Введение 3
Глава 1. Болонский процесс в европейской системе высшего образования 10
1.1. Предпосылки и этапы формирования Болонского процесса в Европейском союзе 10
1.2. Основные этапы формирования Болонского процесса в Европейском союзе 14
Глава 2. Болонский процесс в системе высшего образования ФРГ 19
2.1. Основные этапы внедрения Болонской системы в систему высшего образования ФРГ 19
2.2. Проблемы и перспективы развития Болонской системы в ФРГ 26
Глава 3. Болонский процесс в российской системе высшего образования 32
3.1. Особенности внедрения Болонской системы в российскую систему высшего образования 32
3.2. Проблемы и перспективы развития Болонской системы в России 37
Заключение 42
Список источников и литературы 47
За последние несколько десятилетий в Европе наблюдаются значительные изменения в системе высшего образования, вызванные, в первую очередь, внедрением и развитием Болонской системы. Развитие межуниверситетского сотрудничества, повышение конкурентоспособности университетов на межрегиональном уровне и улучшение качества образования и программ мобильности - основные предпосылки стремительного развития Болонской системы в Европе. На сегодняшний день развитие и внедрение болонских принципов происходит неравномерно, имеются как и успехи внедрения новой системы высшего образования, так и проблемы ее имплементации в отдельных странах-участницах. В академическом сообществе идут оживленные дискуссии относительно необходимости и способности национальных систем высшего образования адаптироваться к требованиям Болонского процесса.
Актуальность данного исследования заключается в том, что образовательная политика является одним из ключевых факторов развития международных отношений стран, а также отражением внутриполитических процессов и тенденций. В европейском контексте Болонская система играет важную роль в укреплении интеграционных процессов, а также позволяет не входящим в Европейский Союз странам-участницам встраиваться в глобальное общее образовательное пространство. В контексте развития российского высшего образования исследование Болонского процесса помогает выявить основные проблемы внедрения системы, а также главные перспективы развития российской системы высшего образования в целом, возможности сотрудничества и включения российских университетов в общие процессы Болонской системы. Качество высшего образования определяет инновационный потенциал будущего стран в XXI веке. Учитывая тенденции глобализации и цифровизации, процесс реформирования высшего образования подвергается ряду вызовов в контексте будущих специалистов рынка труда.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс имплементации Болонской системы в Германии и в России. Предметом исследования являются основные тенденции реформирования систем образования в контексте Болонского процесса.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить роль Болонского процесса в трансформации высшего образования в Германии и России. Работа строится на анализе двух кейсов - Германии и России. Выбор стран обусловлен тем, что Германия является членом Европейского Союза, одним из локомотивов европейской интеграции, которая имеет одну из авторитетных систем качественного высшего образования. Созданная в Германии, Гумбольдтовская модель университетов, утвердилась в 19 веке и в России. Россия, в свою очередь, не является членом Европейского Союза. Система высшего образования, существовавшая в советское время, позволила совершить существенный прорыв в мировой науке. Внедрение принципов Болонской системы как в немецком, так и в российском обществах вызывает неоднозначную реакцию и оживленные дискуссии.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
• Рассмотреть предпосылки формирования, основные этапы развития Болонской системы в Европе, ее законодательную базу в период становления,
• Сравнить различные подходы к внедрению Болонских принципов на примере Германии и России,
• Рассмотреть применение Болонской системы в контексте высшего образования России и Германии,
• Определить основные проблемы и перспективы, с которыми сталкиваются российская и немецкая системы высшего образования в процессе внедрения Болонских принципов.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с конца последнего десятилетия ХХ века по настоящее время. Обусловленные хронологические рамки исследования охватывают именно этот период в связи с началом развития принципов Болонской системы.
