ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 6
1.1 Государственное управление и современные тенденции в области использования лучшей практики управления 6
1.2 Управленческие инновации и их особенности в государственном секторе 21
1.3 Особенности реализации управленческих инноваций в российской и зарубежной практике государственного управления 31
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В РОССИИ .41
2.1 Реформа государственной власти в РФ в контексте внедрения управления по результатам и его нормативное регулирование 41
2.2 Интегрированность принципов управления по результатам в деятельности органов государственной власти в России 49
2.3 Современные направления в сфере оценки результативности государственного управления в России 56
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА НА ПРИМЕРЕ КППИТ 63
3.1 Комплексный анализ КППИТ в системе государственного управления 63
3.2 Исследование особенностей и выявление проблем применения управленческих инноваций в государственном управлении на примере КППИТ 72
3.3 Рекомендации по совершенствованию использования управленческих инноваций в деятельности Комитета по промышленной политике, инновация и торговле Санкт- Петербурга 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
В современном мире в условиях глобализации потребность в эффективном решении многообразных социально-экономических проблем диктуют необходимость глубоких изменений в системе государственного управления Российской Федерации. Процесс ее цифровизации приобретает первостепенный и особенно актуальный характер. Применение цифровых технологий, использование лучшей практики, бенчмаркинг и ориентация на результат становятся требованием для формирования конкурентных преимуществ страны на мировой арене и открывает многочисленные новые возможности устойчивого развития. Тем не менее, на данном этапе развития российской системе характерна ориентация на решение возникающих проблем, а не их диагностика и предотвращение на более ранних стадиях, чему способствует постоянное внедрение инноваций в сфере управления, в том числе направленных на совершенствование качества управления во всех направлениях деятельности органов государственной власти.
Актуальность темы определяется тем, что государственная система в нашей стране проходит через масштабное реформирование. Реформы государственного управления, имевшие место в начале 2000-х годов, позволили России повысить позиции в рейтингах качества государственного управления и регуляторного климата. Тем не менее, Российская Федерация всё ещё не входит в список лидеров даже при сравнении с постсоветским пространством. Так как Россия активно нацелена на достижение конкурентоспособности с мировыми лидерами, масштаб изменений, в том числе и инновационных, которые необходимы для достижения целей государства, отличаются сложностью во внедрении. Связанные с переходом страны в новую эру цифровых технологий вызовы ставят вопрос о результативности государственного управления.
В современных условиях, когда мировое сообщество столкнулось с проверкой готовности к переходу на использование цифровых технологий в максимально доступном объеме в крайне сжатые сроки, остро встала проблема оценки эффективности и результативности процессов управления государственными органами.
В качестве исследуемого органа исполнительной власти был выбран Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - КППИТ). Это вызвано в первую очередь тем, что данный орган находится в тесном контакте со сферой инноваций. На этом основании особый интерес вызывает изучение подхода Комитета к внедрению нововведений в свою деятельность. На примере КППИТ в работе рассматриваются система применения управленческих инноваций в отношении государственных служащих, а также процедур по оказанию государственных услуг населению и резидентам.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование результативности управленческих инноваций в деятельности государственного органа исполнительной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Выявить особенности государственного управления и проанализировать использование лучшей практики государственного управления.
2. Исследовать управленческие инновации и их внедрение и реализацию в рамках государственного сектора.
3. Оценить интегрированность принципов управления по результатам в стратегии деятельности органов государственной власти различных уровней.
4. Выявить основные тенденции и проблемы оценки результативности управленческих инноваций.
5. Дать характеристику сферы применения управленческих инноваций в государственном органе исполнительной власти и выявить проблемы управления, присущие Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт- Петербурга.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию управленческих инноваций в Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт- Петербурга.
Учитывая вышеизложенные задачи и цель, объектом исследования в работе выступает управленческие инновации в государственном управлении, а предметом - особенности внедрения и оценки управленческих инноваций в государственного управления.
Теоретическую основу и информационную базу выпускной квалификационной работы составляют отечественные и зарубежные труды и публикации, посвященные данной теме, а также периодическая и специальная литература, статистические данные последних лет. Методологическая основа представлена системным, диалектическим методами, методом сравнения, моделирования, статистический и документальный анализ, а также специальные методы, такие как бенчмаркинг, методы оценки результативности государственного управления и ряд других.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целями и задачами. В первой главе автор раскрывает специфику государственного управления и современные тенденции в области использования лучшей практики управления, рассматривает управленческие инновации в государственной сфере, а также анализирует особенности реализации управленческих инноваций в российской и зарубежной практике государственного управления.
Во второй главе рассматривается управление по результатам как одно из направлений управленческих инноваций. Проведенный анализ административной реформы государственной власти в РФ в контексте внедрения управления по результатам позволил оценить интеграции принципов управления по результатам в деятельности органов государственной власти в России, в результате чего были выявлены современные тенденции оценки результативности в сфере государственного управления и предложены рекомендации по её улучшению.
В третьей главе автор проводит комплексный анализ КППИТ, выявляет особенности сферы применения управленческих инноваций в государственном управлении и проблемы в работе с управленческими инновациями государственного органа исполнительной власти, на основании чего предлагает рекомендации в области повышения результативности управленческих инноваций в Комитете.
