Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пенитенциарная политика РФ: установки студентов ВУЗов

Работа №128305

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАКАЗАНИЯ 10
ГЛАВА II. ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О НАКАЗАНИИ? 25
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64

Должен ли вор сидеть в тюрьме? Должны ли преступники быть наказаны в самой суровой форме? Необходимо ли лишение свободы в случае ненасильственных преступлений? Ответы на эти и другие вопросы о наказании преступников формируют у граждан определенную позицию касательно того, каким образом должны быть наказаны правонарушители, какого наказания заслуживают те или иные преступления, какими должны быть цели наказания. То есть происходит формирование общественного мнения о наказании и его особенностях (степени его тяжести, роли и так далее). Таким образом, мнение общественности о наказании является важным аспектом для уголовно-исполнительной политики государства, который в значительной мере влияет на ее направленность, а также использование тех или иных видов наказания (например, смертной казни). Так, зачастую общественность во многом является сдерживающим фактором для сферы исполнения наказания, поскольку в данном случае государство может опасаться пойти на какой-либо шаг в уголовно-исполнительной политике (например, отмена или разрешение смертной казни, разрешение опасных видов работы в тюрьмах и так далее). Общественность может не допускать беспринципности и произвола в сфере вынесения приговоров и назначения какого-либо наказания, либо же наоборот, требовать более жестоких и суровых наказаний для правонарушителей, полагая, что они никогда не изменятся и заслуживают самого худшего обращения. Широко распространенная точка зрения о том, что преступников необходимо наказывать как можно строже и как можно больше, а также мнение о том, что именно такая стратегия является самым эффективным способом для достижения общественной безопасности и снижения уровня преступности, носит название “карательный популизм”.
Карательные настроения, в свою очередь, становятся не менее актуальной проблемой для общества, чем преступность. Так, увеличивается количество россиян, которые хотели бы более суровых наказаний для преступников. Так, например, процент россиян, поддерживающих смертную казнь, увеличивается. Согласно данным Левада-центра период с 2017 года по 2019 год данный показатель возрос на примерно 5 %. Так, в 2019 году за возвращение смертной казни выступило примерно 49 % респондентов. Такую же тенденцию демонстрирует и исследование Фонда общественного мнения (ФОМ) об отношении граждан Российской Федерации к смертной казни. Согласно этим данным использование высшей меры наказания поддерживают 52 % российских граждан. При этом 69 % опрошенных считают смертную казнь вполне допустимой мерой уголовного наказания. Респонденты, выступающие за возвращение смертной казни, считают уместным и корректным использовать данную меру наказания для преступников, совершивших сексуальное насилие над несовершеннолетними, являющихся как-либо причастными к террористическим актам, а также причастных к распространению наркотиков. Кроме того, некоторые респонденты допускают применение смертной казни в случае государственной измены, шпионажа, покушения на президента, а также в случае осквернения религиозных святынь. Основными аргументами в пользу использования смертной казни является, в свою очередь, представление о том, что такое суровое и жестокое наказание как смертная казнь может помочь снизить общий уровень преступности в обществе, так как страх лишиться жизни будет сдерживать потенциальных правонарушителей. Также согласно исследованию Фонда Общественного мнения одним из самых популярных аргументов в поддержку смертной казни является мнение о том, что преступник должен понести наказание за содеянное, то есть эти респонденты руководствуются пресловутым принципом “око за око”. Таким образом, согласно результатам приведенных выше социологических исследований около половины респондентов поддерживают смертную казнь, и, как упоминалось выше, этот процент увеличился за последние несколько лет. Исходя из этого можно утверждать о росте карательных настроений в российском обществе. Помимо чисел, указывающих на процент россиян, поддерживающих смертную казнь, важны также и аргументы, которые приводятся в ее пользу. Так, значительная часть россиян воспринимает преступников как людей, заслуживающих возмездия, а также считает, что потенциальных преступников нужно сдерживать с помощью инструментов устрашения. Подобные общественные настроения касательно преступников можно охарактеризовать как довольно карательные, что также позволяет утверждать о присутствии суровых представлений о правонарушителях, их наказании и его целях в социуме. То есть общественное мнение о наказании в России имеет выраженные карательные настроения.