Степень изученности проблемы. С подписанием Болонских соглашений значительно увеличился интерес к исследованию основных тенденций высшего образования среди зарубежных и российских ученых. Лукичев Г. А. 1 в своем сборнике статей и аналитических материалов, опубликованных за последнее время по тематике Болонского процесса, анализирует значение Лиссабонской конвенции для дальнейшего развития Болонского процесса как в Европе, так и в России. Основному содержанию Болонского процесса и анализу итогов его реализации в странах Европы посвящена статья Вяземского Е.Е. и Евладовой Е.Б.2, а работа Железнова Б.В.3 посвящена комплексному исследованию основных направлений и результатов реформ в сфере образования в Европейском Союзе. Опыт реализации Болонского процесса в университетах Германии описывается в статье Боровковой А.М., Кондратьевой О.Е., Рослякова П.В., Шведова Г.В.4 Большой исследовательский вклад в изучение Болонского процесса и его сравнительного анализа в Германии представлен в работах Андросовой Д.Н.5 и Суховой Е.Е.6 Вопросам внедрения Болонской системы в России посвящены работы Луценко Н.О7., Мотовой Г.Н8., Куприянова Р.В 9', Кабановой Е.Е10 11. Большой интерес представляет вопрос реализации Болонских принципов в российской системе высшего образования. В коллективном исследовании Российско-европейского центра экономической политики под редакцией финского ученого Пурсиайнена К. и российского ученого Медведева С. А. 11 уделяется внимание влиянию Болонского процесса на Россию, общим проблемам перехода России к Болонской системе. Авторы анализируют издержки и преимущества для России на примерах конкретных случаев внедрения Болонских принципов в российских вузах. Проблемам и перспективам внедрения Болонских принципов в российское образование посвящены многие статьи журнала «Высшее образование в России», в том числе работа полномочного представителя Российской Федерации в Болонской ассамблее Камыниной Н. Р. и Груздинского А.0.12, где анализируется современное понимание целей участия Российской Федерации в Болонском процессе и Европейском пространстве высшего образования; статья Артамоновой Ю.Д 13 , посвященная успехам и основным издержкам Болонской системы в российских университетах, а также работа Запесоцкого А.В14, посвященная критике Болонской системы в России. Важная роль реформирования российского образования в контексте осуществления развития международных культурных связей была отмечена в статье Боголюбовой Н.М15.
Внедрение Болонского процесса в различных странах представляет интерес не только для отечественных, но и для зарубежных исследователей. В своей исследовательской работе Сербанеску-Лестрей К. 16 проводит сравнительный анализ реализации Болонского процесса в университетах Германии и Франции. 0тдельное внимание уделено развитию мобильности студентов и преподавателей в статье Тейхлера У.17 Анализ изменений в системе немецкого образования представлен в исследованиях Шварца С.18 Хюфер О. и Крюкен Г.19 анализируют в своей монографии реформирование системы высшего образование после подписания Болонских соглашений в Германии. Анализу реформ высшего образования в Германии также посвящены работы Брэдле Т.20, Тернер Г.21 и Генше С.22 Бишов Л.23 исследует трансформацию высшего образования в постсоветском регионе, в том числе и в России, изучает влияние Болонского процесса на режимы обеспечения качества образования.
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп. К первой группе источников относятся международные договоры, такие как: Великая Хартия Университетов24, Лиссабонская конвенция 1997 года25, Сорбонская Декларация, подписанная в 1998 году26, Болонские соглашения, подписанные 19 июня 1999 года странами-участницами27, ежегодные коммюнике стран-участниц Болонского процесса28, соглашение об открытии Европейского пространства Высшего образования.
Вторую группу источников составляют документы органов государственной власти, к которым, в частности, относятся Национальный отчет министерства культуры и образования Федеративной Республики Германия29 30 и ежегодный Национальный отчет министерства образования ФРГ по реализации целей «Болонской декларации» в Германии; Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2012 30 г.
К третьей группе относятся документы, отражающие позиции основных политических партий и организаций, фондов, занимающихся проблемами образования. Для данного исследования был проанализирован ежегодный отчет национального офиса «Эразмус+» в России31, а также отчеты европейских стипендиальных фондов, таких как «DAAD».
