Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Работа №128370

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 15
§ 1. Изучение социальной политики в социологии: теоретические подходы 15
§ 2. Формирование доступной городской среды как одно из направлений современной социальной политики России 22
2.1 Системное содержание и основные направления социальной политики в современном российском обществе 22
2.2 Сущность понятия «доступная городская среда» 24
2.3 Стороны социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды 25
2.4 Нормативная база социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды в Российской Федерации 29
2.5 Специфика формирования доступной городской среды в г. Санкт-Петербурге 31
Выводы к Главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНВАЛИДНОГО СООБЩЕСТВА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА О ДОСТУПНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИИ 39
§ 1. Программа исследования 39
1.1 Проблемная ситуация и проблема исследования 39
1.2 Теоретическая модель исследования 41
1.3 Объект и предмет эмпирического исследования 42
1.4. Цель и задачи исследования 42
1.5 Определение ключевых понятий 43
1.6 Методы сбора и анализа данных, генеральная и выборочная совокупность 45
1.7 Инструментарий, процедура и сроки сбора данных 47
1.8 Ограничения исследования 48
§ 2. Описание результатов исследования 50
2.1 Социальный портрет респондента-участника опроса 50
2.2 Городские объекты, перемещение и передвижение по которым представляет наибольшую и наименьшую сложность для представителей инвалидного сообщества 52
2.3 Оценка представителями органов государственной власти и инвалидного сообщества уровня доступности городской среды 54
2.4 Опыт получения представителями инвалидного сообщества информации по теме доступности городской среды 60
2.5 Информированность представителей инвалидного сообщества о законодательстве в области формирования доступной городской среды 64
2.6 Опыт взаимодействия представителей органов государственной власти и инвалидного сообщества по вопросам доступности 69
2.7 Проблемы, существующие при создании доступной городской среды в Санкт- Петербурга, по мнению представителей органов государственной власти и инвалидного сообщества 74
Выводы к Главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованной литературы 81
Приложение 1. Анкета исследования 93
Приложение 2. Гайд экспертного интервью с представителями органов государственной власти Санкт-Петербурга 102
Приложение 3. Транскрипт экспертного интервью №1 104
Приложение 4. Транскрипт экспертного интервью №2 112
Приложение 5. Перечень комитетов Санкт-Петербурга 119
Приложение 6. Структурная схема Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга 120
Приложение 7. Диаграмма информированности о НПА тех, кто является членами общественных организаций, и тех, кто не является таковыми 121
Приложение 8. Социальный портрет респондента в таблицах и диаграммах 122
Приложение 9. Кодификатор открытого вопроса «Какие проблемы при создании доступной городской среды в Петербурге существуют в настоящий момент по Вашему мнению?» 125

Актуальность. Согласно части 1 статьи 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека1. По состоянию на январь 2020 года согласно данным Федерального реестра инвалидов численность инвалидов в Российской Федерации составляла около 11,2 млн человек (7,6% населения страны). В Санкт-Петербурге каждый десятый житель является инвалидом, при этом порядка 80% инвалидов — люди, возраст которых составляет более 60 лет2. Согласно социологическим исследованиям последних лет сложности с выходом/входом из дома и перемещение по городу находятся среди основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды в России в настоящее время. В условиях становления и развития социального государства, в котором интересы граждан выходят на первый план, возрастает роль социолога как активного участника социальной политики, который имеет возможность и должен, по мнению автора, оказывать информационную и аналитическую поддержку субъектам социальной политики. Написание данной дипломной работы обусловлено необходимостью систематизации информации о явлении социальной политике в целом и о создании доступной городской среды как её направлении, а также получения информации о доступности городской среды Санкт-Петербурга от представителей инвалидного сообщества и экспертов с целью улучшения социальной политики в этой области.
Основными исследовательскими вопросами дипломной работы являются следующие: что из себя представляет система социальной политики России? Какова сущность формирования доступной городской среды как одного из направлений современной системы социальной политики? С какими проблемами сталкиваются социальные субъекты и институты городской государственной и муниципальной власти при формировании доступной городской среды?
Степень разработанности темы. Тематика формирования доступной среды находит своё отражение в научных работах правоведов, медиков, дизайнеров и архитекторов, экономистов и, конечно, социологов. Теоретические основы изучения социальной политики в социологии представлены в работах И. А. Григорьевой3, Л. В. Константиновой4, Ю. З. Камалтынова5, П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой6.