В то же время сложно однозначно охарактеризовать политику Российской Федерации в сфере исполнения наказания. С одной стороны, наблюдаются некие попытки демократизации пенитенциарной системы России и соответствующих органов и структур. Эти попытки направлены на то, чтобы сделать уголовно-исполнительные структуры более гибкими, чтобы наказание способствовало, так называемому, исправлению преступника и закладывало основу для его дальнейшей реинтеграции в общество. Также попытки реформирования пенитенциарной системы призваны расширить взаимодействие с гражданским обществом. Так, концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации была утверждена в 2010 году Постановлением Правительства. Данная концепция развития пенитенциарной системы была рассчитана на десять лет и имела цели, описанные выше. Также данная концепция была направлена на повышение эффективности различных учреждений и институтов, формирующих уголовно-исполнительную систему, и на гуманизацию условий отбывания уголовного наказания. Сообщается, что по итогам имплементации данной концепции были достигнуты следующие результаты: разработаны законодательные акты, защищающие права заключенных, призванные решить проблемы уголовно-исполнительной политики и связанных с исправлением осужденных лиц. В настоящее время опубликована концепция развития пенитенциарной системы Российской Федерации, которая подразумевает решение проблем, стоящих перед данной сферой, а также расширение уже достигнутых результатов. То есть в сфере исполнения наказания в России формально наблюдаются тенденции переосмысления роли наказания, к созданию более гуманных условий содержания заключенных и так далее.
Наблюдается также и уменьшение количества заключенных. Так, несмотря на то, что российское законодательстве предусматривает различные варианты ограничения свободы, полное лишение свободы путем тюремного заключения на какой- либо срок является на данный момент самой популярной карательной мерой в России и, как правило, выступает в качестве основного наказания. В Российской Федерации в 2019 году к лишению свободы в качестве основного наказания были приговорены около 182 тысяч людей, к условному лишению свободы- около 162 тысяч, к ограничению свободы- около 21 тысячи. Однако в 2020 году количество лиц, отбывающих уголовное наказание, уменьшилось и составило 524900 человек (на 6.8 % меньше, чем в 2019 году). Помимо этого, в 2020 году Российская Федерация занимала 4-ое место в мире по количеству населения, отбывающего срок лишения свободы (517028 человек). В настоящее время Российская Федерация переместилась на 25-ое место (330000 человек). Безусловно, сложно однозначно утверждать, какими факторами и предпосылками вызван данный феномен уменьшения уровня заключенных. То есть не представляется возможным полагать, что такая тенденция- это результат только гуманизации и смягчения уголовно-исполнительной политики России. Однако на формальном уровне количество тюремного населения в России действительно значительно уменьшилось за последний год. Но несмотря на данную тенденцию, за последние годы в значительной мере увеличился объем Уголовного Кодекса Российской Федерации. Так, в период с момента вступления Уголовного Кодекса в силу (1997 год) по 2018 год он увеличился в полтора раза. Количество уголовных статей выросло с 534 до 890, то есть на 66%. Таким образом, с одной стороны, в сфере исполнения наказания можно наблюдать некоторые изменения, связанные с ее гуманизацией и переходом к более гибкому способу функционирования. С, другой стороны, количество уголовных статей стало гораздо выше, что также может служить свидетельством карательных настроений в сфере исполнения наказания в России.
При этом граждане Российской Федерации также не слишком осведомлены и взволнованы вопросами правоприменения и наказания. Например, довольно большой процент российских граждан (68 % на 2017 год ) не знает, в каких условиях содержатся заключенные в местах лишения свободы. Также согласно данным Фонда общественного мнения 34 % опрошенных ими россиян склонны полагать, что суровые условия содержания в местах лишения свободы вполне имеют место быть. И, что более, важно только 25% респондентов считают, что в тюрьмах и колониях применяют пытки и подобные жестокие действия в отношении лиц, отбывающих уголовное наказание. Однако около половины опрошенных россиян выступают за усиление контроля над местами лишения свободы посредством каких-либо независимых общественных комиссий или других подобных органов . Кроме того, как уже упоминалось выше, многие граждане имеют довольно ярко выраженные карательные установки, полагая, что большее количество преступников заслуживают более сурового наказания, например, смертной казни, и что такой метод эффективен для снижения уровня преступности.
