Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема противодействия терроризму в условиях либеральной демократии (на примере стран ЕС)

Работа №128363

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 10
1.1. Условия возникновения и отличительные характеристики терроризма как глобальной угрозы в современном мире 10
1.2. Развитие проблемы противодействия западноевропейскому терроризму и специфика его эволюции во второй половине ХХ - начале XXI веков 20
1.3. Контртеррористическая политика и демократические ценности европейских демократий: конфликт противоречий 24
ГЛАВА 2. КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 31
2.1. Контртеррористическая архитектура ЕС: основные инициативы и документы по борьбе с терроризмом 31
2.2. Недостатки Контртеррористической политики ЕС 43
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПОЛИТИК СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 50
3.1. Контртеррористическая политика Франции 50
3.2. Контртеррористическая политика Германии 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86

В современном мире появление понятия «глобальные угрозы», официальный термин которого «глобальные проблемы» (конец 1960-х гг.), не только определило положение мировой ситуации в её различных аспектах, но и утвердило наличие препятствий для развития и прогресса общества, поставило перед нами вопрос о дальнейшем существовании человечества. Одни из самых актуальных тем для обсуждения мировым сообществом сегодня - международный терроризм и кибертерроризм. Возросшая необходимость противостояния этим угрозам обусловлена появлением новых средств коммуникации и современных технологий , особенно востребованных в развитых демократических странах. Демократия стала одним из наиболее распространенных политических режимов, что повлияло на увеличение количества исследований данного политического режима, а некоторые даже заговорили о «конце истории» и возможном упразднении других режимов в будущем1.
Некоторые исследователи утверждают, что демократия должна предупреждать терроризм и способствовать снижению его роста, потому как она предоставляет гражданам возможности для выражения своих интересов и поддерживает ненасильственное урегулирование конфликтов. Если это действительно так, то возникает вопрос: почему терроризм достиг транснационального уровня и распространился и в некоторых демократиях, в то время как последние, как уже отмечалось, часто рассматриваются как мирные и поощряют свободу и законные средства выражения недовольства. Такое противоречие стало причиной, по которой некоторые другие исследователи занимают вторую позицию, объясняя это конкурирующими эффектами различных элементов демократии, или третью - где отмечают, что отношения между демократией и терроризмом не линейны. Данное исследование посвящено последним тенденциям сохранения угрозы терроризма в государствах либеральной демократии, возможным факторам, которые могут их объяснить, и анализу противоречий и проблем, с которыми сталкиваются демократические государства при осуществлении контртеррористической деятельности.
Последними трендами или отличительными характеристиками современной эпохи являются глобальный рост негосударственного терроризма и обязательств по защите прав человека, являющихся одними из основных ценностей либеральных демократий. Террористические атаки являются одними из самых жестоких нарушений прав человека, напрямую касаясь жизней невинных людей. Будучи противоположными по качеству и теории, эти тренды сходятся на практике в антитеррористической политике правительств и международных организаций.
Говоря о последних, для борьбы с терроризмом сегодня также требуются работающие механизмы сотрудничества не только на национальном, но и на международном уровне. К сожалению, состояние Организации Объединенных Наций, занимающейся вопросами безопасности и мирового порядка, на данный момент не создает иллюзий и потому многие государства обращаются к политике протекционизма и укрепления национального суверенитета.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью понимания того, как демократические государства могут проводить контртеррористическую борьбу без ущерба ценностям их политических режимов. Такая необходимость обусловлена не всегда эффективным сотрудничеством этих стран на межнациональном и международном уровнях, отсутствием необходимого согласования базовых позиций, претворяющих договоренности разными способами даже при общей приверженности принципам либеральной демократии.
Возникающие зачастую дилеммы, спровоцированные конфликтом противоречий некоторых методов контртеррористической деятельности и демократических ценностей, также нуждаются в их разрешении для осуществления эффективного противодействия. Более того, важно понять какие последствия для политического режима несет за собой практика правительств по принятию ограничений некоторых прав ради сохранения безопасности.
