Введение 3
Глава 1. Коренные народы и этническая идентичность 8
1.1. Понятие этнической идентичности 8
1.2. Роль языка в формировании идентичности 11
1.3. Право на самоопределение коренных народов в международных правовых актах 18
Глава 2. Трансграничное сотрудничество саамов и борьба за самоопределение 26
2.1. Саамы как представители коренных народов севера и их сотрудничество вне национальных границ 26
2.2. Борьба за права и культуру саамов 35
2.2.1. Российская Федерация 35
2.2.2. Финляндия 42
2.2.3. Швеция 47
2.2.4. Норвегия 50
Глава 3. Сохранение языков коренных народов как ключевой части этнической идентичности 56
3.1. Сохранение языков коренных народов в контексте международного сотрудничества 56
3.2. Сохранение саамских языков 63
Заключение 71
Список источников и литературы 74
Этническая принадлежность, идентичность и культура - это термины, определяющие в совокупности этническую группу. Эти термины определяют, чем данная группа объединена и чем она отличается от других. Язык и религия также могут создавать и разграничивать группы и меньшинства. Одними из таких меньшинств являются коренные народы.
Четкого закрепленного общепринятого определения понятию «коренной народ» нет. Его формулировка варьируется в зависимости от государства. Сохраняется общая черта: коренным народом считается этническая группа людей, которая проживала на определенной территории до включения этой территории в границы государства.
Государство как политический институт в свою очередь играет крайне важную роль в обеспечении коренного народа условиями для сохранения своих традиционных способах жизнедеятельности, культуры, языка и ценностей. Эта роль заключается как в финансовой поддержке развития культуры и языка, так и в предоставлении народу соответствующих международному стандарту прав. Однако, до недавнего времени мировое сообщество не уделяло значительного внимания проблеме положения коренных народов, относительно которых государства проводили политику ассимиляции, пользовались их землями и уничтожали культуру этнических меньшинств. С момента составления Конвенции МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах в 1989 году и принятия этого документа в ряде стран проблемы коренных народов получили широкое распространение, были созданы специальные органы, занимающиеся исследованиями этой сферы, такие как Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов.
Сегодня права коренных народов нашли отражения во многих международных правовых актах. Ключевое значение среди них имеет право на самоопределение, так как оно подтверждает право коренных народов на свободное осуществление своего социального, культурного и экономического развития. Право на самоопределение закреплено в таких документах как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), и, наконец, в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007 г.). Однако, существование этих актов не гарантирует обеспечение всеми перечисленными правами на национальном уровне, хотя наличие этих прав обеспечивает коренные народы инструментами для восстановления, содержания и развития своей культуры, языка и традиций, что является принципиальным моментом в вопросе сохранения своей этнической идентичности.
Одним из представителей коренных народов мира и единственным признанным коренным народом в Европе являются саами. Среди мирового населения около 370 миллионов человек в 90 странах принадлежат коренным народам, что составляет 5% населения мира. Одной из отличительной черт саамов является факт их проживания на территории четырех разных государств: Швеции, Финляндии, России и Норвегии. Общим для всех коренных народов является то, что они проживали на определенных землях на протяжении всей своей истории до того, как их территории были захвачены или колонизированы. У них своя собственная культура, свой язык и обычаи, которые отличаются от окружающего общества. Саамы жили в Скандинавии задолго до того, как были установлены национальные границы четырех государств.
По разным причинам сегодня трудно посчитать точное количество представителей этого этнического меньшинства, но примерно их численность составляет 80-95 тысяч человек, распределенных следующим образом: 50-60 тысяч человек в Норвегии, 20-40 тысяч человек в Швеции, около 8 тысяч человек в Финляндии и примерно 2000 человек в России.
Несмотря на территориальное разделение, саамы объединены своей идентичностью, культурным выражением, языками и традициями. Помимо этого, они имеют тесную связь со своей традиционной землей, окружающей средой и природными ресурсами, которые обеспечивают их быт, промыслы и образ жизни. Как и многие коренные народы, саамы прилагают огромные усилия для того, чтобы сохранить свое наследие и передать его следующим поколениям.
