АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы миграции населения 9
1.1. Определение понятия «миграция населения» и его сущность 9
1.2. Классификация миграции населения 12
Глава 2 Россия в структуре международной миграции населения из КНР 19
2.1. Российско-китайское сотрудничество в сфере регулирования китайской миграции 19
2.2. Китайские мигранты в России: численность, динамика и занятость 30
Глава 3 Состояние и перспективы образовательной и трудовой миграции населения из Китая в Россию 46
3.1. Потенциал образовательной миграции из Китая в Россию в контексте расширения российско-китайского сотрудничества 46
3.2. Факторы, влияющие на дальнейшую динамику трудовой миграции из Китая 62
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 79
Приложения 96
Актуальность исследования. Активизация миграции населения из КНР в Россию началась в 1990-е годы. За тридцать лет китайская миграция из стихийных и плохо регулируемых потоков превратилась в относительно управляемую и организованную. Китайские мигранты давно стали неотъемлемой частью хозяйственной жизни России, в особенности регионов Сибири и Дальнего Востока, где сосредоточена их основная доля.
Несмотря на то, что миграция населения из Китая в Россию - явление не новое, ее исследование представляется актуальным в связи с изменением внешнеполитической стратегии России после украинского кризиса 2014 г. и ухудшением отношений со странами Европы и США. Новой стратегией внешней политики стал «Поворот на Восток», что означает переориентацию России на углубление экономического и политического сотрудничества со странами Азии. С переходом к новому внешнеполитическому курсу Китай стал рассматриваться как основной, прежде всего, экономический партнер. Россия и Китай расширяют сотрудничество в энергетической, военной, промышленной и инвестиционной сфере. С 2015 года на Дальнем Востоке началось создание территорий опережающего социально-экономического развития для привлечения капиталов азиатских инвесторов, по большей части китайских, для развития Дальнего Востока. Кроме того, в том же 2015 году Россия и Китай объявили о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Успешная реализация данных проектов может повлиять на изменение динамики и состава миграционных потоков из Китая в Россию. Уже начинает набирать обороты инвестиционная миграция, поступательно увеличиваются потоки образовательной миграции из КНР в Россию.
Отправной точкой для дальнейшего развития российско-китайского миграционного сотрудничества является существующая диспропорция численности населения приграничных регионов России и Китая. В Сибири и на Дальнем Востоке ощущается острая нехватка трудоспособного местного населения, несмотря на принимаемые российским правительством меры по снижению его оттока из регионов. В приграничных Северо-Восточных провинциях Китая, напротив, существует избыток рабочей силы. В этом случае российско-китайское сотрудничество в сфере миграции представляется взаимовыгодным: Россия может получить трудовые ресурсы, а Китай ослабить социальную напряженность в регионе. Однако все это возможно при правильном подходе к регулированию миграционных потоков из Китая - как с российской стороны, так и с китайской. В противном случае миграция из Китая в Россию может стать фактором, сдерживающим ход российско-китайского сотрудничества.
В последние годы, наряду с тенденцией увеличения туристической и образовательной миграции, а также формированием инвестиционной миграции, наблюдается постепенный отток китайских трудовых мигрантов из России. Представляется необходимым изучить данные тенденции и их влияние на дальнейшие перспективы деятельности китайской миграции в России.
Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем освещении состояния и тенденций миграции населения из Китая в Россию, а также в рассмотрении перспектив дальнейшего использования миграционного потенциала Китая.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть положены в основу для проведения дальнейших исследований по данной теме. Материалы данной работы можно использовать для разработки концепции сбалансированной миграционной политики.
Объектом исследования является современная китайская миграция в Россию.
Предметом исследования являются тенденции и особенности миграции из Китая в Россию.