На данный момент восприятие ситуации в Западное Европе среди экспертного сообщества крайне негативное, обеспечение безопасности в этом регионе встало под вопрос. Непродуманная миграционная политика и кризис в 2015 году превратили ее в излюбленную площадку для террористической деятельности. Причиной этому также послужило отсутствие ассимиляции мусульманского меньшинства в европейское общество, что сделало обоих уязвимыми для влияния идеологий радикальных группировок. Внутренние конфликты по поводу самоопределения еще больше пошатнули статус Европейских государств.
Объектом данной работы является антитеррористическая деятельность демократических стран Европейского Союза.
Предметом данной работы выступают контртеррористические документы и соответствующие им методы, используемые и предполагаемые к будущему применению странами Европейского союза.
Целью данной работы является выявление проблемных аспектов и методов противодействия международному терроризму в странах Европейского союза и анализ возможности разрешения их противоречия с ценностями демократии.
Задачи исследования:
1) Выявить степень актуальности и тенденции роста значения выработки общепризнанного понятия «терроризм»;
2) Рассмотреть источники и условия возникновения, отличительные черты терроризма и его новые аспекты проявления в современном мире;
3) Проследить историю борьбы с терроризмом в странах Западной Европы и выявить специфику его эволюции во второй половине ХХ - начале XXI веков;
4) Проанализировать основные направления и тенденции совершенствования антитеррористической деятельности либеральный демократий Европейского Союза на предмет их соответствия ценностям установленного политического режима;
5) Рассмотреть специфику, методы и проблемы борьбы против международного терроризма в контексте их противоречия демократическим ценностям в европейских либеральных демократиях на основе case-study Франции и Германии.
Методология исследования. Работа опирается на использование теоретических и методологических подходов, сравнительного и интерпретативного методов. Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, отражающий неоднозначность и многосторонность феномена терроризма. Ретроспективный анализ и сравнительно-исторический подход позволили автору рассмотреть эволюцию терроризма и борьбы с ним в странах Западной Европы, в особенности в странах Европейского Союза (ЕС), в тесной взаимосвязи с конкретно историческими условиями, со спецификой того или иного этапа общественного развития. В то же время решение этих вопросов продиктовало необходимость методов диалектики и синергетики.
Первичный анализ был направлен на изучение контртеррористической политики ЕС и проводился с опорой на анализ первичных источников (стратегии, директивы, инициативы, доклады и т.д.), а также - вторичных (доклады и исследования).
Вторичный анализ проводился с опорой на качественную методологию и сравнительный метод исследования, в частности кейс-анализ (case study). Выбор данного метода был обусловлен возможностью (в отличие от количественного или экспериментального исследования) рассмотреть отдельные случаи (страны ЕС) и обнаружить новые аспекты исследовательской проблемы и поспособствовать ее разрешению.
Таким образом, исследовательскими методами были выбраны анализ первичных и вторичных источников, количественных данных (статистика количества терактов - база GTD, доклады Европола), а также сравнительный анализ контртеррористических мер Франции и Германии через комбинированный теоретический объектив.