Таким образом, осведомленность россиян о сфере применения наказания и ее отдельных аспектах не так высока, что делает проблему отношения общественности к наказанию и проблему карательных настроений в России чрезвычайно важным предметом изучения.
В данной работе будут исследованы карательные установки молодых граждан Российской Федерации, а именно студентов гражданских высших учебных заведений и студентов Университета МВД Санкт-Петербурга. Данная тема является актуальной в связи с наметившимся тенденциями в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации, которые были рассмотрены выше. Помимо этого, я считаю важным изучение установок именно студентов Высших учебных заведений (особенно студентов Университета МВД) и их карательных установок, потому что студенты Университета МВД являются будущими сотрудниками данной сферы, и именно они будут напрямую влиять на уголовно-исполнительную политику, поэтому важно понимать, насколько их настроения карательны, как они видят наказание и его роль. Также карательные установки граждан в российском контексте в настоящий момент исследуются не так широко, что также делает данную работу актуальной.
Исследовательский вопрос данной работы звучит как “Какие факторы влияют на карательные установки студентов Санкт-Петербурга?”
Объектом моего исследования являются карательные настроения. Предметом моего исследования являются карательные установки студентов Санкт-Петербурга.
Целью данного исследования является выяснить, насколько студенты Университета МВД Санкт-Петербурга и студенты гражданских ВУЗов карательны и какие факторы влияют на их карательные установки. Также данное исследование имеет следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты наказания.
• Проанализировать теоретическую и эмпирическую литературу, посвященную факторам, влияющим на карательные настроения людей.
• Провести эмпирическое исследование для выявления факторов, влияющих на карательные настроения студентов Университета МВД РФ и студентов гражданских ВУЗов.
• Интерпретировать и обосновать полученные результаты.
• Сделать выводы на основе проанализированных источников и
эмпирических данных.
В данном исследовании будут использоваться данные опроса 2017 года, который был проведен в рамках исследования Анны Леонидовны Гуринской, доцента Факультета Свободных искусств и наук. В данном опросе участвовало 524 студента Санкт-Петербурга, 269 из них- студенты Университета МВД Санкт-Петербурга, 255- студенты гражданских ВУЗов. Средний возраст респондентов- 19- 20 лет, чуть больше половины опрошенных- женщины, около 50 процентов студентов считают доход своей семьи средним, около 60 процентов опрошенных считают себя религиозными людьми.
В данной работе будут использоваться следующие методы: описательная статистика, множественная линейная регрессия.
Также в данной дипломной работе будут рассмотрены аспекты, обуславливающие наказание, а также ряд эмпирических статей, рассматривающих карательные установки как результат комплекса различных социально-демографических и других факторов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе исследовался такой феномен как карательный популизм и карательные установки молодых граждан Российской Федерации, а именно студентов гражданских высших учебных заведений и студентов Университета МВД Санкт-Петербурга. В данной работе было исследовано то, какие факторы влияют на карательные убеждения студентов гражданских ВУЗов Санкт-Петербурга и студентов Университета МВД Санкт-Петербурга. В качестве зависимой переменной выступала переменная “карательность”. Исследуемыми факторами, то есть независимыми переменными, выступали такие социально-демографические характеристики как опыт виктимизации от имущественных преступлений, опыт виктимизации от насильственных преступлений, пол, ВУЗ, доход, уровень образования, а также религиозность. С помощью такого метода как множественная линейная регрессия мной были получены результаты, которые подтвердили гипотезы, предполагающие, что пол, религиозность, высшее учебное заведение оказывают существенное влияние на карательные установки студентов. Также частично подтвердилась гипотеза об опыте виктимизации как детерминанте карательных настроений: так, опыт виктимизации от насильственных преступлений взаимосвязан с карательностью и является ее предиктором. Уровень дохода также не оказывает влияния на карательные настроения в значительной мере.