Актуальность темы исследования обуславливается масштабами движения коренных народов в борьбе за свои права и их активной деятельностью в направление сохранения своей культуры и опыта поколений. Помимо этого, саамы представляют собой уникальный пример трансграничного коренного народа, который находится в разных положениях в зависимости от страны проживания, но ведет активную политику по поддержанию своей культуры, языков и прав не только отдельно в рамках каждой страны, но и как единая общность в вопросах международного сотрудничества.
Таким образом, целью данной работы является:
• Дать оценку опыта сохранения этнической идентичности коренных народов на примере саамов.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Проанализировать современные подходы к понятиям этноса и этнической идентичности;
• Выявить роль трансграничного сотрудничества саамов в борьбе за самоопределение;
• Дать оценку основным направлениям деятельности саамов по сохранению своей идентичности;
• Выявить основные проблемы сохранения языков саамов как ключевой части этнической идентичности.
При этом объектом исследования является сохранение идентичности коренных народов, предметом - этническая идентичность народа саами.
Новизна работы обуславливается проведением комплексного анализа проблемы сохранения языков саами как ключевой части этнической идентичности.
Методология работы представлена теоретическими методами исследования, такими как анализ и синтез, отраженными в анализе научной литературы, различных источников и материалов по вопросам понятий идентичности, этноса, коренных народов и т.д.; дедукция, примененная в анализе коренных народов в целом и саами в частности; а так же таким эмпирическим методом как сравнение, который был использован в вопросах сравнения положения народа саами в странах их проживания.
При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие источники и литература: правовые документы были предоставлены на официальных сайтах ООН, правительств Норвегии, Швеции, Финляндии и России; документация международных организаций, а также программы проектов были взяты на официальных сайтах организаций: kolasapmi.com, сайт Ассоциации кольских саамов; samer.se - шведский информационный портал о саамах, проживающих на территории Швеции; unesco.org - официальный сайт ЮНЕСКО; полезны были также информационные порталы о саамах minoritet.se и samefolket.se; информация о актуальных случаях конфликтов между саамами и государством или населением была взята из электронных новостных газет/порталов, таких как РИА новости, ТАСС, Интерфакс, The Guardian, NRK Nyheter, yle.fi, svt.se.
По вопросам определения понятия этноса были использованы труды советского этнографа, доктора исторических наук Юлиана Владимировича Бромлея; Льва Николаевича Гумилёва, археолога, историка и этнолога, создателя пассионарной теории этногенеза; Герасименко Татьяны Ильинешны, доктора географических наук; а также Валерия Александровича Тишкова, доктора исторических наук, этнолога и социального антрополога. В вопросах правового положения саамов были полезны труды Кристины Аллард (Christina Allard) из Технического университета Лулео, основные научные интересы которой связаны с правами саами и коренных народов, а так же с использованием народами земли и природных ресурсов; научная статья Джона Хенриксена (John B. Henriksen), бывшего Советника по правам человека ООН и представителя Совета саамов; по вопросам идентичности были использованы работы Ниры Юваль-Дэвис (Nira Yuval-Davis) - социолога, профессора и директора Центра исследований по миграции, беженцам и принадлежностям в Университете Восточного Лондона; Германа Люббе (Hermann Lubbe) - профессора философии и политической теории университета Цюриха; Тронд Туен (Trond Thuen) - профессор антропологии Арктического университета Норвегии, занимающийся исследованием коренных народов и их прав; по вопросам влияния языка на идентичность были рассмотрены труды: Дэвида Харрисона - лингвиста, активиста по сохранению исчезающих языков; Германовой Натальи Николаевной, доктора филологических наук, профессора Московского государственного лингвистического университета; Кэрол Истман (Carol Eastman), профессора антропологии Вашингтонского университета.