В заключении автор обобщает результаты, полученные в процессе исследования.
В работе был проведен анализ применения управленческих инноваций в деятельности КППИТ. Основным результатом исследования стала разработка рекомендаций, направленных на повышение результативности управленческих инноваций путем автоматизации процессов и функций государственных гражданских служащих, а также снижение барьеров принятия инноваций чиновниками.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены ключевые аспекты управленческих инноваций в государственном управлении. В рамках теоретических положений было раскрыто понятие государственного управления и входящие в него элементы. В качестве базовых показателей, используемых при оценке влияния государственного управления и государственного регулирования на общество были рассмотрены понятия «экономичности», «эффективности», «результативности» и «качества». Анализ государственного управления через призму этих характеристик показал, что для соответствия требованиям внешней среду и внутренних агентов и процессов государство должно ориентироваться на лучшие доступные технологии и практики, которые можно выявить по средствам бенчмаркинга процессов.
Рассмотренные в контексте лучшей практики нововведения указали на потребность государственного сектора внедрить изменения в управлении, для чего и были рассмотрены управленческие инновации и их особенности в государственной сфере. Как приоритетная инноваций для органов государственной власти было выделено управление по результатом, которое являлось одним из направлений административной реформы государственной службы.
На основании сравнения системы государственных услуг России до и после реформы были выявлены позиции качества, эффективности и результативности управления государственного сектора. Последующее изучение и анализ интегрированность принципов управления по результатам в стратегии деятельности органов государственной власти различных уровней позволил сделать вывод, что система целеполагания государственного сектора отличается системностью подхода, что было доказано сравнением различных нормативных актов развития Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. Изучение ДРОНДов, национальных проектов государственных программ и других нормативно-правовых документов указало на необходимость выбора наиболее подходящей базы для оценки результативности. Сравнение существующих подходов позволило выявить основные тенденции и проблемы оценки результативности управленческих инноваций, на основании которых были предложены рекомендации относительно управления по результатам как инновации в государственном управлении.
В результате проведенного практического исследования была рассмотрена деятельность Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт- Петербурга. В рамках характеристики государственного органа исполнительной власти была рассмотрена технология подбора и управления кадрами в Комитете, которая показывает, что прием на службу государственных гражданских служащих осуществляется исключительно с помощью системы кадрового резерва. Анализ внутренней среды Комитета позволил выявить, что все процессы и коммуникации в Комитете формализованы и определены линейно-функциональной организационной системой. Также было выявлено, что в качестве одной из ключевых компетенций в системе управления Комитета является ориентация на результат.
Далее автором были выделены характерные особенности реализации управленческих инноваций в государственных органах и приведены потенциальные барьеры, с которыми может столкнуться руководство на каждом этапе её внедрении. Учитывая выявленные трудности, с которыми может столкнуться система государственного управления, был произведен анализ эффективности ряда управленческих инноваций, применяемых в Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, на основании которого были выделены конкретные проблемы управления инновациями в рассматриваемом государственном органе. К основным среди выявленных проблем были отнесены недостаточная интегрированность использования единой системы документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, низкий процент использования квалифицированной электронной подписи при работе с документами, характер проведения тестирования на подтверждение квалификации государственного гражданского служащего на замещение должности, а также нерациональный порядок согласования ряда документов в системе ЕСЭДД.
С учетом выявленных недостатков текущей системы автором были предложны дополнительные индикаторы для оценки результативности внедрения управленческих инноваций, а также разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления инновациями государственной гражданской службы в Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Рекомендации включили в себя следующие ключевые направления: разработка мероприятий по стимулированию использования квалифицированной электронной подписи, проведение опросов мнения государственных служащих в результате внедрения управленческих инноваций пересмотр процесса согласования документов в системе ЕСЭДД, а также объединение баз данных структурных подразделений в единую интегрированную сеть.
Это позволит повысить результативность деятельности Комитета, измеряемую через степень реализации целевых показателей нормативно-правовых актов государственного стратегического планирования.
1. Указ Президента от 19.11.2002 г. № 1336 «Реформирование госслужбы РФ (2003 - 2005 годы)»
2. Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2004 г. №682-р
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
4. Указ Президента от 12.12.2005 г. № 1437 «О продлении срока реализации федеральной программы (Указ от 19.11.2002 г. № 1336) «Реформирование госслужбы РФ (2003-2005) на 2006-2007 годы»
5. Федеральный закон РФ от 27.07.2010г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
6. Поручение Президента Российской Федерации от 01.08.2008 Пр-1573
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 года N 494 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге»
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495 Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт- Петербурге" (URL: https://cppi.gov.spb.ru/media/uploads/userfilles/2020/01/14)
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
11. Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 октября 2019 года N 404 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Цифровая трансформация Республики Мордовия»»
12. Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2019 N 2881-р «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2019 год»
13. Атаманчук, Г. В., Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990. С. 33—49.
14. Ахметова, Н.А., Принцип прозрачности в деятельности органов государственной власти как основной фактор предупреждения коррупции//Научный сообщения. - 2006.
15. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.
...