Четвертую группу источников составляют интервью, речи, мемуары видных политических и общественных деятелей стран, посвященные проблемам внедрения Болонской системы в национальные системы высшего образования. Для данного исследования были проанализированы выступление государственного секретаря федерального министра образования и науки доктора Г. Шютте по случаю открытия конференции «20 лет Болонского процесса - новые импульсы для европейского пространства высшего образования» в Берлине 26.11.201832; интервью Ф. Босбаха из Университета Дуйсбург-Эссен для немецкого радио «Немецкая волна»33; интервью М. Гено, генерального секретаря Союза коммунистов, и И. Лихтенбергера, профессора социологии для французского журнала “L'Humanite34”; речь заместителя Министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зеньковича на конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса в Париже35.
Пятая группа - это источники статистического характера. Основными источниками проанализированных статистических данных являются Федеральное статистическое управление Германии (Statistische Bundesamt)36 и Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации37.
Методы исследования. При проведении данного исследования был использован историко-генетический метод, с помощью которого определены основные этапы развития Болонского процесса в европейском пространстве, а также в России и Германии соответственно. Для выявления особенностей развития болонских принципов в Германии и России был использован метод сравнительного анализа. Компаративный анализ проводился на основе следующих критериев - фактор внедрения Болонской системы, реакция общественного мнения и профессионального сообществ, узловые проблемы и перспективы в российских и немецких высших учебных заведениях.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые проведен сравнительный анализ имплементации Болонских принципов в российской и немецкой системах высшего образования. Кроме того, для анализа Болонской системы в Германии были введены в научный оборот источники на немецком языке.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы для дальнейших исследований в области российско-германского научного сотрудничества, а также для дальнейшего реформирования системы высшего образования в России.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и источников. Основная часть подразделяется на три главы. Первая глава посвящена предпосылкам, основным этапам развития Болонской системы в европейской системе высшего образования. Во второй главе анализируется имплементация болонских принципов в Германии. Третья глава посвящена основным вопросам развития Болонской системы в России, анализируются проблемы и перспективы внедрения Болонских принципов в реалиях системы российского высшего образования.
Болонский процесс играет значительную роль в трансформации высшего образования в Германии и России. В данной исследовательской работе были рассмотрены предпосылки реформ, различные подходы к внедрению Болонских принципов, их основные проблемы и перспективы. Благодаря Болонскому процессу удалось изменить образовательную политику, которая фактически осуществлялась только на национальном уровне, а также структуру высшего образования, наполнить ее новыми возможностями для студентов и преподавателей. Стоит отметить, что программы мобильности как один из ключевых элементов Болонских реформ имеют важное значение для развития систем образования, так как позволяют студентам и преподавателям получить опыт обучения или преподавания за рубежом в одном из университетов стран-участниц Болонских соглашений. Программы мобильности развивают гибкость и интернационализацию учебного процесса. В последнее время всё чаще внедряются новые образовательные идеи, направленные на развитие цифрового образования, создание широких сетей онлайн- взаимодействия университетов, открытие новых онлайн-курсов и семинаров.
Несмотря на успехи внедрения, Болонская система продолжает своё неравномерное развитие в европейских университетах и неевропейских странах- участницах. Сравнительный анализ опыта внедрения Болонской системы в России и Германии показал, что у обеих стран есть как и общие черты, так и различия в том, как трансформировались системы высшего образования. Так, в обеих странах необходимость реформирования высшего образования была обусловлена общественным запросом на повышение его качества и конкурентоспособности, а также необходимостью включения системы образования в глобальное пространство - европейское и мировое. Происходили изменения, которые до сих пор имеют противоречивые оценки в общественных и академических кругах.
Анализ имплементации Болонской системы в Германии показывает, что немецкая система высшего образования успешно интегрировалась в Болонскую систему. Большинство учебных программ переведено на двухуровневую систему подготовки, реформирована третья ступень - докторантура. Германия является лидером в развитии программ обмена как в рамках внутренней, так и внешней мобильности. Внедрение Болонских принципов тем не менее проходило неравномерно ввиду разделения полномочий в сфере образования между федеральным уровнем и уровнем федеральных земель. До сих пор имеются программы обучения, не переведенные на Болонскую систему, а также у многих студентов нет возможности пройти стажировку за рубежом, несмотря на тот факт, что процент уезжающих по программам академической мобильности в Германии является одним из самых высоких. В немецком обществе продолжаются дискуссии о введение платного образования.
