Введение 3
Глава 1. Формы и методы использования «мягкой силы» во внешней политике Китайской Народной Республики 9
1.1. Развитие политики «мягкой силы» в КНР: история, цели и инструменты 9
1.2. Культурный фактор во внешней политике КНР 17
1.3. Пропаганда китайского языка и развитие науки как инструменты «мягкой силы» КНР 24
Глава 2 . Исторические основания и современное состояние системы высшего образования Китайской Народной Республики 29
2.1. Система образования в КНР: история и современное состояние 29
2.2. Современные проблемы китайского высшего образования и их решение руководством Китая 36
Глава 3 Роль образовательного вектора во внешнеполитическом курсе Китайской Народной Республики 43
3.1. Интернационализация образования как инструмент «мягкой силы» в современной геополитике КНР 43
3.2. Совместные образовательные проекты как форма реализации национальных интересов КНР и Российской Федерации в условиях глобальной конкуренции 51
Заключение 57
Использованная литература и источники 61
Актуальность темы исследования. Демократизация, интеграция, глобализация являются основными мегатрендами XXI в. Они оказывают значительное влияние на все сферы жизни общества, в том числе образование, которое приобретает современные черты и играет всё более важную роль. Например, бурное развитие технологий, экономики делает необходимым повышение квалификации, обучение новым навыкам и умениям. Прозрачность границ приводит к увеличению мобильности студентов, профессоров. Интеграция мира способствует тесному сотрудничеству, универсализации образовательных программ. Возрастает роль инновационных факторов производства, в том числе, человеческих (профессиональные компетенции, коммуникативные навыки), поэтому увеличивается количество стран, заинтересованных в инвестировании в человеческий капитал. В то же время современные мегатренды вызывают множество глобальных проблем. Образование может, если не решить, то значительно смягчить их. Поэтому так важно модернизировать образовательную систему, способствовать распространению новых образовательных программ. Кроме того, оно само способно задавать векторы развития, так как оказывает значительное влияние на политическую, экономическую, демографическую обстановку в стране и мире.
Стремление соответствовать современным темпам мирового развития и укрепить конкурентные позиции на мировом образовательном рынке приводит к тому, что государства выделяют всё больше средств на совершенствование данной сферы, создают новые научно-образовательные центры, запускают государственные программы, заимствуют зарубежный опыт, стремятся повысить позиции отечественных университетов в международных рейтингах.
В условиях современного глобального экономического порядка политика «мягкой силы» становится все более значимой в общей системе международных отношений. Практические инструменты ее реализации и теоретические разработки целей и факторов во многом различаются в разных странах. Особенно актуальным в современной политической науке является анализ влияния на внешнюю политику таких культурных факторов, как образование и наука. В КНР традиционно именно культурные инструменты «мягкой силы» признавались наиболее значимыми, что отличало Китай от понимания «мягкой силы» в западных странах, ориентированных на экономические инструменты международного влияния.
Опыт Китая, за последние десятилетия сделавшего резкий экономический рывок, сохраняя социалистическую политическую идеологию и систему управления и, при этом, не отказавшегося от традиционных культурных ценностей, привлекает большое внимание специалистов-политологов и культурологов. В условиях такого быстрого развития проблема реформирования системы образования Китая, которая отвечала бы как обеспечению внутреннего развития страны, так и вызовам современной глобализации международного рынка товаров и труда, оказывается одной из наиболее сложных, а ее успешное решение становится важным фактором международного имиджа государства и влияния на международной арене.
Поэтому анализ китайской модели реализации «мягкой силы», в которой культура и образование рассматриваются как наиболее значимые инструменты, имеет большое значение для определения путей дальнейшего развития Китая, а также может помочь исследователям и аналитикам из других стран в определении перспектив реализации политики «мягкой силы» на основании достижений китайского опыта.