Целью настоящего исследования является оценка потенциала привлечения китайских мигрантов в Россию в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
Достижение указанной цели связано с решением ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
1. рассмотреть различные трактовки понятия «миграция населения»
2. охарактеризовать китайскую миграцию на основе классификации миграции населения
3. проанализировать сотрудничество РФ и КНР в области регулирования китайской миграции
4. выявить численность китайских мигрантов в России
5. проанализировать динамику и состав миграционных потоков из Китая
6. дать характеристику основным видам деятельности китайских мигрантов в России
7. изучить потенциал китайской образовательной миграции в Россию
8. выявить факторы, влияющие на дальнейшую динамику трудовой миграции из Китая в Россию
В качестве методологической базы в данной работе используется системный анализ. Этот метод применяется нами для анализа нормативно-правовой базы регулирования китайской миграции в Россию. Также в работе используется метод статистического анализа для характеристики миграционных потоков из Китая. В параграфе 3.1 применяется социологический метод - проведение интервью с китайскими студентами Санкт-Петербургского государственного университета с целью выявить факторы, влияющие на выбор китайскими студентами страны обучения, а также рассмотреть преимущества и недостатки российского образования с их точки зрения. В интервью приняли участие 6 обучающихся из Китая по программам бакалавриата и аспирантуры в возрасте от 20 до 29 лет. В работе для сохранения анонимности используются инициалы имен студенток. Кроме того, в ходе исследования были применены общенаучные методы, включая логико-интуитивный анализ, индуктивный и дедуктивный методы.
Источниковую базу исследования составляют несколько групп источников. Первую группу источников составляют межправительственные соглашения Китая и России в сфере регулирования миграции. В данную группу также входят нормативно-правовые документы Российской Федерации, включая федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Следующую группу источников составляют данные национальных статистических служб (Федеральной службы государственной статистики РФ и Государственного статистического управления КНР); Федеральной пограничной службы ФСБ РФ; Главного управления Министерства внутренних дел РФ по вопросам миграции; Министерства науки и высшего образования РФ.
Особую значимость для исследования представляют сообщения российских и китайских средств массовой информации и материалы различных интернет ресурсов.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют целый ряд работ, которые можно разделить на несколько групп в зависимости от рассматриваемой в ней проблематики.
Вопросы, связанные с изучением теоретических основ миграции, в частности, определения понятия «миграция населения» и классификации миграции рассматриваются в работах Рыбаковского Л.Л.1, Ионцева В.А.2 и Рязанцева С.В.3
Наиболее полное и комплексное исследование китайской миграции в Россию представлено в работе Ларина А.Г. «Китайские мигранты в России. История и современность». 4 В совместной монографии Рязанцева С.В. и Ян Х.5 рассматриваются классификация источников статистических данных по миграции из Китая в Россию, а также вопросы взаимодействия России и Китая в области регулирования китайской миграции. Отдельным аспектам деятельности китайских сельскохозяйственных мигрантов в России посвящена статья Гельбраса В.Г. 6 Перспективы деятельности китайских торговцев в России рассматриваются в работе Григоричева К.В. и Дятлова В.И.7 Исследования Д.К. Танатовой, В.Г. Погосяна, И. В. Королева8 посвящены оценке привлекательности российских высших учебных заведений для китайских студентов.
В своем исследовании автор также опирался на работы зарубежных, в основном, китайских специалистов, занимающихся вопросами китайской миграции в Россию. В статье китайской исследовательницы Ван И 9 представлены тенденции китайской миграции в Россию. В работе Нин Яньхун10 рассматривается деятельность китайских мигрантов в России. Динамика трансграничной миграции между Китаем и Россией проанализирована в статье Хань Цюаньхуэй.11 В работе китайского исследователя Юй Тао12 исследуется вопрос адаптации китайских торговых мигрантов к экономической, культурной и социальной жизни в России. Состоянию и перспективам российско- китайского сотрудничества в сфере трудовой миграции посвящена работа Ван Гохуна. 13 Зависимость приграничных регионов Дальнего Востока от китайского агробизнеса и китайских сельскохозяйственных мигрантов исследуется в статье японского эксперта Хорие Норио.14
Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Первая глава посвящена теоретическим основам миграции населения. В ней рассматривается понятие «миграция населения» и представлен один из вариантов классификации миграции. Во второй главе анализируется нормативно - правовая база регулирования миграции населения из Китая в Россию, а также дается характеристика различным миграционным потокам из Китая. В третьей главе рассматриваются перспективы китайской образовательной и трудовой миграции в Россию.