Краткий обзор информационной базы. На данный момент степень разработанности темы невысока, она мало изучена как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, однако можно с уверенностью сказать, что существовали попытки как определения общих закономерностей, так и анализ конкретной узкой проблематики многими представителями мировой политики и исследователями, занимающимися проблемами мировой безопасности. Исследование опирается на рассмотрении официальных документов Европейского Союза (стратегий, директив, и др.) и отдельных стран ЕС (законы, инициативы и пр.), связанных непосредственно с их антитеррористической деятельностью, официальные сайты и базы данных Европейского Союза и его отделений (data.consilium.europa.eu, europarl.europa.eu, eeas.europa.eu, egister.consilium.europa.eu, eur-lex.europa.eu и др.), французского правительства (legifrance.gouv.fr, legislationline.org, и др.), правительства Германии (auswaertiges- amt.de, bmi.bund.de, gesetze-im-internet.de, и др.); на анализ работ отечественных и зарубежных исследователей - Алекса Шмида, Б. Дженкинса, K. Амбоса, E. Шора, С. Хоадли, Д. Спенса, A. Спенсера, В. Вестника, И.Ф. Луппова, Б. Хоффмана и других; на анализ официальных новостных порталов и информационных агентств - Deutsche Welle, BBC, New York Times, EURACTIV.de, Парламентская газета, РБК Daily. Критический анализ истоков современного терроризма и первых действий против его распространения и развития рассматривается в работах политических теоретиков двадцатого и двадцать первого столетия - Кристоф Паулюссена, Дж. Л. Самаана, A. Джейкобса, Р.Д. Крелинстена, А.П. Шмид, Я.Д. Вишнякова, В. В. Вороновича, Ф. Закарии и других.
Это лишь некоторые из авторов, чьи исследования показались автору наиболее относящимися к проблематике темы исследования.
В соответствие с целью и задачами данного исследования большую ценность представляет монография И.Ф. Лупова «Западноевропейские демократии в борьбе против терроризма». В данной работе автор рассматривает специфику эволюции западноевропейского терроризма, уделяя внимание этно-сепаратистскому терроризму во Франции. Особое место в работе также занимает анализ политики нейтрализации ультралевого и ультраправого терроризма в Германии.
Немаловажное значение представляет совместный доклад Европейского Парламента «The European Union’s Policies on Counter-Terrorism. Relevance, Coherence and Effectiveness», опубликованный отделом политики гражданских прав и конституционных дел по просьбе Комитета по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам. В данной работе представлен комплексный анализ (контр-)террористических трендов, угроз и политик Европейского Союза, уделяется особое внимание таким темам как доступ к базе данных, меры по обеспечению безопасности границ, уголовное правосудие и предотвращение радикализации. В этой же работе проводится анализ связности и эффективности контртеррористической политики (ее архитектуры) и проблем кооперации и реализации контртеррористических мер в Бельгии, Болгарии, Франции, Германии, Нидерландах, Словакии и Испании.
Также необходимо отметить сборник исследований «International Human Rights and Counter-Terrorism», редакторами которого выступили социологи Эран Шор и Стивен Хоадли. Многочисленными авторами была проведена колоссальная работа, фокус которой был направлен не только на национальные и международные контртеррористическое законодательства, декларации и институты, но и на противоречивость некоторых контртеррористических инициатив и их последствий в сфере прав человека.
Таким образом, теоретическая актуальность темы состоит в необходимости проведения комплексного анализа контртеррористической деятельности государств либеральной демократии (на примере стран ЕС), определения ее настоящих противоречий с данным политическим режимом, а также формирования рекомендаций по разрешению последних.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках работы были проанализированы основные контртеррористические документы и инициативы как ЕС, так и отдельных стран ЕС (Франции и Германии). Классифицируемые в качестве конкретных проявлений официального политического дискурса либеральных демократий в борьбе с терроризмом, они составили эмпирическую базу для последующего анализа. Первичный анализ контртеррористической политики ЕС проводился с опорой на доклад Европейского Парламента и исследования Эрана Шора, Стивена Хоадли и др. исследователей, а также на первичные источники (стратегии, директивы, инициативы, доклады и т.д.), что позволило вычленить проблемные аспекты и меры противодействия терроризму в странах Европейского союза. Анализ контртеррористической политики Франции был основан на рассмотрении контртеррористических мер через теоретический объектив концепции Агамбена. Анализ контртеррористической политики Германии - на сопоставлении данных Глобальной террористической базы, принятых законов и мер с целью определения эффективности последних. В обоих кейсах был использован ретроспективный анализ, была указана связь сегодняшних политических курсов со спецификой их исторического пути. Все этапы сопровождались параллельным анализом динамики террористических актов в тесной связи с принятием рассматриваемых документов.