Степень разработанности темы. Интерес к анализу концепции «мягкой силы» и ее применения к китайским политическим идеям и практике их реализации сильно вырос в КНР и во всем мире в начале XXI века. Китайлоги серьезно переработали и расширили предложенную Дж. Наем теорию «мягкой силы» и ее концептуальных основ «мягкой силы» КНРские политологи и социо, наполнив факторами культуры, морали и национальных ценностей, обозначив значение для Китая культуроцентричность «мягкой силы». При этом, были переведены на китайский язык и детально проанализированы работы Дж. Ная, З. Бжезинского, С. Хантингтона и других классиков западной политологии и геополитики. Этот анализ раскрыт в работах Ван Хуньиня, Дань Шиляня, Ли Минцзяня, Го Цземиня, Чжан Цзо, Чжэн Бао, Гао Чжаньсян и др. Гао Чжаньсян в работе «Сила культуры»1 показывает, что «сила культуры» является главным источником гармоничного развития политики и экономики, а следовательно, для развития государства требуется прежде всего возрождение культуры. По мнению автора, центром государственной ««мягкой силы» является культура как основа возрождения нации и построения гармоничного общества».
Чжан Цзы и Сан Хун также считают главной в национальной стратегии «мягкой силы» в Китае роль культуры2. Дань Шилянь полагает, что «сила культуры» опираясь на современные культурные формы, способна создать привлекательный имидж Китая и его «мягкой силы» на международной арене и в обществах с другой культурой3.
Чжэн Бао также считает культуру основным фактором «мягкой силы» Китая и ее влияния на внешнюю политику руководства и восприятие Китая в мире4.
В российских исследованиях политики «мягкой силы» Китая Г. И. Ганьшина, М. И. Гарбарт, С. Ю. Распертова также признают, что культурный аспект является ее идеологическим центром5.
Наиболее эффективными элементами «мягкой силы» культуры в Китае признаются международное влияние китайского языка и конкурентоспособность образования на мировом рынке. Российские исследователи А. В. Бояркина и О. И. Завьялова отмечают все более возрастающее внимание руководства китайской культурной политикой к проблеме изучения китайского языка за рубежом6. По мнению большинства политологов, например И. И. Осинскийого, политика в области языка помогает стать более конкурентоспособной и китайской науке7.
Образование как один из самых значимых культурных факторов «мягкой силы» Китая в последние годы становится темой все большего числа исследований. Так, переведенная на русский язык книга исследовательницы Цзинь Ли, много лет проведшей в США , «Культурные основы обучения: Восток и Запад» показала русскому читателю то внимание, которое уделяется в Китае сохранению культурных традиций в образовании. Образование, основанное на ключевых «внутренних» добродетелях, оказывается в современном мире не менее конкурентоспособным, эффективным фактором «мягкой силы», чем западная модель образования, основанная на рациональном познании внешнего мира8.
Российские политологи и социологи А. Г. Актамов и А. М. Бобыло также признают, что политика «мягкой силы» в Китае предполагает модернизацию и интернационализацию системы образования9. При этом, китайские ученые Се Вайхэ, Сюй Ли и Ван Шаньмай наибольшее внимание уделяют такому качественному показателю образования, как «справедливость», то есть равные для всех доступность и качество10.
Проблематику интернационализации образования в Китае и развития Институтов Конфуция и классов Конфуция, как инструментов политики «мягкой силы» Китая в своих работах исследовали китайские ученые Ян Сюэтун, Пан Жи, Лю Цзея и другие . В российской науке этот вопрос рассматривался в работах С. В. Михневича, О. Ф. Русаковой, Э. О. Леонтьевой 11.
При этом, можно отметить, что комплексных исследований истории и современного состояния реализации политики «мягкой силы» КНР в области образования недостаточно, что оставляет значительный простор для исследования.
Объектом настоящей работы - система образования как фактор политики «мягкой силы» в современной внешней политике КНР.
Предметом исследования - процессы и формы модернизации сферы образования в КНР с целью его использования в качестве инструмента «мягкой силы».
Целью магистерского исследования является изучение различных аспектов образовательной политики в КНР как инструмента внешнеполитического влияния.
Для достижения общей цели в работе были поставлены следующие конкретные задачи:
• исследовать рецепцию и развитие концепции «мягкой силы» во внешней политике КНР;
• показать исторические основания культуроцентричной внешней политики Китая, повлиявшие на выработку концепции «мягкой силы» с китайским уклоном;
• рассмотреть роль пропаганды китайского языка в мире для реализации китайской модели «мягкой силы» и усиления научного потенциала китайской экономики;
• изучить развитие и реформирование системы образования в КНР в целях увеличения ее конкурентоспособности в глобальной экономике;
• дать обзор современных проблем китайского образования и действия руководства КНР в ответ на современные вызовы.