В последние годы вопросы миграции населения вызывают повышенный интерес у исследователей. Однако с момента начала изучения данного явления и до настоящего времени не удалось вывести такого определения понятия «миграция населения», которое бы признавалось большинством специалистов. Сущность понятия «миграция населения» заключается в пространственном перемещении населения. Однако не каждое территориальное перемещение населения следует считать миграцией. Определение данного понятия, выведенное Л.Л. Рыбаковским, помогло нам установить, какие передвижения считаются миграцией и позволило заключить, что перемещения китайских граждан в Россию являются миграцией. Миграция отличается большим разнообразием различных видов перемещений и для того, чтобы идентифицировать различные проявления миграции, необходимо ее классифицировать. Классификация миграции, приведенная в данной работе, позволила нам охарактеризовать китайскую миграцию в Россию и выделить основные миграционные потоки.
Активизация миграции населения из Китая в Россию началась после распада СССР. Однако поскольку граница была закрыта в течение многих лет, то на начальном этапе не было практически никакого регулирования и контроля над миграционными потоками. Это привело к всплеску нелегальной миграции из Китая в Россию, что побудило российское правительство начать деятельность по управлению потоками китайских мигрантов. Переход России с 1994 года к более жесткому регулированию миграции способствовал некоторому уменьшению интенсивности миграционных потоков из Китая.
На сегодняшний день Россия и Китай имеют внушительную нормативно-правовую базу, которая призвана регулировать потоки трудовой, приграничной, туристической и коммерческой миграции. Совместная рабочая группа по вопросам миграции, созданная в 2006 году, зарекомендовала себя как довольно эффективный инструмент для совершенствования нормативно-правовой базы регулирования миграции. Одним из главных достижений в области регулирования миграции можно считать подписание в 2013 году Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией и включения в него положений о реадмиссии. Однако существует ряд проблем, которые до сих пор не решены. К примеру, соглашения 1998 и 1999 гг. об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, действующие в районе российско-китайской государственной границы, на деле не выполняются. Соглашение 2000 года о временном трудоустройстве граждан КНР в РФ носит общий характер и не регулирует такие вопросы, как число квот на китайских мигрантов и их равномерное распределение по территории России. Безвизовый режим действует только для туристических групп, а индивидуальные туристы сталкиваются с трудностями в получении визы, что, безусловно, ограничивает потенциал китайской туристической миграции. В связи с этим России и Китаю необходимо развивать дальнейшее сотрудничество в области регулирования миграции, чтобы эффективно использовать ее потенциал.
Прошло почти три десятилетия с момента начала интенсивных миграционных обменов между Россией и Китаем, но до сих пор численность китайских мигрантов в нашей стране не установлена. Основываясь на данных о различных видах миграционных потоков, крупнейшие российские исследователи миграции населения из Китая в Россию оценили примерную численность китайских мигрантов в 400 000 человек. Несмотря на то, что число въездов из КНР в Россию с каждым годом увеличивается, большую часть миграционного потока из Китая составляют туристы. В то же время китайцев, проживающих в России на длительной основе либо получивших российское гражданство, совсем немного. В основном мигранты приезжают на временной основе с целью трудоустройства или ведения бизнеса. Коммерческая миграция стала набирать обороты в начале 1990-х гг. Сначала это была стихийная челночная миграция, затем она приобрела организованный характер. Несмотря на серьезный удар по деятельности китайских торговцев, который нанесли запрет на торговлю иностранцев и постепенное закрытие рынков, они сумели адаптироваться к новым условиям и продолжают вести бизнес. Однако их численность заметно сократилась и продолжает сокращаться на фоне неблагоприятной экономической обстановки в России. Труд китайских мигрантов используется в строительстве, сельском хозяйстве, оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности и добыче полезных ископаемых.