В ходе работы мной была достигнута поставленная цель, а именно определить. какие факторы, влияют на карательные установки студентов.
Кроме того, удалось выполнить поставленные задачи. Так, мной были рассмотрены теоретические аспекты наказания, также в данной работе я попыталась понять, по каким причинам социум хочет карать преступников. Для рассмотрения данных вопросов я обозревала теорию социальной солидарности Эмиля Дюркгейма, а также теории обосновании уголовного наказания. В ходе рассмотрения данных концепций я пришла к выводам о том, что наказание- это комплексная нравственная категория, которая может являться свидетельством определенной общественной организации и типа общественного устройства. Также мной были рассмотрены различные взгляды на цели наказания. Так, согласно ретрибутивисткой теории обоснования наказания наказание является реваншем за содеянное, преступник должен быть наказан уже ввиду факта совершения преступления. При этом наказание должно быть в полном объеме пропорционально совершенному правонарушению. Утилитаристские же теории обоснования наказания рассматривают наказание в качестве способа максимизации пользы. Так, получив наказание (например, лишение свободы). преступник физически не сможет совершить другие правонарушения. Польза здесь- это более безопасное общество, которое станет таковым, если свобода преступника будет ограничена.
Далее в данной работе были рассмотрена литература, в которой представлены исследования феномена карательных установок в различных социальных контекстах. Так, мне удалось рассмотреть исследования того, как карательные установки зависят от различных факторов, включающих в себя социо-демографические и другие. Именно в ходе обзора литературы по теме мной были выявлены основные детерминанты карательных убеждений, а также сформированы представленные в работе гипотезы данного исследования.
Далее мной было проведено эмпирическое исследование для проверки выдвинутых гипотез. Анализ был проведен с помощью метода множественной линейной регрессии, которая позволила оценить то, какие из заявленных факторов влияют на карательность, которая выступала зависимой переменной. Данный анализ был проведен для трех групп, а именно “Санкт-Петербург”, “МВД”, а также для обеих этих групп). По результатам анализа факторами, которые влияют на карательные убеждения студентов Санкт-Петербурга, стали пол, Высшее учебное заведение, религиозность (для группы “Санкт-Петербург”), а также опыт виктимизации от насильственных преступлений.
Полагаю, что полученные мной в ходе исследования результаты дают обоснование для дальнейших исследований карательных убеждений в студенческой среде и в России в целом. Помимо этого, данные результаты могут служить материалом для дальнейших исследований российской уголовно-исполнительной политики, а также понимания внутри нее таких концептов как справедливость, права человека, цель наказание, а также самого концепта карательности.



1. Дюркгейм Э. "О разделении общественного труда". М., 1996 г.
2. Гуринская А. Л. Представления о суровости наказания у преподавателей уголовно-правовых дисциплин: роль теоретических предпочтений и опыта виктимизации //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2019. - №. 191.
3. Кант И. Критика практического разума / пер. Н. М. Соколова // Кант И. Сочинения : в 8 т. Т. 4. М., 1994.
4. Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года.
5. Applegate B. K., Cullen F. T., Fisher B. S. Public views toward crime and correctional policies: Is there a gender gap? //Journal of Criminal Justice. - 2002. - V. 30. - №. 2.
6. Baker J. O., Booth A. L. Hell to pay: Religion and punitive ideology among the American public //Punishment & Society. - 2016. - V. 18. - №. 2.
7. Barkan S. E., Cohn S. F. Why whites favor spending more money to fight crime: The role of racial prejudice //Social problems. - 2005. - V. 52. - №. 2.
8. Brown E. K., Socia K. M. Twenty-first century punitiveness: Social sources of punitive American views reconsidered //Journal of Quantitative Criminology. - 2017. - V. 33. - №. 4. Carlsmith K. M., Darley J. M., Robinson P H. Why do we punish? Deterrence and just deserts as motives for punishment //Journal of personality and social psychology. - 2002. - V. 83. - №. 2.