• проанализировать формы интернационализации китайского образования, в том числе использование системы Институтов и классов Конфуция в качестве инструментов «мягкой силы» КНР;
• изучить процессы сотрудничества КНР и РФ в области образования в отношении реализации общих геополитических интересов в регионе и мире на базе концепции политики «мягкой силы».
Методология исследования включает в себя общенаучные принципы, методы конкретных исторических и политических наук, методики сбора информации и работы с источниками.
Общенаучные принципы:
• объективности, согласно которому факты должны превалировать над их интерпретациями;
• историзма, рассматривающий явления в их конкретно-историческом окружении;
• культурологический подход, как способ научного познания, основанный на изучении фундаментальных культурных ценностей общества в определенные периоды его развития.
Методы конкретных исторических и политических наук:
• историко-описательный, представляющий основную фактологию темы;
• историко-сравнительный, дающий возможность классифицировать исторические факты;
• метод политико-экономического анализа, позволяющий определить влияние факторов экономики на политическую ситуацию в исследуемом обществе или государстве.
Научная новизна исследования заключается в:
• комплексном исследовании истории реформирования китайской системы образования в области его международной конкурентоспособности и улучшения внешнеполитического имиджа Китая как реализации концепции «мягкой силы»;
• введение в научный оборот широкого круга российских и непереведенных англоязычных и китайских источников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для анализа перспектив использования образования как инструмента «мягкой силы» в международных отношениях, а также при подготовке учебных пособий по соответствующим темам.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из трех глав (семи параграфов), введения, заключения, списка использованных источников и литературы.
В ходе настоящего диссертационного исследования были сделаны следующие выводы, отвечающие его цели и задачам.
1. В современной китайской политической мысли становятся популярными идеи, связанные с концепцией «мягкой силы». Китайскими аналитиками были освоены труды основателей концепции - Дж. Ная, З. Бжезинского, С. Хантингтона и других классиков западной политологии и геополитики. С начала реформ Дэн Сяопина концепция «мягкой силы» вошла в контекст китайского политического языка. При этом, китайскими специалистами был создан синтез современных западных и традиционных китайских идей, приведший к созданию концепции «мягкой силы» с китайской спецификой, а именно, к культуроцентричной концепции. В ней произошел синтез конфуцианских и даосских идей и западной геополитики. Основные «идеологемы» китайского варианта «мягкой силы» - понятия «традиция», «культура», «экономическое развитие», «социальная справедливость», «мораль и право» - разработанные в трудах Ван Хуньина в начале 1990-х гг., отличаются от западных «идеологем» - «личная свобода», «свобода бизнеса», «влияние массовой культуры». Институционализация интереса к концепциям «мягкой силы» в Китае развивается с открытия в 2012 г. Гуандунского института исследований «мягкой силы». В настоящее время в КНР функционирует также Китайский общенациональный Центр по исследованию «мягкой силы» в Пекине, издаются периодические издания - журналы «Культура и сила государства» в Пекине и «Культурная мягкая сила» в Хунаньском университете.
2. «Культуроцентризм» является главным направлением политики «мягкой силы» в Китайской Народной Республике. Лишь некоторые специалисты по международным отношениям, в частности, профессор Университета Цинхуа Янь Сюэтун, полагают, что не культура, а политическая власть является ядром «мягкой силы». Сюй Цзинь полагает, что «мягкая сила» состоит в международной привлекательности, включая международный и внутренний мобилизационный потенциал. Для ведущего сторонника «школы культуры» Юй Синьтяня мягкая сила включает в себя мысли, идеи и принципы, а также институты, которые действуют в контексте национальной культуры и не могут быть отделены от нее. В контекст китайского варианта концепции «мягкой силы» входят традиционные китайское ценности. Таким образом, китайский вариант «мягкой силы» объединяет цели внутренней и внешней политики, основывая их на единых культурных принципах. Китайское руководство признает значение «мягкой силы» в достижении как национальной мощи, так и международного влияния. Председатель КНР Ху Цзиньтао отметил в своей речи в 2006 году: «тот, кто займет главенствующее положение на поле битвы культурного развития, одержит верх в ожесточенной международной конкуренции». Нынешнее руководство КНР во главе с председателем Си Цзинпинем продолжило успешно развивать идеи «культурной мягкой силы» Китая в мире, основанные на внутренних успехах, национальном согласии и повышении авторитета Китая в международных делах на региональном и глобальном уровне.
