В статье 9 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», говорится: «финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств», т.е. законодательством определены только два источника финансирования.
Собственные средства, которые формируются, в основном, из амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли, представляют собой оптимальный вариант финансирования инвестиций: процесс накопления и вложения средств находится в одних руках. Однако в современной России инвестиционная политика не стимулирует накопление собственных средств.
Амортизационные отчисления являются наиболее стабильным источником накопления. В мировой практике наблюдается тенденция роста роли амортизационных отчислений в финансировании инвестиций в результате того, что амортизация приобретает собственные формы движения и перестает быть выражением только физического износа основного капитала. Амортизация превращается в инструмент регулирования инвестиционной деятельности предприятия.
Необходимость обновления основных фондов, вызванная конкуренцией товаропроизводителей, вынуждает их владельцев осуществлять ускоренное списание оборудования. В настоящее время в промышленно развитых странах применяется два основных метода ускоренной амортизации. Первый заключается в том, что без сокращения установленных нормативных сроков службы основного капитала определенным фирмам (предприятиям) разрешается в течение ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенных размерах, но с понижением их в последующие годы.
Второй способ предусматривает сокращение установленных нормативных сроков службы основных фондов и соответственно увеличение норм амортизации. При этом фактические сроки службы основного капитала существенно превышают величину амортизационного периода, что позволяет предприятию возвратить вложенный капитал в более кроткие сроки в форме стоимостного износа основных фондов. Такой метод ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов был продекларирован Правительством РФ постановлением от 19.08.94г.№967, которое было затем заблокировано налоговыми органами с целью недопущения увеличения размера производственных издержек и соответственно сокращения налоговой базы при расчете налога на прибыль. Российские налоговые органы при расчете налога на прибыль признают лишь равномерный метод начисления амортизации по нормам 1990г.
Препятствием к накоплению амортизационных отчислений является также высокая изношенность основных фондов. По оценкам профессиональных аналитиков лишь 10% используемых машин и механизмов соответствует техническим требованиям, 50%-нуждаются в капитальном ремонте, а 40%-подлежат списанию.
Острой остается проблема целевого использования амортизационных отчислений, которые нередко направляются на выплату заработной платы или приобретение оборотных средств.
В результате отрицательного влияния указанных выше факторов доля амортизационных отчислений в финансировании капитальных вложений остается на низком уровне и в 2000 г составила около 2% от их общего объема.
Нераспределенная прибыль как вторая составляющая собственных средств на данном этапе также не обеспечивает их накопление в необходимых размерах. Если в развитых странах за счет прибыли финансируется 25-30% инвестиций, то в России к 2000 г на долю прибыли их приходилось около 10%. Причина такого положения заключается прежде всего в том, что около 40% предприятий и организаций являются убыточными, а уровень прибыльности остальных незначителен. К тому же инвестиционная составляющая связана не с чистой прибылью, а с налоговыми льготами, позволяющими предприятиям и организациям уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направляемые:
Предприятиями сферы материального производства – на финансирование капитальных вложений в основные фонды, а также на погашение кредитов, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
Предприятиями всех отраслей народного хозяйства, а также на погашение кредитов, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
Кроме того, финансирование капитальных вложений может осуществляться за счет инвестиционного налогового кредита, который представляет собой измерение срока уплаты налога на прибыль, т.е. рассрочку по его платежам на определенный срок с оплатой процентов за пользование кредитом.
Суть понятия «привлеченных»
Средств может быть истолкована по-разному: некоторые авторы (В.В.Остапенко Финансирование инвестиций в основной капитал.// «Экономика строительства».2001.№7) к ним относят кредиты банков, заемные средства других организаций, бюджетные средства.
В отличие от облигаций, относящихся к заемным средствам, акции - негасимые ценные бумаги. Акционер не имеет права потребовать возврата вложенных денежных средств. Вернуть эти средства акционер может только путем продажи акций другому лицу на вторичном рынке ценных бумаг.
Таким образом, акционер имеет право собственности на долю в у ставном капитале общества, право получения дивидендов, право на имущество при ликвидации акционерного общества, а также возможность получения дополнительной прибыли при продаже акций по цене выше той, по которой они были куплены (курсовая разница). Эти права могут дифференцироваться в зависимости от типа акций.
Причин почему в российской предпринимательской деятельности акционерный капитал практически не функционирует, за привлеченные средства отождествляются с заемными.