Сельскохозяйственные мигранты играют особо значительную роль в экономике Дальнего Востока и Сибири. Они необходимы для поддержания сельскохозяйственного производства в регионе на оптимальном уровне, поскольку в селах и деревнях, где в основном сосредоточена сельскохозяйственная деятельность, не хватает местной рабочей силы. Наряду с пользой от привлечения китайских рабочих и сдачи сельскохозяйственной земли в аренду китайским фермерам, российское сельское хозяйство также подвергается угрозе с их стороны. Речь идет об использовании в сельском хозяйстве китайскими фермерами различных химических веществ для ускорения созревания урожая, борьбы с сорняками и вредителями, которые разрушают плодородие почвы и попадают в сельхозпродукцию. К сожалению, несмотря на многочисленные проверки китайских фермеров со стороны надзорных органов, они продолжают вести свою деятельность с использованием запрещенных ядохимикатов. Поскольку введение запрета на деятельность китайских фермеров в существующей ситуации невозможно, то российские власти должны разработать эффективные механизмы борьбы с подобными нарушениями. Необходимо обсудить этот вопрос с китайской стороной, поскольку часть выращиваемой на Дальнем Востоке продукции поставляется в Китай.
Одним из перспективных направлений миграции из КНР в Россию является образовательная миграция. В настоящее время в Китае ощущается дефицит квалифицированных кадров, потому правительство КНР поощряет получение китайскими гражданами образования за границей. Число китайских студентов в российских вузах непрерывно растет и в настоящее время достигает около 30 тыс. человек. На дальнейшее увеличение потока образовательной миграции из Китая в Россию значительное влияние оказывает российско-китайское сотрудничество в сфере образования на уровне правительств, а также взаимодействие китайских и российских университетов. Однако, несмотря на углубляющееся образовательное сотрудничество и увеличение потока китайских студентов, Россия не является предпочтительным направлением образовательной миграции из Китая. Китайские студенты по-прежнему стремятся получить образование в США, Австралии, Канаде, Великобритании, Германии и Японии. На выбор китайскими студентами российских вузов влияет доступная стоимость обучения; расширение экономических и политических связей Китая и России, которое открывает большие возможности трудоустройства; невысокие требования для поступления в университет. Однако привлекательность российских вузов по сравнению с американскими и европейскими по-прежнему остается низкой. На это влияет ряд факторов. Во-первых, отставание России от темпов научно-технического прогресса, чем обусловлена невысокая привлекательность научно-технических и естественно-научных дисциплин. Во-вторых, преимуществом американского и европейского образования являются более высокие гарантии трудоустройства выпускников. Кроме того, китайские выпускники не видят Россию как место профессиональной реализации и после получения образования в большинстве своем предпочитают возвращаться в Китай. Этому способствует проводимая правительством КНР политика, направленная на привлечение своих граждан, получивших образование за рубежом, и более благоприятная обстановка на китайском рынке труда. В краткосрочной перспективе на увеличение потока образовательной миграции из Китая могла бы повлиять ограничительная иммиграционная политика США, Австралии и Великобритании по отношению к китайским студентам. Однако для значительного увеличения масштабов китайской образовательной миграции необходимо принять меры по повышению привлекательности для китайских студентов инженерных, технических и естественнонаучных специальностей, а также стоит уделить серьезное внимание улучшению перспектив трудоустройства выпускников в России.
Переход к новому внешнеполитическому курсу обусловил интенсификацию инвестиционной миграции из Китая. Ожидается, что вслед за увеличением потоков китайского капитала будут нарастать и масштабы трудовой миграции из Китая в Россию. И Россия, и Китай заинтересованы в стабилизации потока китайской трудовой миграции. России необходима рабочая сила для осуществления крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке в рамках ТОР и Свободного порта Владивосток, а также для поддержания привычного уровня жизни населения Дальнего Востока и Сибири, поскольку китайские трудовые мигранты уже прочно закрепились в экономической жизни данных регионов. Кроме того, объявленное в 2015 году сопряжение ЕАЭС и ЭПШП также может оказать значительное влияние на увеличение потоков миграции. Но это произойдет только в случае успешной реализации этой инициативы.
