ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
1.1. Инструменты и ресурсы «мягкой силы» в современных международных отношениях 10
1.2. Концепция «мягкой силы» в политической науке и американский вклад в дискуссию вокруг нее 12
1.3. Образовательная политика: политическая природа, сущность и содержание 17
Выводы первой главы 23
ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ КАК «МЯГКАЯ СИЛА» США В ОТНОШЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ 24
2.1. Образование как «мягкая сила» во внешней политике США в 1990-2020 гг. 24
2.2. Институты и механизмы, внешнеполитической деятельности США рамках политики «мягкой силы» 29
2.2.1 Бюро по делам образования и культуры США 30
2.2.2 Конгресс США 34
2.2.3 Роль филантропических фондов 35
2.2.4. Неправительственные организации 38
2.3. Реализация международных образовательных программ США в России 41
Выводы второй главы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность исследования.
Во второй половине XX столетия во внешнеполитическом инструментарии Соединенных Штатов Америки прочно укрепились механизмы невоенного влияния, неоднократно доказывая свою действенность и результативность. Стимулирующим фактором для США в выборе продуктивной информационно-пропагандистской политики, привлекательности культуры, образования и т.д. послужил баланс сил, который поддерживался сверхдержавами в период биполярной конфронтации.
Невзирая на тот факт, что применение государствами военной силы по-прежнему является наиболее приоритетным механизмом обеспечения государственной безопасности в рамках современной международной повестки, информационно-коммуникационная глобализация под воздействием прогрессирующей экономической взаимозависимости мира, ведет к пополнению военных ресурсов невоенными, известными под названием «мягкая сила». Само понятие о плодотворности и эффективности «мягкой силы» во внешней политике стран было сформулировано американским политологом Джозефом Наем.1 Однако, само определение представляет собой собирательный образ, передающий преимущественно американскую политическую позицию и американские методы к пониманию особенностей невоенных элементов внешнеполитического потенциала государства.
Согласно теории Д. Ная, сила государства состоит из двух компонентов - «жесткой силы» (hard power), которая олицетворяет собой политическую, экономическую и финансовую мощь, тогда как вторая составляющая - «мягкая сила» (soft power) располагает такими категориями как культура, ценности и политическая идеология. И, что немаловажно, арсенал политики «мягкой силы» нередко оказывается более эффективен в разрешении внешнеполитических задач, чем силовые методы.
Так, совместными усилиями Дж. Най и Р. Кохейн основали теоретическую базу неолиберального институционализма, подчеркивая возрастающее влияние неправительственных акторов на мировую политику, в том числе транснациональные корпорации, ускоряющие взаимозависимость стран международного сообщества.
Применительно к современной международной деятельности США вполне закономерно упомянуть т.н. «умную силу» (smart power) как продуктивную совокупность «жесткой» и «мягкой» силы, а также конструктивный инструмент обеспечения национальной безопасности государства и осуществления внешнеполитических целей в условиях современной повестки дня. Занимая значимые позиции в мировой информационной сети, США преобразовали внешнеполитическую пропаганду основополагающий механизм регулирования сознанием масс. Иными словами, «мягкая сила» США, направленная на укрепление американских ценностей и мировоззренческих представлений (свобода личности, права человека, гражданское общество и т.д.), переросла в эффективный потенциал дипломатии, воздействующий на образ поведения акторов мировой политики.
Необходимо отметить, что испытывая американское влияние идейной политики, стереотипов и т.д., началось разрушение культурно-исторических основ во многих странах, граждане которых будут идентифицировать себя как «граждане мира». Следуя этой цели, американские политические технологи способствуют трансформации суверенных государств и традиционных обществ в сетевые образования.
«Холодная война», в которой была одержана победа с применением политики «мягкого» влияния, стала также показателем нарастающей роли непрямых способов информационного воздействия. Так, США стали сверхдержавой, во внешней политике которой широко применяются ресурсы «мягкой», культурно-коммуникационной силы, что отчасти было обусловлено периодом конфронтации с Советским Союзом, поскольку военной силы для получения результатов, в частности достижения главенствующего положения в мирополитической системе, оказалось недостаточно. Таким образом, основываясь на публичной дипломатии, экономическом и военном потенциале, международных образовательных программах, «мягкая сила» США выросла в целостную систему, содействующую укреплению позиций американских инициатив за рубежом.