Прежде всего, несовершенство законодательной базы. Так, вопрос создания инвестиционных фондов в России был решен как бы попутно Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», где указано, что: «для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды» (ст.8,п.1). Ни процедура создания фондов, ни принцип их деятельности, ни обеспечение гарантий сохранности и приумножения средств акционеров в законе не определены. Лишь положение о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Правительством России 28.12.91 г., конкретизировало некоторые условия создания специализированных институтов по управлению капиталами и инвестиционных фондов. Согласно указанному положению: «Деятельность инвестиционного фонда – выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложение от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады, при котором все риски, связанные с такими вложениями, все доходы и убытки от изменений рыночной оценки таких вложений в полном объеме относятся на счет акционеров этого фонда, и реализуется ими за счет изменения текущей цены акций фонда. Указанные операции являются исключительным видом деятельности инвестиционного фонда». Из приведенной цитаты видно, что ни в организационные, ни в правовые аспекты деятельности инвестиционных фондов указанное Положение ясности не внесло.
Немаловажную роль в дискредитации деятельности инвестиционных фондов а России сыграл кризис экономики и товарного производства. Мобилизованные инвестиционными фондами приватизационные чеки и денежные сбережения не могли быть вложены в эффективные инвестиционные проекты, так как предприятия находились на грани выживания. Кроме того, хозяйствующие субъекты, привыкшие к финансированию капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и бюджетных средств, не имели представления о возможности привлечения других источников финансирования капитальных вложений. С другой стороны, инвестиционные фонды, не имея опыта работы по формированию и использованию акционерного капитала и используя несовершенство законодательства, пошли по пути обмана вкладчиков.
В настоящее время товаропроизводители осознали, что без обновления основных фондов, реконструкции и модернизации производства у них нет будущего. Что собственные накопления или невозможны в ближайшее время, или недостаточны для осуществления необходимых капитальных вложений. Что кредиты получить сложно, к тому же они крайне дороги, в результате чего заемщик испытывает финансовые трудности в период погашения кредита.
Мировой опыт показывает, что не менее 50% инвестиций финансируется за счет акционерного капитала, т.е. денежных средств населения, мобилизованных инвестиционными компаниями, которые финансовыми посредниками между мелкими инвесторами и инициаторами инвестиционных проектов. В настоящее время в России это только зарождается. Для разработки механизма управления инвестиционными ресурсами необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Инициировать разработку и принятие законодательных актов, обеспечивающих эффективное управление акционерным капиталом в инвестиционной сфере.
2. Организовать подготовку инвест-менеджеров и финансовых консультантов для работы в инвестиционных компаниях и на предприятиях производственной сферы, используя для этих целей возможности президентской программы подготовки руководящих работников. Учитывая, что реализацией этой программы занимаются различные учебные заведения, необходимо разработать единую программу по инвестиционному менеджменту. Подготовка указанных специалистов возможна также Всероссийской академией внешней торговли в рамках программы МВА.
3. Организовать работу по выявлению и отбору среди финансовых учреждений и промышленных предприятий потенциальных учредителей инвестиционных компаний, учитывая, что пользователям их услуг в первую очередь будут инициаторы инвестиционных проектов производственной сферы
4. Совершенствовать методику оценки эффективности инвестиций на базе технико-экономического обоснования с целью повышения его роли при отборе инвестиционных проектов для финансирования. Рассмотреть вопрос целесообразности для этих целей методики ЮНИДО, в большей степени отвечающей международным требованиям к проведению промышленных технико-экономических исследований.
5. Организовать изучение зарубежного опыта управления акционерным капиталом, в частности, деятельности взаимных фондов денежного рынка, получивших широкое развитие в США, с целью использования их «ноу-хау» в российских условиях.
1. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 29030 “Промышленное и гражданское строительство” /сост. Е.П.Сапожникова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. Ун-та,2006.
2. Территориальный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в Хабаровском крае. (части 1-19)/ Минстрой Хабаровского края/ г.Хабаровск. 2003-2004.
3. Территориальный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в Хабаровском крае (части 1,2,3,4)/Минстрой Хабаровского края/ г. Хабаровск.2003-2004.
4. Ежеквартальный информационный бюллетень “Регио Строй Информ” (№1 2006) / Минстрой Хабаровского края/ г. Хабаровск.
5. Экономика строительства: Учебник /Под общей ред. И.С.Степанова. -3-е изд, доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
6. Журнал “Экономика строительства” №2/2005.