Введение 2
Глава 1. Культурные связи Санкт-Петербурга и Шанхая: история и современности 4
1.1. История развития культурных связей Ленинграда (СССР) и Шанхая 4
1.2. Культурное сотрудничество России и Китая в XXI веке: международная нормативно-правовая база 9
Глава 2. Договоры Санкт-Петербурга и Шанхая в области музыки и театра 14
2.1. Культурные связи СПб и Шанхая в области музыки и театра 14
2.2. Основные проблемы сотрудничества Санкт-Петербурга и Шанхая в области музыки и театра 20
2.3. Перспективные направления сотрудничества Санкт-Петербурга и Шанхая в области музыки и театра 28
Заключение 44
Список используемых источников и литературы 48
Актуальность. В XXI веке происходят активные процессы глобализации и развития международного сообщества, сотрудничества разных стран. На сегодняшний день особую актуальность приобретают вопросы культурного взаимодействия стран с разными типами культур. Повсеместная глобализация, которая охватила практически все аспекты современной жизни, не оставила без внимания и сферу культурных связей. В результате глобализации культурный обмен превратился в важнейшую составляющую взаимодействия государств. Без должного налаженного культурного сотрудничества, взаимного изучения культур, взаимодействия и взаимопонимания сложно говорить о переходе на более высокий и качественный уровень межгосударственных отношений.
Одним из перспективных направлений развития России является тесное сотрудничество с Китаем. Вообще, отношениям с Китаем отводится важнейшее и приоритетное место в структуре современной внешней политики России. Взаимодействие в области культуры не является исключением.
Однако, несмотря на это, отмечается, что богатейший культурный потенциал обеих стран пока еще задействован в двустороннем взаимодействии довольно слабо. Для того, чтобы разрешить данную проблему следует прежде всего выработать комплексные общие стратегии культурного сотрудничества и инициации конструктивных форм культурного взаимодействия. Для того, чтобы создать такой прочный фундамент следует провести научное исследование особенностей культурного сотрудничества России и Китая в области музыки и театра на примере Санкт-Петербурга и Шанхая, как признанных культурных столиц обеих стран.
Объектом настоящего и прошлого исследования является культурное сотрудничество Санкт-Петербурга и Шанхая.
В качестве предмета анализируются особенности и проблемы сотрудничества России и Китая в области культуры и гуманитарных связей.
Целью настоящего и прошлого исследования является изучение сложившегося сотрудничества Санкт-Петербурга и Шанхая, а также определение ключевых проблем и выяснение перспективных направлений.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение двух частных задач:
1) Проанализировать особенности сложившегося сотрудничества Санкт- Петербурга и Шанхая в области театра и музыки;
2) Провести анализ проблем и перспектив сотрудничества Санкт- Петербурга и Шанхая в области театра и музыки.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что были систематизированы ключевые направления сотрудничества России и Китая в культурной и гуманитарной области. Выявлены особенности российско-китайского культурного сотрудничества в области театра и музыки на современном этапе. Представлены некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит вывести российско-китайское культурное сотрудничество на совершенно новый, более высокий уровень развития.
Аналитический очерк источников и литературы. На сегодняшний день в науке представлено лишь сравнительно небольшое количество исследований, посвященных российско-китайскому культурному сотрудничеству в области театра и музыки. Среди трудов, в которых затрагивается данная проблема можно отметить прежде всего работы Е.И. Ганьшиной, Л.А. Горобец, Е.Л. Кудриной, А.В. Шункова, В.Д.Пономарева, Р.С. Положевич, И.А. Ряснова, Е.В. Соловьева, С.С. Тову, М.В. Ханько, а также представителей китайской науки - В. Хунянь и Ч. Чунь, Ю. Цзыся, Лю Ч.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 54 страницу.
Таким образом, нами проведен анализ двустороннего сотрудничества России и Китая в области музыки и театра в XXI веке. Прежде всего, в рамках нашего исследования, мы, руководствуясь цивилизационным подходом, исходили из того, что культурное сотрудничество представляет собой нечто большее, чем совокупность культурных мероприятий, образовательные обмены и гуманитарное взаимодействие. В контексте диалога цивилизаций культурное сотрудничество - это еще и инструмент достижения взаимопонимания. В ситуации, когда оно достигнуто и устранены все возможные противоречия, происходит системное укрепление сотрудничества во всех других сферах, включая экономику, социальную и гуманитарную сферы.
