Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования феномена «усталости сострадать» как эффекта конструирования социальных проблем СМИ 9
1.1. Специфика конструкцонистского подхода к изучению социальных проблем и особенности их конструирования медиа 9
1.2. Роль СМИ в медиатизированном обществе 14
1.3. Эмоциональные компоненты социальных проблем и феномен «усталости сострадать» 18
Глава 2. Исследование эффекта «усталости сострадать» в современном российском обществе 29
2.1. Программа эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в российском обществе на примере проблемы коронавируса 29
2.2. Результаты эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в российском обществе на примере проблемы коронавируса 37
Заключение 81
Список литературы 85
Приложения 92
Актуальность. Современное общество изобилует различными проблемами, в том числе носящими социальный характер1. Благодаря развитию коммуникационных технологий, которые все в большей степени проникают в жизнь людей, мы узнаем о социальных проблемах из средств массовой информации. Так как на данный момент «современные россияне, особенно городские жители, погружены в насыщенное медиапространство»2 и коммуникационные технологии максимально интегрированы в их жизни, можно говорить о том, что СМИ играют главную роль в конструировании социальных проблем - их интерпретации, продвижении и представлении обществу. Именно информационно-коммуникационные технологии в медиатизированном обществе «определяют логику общественной жизни, опосредуя собой практически все социальные процессы»3, в число которых входят социальные проблемы.
В настоящее время любые социальные процессы «не могут рассматриваться вне поля медиа»4. При этом процесс экспансии медиатизированного мира обусловлен не столько влиянием «традиционных» СМИ (речь идет о периодической печати, радио и телевидении), сколько «новых медиа» (социальных сетей, блогов, мессенджеров...)5. И традиционные, и новые медиа отбирают, представляют и интерпретируют аудитории социальные проблемы, преследуя главную цель - привлечение и удержание внимания зрителя.
Однако, процесс конструирования социальных проблем СМИ включает в себя не только представление и информирование о социальных проблемах, но и формирование эмоций у людей в отношении них. Изначально «социальная проблема предполагает небезразличие (ситуация волнует, беспокоит, тревожит, становится значимой)»6. Это позволяет сделать вывод о том, что эмоции являются логичным компонентом социальных проблем и выступают и их «предпосылкой, и содержанием»7.
Представляя социальную проблему аудитории, СМИ стараются заинтересовать и вовлечь людей в проблемную ситуацию, вызвать определенные чувства (страх, панику, жалость, сострадание) и переживания в отношении нее. Новостные сообщения, вызывающие сильные эмоции, могут способствовать мобилизации населения для принятия каких-либо мер в отношении социальной проблемы - помощь в пожертвовании денег, волонтерстве, создание центров помощи, оказание моральной поддержки жертвам и т.д.
Однако, интерпретация и представление медиа социальных проблем может вызвать обратный эффект, проявляющий не в готовности людей помочь в решении проблемы, а, наоборот, в отсутствии желания что-либо сделать и апатии. Таким эффектом является феномен «усталости сострадать», который был выявлен и доказан около 30 лет назад в США.
Данный эффект описывается как «состояние индивида, проявляющееся в потере чувствительности или в сверхчувствительности»8, эмоциональной опустошенности и равнодушии к социальной проблеме. Одной из причин такого равнодушия и отсутствия сопереживания, по мнению американских ученых К. Кинник, Д. Кругмана и Г. Камерона, являются непрерывные сообщения средств массовой информации о проблемах. Они выявили, что на возникновение «усталости сострадать» в отношении социальных проблем влияет не только личные установки людей, но и опосредованная коммуникация, главную роль в которой играют СМИ.
Однако, с тех пор данная тема редко попадала в фокус внимания ученых. Так, изучалась роль СМИ в конструировании социальных проблем преимущественно с точки зрения их роли в привлечении внимания, формировании повестки дня, продвижении и интерпретации социальных проблем в публичном дискурсе и т. д., в то время как изучение эмоциональной составляющей оставалось вне фокуса внимания исследователей.
Кроме того, роль СМИ в формировании «усталости сострадать» в отношении социальных проблем на данный момент не изучалась на примере современного российского общества. Вследствие этого данный феномен нуждается в рассмотрении на примере России.
