С развитием Интернета стало появляться множество онлайн-сервисов, охватывающих различные сферы жизни человека. Так, сегодня любой человек может посетить врача или оплатить налоги, не выходя из дома. Всё, что нужно — это стабильное Интернет-соединение на вашем устройстве.
Сфера образования не стала исключением: в Интернете можно найти большое количество онлайн-курсов различного содержания и качества. Дистанционно даже можно обучиться многим профессиям, например, стать дизайнером интерьера, программистом или инструктором по фитнесу. Онлайн-образование всё больше набирает популярность. По прогнозам аналитиков, к 2026 году мировой рынок в этом направлении будет расти в геометрической прогрессии и достигнет более 370 миллиардов долларов [1]. Влияние на развитие этой сферы оказала и начавшаяся весной 2020 года пандемия COVID-19: школы и университеты стали массово переходить на дистанционное обучение, в связи с чем резко возрос спрос на онлайн-курсы и образовательные платформы для их поддержки.
Ввиду актуальности и перспективности сферы онлайн-образования была разработана веб-платформа для проведения курсов под названием TapCourse,которая в настоящее время используется онлайн-школами по подготовке к ЕГЭ Экзамис [2], Екзам.Онлайн [3] и Unit Skills[4].
В связи со значительной ролью смартфонов в жизни человека [5] и их перспективным использованием для онлайн-обучения [6] кажется актуальным, чтобы платформа TapCourseбыла доступна и в мобильном приложении. Это способствует развитию платформы как бизнес- продукта, а также послужит маркетинговым инструментом для расширения аудитории.
В ходе данной работы были получены следующие результаты.
1. Проведен обзор существующих решений на примере трёх популярных онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ в России (Умскул, Фоксфорд.Учебник, Maximum ЕГЭ), а также выполнен обзор наи-более распространенных технических средств по кроссплатформенной мобильной разработке (Xamarin, React Native, Flutter).
2. Спроектирована архитектура мобильного приложения для прохождения онлайн-курсов (использованы шаблоны Business Logic Component и Repository), а также его пользовательский интерфейс (использована технология Figma).
3. Реализовано мобильное приложение с использованием кроссплат- форменной технологии Flutter.
4. Создан инструмент для генерации графического представления “обогащенного текста” с использованием кроссплатформенной технологии Flutter. Доступ к данному инструменту предоставлен через следующий онлайн-ресурс https://bitbucket.org/tapcourse/tapcourse_rich_text.
5. Проведена апробация мобильного приложения на онлайн-школах Экзамис и Екзам.Онлайн. Проведено анкетирование среди учащихся онлайн-школы Экзамис (собрано 10 анкет). Обнаружено и исправлено несколько проблем. Поставлены задачи для дальнейшего развития и улучшения мобильного приложения.
[1] Size of the global e-learning market in 2019 and 2026, by seg¬ment.—Access mode: https://www.statista.com/statistics/1130331/e-learning-market-size-segment-worldwide (online; ac¬cessed: 01.05.2021).
[2] Официальный сайт онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Examis. — Access mode: https://examis.ru (online; accessed: 01.05.2021).
[3] Официальный сайт онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Екзам.Онлайн. — Access mode: https://class.examschool.online (online; accessed: 01.05.2021).
[4] Официальный сайт онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Unit Skills. — Access mode: https://unitskills.ru (online; accessed: 01.05.2021).
[5] Global smartphone penetration rate as share of population from 2016 to 2020. — Access mode: https://www.statista.com/statistics/203734/global-smartphone-penetration-per-capita-since-2005 (online; accessed: 01.05.2021).
[6] 10 Stats That Prove Mobile Learning Lives up to The
Hype. — Access mode: https://www.docebo.com/blog/
10-stats-prove-mobile-learning-lives-up-to-hype (online; accessed: 01.05.2021).
[7] Власов Роман Маркович. Механики геймификации при разработке образовательной веб-платформы, анализ, внедрение и его результаты // Заметки по информатике и математике. — Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2020. — P. 37-44. — ISBN:978-5-8397-1200-3. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43163397.
[8] Mobile App Development Approaches Explained. —
Access mode: https://railsware.com/blog/
native-vs-hybrid-vs-cross-platform(online; accessed: 01.05.2021).
[9] Официальный сайт фреймворка Xamarin, предназначенного для кроссплатформенной мобильной разработки на языке C#. — Ac¬cess mode: https://dotnet.microsoft.com/apps/xamarin (online; accessed: 01.05.2021).
[10] Официальный сайт фреймворка Xamarin.Forms, предназначенного для создания кроссплатформенного пользовательского интерфейса на языке С#.—Access mode: https://dotnet.microsoft.com/apps/xamarin/xamarin-forms (online; accessed: 01.05.2021).
[11] Официальный сайт фреймворка React Native, предназначенного для кроссплатформенной мобильной разработки на языке JavaScript. — Access mode: https://reactnative.dev (online; accessed: 01.05.2021).
[12] Официальный сайт фреймворка Flutter, предназначенного для мультиплатформенной разработки на языке Dart. —Access mode: https://flutter.dev(online; accessed: 01.05.2021).
[13] Stack Overflow Developer Survey 2020. — Access mode: https://insights.stackoverflow.com/survey/2020 (online; accessed: 01.05.2021).
[14] A predictable state management library that helps implement the BLoC design pattern. — Access mode: https://bloclibrary.dev(online; accessed: 01.05.2021).
[15] Официальный сайт онлайн-сервиса Figma, предназначенного для прототипирования пользовательского интерфейса. — Access mode: https://www.figma.com(online; accessed: 01.05.2021).
[16] Официальный сайт онлайн-сервиса по размещению библиотек на языке Dart.—Access mode: https://pub.dev(online; accessed: 01.05.2021).
[17] Официальный сайт онлайн-сервиса Google Play Console, предназначенного для публикации Android-приложений в Google Play.—Access mode: https://play.google.com/console/about(online; accessed: 01.05.2021).
[18] Официальный сайт инструмента Codemagic, предназначенного для организации CI/CD мобильных приложений. — Access mode: https://codemagic.io (online; accessed: 01.05.2021).