9. Chen G., Einat T. To Punish or Not to Punish—That Is the Question: Attitudes of Criminology and Criminal Justice Students in Israel Toward Punishment //International journal of offender therapy and comparative criminology. - 2017. - V. 61. - №. 3.
10. Costelloe M. T., Chiricos T., Gertz M. Punitive attitudes toward criminals: Exploring the relevance of crime salience and economic insecurity //Punishment & Society. - 2009. - V. 11. - №. 1.
11. Falco D., Martin J. Examining Punitiveness: Assessing views Toward the Punishment of Offenders Among Criminology and Non-Criminology Students // 2012.
12. Hamilton C. Reconceptualizing penalty //Reconceptualizing Penalty. - Routledge, 2016.
13. Jennings W. et al. Penal populism and the public thermostat: Crime, public punitiveness, and public policy //Governance. - 2017. - V. 30. - №. 3.
14. King A., Maruna S. Is a conservative just a liberal who has been mugged? Exploring the origins of punitive views //Punishment & Society. - 2009. - V. 11.
- №. 2.
15. Kleck G., Jackson D. B. Does crime cause punitiveness? //Crime & Delinquency. - 2017. - V. 63. - №. 12.
16. Kuehn S., Ridener R. J., Scott P W. Do criminology classes make a difference? Changes in perceptions of punishment over time //Journal of criminal justice education. - 2018. - V. 29. - №. 1.
17. Mead G. H. The psychology of punitive justice //American journal of sociology.
- 1918. - Т. 23. - №. 5. - С. 577-602.
18. Newman G. The Punishment Response. 2 ed. New Brunswick: Transaction Press
19. Payne B. K. et al. What drives punitive beliefs?: Demographic characteristics and justifications for sentencing //Journal of criminal Justice. - 2004. - V. 32. - №. 3. Ridener R., Kuehn S. College education, major, or criminology classes? An examination of what drives students’ level of punitiveness //Criminal Justice Studies. - 2017. - V. 30. - №. 1.
20.Semukhina O. The evolution of policing in post-soviet Russia: Paternalism versus service in police. Officers’ understanding of their role //Communist and Post-Communist Studies. - 2018. - Т. 51. - №. 3. - С. 215-229.
21.Silver J. R., Silver E. Why are conservatives more punitive than liberals? A moral foundations approach //Law and Human Behavior. - 2017. - V. 41. - №. 3.
22.Shelley T. O. C., Waid C. A., Dobbs R. R. The influence of criminal justice major on punitive attitudes //Journal of Criminal Justice Education. - 2011. - V. 22. - №. 4.
23.Slade G., Kupatadze A. Popular punitiveness? Punishment and attitudes to law in post-Soviet Georgia //Europe-Asia Studies. - 2017. - V. 69. - №. 6.
24.Unnever J. D., Cullen F. T. THE SOCIAL SOURCES OF AMERICANS' PUNITIVENESS: A TEST OF THREE COMPETING MODELS //Criminology. - 2010. - V. 48. - №. 1..
25.Отношение к смертной казни.
URL:https://media.fom.ru/fom-bd/d43osk2019.pdf(дата обращения: 15.04.2021).
26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14/10/ 2010 № 1772-р “Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2010 года”. URL: https://docs.cntd.ru/document/902241566(дата обращенияб 15.04.2021).
27. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29/04/ 2021 № 1772-р “Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года”. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383610/7eada0efe8cc5c372459d10f592b9da02b0b877d/(дата обращения6 7.05.2021).
28. Смертная казнь. URL: https://www.levada.ru/2019/11/07/smertnaya-kazn-2/(дата обращения: 15.04.2021).
29. Стабильный рост. URL: https://iq.hse.ru/news/223518556.html(дата
обращения: 07.05.2021).
30. Федеральная служба исполнения наказаний. Статистические данные. // фсин.рфURL: фсин.рф/statistics/(дата обращения: 16.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