ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и эволюция российско-южнокорейских отношений 9
1.1. История российско-корейских контактов до 2000 года 9
1.2. Развитие отношений Российской Федерации и Республики Корея в первом десятилетии XXI века (2000 — 2008) 21
1.3. Двустороннее сотрудничество во втором десятилетии XXI века (2008 - 2020) 29
Глава 2. Специфика российско-южнокорейских отношений в XXI веке 43
2.1. Значение Республики Корея для реализации российских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 43
2.2. Участие России в регулировании межкорейских отношений 50
2.3. Перспективы развития Российско-южнокорейского сотрудничества 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
В связи с тем, что Российская Федерация непосредственно граничит с Корейским полуостровом, считающимся одной из «горячих точек» международного политического пространства, поддержание стабильных отношений с обоими корейскими государствами представляется одной из важнейших задач российской дипломатии.
Тем не менее, даже если межкорейский конфликт является комплексной проблемой, характеризующейся участием не только государств, непосредственно включённых в противостояние, но и заинтересованных «третьих лиц», и КНДР и Республика Корея остаются самостоятельными субъектами международных отношений, а значит, отношения с ними могут быть рассмотрены по-отдельности.
Данное исследование фокусируется на изучении специфики российско- южнокорейских отношений, их сотрудничестве как в политической, так и в экономической сферах. Особенное значение придаётся динамике двусторонних отношений на современном этапе. Упоминается влияние политики и других иностранных государств на отношения Москвы и Сеула, особенно КНДР, Соединённых Штатов Америки, Китая и Японии.
Актуальность работы заключается в том, что российско- южнокорейские отношения изначально рассматриваются специалистами как проблемные, но обладающие большим потенциалом. И именно для раскрытия этого потенциала необходимо анализировать успехи и неудачи двусторонних отношений, выявлять проблемы и искать новые возможности для укрепления взаимосвязей. Кроме того, актуальность данной работе придаёт и тот факт, что в 2020 году установлению дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея исполняется 30 лет. Этот юбилей, безусловно, является веским поводом для подведения некоторых итогов и определения перспектив на ближайшее будущее.
Несмотря на сравнительно непродолжительную историю дипломатических отношений России и Южной Кореи, существует большое количество работ различных авторов, посвящённых рассмотрению и анализу проблематики российско-южнокорейских отношений, что говорит о достаточной степени разработанности данной темы. Тем не менее, их главной особенностью является то, что авторы в основном сосредотачиваются на отдельных аспектах сотрудничества и не охватывают дипломатические отношения комплексно.
Из немногих полноценных монографий по теме можно выделить работу в соавторстве южнокорейского специалиста профессора кафедры международных исследований Университета Ханянг Ом Гу Хо «Перспективы российско-корейских отношений на период до 2030 года».1
Крупными трудами по истории Корейского полуострова, в том числе упоминающими роль здесь России, являются такие монографии, как, например, «Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945 - 1995)» А. Д. Богатурова, посвященная комплексному описанию деятельности послевоенных «сверхдержав» во многих государствах Восточной Азии, включая территорию Корейского полуострова.2 Кроме того, двухтомная монография В. М. Тихонова и М. Г. Кан «История Кореи»3, работа А. В. Торкунова «История Кореи (Новое прочтение)»4, совместный труд В. И. Денисова, А. В. Торкунова и В. Ф. Ли «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории»5 и, конечно, монография И. С. Ланцовой «Государства Корейского полуострова в международных отношениях (конец XX - начало XXI века)»6.
В большом разнообразии опубликованы статьи, посвящённые отдельным аспектам российско-южнокорейских отношений. Так, экономической тематике посвящены работы таких авторов: С. С. Суслина7, П.С. Лешаков8, А. В. Ковш9, Л. В. Забровская10, Б. Д. Сон11, А. В. Воронцов12, А. Н. Рязанова13. Об отдельных двусторонних проектах, таких как соединение Транссибирской магистрали с Транскорейской железной дорогой или сотрудничество в области освоения Арктики, пишут Д. Н. Верхотуров14, И. А. Толстокулаков15, М. Ю. Гутенёв16, В. Е. Петровский17, О. В. Кирьянов18. Двусторонним политическим отношениям свои труды посвятили К. В. Асмолов19, С. С. Радченко20, Е. У. Ким21, А. И. Мацегора22, О. П. Ревенко23 и Л. В. Захарова24.
