Введение
1. Основные черты административных правоотношений
2. Структура административных правоотношений
3. Виды административных правоотношений
4. Разграничение административных и других правовых отношений
Заключение
Список литературы
Административно-правовые отношения, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, являются фундаментальным базисом. Из наиболее общей характеристики административно-правовых отношений следует выделить некоторые особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями. Исходя из всего вышеуказанного, целью данной работы является более или менее подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, характерных черт, отличий от других правовых отношений, и, наконец, обозначить место, которое занимают административно-правовые отношения в общественной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования.
Задачей работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
-права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; разрешение
споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.§
административные правоотношения являются властеотношениями, построенные
на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения
является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами
государственно-управленческой деятельности. Подводя итог вышеуказанному, можно
дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированное
административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором
стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных
административно-правовой нормой.Природа государственно-управленческой деятельности,
как и любого другого вида социального управления, диктует необходимость выделения
субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих
отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда налицо определенный
приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его
сознательно-волевые проявления направлены на упорядочение поведения объекта управления.
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий. Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию.
Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации.2.
Административное право Российской Федерации. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов.
Учебник, М., Изд. ТЕИС, 1996г.3. Административное право. Учебник. Д.Н.
Бахрах. М., Изд. БЕК, 1999г.4. Общая теория права. Т.1, Алексеев. М., 1998
г.5. Административное право Российской Федерации. (2части). А.П. Алёхин, Ю.М.
Козлов. Учебное пособие, Ч. 1, М., Изд. ТЕИС, 1995г.6. Административное
право. А.М. Овсянко. Учебное пособие,М., Изд. ЮРИСТ.7. Административные правоотношения.
Ю.М. Козлов. М., 1997г.8. Советские административные правоотношения. Г.И.
Петров. Л., 1982г.9. Курс административного права и процесса. Ю.А. Тихомиров.
М., 1999г.10. Конституция Российской Федерации 12.12.93г.11. Закон
РФ «О Правительстве РФ» 17.12.97г.12. Закон РФ «Об общественных объединениях»
19.05.95г.13. Указ Президента РФ от 17.03.97г. «О совершенствовании структуры
федеральных органов исполнительной власти».