Объект исследования: конструирование социальных проблем в России.
Предмет исследования: феномен «усталости сострадать» как эффект конструирования СМИ социальных проблем в России.
Целью данной работы является выявление и описание феномена «усталости сострадать» как эффекта конструирования СМИ социальных проблем в России. Достижение цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть специфику конструкционистского подхода к исследованию социальных проблем и особенности их конструирования в медиа.
2. Описать роль СМИ в представлении социальных проблем в условиях медиатизированного общества.
3. Обосновать возможности изучения эмоциональных компонентов социальных проблем и рассмотреть феномен «усталости сострадать».
4. Разработать программу эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в современном российском обществе и провести эмпирическое исследование.
5. Описать основные результаты эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в современном российском обществе.
Обзор литературы. При написании данной работы была использована различная научная литература, а также статьи в периодических изданиях.
Конструкционистский подход к изучению социальных проблем был рассмотрен с опорой на тексты таких социологов, как Дж. Китсьюз и М. Спектор9, Дж. Бест10. Помимо этого, был проведен анализ статей и сборников отечественного ученого И. Г. Ясавеева11, который обобщил основные понятия конструкционистского подхода в изучении социальных проблем. В рамках конструкционистского подхода была также проанализирована роль СМИ в конструировании социальных проблем с опорой на концепцию «публичных арен»12 С. Хилгатнера и Ч. Боска. Значение СМИ в условиях медиатизации общества было рассмотрено в работах таких ученых, как Дж. Б. Томпсон13, С. Хьярвад14, Д. Элтейд и Р. Сноу15.
Возможности анализа эмоциональных аспектов социальных проблем были описаны с опорой на работы отечественных и зарубежных социологов О. А. Симоновой16, Е. С. Богомягковой17, Д. Лазик18, которая исследовала эмоциональные компоненты нарративов (примере речей президентов) и ответила на вопрос, почему одни речи вызывают эмоции у людей, а другие нет. Были использованы некоторые идеи концепции «моральных паник», созданной С. Коэном19 и впоследствии проанализированной А. А. Ефановым20.
Для описания феномена «усталости сострадать» использовался текст американских ученых К. Кинник, Д. Кругмана и Г. Камерона21.
Основные исследовательские вопросы - существует ли феномен «усталости сострадать» к социальным проблемам в российском обществе и как он проявляется (в качестве примера была взята проблема коронавируса).
Эмпирическую базу исследования составляют результаты эмпирического исследования феномена «усталости сострадать» в современном российском обществе на примере проблемы коронавируса. В качестве методологии исследования был выбран количественный метод - анкетный онлайн-опрос, размещенный в двух группах в социальной сети Вконтакте - «Хитрый Петербург» и «Объявления ПУНК, ВУНК, ДУНК, СПбГУ - студенты СПб». Анкета состояла из 19 вопросов (см. Приложение 1) и в соответствии с задачами исследования была поделена на блоки.
Выборка исследования составила 253 человека. Данные были собраны при помощи Ресурсного центра Научного парка СПбГУ «Социологические и интернет исследования» (проект №1О6-17101)22.
Анализ данных проводился с помощью программы для статистической обработки данных - SPSS.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава включает в себя три параграфа и раскрывает теоретико-методологические основания работы, позволяющие дать определение социальным проблемам с точки зрения конструкционистского подхода, описать роль медиа в конструировании социальных проблем в условиях медиатизации, а также выявить эмоциональные компоненты конструирования социальных проблем СМИ и раскрыть содержание эффекта «усталости сострадать», обнаруженного американскими социологами.
Вторая глава посвящена эмпирической части работы. В ней представлены основные результаты исследования феномена «усталости сострадать» как эффекта конструирования социальных проблем в СМИ (на примере проблемы коронавируса). Данная глава включает в себя два параграфа: программу исследования и его основные результаты. В заключении формулируются основные теоретические и эмпирические выводы работы. В приложениях представлены: анкета, графики и таблицы.
В современном обществе существует огромное количество социальных проблем, о которых мы узнаем главным образом из СМИ. Представляя социальную проблему аудитории, медиа не просто информируют о ней, но и оказывают влияние на формирование суждений и эмоций у людей в отношении проблемной ситуации.