Работа представлена введением, тремя главами, из которых первая глава разделена на три параграфа, вторая глава разделена на два параграфа, один из которых разбит на четыре подпараграфа, третья глава, в свою очередь, разделена на два параграфа. Завершает работу заключение и список источников и литературы.
Коренной народ Саами уникален в особенности своего расположения территории проживания - традиционная земля саамов, Сапми, пересекает территории четырех разных государств: Швеции, Финляндии, Норвегии и России. Трансграничное сотрудничество саамов в культурных, политических и других сферах свидетельствует о их общей, отличной идентичности, истории, культуре, социальной структуре и общих целях. Такое активное взаимодействие внутри саамского сообщества, осуществляемое через пограничные барьеры, ведет не только к развитию на международном уровне, но также влияет на политику Саамов и их положение на национальном уровне в каждой стране.
На протяжении своей долгой истории саамы боролись с посягательствами государств на их землю, политическим и культурным угнетением и дискриминацией. Во времена СССР саамы, проживающие на его территории, были практически отрезаны от остальной части народа, что привело к разрушению их традиционных культурных, социальных и экономических структур. И только после эпохи Советского Союза саамы России начали восстанавливать свою культуру и контакты с саами в других странах. Саамы скандинавских стран, в свою очередь, также пережили политику угнетения и ассимиляции. Саамская культура сильно пострадала в период популярности расовой биологии, их культура и язык были практически уничтожены. Но в обществе произошли значительные перемены, которые способствовали объединению саамов в борьбе за свои права, культуру и сохранение своей этнической идентичности.
Один из ключевых вопросов борьбы стоит в праве на самоопределение. Принцип самоопределения основывается на том, что сами народы являются обладателями этого права, при этом для коренных народов в самоопределении важен тот факт, что у группы людей должны быть все средства и институты, необходимые для выражения их общих черт, а также стремления иметь идентичность. Принципиальной позицией саамов в этом вопросе является то, что саами - единый народ, и, как и все прочие народы, они имеют право определять свой политический статус, свободно определять свое собственное экономическое, культурное и социальное развитие, а также свободно распоряжаться своими природными ресурсами в своих собственных целях.
Сегодня права коренных народов закреплены в ряде международных правовых актах, таких как Конвенция 167 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, Декларация ООН о правах коренных народов, Конвенция об охране нематериального культурного наследия, Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения и пр., которые закрепляют за коренным народом право на пользование своими исконными землями и ресурсами, право на самоопределение, развитие своей культура и языка и так далее. Барьером обеспечению коренных народов описанными в документах правами является то, что не все государства их ратифицируют (к примеру, Швеция до сих пор не ратифицировала Конвенцию 167, что вызывает озабоченность у Комиссии ООН), а также, не существует единого и общепринятого термина, определяющего «коренной народ», в конкретном государстве этнические меньшинства могут быть определены по-разному. Поскольку положение и возможности саамов зависят, в первую очередь, от внутренних законов конкретного государства, положение их общин в каждой стране разное.
В данном исследовании был рассмотрен опыт саамов как коренного народа в борьбе за сохранение их идентичности. При рассмотрении отдельных кейсов был сделан вывод, что, несмотря на ратификацию международных правовых актов и введении национальных законов о коренных народах, где определены их права на самоопределение, сохранение своей культуры и языка и пользование своими исконными землями и ресурсами, на деле эти права игнорируются. Несмотря на это, благодаря активной позиции саамов, и их сотрудничества внутри этнической группы, у них получается добиваться исполнения своих прав через суд и посредством взаимодействия с международными организациями.
