Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В ПЕРИОД 2000 - 2015 ГГ.

Работа №128380

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Международно-правовая система прав и свобод человека 12
1.1 Основополагающие международно-правовые акты и институты по защите прав и свобод человека 12
1.2 Базовые права человека в Российской Федерации и Великобритании: понятие и особенности 28
Глава 2. Особенности имплементации международных стандартов прав человека в демократиях старого и нового типа на примере Великобритании и Российской Федерации 40
2.1 Опыт Великобритании 40
2.2 Опыт Российской Федерации 46
2.3 Сходства в британском и российском подходах 50
Глава 3. Двусторонние отношения России и Великобритании в сфере прав человека 58
3.1 Политика России и Великобритании и принципы вмешательства во внутренние дела государств 58
3.2 Двусторонние соглашения между Россией и Великобританией 75
3.3 Противоречия в отношениях правоохранительных органов России и Великобритании 79
Заключение 86
Список источников и литературы 91

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития отношений между Российской Федерацией и Великобританией нарушения прав человека являются наиболее политизированным фактором, а традиционные институты защиты этих прав, такие как Совет Безопасности ООН, ОБСЕ, ЕСПЧ нуждаются в усовершенствовании. Для того чтобы понять нынешние тенденции, нужно изучить динамику развития проблематики в последние годы.
События последних лет значительно изменили положение Великобритании и России на международной арене как в контексте отношений в рамках международных организаций, так и вне их. Аналогично обществу и государству, права человека также развиваются под влиянием мировых процессов. Именно поэтому права человека необходимо рассматривать в соответствии с ними, с их течением.
Яркие случаи нарушения прав человека были использованы государствами для продвижения своих политических интересов. Используя СМИ, свое положение в международных организациях, спецслужбы и прочие механизмы давления, государства могут продвигать свои интересы на международной арене и выставлять ситуацию в нужном им свете.
С начала 2000 г. в отношениях между Россией и Великобританией права человека не раз были использованы в качестве инструмента манипулирования общественным мнением и привлечения политических союзников на свою сторону. Также скандалы, связанные с правами человека, могли быть использованы в качестве предлога не только для санкций или прочих форм экономического и политического давления, но и для гуманитарных и военных интервенций в суверенные государства.
Обе страны имеют значительный вес в международных отношениях, при том что проводят совершенно разную политику. Их мотивация и конечные цели нам неизвестны, однако можно предположить, что в силу исторических и географических особенностей Россия и Великобритания склонны конкурировать. Данное исследование призвано внести некоторую ясность относительно степени важности роли прав человека в отношениях двух стран. В целом сегодня права человека становятся инструментом политической борьбы, нежели институтом свободы и индивидуальной ответственности личности.
Целью данной работы является оценка прав человека как фактора влияния на российско-британские отношения в указанный период. Соответственно, для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть международно-правовые акты и институты по защите прав и свобод человека;
• охарактеризовать систему нормативных актов в сфере основных прав человека в Российской Федерации и Великобритании;
• дать краткую характеристику взаимоотношениям России и Великобритании по вопросу прав человека;
• разобрать и провести анализ деятельности России и Великобритании на примере ряда конкретных примеров нарушения прав человека;
• дать краткосрочный прогноз относительно дальнейшего положения проблемы прав человека в отношениях России и Великобритании.
Объектом исследования являются отношения России и Великобритании в период 2000-2015 гг.
Предметом исследования является проблема нарушения прав человека Россией и Великобританией на своей территории, а также за рубежом, и влияние этой проблемы на двусторонние отношения между государствами.
В методологической основе данного исследования лежит сравнительный подход, используемый для описания международной системы прав человека и национальных законодательств. Также использовался метод исторической ретроспективы, или же сравнительно-исторический метод, с помощью которого были выявлены общие и различные аспекты развития института прав человека в России и Великобритании в историческом контексте. Был использован также документоведческий метод для изучения международных и национальных нормативно-правовых актов. Помимо вышеуказанных общенаучных методов была предпринята попытка использовать также сравнительно-правовой метод, свойственный юриспруденции. С его помощью возможно выявить сходства и различия в сопоставимых юридических понятиях, явлениях и процессах двух стран.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период 2000 - 2015 гг. Выбор нижнего порога хронологических рамок обусловлен началом правления ныне действующего главы государства Российской Федерации - Владимира Владимировича Путина. К этому моменту уже успевают закрепиться в британской политике идеи премьер- министра Тони Блэра о «новой лейбористской партии» с её «этичной внешней политикой». В этот период разворачивались наиболее значимые события новейшей истории двух стран, связанные с правами человека. Верхний же порог обозначен для возможности качественного и доказательного анализа событий, произошедших в тот период, так как для точной оценки более поздних событий не имеется достаточной источниковой и доказательной базы. Кроме того, в июне 2016 года состоялся референдум о выходе Великобритании из Европейского Союза, в ходе которого большинство граждан страны проголосовало за выход, что лишь усложнило правовые отношения Великобритании с остальным миром. Следует также отметить и важность постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года о том, что некоторые решения Европейского суда по правам человека можно не исполнять как нарушающие Конституцию РФ, что также следует учитывать при определении хронологии исследования1.