Отдельно стоит выделить многочисленные работы Г. Д. Толорая25, 26, бывшего в 1993 - 1998 гг. советником-посланником Посольства Российской Федерации в Республике Корея, и публикации А. Н. Ланькова27,28,29, выдающегося российского корееведа.
Ожидаемо отсутствие изобилия работ по теме российско- южнокорейских отношений от зарубежных не корейских авторов30, 31.
Целью работы является анализ динамики двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Корея с начала первых контактов и до 2020 года, с упором на деятельность, проводимую в XXI веке.
С учётом обозначенной цели в рамках работы поставлены следующие задачи:
1. Проследить становление российско-корейских отношений до начала XXI века;
2. Проследить динамику развития отношений Российской Федерации и Республики Корея в первом десятилетии XXI века (2000 - 2008);
3. Рассмотреть состояние российско-южнокорейских отношений во втором десятилетии XXI века (2008 - 2020);
4. Выделить интересы Российской Федерации в поддержании дипломатических отношений с Республикой Корея;
5. Проанализировать роль России в регулировании межкорейских отношений;
6. Обозначить перспективы развития российско-южнокорейских отношений.
Объектом исследования является внешняя политика Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом исследования выступает эволюция дипломатических отношений Российской Федерации и Республики Корея в период до 2020 года.
В основу методологии данного исследования главным образом заложены принципы историзма. Для достижения комплексности представленного в работе материала использовались элементы системного и хронологического подходов, а также сравнительного анализа культурно-исторических особенностей взятых для изучения государств. Обращение к системному методу позволило представить динамику взаимодействия двух государств, выделяя ее основные элементы. Для решения поставленных в дипломной работе задач использовался логически-концептуальный анализ документов и источников.
Структура дипломной работы отвечает поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Российская Федерация строит отношения с Республикой Корея из соображений обеспечения безопасности своих границ на Дальнем Востоке, где сосредоточена существенная часть военного и экономического потенциала государства, а также стремления прочно закрепиться в экономическом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.
На основании представленного в данной дипломной работе исследования развития и современного состояния российско-южнокорейских отношений можно сделать следующие выводы:
Во-первых, на протяжении своей истории Россия имела несколько шансов наладить добрососедские отношения с единой Кореей, однако из-за активной деятельности таких крупных азиатских игроков, как Китай и Япония, а также из-за малой заинтересованности самих российских властей, в те несколько периодов в большей степени ориентировавшихся на европейскую политику, возможности были упущены. Если отдельно говорить о Республике Корея, то только с 1990 года официально было подтверждено наличие дипломатических связей СССР с Южной Кореей, что спровоцировало серьёзную активизацию российско-южнокорейских контактов. Тем не менее, в последнее десятилетие XX века ситуация для России осложнилась внутренними волнениями и нестабильностью, что привело к серьёзным стратегическим промахам. Поэтому, признавая важность этого периода с точки зрения заложения правовой основы дипломатических отношений между Республикой Корея и Российской Федерацией, необходимо говорить и о том, что стороны не достигли всех намеченных целей. А исключение России из диалога по корейской проблеме и последующее становление на путь «равноудалённой» политики по отношению к КНДР и РК можно назвать политическим «поражением» молодой российской дипломатии.
Во-вторых, российский кореевед Г. Д. Толорая справедливо отметил, что с 2000 года российско-южнокорейские отношения перешли в фазу «адаптации». Для их трезвой оценки стоит помнить о том, что контакты в очередной раз восстанавливались почти «с нуля», что стало результатом продолжительного затишья. Партнёрам пришлось исправлять ранее допущенные ошибки и привыкать к тому, что другая сторона обладает несколько иными политическими и экономическими возможностями, которых они ожидали изначально. Тем не менее, отчётливо видно, что и Республика Корея, и Российская Федерация прикладывали серьёзные усилия по налаживанию отношений и поиску новых возможностей. Так, несмотря на довольно низкий товарооборот и инвестиционные вложения по сравнению с такими странами, как Китай, США и Япония, находились альтернативные точки соприкосновения. Особенного упоминания стоит освоение космоса и Арктики.