Актуальность данного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью роли внешней образовательной политики как инструмента влияния на современную систему международных отношений, а также на отдельных акторов международных отношений, а именно государства, на примере России. Анализ этого инструмента «мягкой силы» представляется крайне актуальным, поскольку предоставляет возможность охарактеризовать систему американской внешней политики в период глобализационных процессов и дальнейший сценарий формирования и разрастания единой мировой цивилизации с точки зрения образовательной практики и политики. Это непосредственно касается национальных интересов России и ее национальной безопасности, в том числе противодействия осуществлению американских политтехнологических программ на российской территории.
Актуальность данного исследования также обусловлена необходимостью рассмотрения и анализа инструментов «мягкой силы» США, в условиях ухудшающихся двусторонних отношений Российской Федерации и США, механизмов непрямого управления глобальными процессами, с помощью изучения внешней образовательной политики.
Цель исследования - определить характерные черты внешней образовательной политики США в отношении современной России
Задачи исследования:
• охарактеризовать теоретические основания концепции «мягкой силы», сформулированные зарубежными и отечественными исследователями;
• дать характеристику инструментам и ресурсам концепции «мягкой силы», имеющиеся в распоряжении стран для продвижения своих интересов на международной арене;
• выявить природу и особенности внешней образовательной политики как инструмента «мягкой силы»;
• определить роль и особенности работы институтов, координирующих применение внешней образовательной политики в США;
• определить инструментарий внешней образовательной политики США в отношении России.
Объектом исследования является внешняя образовательная политика как инструмент реализации политики «мягкой силы» США.
Предметом исследования - роль и место внешней образовательной политики США в реализации задач внешней политики в отношении России.
Степень разработанности проблемы. Вопрос внешней образовательной политики США как инструмента «мягкой силы» в отношении России на современном этапе относится к числу малоизученных. В отечественной науке о международных отношениях не существует комплексных материалов на данную тему, лишь фрагментарно встречается в рамках исследований, посвященных публичной дипломатии США, также американской внешней политике. Таким образом, рассмотрение отечественной литературы указывает на недостаточную академическую изученность исследовательского вопроса. Стоит отметить, что существует достаточно работ отечественных и зарубежных исследователей, которые анализируют область информационной политики, вопросы внутренней культурной политики США, а также исследование о совокупности федеральных образовательных программ как инструмента внешней политики США (1936-1999 гг.)2 и т.д., но при этом отмечается недостаток целостного научного осмысления вопроса внешней образовательной политики США в отношении России.
При написании данной выпускной квалификационной работы были изучены работы зарубежных исследователей, посвященных вопросу теоретических истоков «мягкой силы». Среди работ можно выделить труды таких авторов, как Дж. Най3, Дж. Галларотти4, С. Льюкса5 и Н. Фергюсона6, среди отечественных работы И.В. Радикова и Я. В. Лексютиной7, О.Г. Леоновой8, Д.Б. Казариновой9 и др.
Среди отечественных исследований, посвященных роли «мягкой силы» во внешней политике США, особого внимания заслуживают работы Н.А. Цветковой10 и др.
Для осмысления понятия «образовательная политика» были использованы труды таких зарубежных и отечественных авторов как Н.А. Цветкова, Г.О. Ярыгин11, Т.С. Немчинова12, М.М. Лебедева и О.Н. Барабанов13, М.Б. Понявина14, Е.В. Воевода и А.Ю. Белогуров15, Е.А. Антюхова 16.
Исследуя вопрос применения США образовательной политики в контексте «мягкой силы» в отношении России существенным подспорьем стали отечественные работы Е.А. Антюхиной17, О.А. Фроловой18 , Г.Ю. Филимонова и др.19
Также автором были использованы материалы отечественных и зарубежных периодических изданий, в частности «США и Канада: Экономика. Политика. Культура», а также «Сравнительная политика», «Полис. Политические исследования», «Россия в глобальной политике», «Foreign Policy» и др.