В ходе многоаспектного анализа были выявлены следующие проблемные аспекты противодействия терроризму в странах Европейского союза: 1) недостаточный уровень координации как между членами ЕС, так и внутри самого объединения; 2) недостаточное количество консультаций с общественностью и комитетами ЕС, занимающимися обеспечением реализации ценностей либеральной демократии при разработке контртеррористических мер; 3) первоочередная ответственность государств-членов за реализацию контртеррористических мер; 4) отсутствие у ЕС рычагов давления на государства-члены для достижения единообразного выполнения договоренностей; 5) специфичность и уникальность исторического опыта контртерроризма стран ЕС.
Отсутствие общепринятого определения терроризма в международно - правовых рамках усложняет его регламентацию в контексте определения субъектов террористической деятельности. В этом смысле источники нарушения прав человека становятся трудноопределимыми и меры, выработанные для их устранения, недостаточно эффективными и даже опасными. Следовательно, можно говорить о высокой степени актуальности и тенденции роста значения выработки общепризнанного понятия «терроризм» для контртеррористической архитектуры государств либеральной демократии.
История борьбы с терроризмом в странах Западной Европы является достаточно многосторонней, страны ЕС испытали на себе множество проявлений терроризма (международный и внутренний; левый и правый; этно-национальный и сепаратистский; и т.д.). В качестве основных причин появления и активизации террористических групп в Западной Европе можно выделить: развертывание антиколониальной борьбы после Второй мировой войны, отсутствие правильной ассимиляционной политики и дискриминация мигрантов (как следствие их маргинализация), вмешательство во внутренние дела Ближневосточного региона, увеличение трансграничного движения между странами ЕС (подписание Шенгенского соглашения (1985), миграционный кризис (2015)).
С активизацией праворадикальных террористических организацией (вследствие вышеописанных причин), одиночных экстремистов и совершенствования технологической среды изменились отличительные черты терроризма и его аспекты проявления в современном мире («кибертерроризм»; оружие - коктейли Молотова, подрывные и поджигательные средства; цели - частные лица, бизнес, собственность в годы Европейского миграционного кризиса).
В связи с этим, сложность осуществления мер по предотвращению насильственного экстремизма и терроризма с опорой на права человека и верховенство права стала заключаться прежде всего в дилемме принесения в жертву либо демократического содержания для эффективного ответа, либо признания терпимости определенного уровня терроризма. Другими словами, под вопрос встала возможность достижения практической эффективности контртеррористической политики при сохранении существующих достижений демократического режима.
В ходе проведения анализа было выяснено, что для разрешения этой дилеммы необходимо обеспечить приемлемость контртеррористических мер для демократического общества (т.е. для граждан государства либеральной демократии), а не только для международного сообщества в целом и его членов, потому как в либеральных демократиях согласование позиций между государством и обществом такое же важное, если не первоочередное, условие легитимности и функционирования режима.
С приобретением террористической деятельностью транснационального характера, согласование базовых позиций между государствами стало необходимым. Несмотря на общую приверженность принципам либеральной демократии, государства на практике по-разному согласуют с ними контртеррористические меры и проводят их реализацию. Причиной этого является разный характер и статус документов ЕС (прямое юридическое значение нормативных актов ЕС, рекомендательный характер некоторых документов, необязательность переноса в национальное законодательство, и т.п.).
Случаи Франции и Германии, несмотря на многие сходства, имеют различия, что доказывает многогранность условий, и в связи с этим своеобразность контртеррористических политик среди стран ЕС (даже между наиболее важными членами). Вследствие этого, контртеррористическое законодательство, меры и их реализация не всегда совпадают, что осложняет возможность контроля над их совместимостью с ценностями либеральной демократии в целом и правами человека в особенности.