Немецкий опыт в рамках Болонских реформ может быть применен и в России. Так, развитие межвузовской кооперации, налаживание международного сотрудничества и создание стипендиальных фондов наподобие Немецкой службы академической мобильности для привлечения студентов может являться положительным примером для России.
Вступление Российской Федерации в Болонский процесс сопровождалось рядом предпосылок, среди которых стремление выйти из международной изоляции, получить доступ к международному образовательному сообществу, тем самым повысив уровень престижа и качества высшего образования в целом. Внедрение Болонских принципов в России также происходит неравномерно, и охватывает зачастую лишь крупные российские университеты. Повсеместный перевод программ специалитета на программы бакалавриата и магистратуры также сопровождается общественной критикой, направленной, в частности, на проблемы сосуществования двух систем и разрушения сложившихся образовательных традиций. Также необходима разработка общероссийской программы, где будут отражен поэтапный план действий по решению сложившихся проблем. Постепенное внедрение принципов должно происходить с учетом текущего положения каждого высшего учебного заведения страны, состояния его преподавательского состава, технической оснащенности, процесса обновления учебных программ. Кроме того, требуется широкая информационная компания, которая позволила бы студентам и преподавателям стать частью единого сообщества, где внедряются реформы, отвечающие Болонским принципам. Вопрос включения России в систему глобальной академической мобильности также остается актуальным, поэтому необходима разработка новых программ мобильности, образовательных программ двойных дипломов и поиск источников их финансирования.
Подводя итог, стоит отметить, что начавшийся в 1999 г. Болонский процесс находится в постоянном развитии. Дальнейшие перспективы и успехи этой системы в России и мире будут напрямую зависеть от того, какие трудности и проблемы будут поставлены перед современным обществом, исходя из его экономического, политического и культурного развития, а также от того, как они отразятся на состоянии образования.
Источники
I. Международные соглашения
1. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165) от 11 апреля 1997 г.
2. Сорбонская декларация от 25 мая 1998 г. «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» (Declaration de La Sorbonne, 25 mai 1998 — Harmoniser 1’architecture du systeme europeen d’enseignement superieur).
3. Декларация о Европейском пространстве для высшего образования.
4. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, Ленев/Лувен-ла- Нев,28-29 апреля 2009 года // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 159.
5. Парижское коммюнике, Париж, 25 мая 2018 г // Высшее образование в России. 2018. №11.
6. London Communique Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world, 18 May 2007
7. The Magna Charta Universitatum - Signatory Universities.
8. Communique of the meeting of European Ministers in charge of Higher Education in Prague on May 19th 2001 // European Commission.
9. Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area // European Commission.
II. Документы органов государственной власти РФ и ФРГ
10. Дорожные карты четырех общих пространств, утверждённые на саммите Россия- ЕС, Москва, 10 мая 2005 года // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации . 2005.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2012. - № 303. - 31 дек.
12. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
13. Die Umsetzung der Ziele des Bologna-Prozesses 2015 - 2018 от 28.03.2018 Nationaler Bericht von Kultusministerkonferenz und Bundesministerium fur Bildung und Forschung unter Mitwirkung von HRK, DAAD, Akkreditierungsrat, fzs, DSW und Sozialpartnern. 2018 г.
14. Ddcret №2002-482 du 8 avril 2002 Application au syst.me franoais d’enseignement sup.rieur de la construction de l’Espace europ.en de l’enseignement sup.rieur // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit:
15. Realisierung der Ziele des Bologna-Prozesses. Nationaler Bericht 2004 fur Deutschland von KMK und BMBF unter Mitwirkung von HRK, DAAD, Akkreditierungsrat, fzs und Sozialpartnern // Bundesministerium fur Bildung und Forschung.
...