В процессе работы был также сделан вывод, что сохранение культуры, языка и традиционного уклада жизни, которые являются составляющими идентичности саамов, лежит исключительно на их собственном активизме. Поскольку приоритет государства в получение доходов и новых рабочих мест от проекта по добычи полезных ресурсов стоит выше, чем традиционные промыслы саамов и природные ресурсы, страдающие от реализации этого проекта на их традиционной территории - если сами саамы не заявят свои права на пользование своими землями и промыслами, то эти права будут проигнорированы в пользу выгодного проекта. В вопросах сохранения языка также было определено, что языки вымирают не из-за их низкого статуса по сравнению с доминирующим в регионе языком, а именно из-за людей, которые отказываются от своих родных языков. Благодаря таким проектам как Giellagaldu, направленному на модернизацию саамского языка, и таким проектам как Samigiela Sami Manaide, которые воспитывают культуру саамского языка у маленьких детей, за последние десять лет саамский язык значительно окреп.
Период ассимиляции оставил глубокие последствия для будущего саамов и их идентичности. Большая часть народа не знают своей культуры и языка, поскольку были вынуждены их забыть. Поэтому сегодня те представители народа, которые действительно заинтересованы в сохранении своей культуры и восстановлении ее исчезнувших частей, прилагают значительные усилия для ее развития. И хотя практическая работа по сохранению своей культуры и традиций лежит на самих саамах, поддержка со стороны государств, выражающаяся в обеспечении и соблюдении прав, искоренении дискриминации и достаточном финансировании программ по развитию культуры и общества саамов также играет ключевую роль.
Литература
1. Бромлей, Ю.В. / Ю.В. Бормлей // Очерки теории этноса. - М.: Наука. - 1983.- С. 418.
2. Герасименко, Т.И. «Этнос» и «культура» трактовка понятий и подходы к изучению / Т.И. Герасименко // Вестник ОГУ. - 2015. - С. 178-183.
3. Гумилев, Л.Н. / Л.Н. Гумилев // Этногенез и биосфера Земли / Под. ред. Жекулина В.С. - ЛГУ.- 1989.- С. 512.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М. Кастельс. - СПб. : ГУ-ВШЭ, 2000, 608 с.
5. Тишков, В.А. / В.А. Тишков // Культурный смысл пространства / Этнографическое обозрение.- 2004. №1. С. 14-31.
6. Allard, C., Skogvang, S.F. Indigenous Rights in Scandinavia: Autonomous Sami Law / C. Allard, S.F. Skogvang // New York : Routledge. - 2016. - P.228
7. Harrison, K.D. When languages die: the extinction of the world languages and the erosion of human knowledge / K.D. Harrison // Oxford: Oxford University Press. - 2007. - P. 204-261.
8. Yuval-Davis, N. Belonging and the politics of belonging / N. Yuval- Davis // Patterns of Prejudice. - 2006. №40(3). - 197-214.
Статьи в научных журналах
9. Блищенко, И.П. Автономия и международное право / И.П. Блищенко // Московский журнал международного права. - 1998. № 1. - С. 4-5.
10. Германова, Н.Н. Еще раз о споре примордиалистов и конструктивистов: возрождение миноритарных языков или их конструирование? (на материале скотс) / Н.Н. Германова // Вестник МЛГУ. Гуманитарные науки. - 2018. Вып. 14 (809). - С. 210-222.
11. Лукин, Ю.Ф. Перфоманс этнокультурного ландшафта Арктики в глобальном и региональном измерениях / Ю.Ф. Лукин // Арктика и Север. - 2011. №1. - С.32
12. Люббе Г. Историческая идентичность / Г. Люббе // Вопросы философии. - 1994. № 4. - С. 108-113.
13. Соколовский, С.В. Коренные народы: от политики стратегического эссенциализма к принципу социальной справедливости / С.В. Соколовский // Этнографическое обозрение. -2008. - С.59-76
14. Фишман Д. Сегодняшние споры между примордиалистами и конструктивистами: связь между языком и этничностью с точки зрения ученых и повседневной жизни / Д. Фишман // Логос. - 1995. №4 (49). - С. 132140
15. Ягья, В.С., Чернов, И.В., Ковалевская, Н.В. Роль лингвистического фактора в социальном управлении и историческом развитии. - Управленческое консультирование / В.С. Ягья, И.В. Чернов, Н.В. Ковалевская // Управленческое консультирование. - 2016, №7. - С.156-175.
...