Источниковая база исследования.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты: официальные доктрины, концепции20, программы21, законы22, приказы, распоряжении, и т.д. по вопросам внешней культурной, образовательной и информационной политики США. Материалы федеральных агентств и неправительственных организаций также предоставляют информацию о процессе осуществления программ и международного образования23.
Хронологические рамки.
Исследование образовательной политики как компонента политики «мягкой силы» во внешней политике США в отношении России ограничено рамками современного периода, в частности с 1991-2020 гг., что продиктовано необходимостью комплексного рассмотрения динамики развития образовательной политики США в период становления России как нового актора системы международных отношений. В этот же период проходит несколько волн изменений в Российско-Американских отношениях.
Теоретико-методологические основы исследования обусловлены характером объекта и предмета исследования. Для объективного изучения реализации внешней образовательной политики США в работе были применены системный, институциональный подходы, а также исторических метод. Системный анализ позволил изучить место и роль внешней образовательной политики как инструмента «мягкой силы» во внешней политике США с помощью основных признаков и функций. В рамках институционального метода были изучены роль институтов в ходе реализации внешней образовательной политики США.
Исследовательский метод «Case study» (Анализ определенных событий и институтов) был применен для исследования отдельных образовательных программ США.
Научная новизна. В данной работе сделан акцент на анализе процесса реализации внешней образовательной политики как потенциала «мягкой силы» во внешней политике США в отношении России. Невзирая на очевидную актуальность исследовательского вопроса, отмечается нехватка исследований в этой области. Вместе с тем был проведен анализ деятельности институтов внешней образовательной политики США, которые выполняют важную координирующую роль в использовании инструментов и механизмов политики «мягкой силы»: международные образовательные программы, международные обмены и т.д.
Практическая значимость. Практическая направленность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что собранный и изученный для ее проведения материал, основанный на базе анализа и систематизации исследований по формированию механизмов и инструментов внешней образовательной политики США в контексте «мягкой силы» и роли этих инструментов во внешней политике, может быть применен для разработки мер по нивелированию негативных эффектов реализации внешней образовательной политики США в отношении России. Важно подчеркнуть, что автор не демонизирует образовательную политику США в отношении России, не рассматривает ее в качестве деструктивного фактора Российско-Американских отношений, однако не исключает негативных эффектов ее реализации. Результаты исследования могут быть востребованы для совершенствования внешней образовательной политики Российской Федерации. Также, результаты данного исследования могут быть применены для дальнейших научных разработок по данной теме.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены для обсуждения академической общественностью посредством публикации в 5-ом выпуске ежегодного бюллетеня «Американистика на Дальнем Востоке»24, обсуждения в ходе участия в Открытой международной Олимпиаде Санкт-Петербургского государственного университета среди студентов и молодых специалистов Petropolitan Science (Re)Search в 2019г. и 2020г.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
По завершении исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
1) Основными характеристиками образовательных программ США в отношении современной России являются следующие: образовательные программы США, направленные на Россию, демонстрируют преемственность и долговременность; существующие на сегодняшний день программы малочисленны, но достаточно активны, они по-прежнему хорошо финансируются и пользуются спросом, сохраняя свою привлекательность.
2) В тоже время, важно отметить, что большинство программ сегодня испытывают на себе ограничительные меры в связи с ухудшением двусторонних отношений, а в целом интенсивность и количество образовательных программ зависит от конъюнктуры российско-американских отношений. Исторически зависимость между уровнем развития двусторонних отношений и интенсивностью образовательных программ была обратно пропорциональной: если отношения ухудшались, то США наращивали интенсивность образовательных программ. Однако в настоящее время имеет место иная динамика: в условиях ухудшения Российско-американских отношений, интенсивность программ снижается. Такое положение дел обусловлено действиями не США, но России в отношении зарубежных образовательных программ.
3) Характеризуя подходы к внешней образовательной политике США, важно отметить, что внешняя политика Соединенных Штатов в конце XX - начале XXI вв. в целом наглядно демонстрирует эволюционное развитие подходов администрации США к росту значимости невоенных инструментов влияния во внешней политике на международной арене. Так, невзирая на преимущество военной мощи как основного инструмента США в разрешении проблем международной повестки дня, создание привлекательного культурно-образовательного пространства является также неотъемлемым элементом устойчивого влияния на мирополитическую систему и достижения положительных политико-экономических результатов и т.д.