Источниковая база исследования представлена международными и национальными нормативно-правовыми актами России и Великобритании. Для анализа национальной системы базовых прав человека Великобритании были использованы такие источники, как британский Акт о правах человека2 1998 года, Великая хартия вольностей в редакции 1297 года3, Билль о правах 1688 года4, а также Хабеас корпус акт в редакции 1816 года5. В случае с Россией рассматриваются основной закон - Конституция РФ6, федеральные законы № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»7 от 12.01.1996, а также №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»8 от 30.12.2006; также для анализа правовых систем Российской Федерации и Великобритании используются международные нормативно-правовые акты - конвенции, декларации и другие9, а именно: Всеобщая декларация прав человека 1948 года10, Пакт об экономических, социальных и культурных правах11, Международный пакт о гражданских и политических правах12, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод13 и другие.
Следует также отметить ряд двусторонних соглашений и договоров, заключенных между Россией и Великобританией, которые также используются в работе при оценке глубины сотрудничества двух стран: Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области борьбы с преступностью14, о научно-техническом сотрудничестве15, о сотрудничестве в области образования, науки и культуры16; Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии17; Декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии18. Кроме того, в работе используются Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 года19, а также британская Стратегия национальной безопасности и стратегический обзор в области обороны и безопасности 2015 года20 для анализа места прав человека во внешнеполитических документах стран.
Более того, используется ряд электронных материалов, представленных в основном такими изданиями, как The Guardian21, BBC22, Independent23, Reuters24, Deutsche Welle25, Коммерсантъ26, РБК27, Известия28, ТАСС29, Интерфакс30, The New York Times31, Вести32 и прочими. Новостные источники использовались для понимания повестки дня в конкретный временной период, а также для оценки взглядов политических деятелей и общественного мнения. Также имеются ссылки на сайты различных международных организаций33.
Говоря о степени научной разработанности темы, в первую очередь следует упомянуть авторов, которые в своих работах рассматривали международную и национальные системы прав человека; основные документы, регулирующие эту сферу; законодательство России и Великобритании; основную терминологию и понятия из сферы прав человека. К авторам, исследовавшим данные вопросы, относятся как российские ученые, такие как А.О. Говорова34, Г.А. Нафикова35, Ю.В. Малышева36, В.И. Маргиев37, А.А. Подмарев38, А.А. Кашин39, Н.К. Краснослободцева40, так и зарубежные, в том числе Р. Селия41, К. Сипнович 42, Дж. Спиро43, Р. Тэйлор 44, А. Хэтэуэй45, Э. Ноимаиер 46, Д. Ловлейс47 Внешнеполитические процессы новейших лет, а также место международного права и прав человека в них, рассматривали такие русскоязычные исследователи, как С.В. Чугров48, А.П. Цыганков49, а также зарубежные ученые, как например М. Бич50, Р. Дональдсон51, С. Эллис52, Г. Голан53, Р. Радучеа54, П. Уильямс55, Н. Дж. Уилер56, В. Пэйсер57, Г. Тоэл58.
Помимо этого, рассматривались особенности взаимодействия России и Великобритании, а также других стран с Европейским судом по правам человека, что можно проследить на примере таких авторов, как А.В. Косс59, Е.С. Хозикова60, П.В. Барнашов61, И.Я. Ерофеев62, а также и иностранных ученых, например, Р. Экинс63, Ф. Кауел64, Дж. Рассел и С. Мойс65, С. ван дер Вальт66.
Отношения в рамках Совета Безопасности ООН, а также аспекты исторического формирования института прав человека, начиная от Лиги Наций и заканчивая Организацией Объединенных Наций, рассматривали в своих работах Е.Ю. Беленкова67, Н. И.-кызы Мустафаева68, К. Л. Сазонова69, О.И. Ильинская70, И.Н. Щербак71, а также их иностранные коллеги Б. Кокс72 и П. Маклем73.