В-третьих, в период с 2008 по 2020 год с переменным успехом продолжилась работа Российской Федерации и Республики Корея на пути к укреплению дипломатических отношений. Можно говорить о том, что это время было наполнено как удачами, так и провалами российской дипломатии, но, в целом, двум сторонам удалось базисно укрепить двусторонние отношения и незначительно, но всё же увеличить количество совместных проектов. Хотя стоит осознавать, что так называемое «стратегическое партнёрство» между двумя государствами остаётся чисто формальностью, не отражающей реальности сравнительно низких показателей торговли и инвестиционных проектов. Кроме того, к этому периоду, также, как и к предыдущему, подходит термин «адаптации», так как на отношения обоих государств сильно влияли внешние факторы: смена власти в КНДР, украинский кризис, трагедия малайзийского Boeing и т.д. В связи с этим, можно считать сегодняшнюю работу над поддержанием дружественных отношений успешной до тех пор, пока они не переросли в конфронтацию и не превратили нынешний политический курс «лояльной самостоятельности» Республики Корея в откровенное противостояние с Российской Федерацией.
В-четвёртых, в целом, давая оценку роли Республики Корея в реализации российских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо указывать на взаимную заинтересованность сторон друг в друге. О том, что Сеул стал одним из основных азиатских партнёров для России свидетельствует тот факт, что сотрудничество ведётся даже в такой чувствительной области как военная промышленность. Особенно позитивным элементом в двустороннем сотрудничестве является то, что несмотря на то, что Южная Корея вынуждена постоянно сверять свои позиции с США, между ней и Россией нет никаких реальных идеологических препятствий для сближения. При этом российскому правительству следует понимать, что реальным барьером для установления более глубоких контактов (в первую очередь экономических) является крайне медленный переход от экстенсивной модели экономического развития России к инновационной. Очевидно, что реальные усилия российской стороны в этом направлении поднимут не только уровень привлекательности государства для южнокорейских инвесторов, но и в принципе её имидж на мировой арене.
В-пятых, неоспорима заинтересованность Российской Федерации в решении межкорейского конфликта в связи с двумя факторами: опасность применения ядерного оружия рядом с российской территорией и продолжающееся под предлогом «защиты Южной Кореи от КНДР» пребывание американских войск в непосредственной близости от российской границы. Тем не менее, стратегические ошибки российской дипломатии на рубеже XX - XXI вв. привели к почти полному отстранению России от участия в регулировании отношений двух корейских государств. Такое положение дел, несомненно, в целом влияет на успех её дипломатических отношений с Республикой Корея. Из-за того, что у Москвы практически нет влияния на своих корейских соседей в этом плане, страдают и амбициозные трёхсторонние проекты, которые в случае реализации могли бы принести немалую выгоду всем заинтересованным сторонам. И несмотря на попытки РФ усилить своё влияние, реальных продвижений и способов вернуть некогда утраченное положение до сих пор не разработано.
В-шестых, по состоянию на 2020 год, наиболее перспективными в развитии российско-южнокорейского сотрудничества остаются экспорт российской стороной углеводородов, совместное развитие Дальнего Востока и Сибири, а также реализация проектов, касающихся Северного морского пути. При этом представляется, что для усиления взаимных контактов между Российской Федерацией и Республикой Корея обоим государствам стоит сделать акцент именно на региональном сотрудничестве, при этом выйдя из «комфортной зоны» Дальнего Востока. При этом успех в этом вопросе во многом зависит от сознательности действующих российских властей по приданию российской экономике по-настоящему привлекательного международного имиджа. А добиться этого можно исключительно через первичную демонстрацию политической ответственности на внутреннем уровне. Другими словами, через поддержание качества жизни населения и уровня образования и подготовки специалистов, а также развития необходимой для разного рода производства инфраструктуры.