Сейчас, уровень угрозы исламистского терроризма на территории стран ЕС значительно снизился, фокус контртеррористической политики постепенно смещается на устранение внутренних угроз. Поэтому контртеррористическая деятельность нуждается во внимательном пересмотре и предупреждении ненужных мер по борьбе с терроризмом, которые бы фундаментальным образом изменяли природу демократии.
Методы противодействия, в наибольшей степени противоречащие ценностям государств либеральной демократии ЕС на данный момент - прежде всего, документы и меры, связанные с направлением предупреждения. Например, криминализация выезда за границу для прохождения военной подготовки, предоставление широких полномочий правоохранительным органам, включая разведывательные службы.
В связи с этим, были определены некоторые рекомендации для дальнейшего разрешения противоречий между такими мерами и ценностями демократии. Контртеррористические меры действительно могут включать в себя введение некоторых ограничений прав и свобод, однако характер последних должен быть обоснованным и кратковременным. Как было выяснено в ходе анализа антитеррористической политики ЕС, даже государства либеральной демократии не уделяют достаточного внимания общественному консультированию и правильной организации системы контроля и траспонирования.
Основными направлениями совершенствования антитеррористической деятельности либеральных демократий Европейского Союза на данный момент являются: (1) ужесточение антитеррористического законодательства путем его криминализации (Германия); (2) передача большого числа полномочий исполнительной власти (Франция); (3) возможность введения административных проверок или индивидуального наблюдения за опасными лицами (Франция); (4) улучшение системы мониторинга, предотвращения, преследования террористов в собственном государстве и за его границами (Германия и Франция); (5) улучшение сотрудничества между полицией и судебными органами (Германия).
Некоторые из данных направлений (2,4) очевидно могут противоречить ценностям установленного политического режима, потому как при недостаточном контроле за деятельностью служб безопасности и судебными органами возможно возникновение ситуации нарушения таких прав, как конфиденциальность информации, юридическая защита, справедливость, соблюдение достоинства человеческой личности (в особенности при несоблюдении условия наличности преступного деяния как предварительного условия для вмешательства).
Рекомендации:
1) увеличение квалифицированного персонала службы безопасности, оборудования и международного сотрудничества;
2) соблюдение конституционного принципа четкого различия карательного и правового поведения;
3) обеспечение легитимности, согласованности и эффективности: оперативное сотрудничество и обмен правовой и судебной информацией;
4) соблюдение либерально демократических принципов при самом процессе выработки решений;
5) ограничение злоупотреблений принципами прав человека в контртеррористических инициативах, необходимость серьезного отношения к экспертизам комитетов или органов, связанных с данными областями.
Демократии могут эффективно отвечать на угрозу терроризма и сокращать его разрушительные эффекты. Для этого необходимо понимание того, что такое терроризм, развитие контртеррористической политики в соответствии с целями демократического государства и продуманная устойчивая стратегия исполнения этой политики.
Терроризм не является непобедимым, что доказывают случаи подавления подобных групп (например, РАФ и ИГ). Он имеет бесчеловечную, не цивилизационную практику, которая неприемлема для обществ XXI века, потому она не сможет долго просуществовать. Успешность борьбы с терроризмом зависит от выбора и сочетания таких вариантов действий для последующего составления стратегий и других документов, которые будут эффективно отвечать на террористическую угрозу и в то же время сведут к минимуму нарушения или отхождения от демократических ценностей. Демократические системы имеют много сильных сторон, которые при этом требуют общественного понимания стратегий борьбы с терроризмом и согласия с ними, а также избегания действий, способных подорвать демократический процесс. В противном случае возможен обратный эффект, когда невозможность поддержания ценностей и пренебрежения ими может привести к вырождению демократии в другие ее негативные формы или, в наименее вероятном исходе событий, к смене политического режима.


1. A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy [Electronic resource] // European Union External Action. - 2016. - URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eugs review web 0.pdf (дата обращения: 13.03.2020).