Апробация результатов исследования частично прошла на студенческой конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире» (СПбГУ) 20 апреля 2019 года в форме доклада на тему «Проблема прав человека в отношениях между Россией и Великобританией в 2000 - 2015 гг.».
Структура работы включает введение, 3 главы, заключение и список источников и литературы. В первой главе рассмотрена международная структура защиты прав и свобод человека с ее институтами и ключевыми нормативно-правовыми актами; дана краткая характеристика правовым системам двух стран.
Во второй главе рассматривались особенности имплементации международных стандартов прав человека в демократии старого типа на примере Великобритании, а также нового типа - на примере Российской Федерации. Под демократией старого типа в данном контексте подразумеваются государства с давно устоявшейся демократической формой правления, в то время как под демократией нового типа подразумеваются постсоветские государства, которые лишь относительно недавно стали развиваться по пути демократического государственного управления.
В третьей главе рассматриваются основные региональные, международные, национальные и двусторонние конфликты, в которых Россия и Великобритания являлись непосредственными акторами, в том числе и по вопросу прав человека. Рассматриваются различия в парадигмах международных отношений, в рамках которых на политической арене действуют два государства, и анализируется место прав человека в этих парадигмах.
Говоря о научной новизне данного исследования, следует отметить, что тема прав человека, а также их развития в России и в Великобритании, хорошо исследована как в отечественной, так и в зарубежной науке. Однако двусторонние отношения стран в данном измерении не были рассмотрены ни в российской науке, ни в англоязычной. Влияние прав человека на внешнюю политику различных государств, а также их роль и место в рамках этой политики, уже было неоднократно рассмотрено на примерах ряда стран. Данное исследование более узко затрагивает эти темы в контексте отношений России и Великобритании и их участия в мировых процессах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отношения между Россией и Великобританией на данный момент переживают серьезный период упадка. До 2014 года между Россией и Великобританией проходили «Диалоги о правах человека» на уровне министров юстиции, в ходе которых, помимо всего прочего, обсуждались текущие проблемы в правозащитной сфере в обеих странах. К сожалению, в большинстве случаев данные встречи ограничивались обоюдными замечаниями по поводу несоблюдения ряда прав человека как в собственной стране, так и при участии в вооруженных конфликтах за рубежом. С другой стороны, после своих встреч министры принимали участие в Санкт-Петербургском Международном Юридическом Форуме1. Наличие в России такой уникальной площадки для межнационального общения в сфере юриспруденции в целом - и прав человека в частности - несомненно огромный плюс для построения взаимодействия в сфере защиты прав и свобод человека. Стоит отметить, что между Россией и Великобританией отсутствуют двусторонние соглашения о правовой помощи, а те двусторонние соглашения и договоры, которые существуют, не затрагивают сферу защиты прав человека напрямую2.
Тем не менее, после 2014 года взаимодействие такого формата в этой сфере между двумя странами прекратилось, как утверждает Великобритания, из -за отказа России продолжать сотрудничество3. К сожалению, сложившаяся ситуация вполне вероятно может стать губительной для плодотворного общения между странами и построения между ними конструктивного диалога. Чтобы выстроить те незначительные связи, что ранее соединяли Россию и Великобританию в правозащитной сфере, потребовались десятилетия. С учетом сложившейся международной обстановки и политизации обеими сторонами фактов нарушения прав человека трудно представить, что в ближайшее время Россия и Великобритания начнут восстановление утраченных связей.
В своих ежегодных докладах Комитет Палаты общин по международным делам всегда отмечал плачевное состояние института прав человека в России. В числе прочего уделялось внимание правам сексуальных меньшинств, а в частности проблема их притеснения на Северном Кавказе. Помимо всего прочего, выделялась проблема декриминализации в России домашнего насилия, а также признание НПО, ведущих «политическую деятельность» и имеющих «иностранное финансирование» так называемыми иностранными агентами4.
В 2014 году Великобритания вложила 1,1 миллион фунтов в развитие и поддержку правозащитных организаций в России5. Эта и без того относительно небольшая сумма, к сожалению, скорее повлияла на работу НПО в России негативно, в лучшем случае - нейтрально, так как финансирование НПО из-за рубежа представляет серьезные трудности для организации с получаемым статусом «иностранного агента». Россия также довольно часто указывает Великобритании на недостатки в их системе защиты прав человека, зачастую не на территории самой Британии, а при участии британских военнослужащих в вооруженных конфликтах за рубежом6.