В. Я. Кикоть и Д. И. Грядовой рассматривают природу социального управления7. Вопросы эксклюзии и инклюзии при реализации государственной социальной политики рассмотрены в работах Е. В. Кулагиной8, В. К. Антоновой9, Ф. М. Бородкина10. Характеристики социальной политики в условиях сетевого общества описаны в работах В. В. Люблинского11. Л. В. Константинова рассматривает социальную политику как фактор формирования неравенства12. И. А. Григорьева, И. Л. Первова и А. Н. Смирнова анализируют неравенство в доступности социальных услуг13. И. А. Шаповал рассматривает влияние самоидентификации инвалидов на их социальную интеграцию и инклюзию14. В. П. Милецкий и Н. В. Казаринова рассматривают социальную политику с точки зрения системного подхода15.
Т. Е. Радченко и Ю. М. Пестова используют социально-конструктивистский подход к инвалидности и рассматривают влияние социальной политики на социальную активность инвалидов16. Изучению социальной политики в области доступной городской среды посвящены работы Э. К. Наберушкиной17. Методологические подходы к изучению городского пространства в социологии систематизированы К. Н. Невоструевой18. История развития социологии города и городских исследований представлены в работах И. А. Вершининой19. Городская социальная политика изучается в рамках социологии управления и социологии власти В. Г. Ледяевым20 (теория городских политических режимов), С. А. Ильиных и А. В. Табарковым21, а также Я. П. Силиным22. Зачастую тема создания доступной городской среды фигурирует в научных статьях23,24 в рамках анализа результатов государственной программы «Доступная среда». Научные работы В. С. Ткаченко25, О. В. Красуцкой26 посвящены информационному аспекту просвещения представителей инвалидного сообщества о проводимой в их интересах социальной политике.
Социологические исследования, касающиеся темы доступной городской среды, проводят крупнейшие аналитические центры России — Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады), ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований). В большинстве своем эти исследования посвящены изучению отношения населения к лицам с ограниченными возможностями27,28, готовности работодателей к трудоустройству инвалидов29. В силу особенностей проведения всероссийских опросов, лица, являющиеся инвалидами, попадают в выборку случайно и не являются ключевым объектом изучения. Несмотря на то, что Санкт-Петербург фигурирует во всероссийских опросах на тему доступности городской среди, во-первых, там он объединен с Москвой как крупный мегаполис, во-вторых, инвалиды в этих исследованиях представлены в меньшинстве, что не позволяет делать на основе их ответов какие-либо выводы. Стоит также отметить социологические региональные исследования на тему доступности30. Они сконцентрированы на исследовании вопросов формирования доступной среды в конкретных регионах России, при этом именно в них основными респондентами являются инвалиды. Среди научных публикаций в области социологии за последние 20 лет не были обнаружены исследования на тему доступности городской среды, проводимые именно среди инвалидов города Санкт-Петербурга.
Теоретико-методологические основы исследования. Работа построена на реалистических онтологических представлениях. Автор убежден в том, что в социальной реальности существуют надындивидуальные явления, одним из которых является институт социальной политики государства. Используется системный подход, который позволяет всесторонне изучить социальную политику по вопросам формирования доступной городской среды, оставаясь в рамках социологии. Находясь в рамках институциональной социологии, опираясь на положения структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) и современную нормативно-правовую базу, автор рассматривает социальную политику как систему, описывает её структуру и функции элементов. Доступность городской среды рассматривается в рамках концепции универсального дизайна Рональда Л. Мейсома, развитой в работах Р. Имре.
Объект исследования — городская среда как компонент социальной сферы.
Предмет исследования — современная социальная политика России по вопросам формирования доступной городской среды.
Цель исследования — изучение содержания современной социальной политики в России по вопросам формирования доступной городской среды и определение ключевых проблем в этой области, существующих и решаемых на региональном уровне в Санкт-Петербурге.
Для реализации данных целей необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды в социологии.
2. Раскрыть системное содержание, выделить основные направления социальной политики в современном российском обществе, рассмотреть основные особенности социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды как одного из направлений современной социальной политики в России.
3. На основе эмпирического исследования определить мнение представителей органов государственной власти и инвалидного сообщества Санкт-Петербурга о доступности городской среды и проблемах, возникающих при её формировании.
Структура работы. Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам изучения социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды. Представлен социологический взгляд на социальную политику, охарактеризовано системное содержание и основные направления современной социальной политики в Российской Федерации, раскрыта сущность формирования доступной городской среды как одного из направлений современной социальной политики России.
Вторая глава содержит программу и результаты авторского исследования мнения представителей органов государственной власти и инвалидного сообщества Санкт-Петербурга о доступности городской среды и проблемах, возникающих при её формировании.