3. В рамках развития «культуроцентричной концепции» «мягкой силы» пропаганда и поддержка изучения китайского языка в зарубежных странах становится важным элементом, которому в Китае придается большое значение. С 1984 г. в КНР был создан и начал активно действовать Исследовательский центр зарубежного китаеведения на базе Пекинского университета иностранных языков. В 1987 г. официальным постановлением правительства Китая был создан Совет по распространению китайского языка за рубежом, в состав которого вошли представители 12 министерств и ведомств КНР, а рабочим органом стала Канцелярия Совета (Ханьбань) с широкими полномочиями в области административной и финансовой поддержке языковых программ. В рамках деятельности Совета по распространению китайского языка за рубежом в 2004 г. было принято решение о создании в различных странах Институтов Конфуция как реализация стремления повышения интереса к китайскому языку и культуре во всем мире. Новое поколение китайского руководство во главе с Си Цзиньпинем продолжает активную политику усиления роли китайского языка как в реализации внутриполитического принципа «китайской мечты», так и в развитии китайского влияния в мировой экономике, политике, сфере международной безопасности, а также для поддержки формирования в Китае современной научной и научно-технологической системы, соответствующей общемировым стандартам. Политика КНР в области языка способствует встраиванию китайской науки в общее глобальное научное пространство, усиливает роль КНР как ведущей современной державы, использующей в своем влиянии факторы «мягкой силы» по широкому спектру направлений.
4. Становление и развитие в Китае системы образования прошло долгий и сложный путь с конца XIX в., когда были организованы первые университеты по западному образцу, через влияние СССР во второй половине XX в. к реформам современного типа. С 1980-х гг. китайское образование претерпело ряд новых реформ, которые постепенно приносили улучшения. Начавшись с целью преодоления массовой безграмотности, реформа все большее внимание уделяет повышению качества китайской системы образования, соответствующего современным экономическим и глобальным вызовам. В рамках государственных «Программы 211» и «Программы 985» были выделены приоритетные вузы, целью которых стало превращение в научно-образовательные учреждения мирового уровня. Другим аспектом современных реформ китайского образования стало участие негосударственных коммерческих и общественных структур. Система образования КНР получила современную нормативно-правовую базу, а по количественным показателям она вышла на первое место в мире, став эффективным ресурсом политики «мягкой силы».
5. Руководство КНР осознает, что в системе китайского образования до сих пор остается большое количество проблем, решению которых придается важное значение. В числе этих проблем отмечается: недостатки в управлении системой образования; проблема доступности и справедливости системы образования; проблема повышения качества образования в условиях меняющегося и глобализирующегося мира; проблема повышения международной конкурентоспособности китайского образования. По всем направлениям китайское руководство предпринимает большие усилия. Принимаются постановления, усиливающие координацию между управляющими органами в системе образования и совершенствующие систему управления. Все эти мероприятия также должны в перспективе увеличить конкурентоспособность китайской системы образования на международном уровне.
6. В числе проблем современной системы китайского образования отмечается отставание от современных мировых лидеров, чьи образовательные системы долгое время были передовыми. Эту проблему может решить интернационализация образования, встраивание китайской системы с ее культурно и языковой спецификой в общемировое образовательное пространство. Интернационализация Китайского высшего образования становится все более разнообразной в области международного обмена и сотрудничества. В 2010 г. был принят Национальный план по среднесрочному и долгосрочному реформированию и развитию образования, в числе задач которого были определены факторы интернационализации. Уникальную образовательную систему, ориентированную на интернационализацию, представляют собой Институты и классы Конфуция, которые по состоянию на конец 2018 г. действовали в 154 странах (548 Институтов и 1193 класса). Система, сочетающая зарубежные примеры и китайские традиции, является эффективным механизмом повышения культурного влияния и популяризации китайского язык, усиление позиций Китая на международной арене, в первую очередь среди молодежной аудитории, то есть, способствует усилению «мягкой силы» Китая в долгосрочной перспективе.