Культурные связи между Ленинградом и Шанхаем всегда оставались и остаются одними из приоритетных во взаимодействии двух городов. Китайско- советские культурные связи характеризуются особым богатством содержания. История возникновения отношений Ленинграда и Шанхая относится к далекому 1959 году. Лишь три десятилетия спустя, в 1988 году в ходе визита делегации Ленсовета в Китай произошло подписание «Договора о дружественных связях между Ленинградом и Шанхаем», в рамках которого были заложены фундаментальные основы культурного сотрудничества стран и двух городов.
Сотрудничество России и Китая в области культуры и искусства формировалось на протяжении нескольких десятков лет и прошло через несколько последовательных этапов.
Первый этап: нормализация отношений (1990-1992 годы). В 1990 году в апреле в Москву прибыл премьер Госсовета КНР Ли Пэн с дружественным визитом, в результате чего между двумя странами было подписано соглашение о сотрудничестве в области экономики, торговли, науки, техники и культуры. Уже весной в 1991 году представители обеих стран заявили о своем намерении развивать добрососедские дружественные связи, базируясь на пяти принципах мирного существования.
На этом этапе в 1999 году был сформирован и запущен «Центр китайско- русских культурных связей», который представляется коллективным членом Всероссийского общества российско-китайской дружбы. Основным направлением деятельности данной коммерческой организации является расширение культурного обмена и развитие культурных связей между Китаем и Россией.
Второй этап: улучшение двусторонних отношений в области культуры (1993-1995 годы). На данном этапе представители обеих сторон развивали преимущественно сотрудничество в области образовательных обменов, которые рассматривались ими в качестве одних из инструментов «мягкой силы». Китайские представители заявляли, что язык и культура являются «мягкой силой», которой отводится ключевое значение в международных отношениях. Она оказывает прямое влияние на мировую политику и деловые связи двух стран. Так, с этого периода были выделены такие ключевые факторы мягкой силы, как - культурный, информационный и образовательный.
Третий этап: курс на стратегическое партнерство (1996-2000 годы). Уже с 1996 года российско-китайским отношениям удалось выйти на новый уровень, они стали важнейшей и одной из наиболее значимых составляющих мировой политики. В этот период был сформирован и успешно начал свое функционирование механизм проведения регулярных встреч глав правительств, которые осуществлялись не реже чем раз в год. Здесь следует зафиксировать тот факт, что в 1997 году и 1998 году под патронажем министерств культуры двух стран впервые были проведены Дни культуры Китая в России и Дни культуры России в Китае.
Четвертый этап: эпоха добрососедства, дружбы и сотрудничества (20012015 годы). После подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем в Кремле можно смело говорить о том, что сотрудничество двух стран перешло на качественно новый уровень. После подписания данного соглашения международная культурная и образовательная деятельность начала развиваться особо активно и стремительно. По мнению руководства, двух стран всестороннее развитие российско-китайского сотрудничества и отношений обеспечивает реальную выгоду народам обеих стран, а также вносит свой важный вклад в дело защиты мира, стабильности, способствует развитию и процветанию в регионе и мире в целом.
Эффективное культурное сотрудничество между Россией и Китаем в целом, а также между Санкт-Петербургом и Шанхаем в частности, является крайне полезным для двустороннего развития государств, усилия которых направлены на реформы, открытость во внешний мир, развитие экономики. В таких условиях важно производить обобщение опыта и уроков прошлого для расширения и углубления экономических связей и культурных обменов.
Представлена характеристика современной модели культурных взаимоотношений двух стран. Определено влияния китайской и русской культуры друг на друга. Выявлена актуальность культурного сотрудничества России и Китая на современном этапе.
Рассмотрены крупнейшие культурные проекты, созданные и реализуемые на государственном уровне между СПб и Шанхаем. Выяснено, что основными целями сотрудничества является формирование положительного имиджа Санкт-Петербурга в Шанхае, как международного промышленного, научного и культурного центра, а также содействие в активизации международных и экономических связей Санкт-Петербурга с органами власти и организациями Китая.
Перечислены основные формы и направления международного сотрудничества. Выявлен круг проблем, которые препятствуют благоприятному и эффективному сотрудничеству Санкт-Петербурга и Шанхая в области музыки и театра.
Проведенный анализ позволяет нам сказать о том, что российско- китайское сотрудничество в области культуры прошло долгий путь своего развития. Начало ему было положено еще в XIX столетии, однако, только в XXI веке ему удалось выйти на совершенно новый более качественный уровень. Сотрудничество РФ и КНР в сфере культуры, в частности - в области музыки и театра, имеет особо важное значение для выстраивания общей стратегии развития общества, за счет обращения к культуре происходит осознание ценностных ориентиров и принципов, которые позволяют определить положение национальной культуры в современных процессах цивилизационных глобальных изменений.