Часто в укор Соединенному Королевству ставят продажу оружия режимам, которые чаще всего нарушают права человека, в том числе и самой России7. С этими режимами, стоит отметить, Россия также состоит в активном политическом и экономическом партнерстве. Помимо этого, Россия не раз обвиняла Великобританию в ограничении свободы печати и информации. Связано это было с требованием правительства Великобритании уничтожить всю информацию о расследовании Эдварда Сноудена, которая имелась у новостного агентства «The Guardian»8.
Ввиду таких отношений в международно-правовой сфере двух влиятельных и уважаемых стран подрывается доверие к самому институту международного права, к институту защиты прав человека. Невыполнение Великобританией и Россией решений ЕСПЧ, отказ ратифицировать, а в случае Великобритании и инкорпорировать, ряд международных нормативно-правовых актов о защите свобод человека, отказ от двустороннего сотрудничества в сфере защиты прав и свобод человека - все это в совокупности позволяет сделать вывод о том, что обвинения в пренебрежении нормами международного права не должны быть односторонне направлены в сторону России. Но это не является оправданием для нарушения Россией норм международного права и своих договорных обязательств. Один из основных принципов международного права, принцип pacta sunt servanda - «договоры должны соблюдаться» - имеет один значительный минус: он подразумевает добросовестное его исполнение странами, основываясь на порядочности и традициях.
Главным своим аргументом при неисполнении решений ЕСПЧ Великобритания и Россия считают слишком расширительное толкование судом статей ЕКПЧ и своих полномочий, ссылаясь на то, что изначально суд имел другие полномочия и преследовал другие цели. В то же время, если Европейский суд по правам человека не будет развиваться в своем правоприменении и идти в ногу со временем, то он скорее станет механизмом мумификации прав человека, нежели эффективным институтом их защиты и обеспечения.
Своим отказом подчиняться решениям ЕСПЧ Россия и Великобритания не только нарушают упомянутый выше принцип pacta sunt servanda, но и повторно нарушают права тех, в чью пользу были вынесены те или иные решения Европейского суда. Так как право на приведение в исполнение судебного решения по сути своей является частью права на эффективный доступ к правосудию9. Если национальный суд государства может в итоге признать решение ЕСПЧ необязательным к исполнению, то пропадает весь смысл обращения в него как в высшую инстанцию по вопросам защиты прав человека. Если систематически нарушать принципы международного права, то происходит медленная, но неотвратимая эрозия его институтов, что может в дальнейшем повлечь за собой цепную реакцию из стран, которые будут выборочно подчиняться решениям не только ЕСПЧ, но и наднациональных организаций в принципе.
В то же время, следует найти некий новый компромисс между такими важными понятиями как государственная целостность, суверенитет и право наций на самоопределение, международная защита прав человека и невмешательство в дела независимых государств. Как показала история начала XX века, зачастую странам приходиться выбирать, какие из этих прав, традиций и норм важнее, хотя по факту нигде этой иерархии не закреплено. Государствам следует отказаться от принципиальности и ультимативности в своих концепциях внешней политики и принять реальность, что каждый отдельно взятый случай на международной арене должен рассматриваться по-разному, хоть этические нормы к ним будут применяться одни и те же, а политический инструментарий, который при этом будет использоваться, будет отличаться значительно.
Тому, почему каждая отдельно взятая ситуация будет требовать разного рода ответных мер, можно привести множество причин - от географических и исторических до этнических и религиозных. Однако в каждой такой ситуации важна артикуляция и четкое обоснование сторонами тех аргументов, в силу которых каждый отдельный случай требует разного политического инструментария, несмотря на одни и те же международно-правовые нормы и этические принципы. Только таким образом можно избежать ситуаций, когда один международно-политический кризис создает некий правовой прецедент, который признают далеко не все государства, как было в случае интервенции в Косово и Ираке, независимости Косово и Южной Осетии, экстрадиции Катада и Закаева.