Итак, для Москвы вне зависимости от обстановки на международной арене Сеул остаётся значимым, но, безусловно, тяжёлым партнёром. Помимо постоянно оказываемого влияния Америки, некоторую нестабильность во в целом устойчивые российско-южнокорейские отношения вносит постоянная сменяемость власти в Южной Корее. С этой точки зрения два государства не сочетаются, так как, если в Российской Федерации глава государства имеет право переизбрания на второй срок и даже последующего избрания в президенты после некоторого перерыва, то согласно Статье 70 Конституции Республики Корея один человек может занимать должность президента исключительно в течение одного пятилетнего периода.1 Таким образом, внешняя политика Голубого дома, направленная на Россию, имеет очень высокие шансы меняться каждое пятилетие, что уже было продемонстрировано историей. С этой точки зрения в кругах российской дипломатии должна постоянно иметься ввиду эта особенность, и российским экспертам для оценки перспектив развития двусторонних отношений необходимо пристально следить за предвыборными президентскими гонками в Южной Корее, чтобы к моменту объявления имени нового президента быть готовыми к специфическим особенностям выстраивания отношений каждого следующего политического деятеля.
Как итог стоит признать, что на современном этапе сохранение status quo в отношениях представляет стратегию, наиболее удовлетворяющую интересы обоих государств. Тем не менее, это не отменяет того факта, что Российской Федерации необходимо принимать попытки расширения своего политического и экономического влияния в регионе, но они не могут быть форсированными. Другими словами, российской дипломатии стоит, стремясь к реализации своих амбиций, действовать с позиций отказа от стратегии «любой ценой» и сделать упор на нежелание ухудшить ситуацию.
Источники
1. Декларация об общих принципах отношений между СССР и Республикой Корея URL: https: //www.lawmix.ru/abrolaw/14075 (Дата обращения: 28.02.2020).
2. Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея. Ратифицирован Российской Федерацией - постановление ВС РФ от 29.04.1993 N 4895-1 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901839752 (Дата обращения: 28.02.2020).
3. Конституция Республики Корея от 29.10.1987 г. // Всё о Корее: справочно-информационный портал. URL: https://vseokoree.com/vse-o- koree/zakony-i-normativnye-pravovye-akty/konstituciya-respubliki-koreya (Дата обращения: 01.05.2020).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.mid.ru/foreign policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (Дата обращения: 30.10.2019).
5. Российско-корейская совместная декларация. // Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. 22.09.2004. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/kr/-/asset publisher/PR7UbfssNImL/content/id/459690 (Дата обращения: 11.10.2019).
6. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Корея о сотрудничестве в области газовой промышленности // Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. 17.10.2006. URL: https://www.mid.ru/foreign policy/international contracts/2 contract/-/storage- viewer/bilateral/page-140/45820 (Дата обращения: 07.12.2019).
7. Федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации // Официальный интернет- портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102365301 (Дата обращения: 08.01.2020).
Литература
1. Асмолов, К.В. Евразийская инициатива президента РК // Новое Восточное Обозрение. URL: https: //ru.j ournal-neo .org/2014/08/28/evrazij skaya- initsiativa-prezidenta-rk/ (Дата обращения: 30.11.2019).
2. Богатуров, А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945-1995) — М.: Конверт — МОНФ, 1997 URL: http: //militera.lib .ru/research/bogaturov ad/index.html.
3. Верхотуров, Д.Н. Газопровод в Корею: варианты развития // Корейский полуостров: накануне перемен. - М.: ИДВ РАН, 2012. - 352 с.
4. Воронцов, А.В. Энергетическая стратегия России на Корейском полуострове // Корейский полуостров: накануне перемен. - М.: ИДВ РАН, 2012. - 352 с.
5. Воронцов, А.В., Ревенко, О.П. Южная Корея в поисках баланса // Россия в глобальной политике. 14.12.2008. URL: https://globalaffairs.ru/articles/yuzhnaya-koreya-v-poiskah-balansa/ (Дата обращения: 07.12.2019).
6. Гутенёв, М. Ю. Национальные интересы Южной Кореи в Арктике // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. № 1 - С. 46-53.
7. Давыдов, О. В., Новичкова М. Н. Мирный процесс на Корейском полуострове: проблемы и пути развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2020. Т. 64 - № 1 - С. 56-63.
8. Денисов, В.И., Торкунов, А.В., Ли, В. Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 541 с.
...