А. Ленкова, Н.А. Маркова, А.В. Манойло, Т.А. Осипова, А.П. Суходолов, О.Г. Филатова, К.М. Шилихина, А.Д. Щербаков. Кроме того, использовались также и исследования иностранных специалистов: А. Адорфера, Х. Аллкота, А. Бовет, М. Булгера, А. Влахоша, Ф. Далая, Н. Конроя, Р. Кииса, С. МакГрю, Т. Павлеска, Н. Ручански, К. Фу, А. Шуйлера, С. Янга.
Нормативной базой для данной работы стали законодательные акты, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, регулирующие информационную среду и фейковые новости. Кроме того, для рассмотрения судебной и правоприменительной практики в других странах были рассмотрены законы Германии, Франции, Великобритании, Малайзии, Сингапура, Филиппин, Китая.
Объектом исследования являются феномен фейковых новостей.
Предметом исследования - системы регулирования фейковых новостей в США и России.
Целью данной работы является выявление особенностей национальных систем регулирования фейковых новостей в США и России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить, какие виды фейковых новостей функционируют в политической среде, обращаясь к уже существующим исследованиям;
2. проанализировать уже существующие методы регулирования фейковых новостей, в том числе законы отдельных государств, применение искусственного интеллекта, баз данных, фильтров в социальных сетях и пр. и обратиться к уже проведенным исследованиям для оценки их эффективности;
3. проанализировать, какие фейковые новости являются типичными для России и Соединенных Штатов Америки;
4. проанализировать особенности функционирования ресурсов фактчекинга, опираясь на написанные по данной тематике работы и наблюдение за работой русско- и англоязычных ресурсов факчекинга.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, и список литературы. Первая глава посвящена теоретико-методологическим особенностям исследования фейковых новостей. Вторая глава посвящена обзору законодательства в сфере регулирования фейковых новостей, а также негосударственных методов борьбы с фейковыми новостями. Третья глава посвящена рассмотрению особенностей дискурса фейковых новостей в России и США и проблематике использования фактчекинговых ресурсов в регулировании характерных для дискурса фейковых новостей России и США фейков.
В заключении данной работы, можно сделать ряд выводов. В первой главе показано положение феномена фейковых новостей в медиасреде и в науке. С 2016 года феномен актуализировался благодаря постоянному использованию термина «fake news» в политике, а также благодаря вниманию научного сообщества к такому явлению как постправда. В течении следующих 4 лет взгляды на феномен фейковых новостей как среди исследователей, так и среди общественности менялись. В 2016-2017 году фейковые новости приковывали к себе внимание благодаря своей новизне; и несмотря на то, фейковые новости уже на тот момент воспринимались как метод манипулирования общественным мнением, отношение к нему было скорее нейтрально-нейтральным. Отношение к феномену меняется в период 2017-2018 года: фейковые новости начинают восприниматься как абсолютно негативное явление. Общественность порицает использование фейковых новостей для манипулирования мнением, а политики призывают бороться с данным явлением. К таким же выводам приходят и исследователи различных областей: изучение различных методов противодействия фейковым новостям становится приоритетной темой для специалистов по данному вопросу. И лишь в период 2019-2020 годов негативные настроение по отношению к данному явлению идут на спад, а исследователи начинают рассматривать фейковые новости с новых точек зрения: например, как метод агрегации общественных интересов.
Вторая глава дает описание уже сформировавшихся методов противодействия фейковым новостям. В параграфе 2.1 описаны законодательные меры, принятые в ряде стран для борьбы с фейковыми новостями как в целом, так и в сфере политики в частности. Параграф 2.2 дает описание существующих негосударственных мер по борьбе с фейковыми новостями: искусственный интеллект, алгоритмы и фильтры в социальных сетях, базы фактчекинга и пр.
Третья глава обращается к исследованию особенностей дискурса фейковых новостей в России и США, а также к проблематике использования факчекинга, как одного из методов регулирования фейковых новостей. Исследование, представленное в параграфе 3.2 показало, что для России характерны фейковые новости, касающиеся внешней политики и репутации России в мировом сообществе. Основными каналами распространения фейковых новостей являются телевидение и печатные издания. Для американского дискурса более характерны фейковые новости, поддерживающие конкуренцию между Демократической и Республиканской партиями. Основными каналами распространения являются речи политиков и социальные сети. В тоже время, исследование позволило выделить слабые стороны факчекинга, а именно необъективность и непоследовательность в отборе фейковых новостей, проходящих процедуру проверки. Данное объясняется с точки зрения политики ресурсов: повышенное внимание к определенного рода фейковым новостям или каналам их возникновения и наличие определенной точки зрения на те или иные политические процессы, которые обуславливают оценивание сообщений в том или ином ключе. Подобная необъективность является продуктом использования факчекинговых ресурсов в качестве инструмента политической борьбы.
Нормативно-правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, в редакции от 10.04.2020. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 1.- Ст. 9; 2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. от 12.04.2020). №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - Ст. 128.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. от 12.04.2020). №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - Ст. 207.
4. Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // СЗ РФ. - 2020. - № 13. - Ст. 32.1; 2015.
5. Федеральный закон от 18.03.2019 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. - 2019. - № 27.
6. Федеральный закон от 01.04.2020 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349082/ (дата обращения: 24.05.2020).
7. Указ Президента РФ от 24.06.2009 N 715 (ред. от 15.07.2015) «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах».
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика // Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2017. - № 524.
Источники на русском языке:
9. Бажалкина Н.С. К проблеме различных подходов к пониманию дискурса в современном языкознании / Н.С. Бажалкина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2017. - №1. - С. 156-160.
10. Баранов, Н.А. Информационные аспекты мягкой силы в контексте постправды / Н.А. Баранов // Политическое пространство и социальное время: правда и ложь в политике и искусстве. - 2019. - С. 26-31.
11. Баранов, Н.А. Мягкая сила в условиях постправды / Н.А. Баранов // Социально-политические исследования. - 2018. - № 1. - С. 20-30.
12. Бебич, Д. Новые проблемы - старые решения? Критический взгляд на доклад экспертной группы высокого уровня Европейской Комиссии о фейковых новостях и онлайн дезинформации / Д. Бебич, М. Воларевич // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2018. - Т. 20. - № 3. - С. 447-460.
13. Берендеев, Н.В. Медиадискурсы и образы стран в условиях политики простправды / Н.В. Берендеев // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2017. - С. 64-76.
14. Бирюков, В. А. Искусственный интеллект: перспективный подход к созданию медиаконтента / В.А. Бирюков, П.Н. Шаронин // Медиаэкономика 21 века. - 2019. - № 1. - С.31-37.
15. Брусенская, Л.А. Фейк как элемент манипулирования общественным сознанием / Л.А. Брусенская, Э.Г. Куликова // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 5. - С. 101-112.
...