2. Act for the Amendment of the Code of Criminal Procedure of 14 April 1978 (the Raid Act or Razzia-Gesetz) [Electronic resource] // BGBl. I, at 497. - URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?start=%2F%2F*%5B%40attr id%3D% 27bgbl178s0497.pdf%27%5D# bgbl %2F%2F*%5B%40attr id%3D%27I 19 78 19 inhaltsverz%27%5D 1588590540833 (дата обращения 10.04.2020).
3. Article 21 - Non-discrimination [Electronic resource] // EU Charter of Fundamental Rights / Official Journal of the European Union C 303/17 - 14.12.2007. - URL:https://fra.europa.eu/en/eu-charter/article/21-non- discrimination (дата обращения: 22.03.2020).
4. Beratungsstelle Radikalisierung [Electronic resource] // Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - URL: https://www.bamf.de/DE/Behoerde/Beratungsstelle/beratungsstelle-node.html (дата обращения: 05.04.2020).
5. Council conclusions on strengthening chemical, biological, radiological and nuclear (CBRN) security in the European Union: EU CBRN Action Plan 15505/1/09 Rev 1. [Electronic resource] // Council of the European Union. - 2009. - URL: https://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%2010576%202005%20 INIT (дата обращения: 29.03.2020).
6. Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on the prevention on the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, amending Regulation (EU) No 648/2012 of the European Parliament and of the Council, and repealing Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directive 2006/70/EC [Electronic resource] // Publications Office of the EU / Official Journal of the European Union, L 141/73. - 2015. - URL: https://op.europa.eu/en/publication- detail/-/publication/0bff31ef-0b49-11e5-8817-01aa75ed71a1/language-en (дата обращения: 13.03.2020).
7. Directive (EU) 2017/541 of the European Parliament and of the Council of 15 March 2017 on combating terrorism and replacing Council Framework Decision 2002/475/JHA and amending Council Decision 2005/671/JHA [Electronic resource] // EUR-Lex: Access to European Union law. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32017L0541 (дата обращения: 15.03.2020).
8. Directive of the European Parliament and the Council on combating terrorism and replacing Council Framework 2002/475/JHA and amending Council Decision 2005/671/JHA . Procedure 2015/0281/COD [Electronic resource] // EUR-Lex: Access to European Union law. - 2015. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52015PC0625 (дата обращения: 13.03.2020).
9. Draft Council Conclusions on the Renewed European Union Internal Security Strategy 2015-2020 9798/15 [Electronic resource] // Council of the European Union. - 2015. - URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9798-2015-INIT/en/pdf (дата обращения: 29.03.2020).
10. EU-MIDIS I. I. Second European Union Minorities and Discrimination Survey Roma-Selected findings // Luxembourg: Publications Office of the European Union. - 2016.
11. French Penal Code, Article 421-2-2.
12. Gesetz zur Anderung des Einfuhrungsgesetzes zum Gerichtsverfassungsgesetz [Kontaktsperregesetz], 30. September 1977 [Electronic resource] // 100(0) Shlussel Dokumente. - URL: https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument de&dokument=0106 ks g&object=translation&st=&l=de (дата обращения 10.04.2020).
13. Gesetz zur Bekampfung des internationalen Terr orismus (Terrorismusbekampfungsgesetz - TerrorBekampfG k.a.Abk.) // Bundestag D. - 2002.
14. Gesetz zur Erganzung des Terrorismusbekampfungsgesetzes (Terrorismusbekampfungserganzungsgesetz TBEG) [Electronic resource] // Bundesministerium des Innern, fur Bau un d Heimat. - URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/DE/gesetztestexte/Terrorismusb ekaempfungsergaenzungsgesetz.html (дата обращения: 06.04.2020).
15. Internal security strategy for the European Union - Towards a European security model [Electronic resource] // Council of the European Union. - 2010. - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/documents- publications/publications/internal-security-strategy-european-union-towards- european-security-model/ (дата обращения: 29.03.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