Результаты эмпирического исследования представляют интерес для социальных субъектов и представителей органов городской государственной и муниципальной власти, поскольку содержат актуальную информацию о мнении представителей органов государственной власти и инвалидного сообщества Санкт-Петербурга о доступности городской среды и могут стать основой для принятия управленческих решений по совершенствованию мер социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды в Санкт-Петербурге.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1. Изучены актуальные теоретические и эмпирические материалы, касающиеся социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды.
2. Городская среда определена в качестве компонента социальной сферы города, представляющего из себя триединый комплекс, включающий объекты физического пространства, услуги и информацию.
3. Разработана Программа и проведено эмпирическое социологическое исследование мнения представителей органов государственной власти и инвалидного сообщества Санкт-Петербурга о доступности городской среды и проблемах, возникающих при её формировании.
4. На основе обработки и обобщения результатов эмпирического социологического исследования сформулированы выводы о состоянии и доступности городской среды Санкт-Петербурга, реальных проблемах в этой области, требующих, по мнению респондентов, скорейшего решения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате написания данной дипломной работы основная её цель — изучение содержания современной социальной политики России по вопросам формирования доступной городской среды и определение ключевых проблем в этой области, существующих и решаемых на региональном уровне в Санкт- Петербурге — была достигнута путем выполнения поставленных задач:
1. Рассмотрены теоретические подходы к изучению социальной политики в социологии.
2. Определены системное содержание, основные направления социальной политики в современном российском обществе и основные особенности социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды как одного из направлений современной социальной политики в России.
3. На основе авторской программы проведено эмпирическое исследование, изучено и определено мнение представителей органов государственной власти и инвалидного сообщества Санкт-Петербурга о доступности городской среды и проблемах, возникающих при её формировании.
Социальная политика по вопросам формирования доступной городской среды является сегодня одним из приоритетных направлений государственной социальной политики, осуществляется в целях повышения уровня и качества жизни людей. Система социальной политики по вопросам формирования доступной городской среды достаточно обширна, имеет значительное число участников, внушительную нормативно-правовую базу и комплекс предпринимаемых мер, однако имеют место быть определенные трудности, среди которых в рамках Санкт-Петербурга можно выделить несовершенство законодательства, отсутствие должного контроля за созданием доступной среды, некомпетентность сторон, реализующих социальную политику, недостаточное финансирование и др., исправление которых является приоритетной задачей для создания доступной среды в ближайшем будущем.


1. Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» от 22.11.2011 N 728-132 (ред. от 19.12.2018) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/ 2019/02/0 4/11/Socialnii_kodeks_SPB_red_19.12.2018.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
2. Закон Санкт-Петербурга от 06.11.2001 N 726-93 «О целевой социальной программе Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001-2005 годы» (утратил силу с 29.10.2010 на основании Закона Санкт-Петербурга от 06.10.2010 N 481-115) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/8355138 (дата обращения: 10.05.2020).
3. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 // Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 25.11.19).
4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: справ. - правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_28399/6e9322b9a111e965ab5650f7f01bf0039d6a29c6/ (дата обращения: 25.11.19).
5. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.11.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131517/ (дата обращения: 28.04.2020).
6. Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 N 535 (ред. от 29.06.2018) "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // Консультант Электронный ресурс - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130465/ (дата обращения: 28.04.2020).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» (с изменениями на 29 ноября 2018 года) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZdocs.cntd.ru/document/42 0282363 (дата обращения: 15.05.2020).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 19 февраля 2015 года) (утратило силу с 01.01.2016 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091782 (дата обращения: 10.05.2020).
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 октября 2008 года N 1269 «О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом» (утратило силу с 06.09.2017 на основании постановления Правительства Санкт- Петербурга от 05.09.2017 N 739) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/8484456 (дата обращения: 10.05.2020).
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 сентября 2008 года N 1182 «О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга» (с изменениями на 22 апреля 2020 года) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/8481631 (дата обращения: 15.05.2020).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» (с изменениями на 28 декабря 2019 года) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно­технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/554102819 (дата обращения: 10.05.2020).
12. Приказ Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» // Консультант Плюс: справ. - правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1506 87/ (дата обращения: 18.12.2019).
13. Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Приказ Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № 798/пр) // Министерство строительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/13225/ (дата обращения: 27.11.19).
14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс: справ. - правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 11.03.2020).
15. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ // Консультант Плюс: справ. - правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/ (дата обращения: 15.05.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