В выпускной квалификационной работе социальные проблемы были рассмотрены с точки зрения конструкционистского подхода. Под конструированием социальных проблем понимается процесс определения и признания различными социальными группами ситуаций, как проблемных и нуждающихся внимания.
В современном обществе одну из главных ролей в конструировании социальных проблем играют средства массовой информации. Их главной особенностью является наличие пропускной способности, ограничивающей «число социальных проблем, которые они могут конструировать в течение какого-либо периода»1. Согласно концепции «публичных арен» Хилгатнера и Боска социальным проблемам приходится конкурировать за то, чтобы быть включенными в «повестку дня» и быть представленными общественности. Медиа, в свою очередь, вынуждены конкурировать между собой за привлечение и удержание внимания как можно большего числа аудитории. Вследствие этого они стараются «сконструировать» социальную проблему определенным образом, чтобы привлечь, удержать внимание общественности. Можно говорить о том, что СМИ не только создают смыслы и транслируют информацию обществу, но и формируют определенные эмоции, мнение, чувства в отношении проблемной ситуации.
В данной работе исследовательский интересе состоял в рассмотрении эмоционального компонента социальных проблем и роли СМИ в его формировании. Различная эмоциональная вовлеченность членов общества в отношении тех или иных социальных проблем может зависеть от того, как медиа представляют проблемную ситуацию. В данном контексте мы рассматриваем социальные проблемы как эмоционально-наполненные явления.
Привлекая и удерживая внимание аудитории к проблеме, СМИ могут увеличить информированность и заинтересованность общественности к проблемной ситуации, мобилизовать население для помощи и содействии в ее решении и т.д. Однако, мы полагаем, что непрерывные массовые сообщения о социальной проблеме могут иметь не только положительный эффект, но и негативный, который заключается в появлении феномена «усталости сострадать» к проблемной ситуации вследствие ее представления в СМИ.
Феномен «усталости сострадать» был подробно изучен и описан в США около 30 лет назад. Под ним понимался негативный эффект деятельности СМИ по конструированию социальных проблем, проявляющийся в эмоциональной опустошенности, равнодушии в отношении той или иной социальной проблемы. Причиной возникновения таких эмоций являлись не столько личные установки респондентов, сколько опосредованная коммуникация через СМИ: просмотр новостных сообщений о проблеме, негативный новостной контент и т.д.
Однако, до сих пор эта тема не получила дальнейшего развития в изучении в современном обществе. Вследствие этого было принято решение изучить существование «усталости сострадать» в отношении социальных проблем в России, выявить факторы, способствующие его возникновению и описать формы его проявления.
Для выявления феномена «усталости сострадать» было проведено эмпирическое исследование на примере проблемы коронавируса. В качестве методологии исследования был использован количественный метод - анкетный онлайн-опрос. Анкета состояла из 19 вопросов и была размещена в двух официальных группах («Хитрый Петербург» 109,8 тыс. подписчиков и «Объявления ПУНК, ВУНК, ДУНК, СПбГУ - студенты СПб» 11,9 тыс. подписчиков) в социальной сети Вконтакте. Данные были собраны в период с 25.04.2020 - 06.05.2020 г. и проанализированы в статистической программе SPSS.
В эмпирическом исследовании (онлайн-опросе) приняли участие 253 человека, большинство из которых представляют молодые люди (в основном женщины) от 18-34 лет.
Выяснилось, что феномен «усталости сострадать» к проблеме коронавируса существует в начальной стадии в современном российском обществе. Наблюдается снижение и почти полное отсутствие панических настроений среди людей, а также интереса и желания что-либо сделать в отношении проблемы. Это может говорить о том, что «моральная» паника прошла цикл от пика до спада интереса к проблеме коронавируса, при этом спад интереса сопровождается серьезным увеличением доли тех, кто испытывает усталость и раздражение к проблеме коронавируса.
Основными факторами, влияющими на возникновение «усталости сострадать», являются преобладание «плохих» новостей о проблеме (драматичные, сенсационные и отражающие негативные последствия проблемы коронавируса, а не ее решения), любое количество просмотров новостей в день, отсутствие обсуждения проблемы вируса с другими людьми. При этом основную роль в появлении негативных эмоций у респондентов играют «новые» медиа (Интернет-СМИ и различные электронные ресурсы), в которых, по мнению опрошенных, преобладают «плохие» новости.