Следует отметить, что несмотря на повышение интереса правительств двух стран к сотрудничеству в культурной сфере, повышение интереса к разработке комплексной межгосударственной договорно-правовой базы, увеличение финансирования на продвижения национальной культуры и образования за рубежом, в российско-китайских отношениях, в частности в культурной сфере, существует целый ряд вопросов, которые требуют серьезной аналитической проработки.
Во-первых, на наш взгляд, одной из проблем сотрудничества РФ и КНР, в частности - Санкт-Петербурга и Шанхая в области музыки и театра является так называемая проблема культурной совместимости. Во-вторых, другой проблемой является уровень культурной компетенции получателей культурной информации. Культурная компетенция субъектов деятельности искусства и общественности здесь представляет особую важность, поскольку именно она обеспечивает расширение пределов культурной совместимости при культурном взаимодействии двух стран. В-третьих, накопленный за последние десять лет опыт двусторонних связей и разных форм совместной деятельности свидетельствует о необходимости реализации интегративного подхода к организации культурного сотрудничества между КНР и РФ. В-четвертых, следует признать тот факт, что одной из проблем культурного сотрудничества между Санкт-Петербургом и Шанхаем является отсутствие как таковых комплексных проектов по организации молодежных творческих обменов, слабая организация совместных российско-китайских проектов в сфере разных видов искусства. В-пятых, отмечается, что в современных российских высших учебных заведениях существует необходимость формирования у студентов представлений о характерных особенностях академической музыки Китая в контексте эстетики восточных музыкальных традиций и менталитета китайского народа. В-шестых, нельзя также не затронуть и тот факт, что многие представители китайского театрального и музыкального искусства отказываются принимать участие в мероприятиях по случаю культурного сотрудничества, организованных на российской стороне.
Определены перспективные направления сотрудничества Санкт- Петербурга и Шанхая в области музыки и театра. Выяснено, что сотрудничество в сфере музыки и театра является важнейшей составляющей российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Описываются особенности двустороннего взаимодействия по реализации взаимовыгодных проектов в области музыки и театра между Санкт- Петербургом и Шанхаем.
Таким образом, цель, поставленная в начале исследования, достигнута, а все поставленные задачи успешно разрешены.
1. Большой театр России откроет гастроли на сцене Большого театра Шанхая [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/kultura/5196169 (дата обращения 12.11.2018).
2. Ван Лэй. У Китая и России общее представление о мире // Китай. - 2010.-№4(54).-С. 44-46.
3. Год России в Китае достиг больших успехов в развитии различных областей двухстороннего сотрудничества [Электронный ресурс] // Russian.China.org.cn: Китайский информационный Интернет-центр. - URL: http://russian.china.org.cn/russian/268938.htm (дата обращения 12.11.2019).
4. Горобец Л.А, Своеобразие взаимодействия культур России и Китая в дальневосточном регионе: автореф. канд. культуролог. Специальность: 24.00.01. - Екатеринбург, 2015. -20 с.
5. Горобец Л. А. Взаимодействие культур России и Китая: проблема культурной совместимости // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 12-18.
6. Журнал, снискавший любовь китайских читателей // Дружба. - 1959. - №34.-С. 21-23.
7. История Общества российско-китайской дружбы [Электронный ресурс] // http://orkd.ifes-ras.ru (дата обращения 12.11.2018).
8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента России от 30.11.2016 № 640) [Электронный ресурс] // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/53384 (дата обращения: 2.12.2018).
9. Кудрина Е.Л., Шунков А.В., Пономарев В.Д. Россия - Китай: диалог культур, науки и образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 34-38.
10. Ли Цигуй. Питомцы Московской консерватории: Концерт молодых китайских музыкантов и артистов // Дружба. - 1959. - № 39. - С. 32.
11. Люй Цин. Советско-китайские культурные отношения: автореф. ... канд. истор. наук. Специальность: 07.00.02. -М., 2003. - 23 с.
12. Медведев А.В., Горобец Л.А. Взаимодействие культур: проблема терминологии// «Дискуссия» Ежемесячный научный журнал. - 2014. - № 9 (50). -С. 12-17.
13. Месячник китайско-советской дружбы в Китае проходит с большим подъёмом // Народный Китай. - 1952. - № 23. - С. 36-37.
14. Мы-побратимы: Шанхая - наш китайский брат [Электронный ресурс] //Наша новая школа. -URL: http://nnsspb.ru/?p=717 (дата обращения 12.11.2018).
15. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/offi cial_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 23.03.2017).
...