Существует ряд факторов, которые влияют на уменьшение потока китайской трудовой миграции. К ним относятся ограничительная миграционная политика России по отношению к иностранным трудовым мигрантам, снижение уровня заработных плат в России, нарастающие потребности самого Китая в трудовых ресурсах ввиду старения населения, а также большая с точки зрения китайских мигрантов привлекательность стран Юго-Восточной Азии и развитых стран Запада. Данные факторы препятствуют эффективному использованию потенциала китайской трудовой миграции. Российскому правительству стоит пересмотреть политику регулирования внешней миграции, учитывая потребность регионов в иностранной рабочей силе. Кроме того, России необходимо расширить сотрудничество с Китаем в области поддержания демографического баланса в приграничных регионах, а также продолжать проводить меры по снижению оттока населения из регионов Сибири и Дальнего Востока. Так удастся оптимизировать миграционные потоки из Китая и нивелировать опасения «китайской демографической угрозы», которая препятствует нормальному российско- китайскому миграционному сотрудничеству, но и вносит напряжение в отношения между Россией и Китаем.
Таким образом, миграция населения из Китая в Россию обладает значительным потенциалом, однако вследствие приведенных выше факторов этот потенциал используется неэффективно. На наш взгляд в краткосрочной и среднесрочной перспективе можно ожидать незначительного увеличения потоков образовательной и трудовой миграции, а основным потоком по-прежнему будет выступать туристическая миграция из Китая.
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. Пекин, 8 декабря 1992 г. // Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900252 (дата обращения: 01.04.2020)
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Москва, 26 июня 1995 г. // Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/499089321 (дата обращения: 01.04.2020)
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско- китайской государственной границы во временном пункте пропуска Кани - Курган - Чанфатунь персоналом, занятым на совместном строительстве моста через р. Амур (Хэйлунцзян), а также перемещения строительных материалов, оборудования и транспортных средств. Пекин, 30 апреля 1997 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/901761689 (дата обращения: 10.04.2020)
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках. Пекин, 10 ноября 1997 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/8306014 (дата обращения: 10.04.2020)
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о распространении практики упрощенного пропуска граждан российской федерации в торговые комплексы в города Хэйхэ и Суйфэньхэ, действующие по китайскую сторону российско-китайской границы в форме обмена нотами. Пекин, 2 июня 1999 года// Консульский информационный портал КД МИД РФ. - URL: https://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country wiki&it=/02061999 Agreement Russia C hina.aspx (дата обращения: 10.04.2020)
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек. Пекин, 9 декабря 1999 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/901905479 (дата обращения: 10.04.2020)
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках. Москва, 29 февраля 2000 года// Право РФ и КНР. - URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/007/2005810133731 8656427.htm (дата обращения: 10.04.2020)
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации. Пекин, 3 ноября 2000 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/901793574 (дата обращения: 10.04.2020)
9. Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско-китайской границы и временного пребывания на территориях Российской Федерации и Китайской Народной Республики персонала, занятого на строительстве, эксплуатации и обслуживании пограничного мостового перехода через реку Аргунь в районе Олочи - Шивей, а также перемещения технических и транспортных средств, оборудования, строительных и расходных материалов, предназначенных для его строительства, эксплуатации и обслуживания. Москва, 20 ноября 2001 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/901955211 (дата обращения: 10.04.2020)
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской народной республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации. Пекин, 3 ноября 2005 г. // Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/901959023 (дата обращения: 01.04.2020)
11. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании Совместной рабочей группы по вопросам миграции. Пекин, 16 мая 2006 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/901988277 (дата обращения: 10.04.2020)
12. Соглашение между Министерством образования Китайской Народной Республики и Министерством образования и науки Российской Федерации о сотрудничестве в области образования. Пекин, 9 ноября 2006 г.// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/902029769 (дата обращения: 01.04.2020)
13. Протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года. Шанхай, 17 ноября 2006 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/902034482 (дата обращения: 10.04.2020)
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об облегчении поездок граждан. Москва, 22 марта 2013 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/499015020 (дата обращения: 10.04.2020)
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией. Москва, 22 марта 2013 года// Информационно-правовой сервер "Кодекс". - URL: http://docs.cntd.ru/document/499015024 (дата обращения: 10.04.2020)
...