Основными формами проявления «усталости сострадать» являются целенаправленные практики избегания новостей о коронавирусе (пропуск/пролистывание новостных лент в социальных сетях, сокращение времени на просмотр и чтение новостей в группах и сайтах Интернет-СМИ, отказ от просмотра телевизора, прекращение и уклонение от обсуждения проблемы коронавируса с другими людьми).
Таким образом, можно сказать, что на данный момент «усталость сострадать» в отношении проблемы коронавируса существует в России.
Женщины (имеющие неоконченное высшее и высшее образование) более склонны испытывать «усталость сострадать», чем мужчины.
Респонденты в возрасте от 18-54 лет в большей степени испытывают «усталость сострадать» к проблеме коронавируса, чем остальные возрастные категории. Это связано с тем, что молодые люди, являясь основной аудиторией Интернет-ресурсов, используют в качестве источника информации группы в социальных сетях и сайты Интернет-СМИ, которые, по их мнению, транслируют негативный новостной контент.
Пенсионеры, предпочитая получать информацию из традиционных СМИ (телевизор), в меньшей степени склонны испытывать «усталость сострадать», что связано напрямую с их оценкой новостей (люди старших возрастов оценивают новостной контент по телевизору более позитивно, чем в Интернет- источниках).
Также, испытывают «усталость сострадать» те группы населения, кто находится в зоне риска из-за неустойчивого положения, связанного с заработной платой (их заработок составляет до 20 000 рублей и более 100 000 рублей/в месяц).
На примере выявленного феномена «усталости сострадать» в отношении проблемы коронавируса можно сказать, что существуют негативные эффекты представления СМИ социальных проблем, заключающиеся не в росте интереса к социальным проблемам и желании действовать/помогать/участвовать, а наоборот, в росте усталости и раздражения аудитории к транслируемым проблемным ситуациям. Вследствие этого, изучение данной темы является актуальным и нужным, особенно в условиях усиливающейся медиатизации, пост-правды и фейковых новостей. Представителям СМИ может быть рекомендовано внимательнее подходить к созданию контента, так как следствием просмотров бесконечных потоков «плохих» новостей, может быть не обращение внимания аудитории на проблему, а отсутствие желания видеть, смотреть, читать новости.
1. Албегова И. Ф. Социология социальных проблем как инновационное научно-практическое направление исследования современного Российского общества // Вестник социально-политических наук. 2007. № 7. С. 5 - 8.
2. Барбалет Джек М. Эмоция, социальная теория и социальная структура: макросоциологический подход / пер: Николаев В. Г. // Социологическое обозрение, 2002. С. 3-9.
3. Бердникова Э. Н. Виртуальные формы социальных коммуникаций // Вопросы культурологии. 2009. № 10.
4. Бест Дж. Социальные проблемы // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение / Сост. И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С. 26-55.
5. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение / Сост. И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд- во Казанск. ун-та, 2007. С. 11-26.
6. Богомягкова Е. С. Потенциал социологии эмоций в исследовании социальных проблем // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2016. Вып. 4. С. 41 - 52.
7. Буридэ. Теория медиатизации: современные подходы // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. №2. С. 37 - 44.
8. Вартанова Е. Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества // Медиаскоп. 2009. Вып. 2.
9. Верминенко Ю. В. Транформация значимости социальных проблем в общественном сознании современного российского общества // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008. №3. С. 312 - 318.
10. Верминенко Ю. В. Индустрия социальных проблем: монография. СПб.: ООО «Книжный Дом». 2012.
11. Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: Библиографический анализ // Социологические исследования. №6. 2010. С. 13-22.
12. Гуреева А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. №6.
13. Деева М. И. От индустриального к разделяемому аспекту: постдюркгеймианская традиция в социологии эмоций // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 134 - 154.
14. Дукин Р. А. Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа // Теория и практика общественного развития. 2016. №2. С. 24 - 26.
15. Дьякова Е. Г. Конструирование и легитимация социальных проблем в процессе установления повестки дня // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, 2005. С. 188-211.
...