7. Культурное и образовательное сотрудничество КНР и Российской Федерации в настоящее время играет значительную роль в жизни обоих стран и реализации ими своих интересов как на региональном, так и глобальном уровне, особенно в условиях возрастающей конкуренции с мировыми экономическими лидерами. Это сотрудничество имеет давнюю традицию и продолжает развиваться в двустороннем и многостороннем контекстах. С 1993 г. стали проводиться ежегодные Форумы ректоров вузов Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных регионов Китая. С 2001 г. работает «Российско-китайская подкомиссия по сотрудничеству в области образования». В КНР и РФ успешно реализуются проекты создания в РФ Институтов Конфуция, а в КНР - отделений российского Института русского языка им. А. С. Пушкина. Обмен студентами между Российской Федерацией и Китайской народной республикой в 2018 г. составил более 50 тыс, а общий объем академической мобильности по образовательным программам составил 90 тыс человек. Совместные с КНР образовательные проекты составляют важную часть работы Российского совета по международным делам, а в 2013 г. стали главной темой доклада РСМД - «Интернационализация российских вузов: китайский вектор». В 2017 г. был открыт совместный российско-китайского университета на базе Московского государственного университета (МГУ) им. М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического института (ППИ) в Шэньчжэне и совместный вуз Вэйнаньского педагогического университета и Московского педагогического государственного университета. Несмотря на отдельные проблемы, Россия и Китай успешно реализуют совместные образовательные проекты, способствующие усилению региональных и глобальных позиций обеих государств, то есть отвечающие их общим интересам в рамках концепции «мягкой силы».
8. В результате можно сделать вывод, что система образования как важный инструмент культурного направления реализации «мягкой силы» во внешней политике Китайской народной республики основана на традиционных китайских культурных ценностях, имеет мощный внутренний реализационный потенциал, базирующийся на современных реформах, и способствует усилению внутриполитической стабильности и внешнеполитического влияния Китая в мире.
Документы
1. Министерство образования КНР. Замечания о всестороннем повышении качества высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-04/20/content_2118168.htm (дата обращения 19.04.2020)
2. Национальный план на 1977 -2016 годы для участия в вступительном экзамене в колледже и при поступлении - CSDN Blog
3. Ministry of Edication of China. Implementation program for the construction of civic morality. Электронный ресурс: http://www.gov.cn/gongbao/content/2001/content_61136.htm. Дата обращения: 26.04.2020.
4. Ministry of Education of China & Ministry of Finance of China. (2007). Suggestions of implementing the project of enhancing instructional quality and reforming teaching practice of undergraduate education in higher educations (in Chinese). [Электронный ресурс]: http://moe.edu.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_1623/201001/xxgk_79761.html. Дата обращения 12.05.2020.
5. Project 2011: A Brief Introduction. China Education and Research Network. [Электронный ресурс]: https://web.archive.org/web/20100409063018/http://www.edu.cn/20010101/21852.shtml. Дата обращения 15.05.2020.
6. Outline of China’s National Plan for Medium and Long-term Education Reform and Development (2010-2020) 2010. [Электронный ресурс]: http://ncee.org/wp-content/uploads/2016/12/Sha-non-AV-5-China-Education-Plan-2010-2020.pdf. Дата обращения 20.05.2020.
7. The Four Modernizations of China. Электронный ресурс: https://apps- node2.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/m. Дата обращения: 18.05.2020.
Монографии
8. Виноградов В. В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.: НОФМО, 2008. 368 с.
9. История Китая: учеб. для вузов / Л. С. Васильев, З. Г. Лапина, А. В. Меликсетов, А. А. Писарев; отв. ред. А. В. Меликсетова. М.: Изд-во МГУ, 2004. 751 с.
10. Ли Шицзюнь. Дэн Сяопин: идеология военной философии нового времени. Бэйцзин, 1991. 295 с.
11. Лузянин С.Г., Чжао Х. Российско-китайский диалог: модель 2019. М. Российский совет по международным делам (РСМД), 2019. 200 с.
12. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренд. 397 с.
13. Се Вэйхэ. Развитие образования и справедливость в сфере образования КНР. 1990-2005. Пекин: Цзяоюй кэсюэ чубаньшэ, 2008. 370 с.
14. Цзинь Ли. Культурные основы обучения: Восток и Запад. М.: издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 464 с.
15. Jing Wang. High Culture Fever: Politics, Aesthetics, and Ideology in Deng’s China. Berkeley: University of California Press, 1996. 399 p.
...