В широком понимании, внешняя политика, претендующая на этичность и приверженность институтам международного права и защиты прав человека, должна укреплять, а не ослаблять основы этих институтов. Однако в области прав человека может возникнуть чрезвычайная ситуация - или неминуемая угроза международной безопасности, связанная с ОМУ, - которая требует принятия мер, даже если консенсус в Совете Безопасности не может быть достигнут. При условии, что предложенный правительством некоего государства курс действий получит одобрение от ключевых заинтересованных сторон, не входящих в Совет Безопасности ООН (международное общественное мнение, мнение большинства в Генеральной Ассамблее), могут ли считаться приемлемыми действия, которые идут вразрез с решениями Совбеза? Например, гуманитарная интервенция без санкции Совбеза может быть оправданной и поддержанной большинством стран мира. Но достаточно «вето» одного из 5 постоянных членов Совбеза, чтобы не было принято положительного решения, хотя все остальные могут быть за гуманитарную интервенцию или военное вмешательство. С 1945 года прошло 75 лет, поэтому многие страны критикуют устаревшую структуру ООН, в том числе исходя из принципа уважения прав человека.
Таким образом, учитывая разницу в политических парадигмах России и Великобритании, разницу в истории формирования двух государств и их правовых систем, разницу в системе базовых прав человека стран, культуре и обычаях народов, можно было бы говорить о том, что в ближайшем будущем сложно рассчитывать на потенциальное улучшение отношений. Однако, у Российской Федерации и Великобритании зачастую гораздо больше общих черт, чем кажется на первый взгляд. Обе страны видят себя исключительными в своем положении в мире. Великобритания выбрала «третий путь» развития, чтобы стать «ключевой» державой в отношениях между США и Европой. Россия же выбрала «особый» путь развития, до конца не похожий ни на европейский, ни на азиатский образ государственного и политического устройства. Несмотря на разницу парадигм, Россия и Великобритания являются, хоть и в разной степени, «скептиками» в вопросе прав человека во внутренней политике, активно придерживаясь обратного мнения в политике внешней.
Одновременно с этим, РФ и Британия во внешней политике зачастую склонны по- своему толковать принципы международного права и права человека, что приводит к идеологическим конфронтациям двух стран. Два государства, видящих себя супердержавами, как минимум в рамках Совета Безопасности ООН, неминуемо будут конфликтовать по вопросам сфер влияния, геополитических интересов и «полярности» мира, исходя из чего можно прийти к выводу, что в ближайшие годы, при текущем положении международных и национальных институтов и механизмов защиты прав человека, отношения России и Великобритании, в частности в этой сфере, будут сложными.


1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года // Конвенции и соглашения. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (Дата обращения: 28.12.2019)
2. Декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 10 сентября 2011 года // Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Режим доступа: https://www.rus.rusemb.org.uk/relations/16 (Дата обращения: 30.05.2020)
3. Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 30 января 1992 года // Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Режим доступа: https://www.rus.rusemb.org.uk/relations/2 (Дата обращения: 30.05.2020)
4. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15 февраля 1994 года // Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Режим доступа: https://www.rus.rusemb.org.uk/relations/? (Дата обращения: 30.05.2020)
5. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о научно-техническом сотрудничестве от 28 мая 1996 года // Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Режим доступа: https://www.rus.rusemb.org.uk/relations/4 (Дата обращения: 30.05.2020)
6. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области борьбы с преступностью от 6 октября 1997 года // Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Режим доступа: https://www.rus.rusemb.org.Uk/relations/6 (Дата обращения: 30.05.2020)
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) // Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/2540800/ (Дата обращения: 25.03.2020)
8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Constitution.ru. Режим доступа: http://www.constitution.ru/index.htm (Дата обращения: 21.05.2020)
9. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) (утратила силу) // МИД РФ. Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (Дата обращения: 30.05.2020)
10. Перечень международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным, уголовным и иным делам // Минюст РФ, 15.03.2019. Режим доступа: https://minjust.ru/ru/perechen- mezhdunarodnyh-dogovorov-rossiyskoy-federacii-po-voprosam-pravovoy-pomoshchi-i- pravovyh-28 (Дата обращения: 16.04.2019)
11. Устав Лиги Наций. 10 января 1920 года // Документы XX века. Режим доступа: http://doc20vek.ru/node/451 (Дата обращения: 15.05.2020)
12. Устав ООН от 24 июня 1945. // ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter- united-nations/ (Дата обращения: 28.11.2019)
13. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях". Статья 2. Некоммерческая организация // КонсультантПлюс. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/87a16eb8a9431fff64 d0d78eb84f86accc003448/ (Дата обращения: 23.05.2020)
14. Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" от 30.12.2006 N 275-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/ (Дата обращения: 23.05.2020)
15. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/12111157/#friends (Дата обращения: 01.12.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