Таким образом, решение исследовательских задач в рамках данной работы отражается в результатах анализа внешней образовательной политики Соединенных Штатов, подтверждающих, что образовательный фактор представляет собой важнейший аспект концепции «мягкая сила»:
3.1 В настоящее время возрастает роль ресурсов влияния государств и негосударственных транснациональных акторов в мирополитической системе. Вместе с тем наблюдается разделение ресурсов, в том числе методов и способов использования. Важнейшее значение приобретает социально-политический и гуманитарный ресурс, куда входит образовательная политика, стратегическая культура и т.д. Осознание механизмов того, как и кто применяет ресурс, каковы тенденции в формировании ресурсов, дает возможность дать оценку воздействия на международной арене, проанализировать дальнейшие тенденции мирополитического развития.
3.2 Политика «мягкой силы», несомненно, является активным ресурсом влияния многих стран, которые предполагают долгосрочные внешнеполитические задачи, в том числе влияние на мировой арене. В числе наиболее известных и распространенных инструментов осуществления «мягкой силы» публичная дипломатия, которая может реализовываться путем официальных направлений, в частности, публичные выступлении официальных лиц и т.д., а также неофициальных каналов, а именно высшие образовательные учреждения, неправительственные организации, которые в свою очередь могут выступать в качестве проводников «мягкой силы», а также автономно ее формировать. Одними из особенностей концепции «мягкой силы» являются специфика региона, страны, соперничество различных стран одного региона в применении «мягкой силы», наличие негативных последствий применения политики «мягкой силы» и т.д.
Однако, «мягкая сила», в особенности сфера образования, подразумевает под собой построение долгосрочных отношений, которые возможно станут прочной базой для политических контактов и сотрудничества. В то же время данный ресурс влияния не предполагает отрицание традиционных механизмов влияния.
3.3 Важное значение имеет роль влияния высшего образования на современные политические процессы, понять которую помогают исследования известного американского политолога Дж. Ная о сущности политики «мягкой силы», умение определенных стран и различных акторов мировой политики вырабатывать предпочтения других участников международных отношений. Так, оказание услуг по получению высшего образования для международных студентов представляет собой одним из ключевых методов обеспечения перспективных связей между разнообразными обществами, в том числе важный метод обеспечения нейтральности и лояльности будущих политических лидеров.
3.4 «Мягкая сила» Соединенных Штатов является комплексной системой методов, которая основывается на устойчивой стратегии создания привлекательного имиджа посредством проведения руководством страны публичной дипломатии, реализации внешней образовательной, культурно-информационной политики. Данный механизм осуществляется с помощью официальных и неофициальных каналов, вырабатывая необходимый истеблишменту имидж страны.
3.5 История динамики развития политики «мягкой силы» США с 1991 г. по настоящее время свидетельствует о том, что отношение руководства Соединенных Штатов к образованию как инструменту внешнеполитического воздействия и элемента «мягкой силы» было неоднозначным и напрямую зависело от определенных факторов, в том числе от приоритетов и ценностных установок правящей администрации президента. За рассматриваемый период американское руководство нередко пренебрегало важной ролью образовательного фактора, что отражалось на снижении финансирования образовательных программ.
3.6 Международная деятельность Соединенных Штатов в образовательной области получила импульс к развитию еще в начале XX в., но в 1960-е гг. международные образовательные программы институализировались (финансирование, системный характер мероприятий, определенная целевая аудитория и т.д.). После принятия закона Фулбрайта-Хейса в 1961 г. международные образовательные программы обмена приобретают статус официального внешнеполитического направления США.
3.7 Благодаря своей специфике, образовательная политика США превратилась в эффективный инструмент «мягкой силы», способствующий формированию лояльной политической и интеллектуальной элиты, что подтверждается примерами политических лидеров, которые проходили обучение в Соединенных Штатах.
3.8 Среди основных учреждений, деятельность которых связана с реализацией официальной внешней образовательной политики США, важно отметить роль Конгресса США, заключающейся в формировании законодательной основы, а также учреждении крупнейших правительственных организаций в области науки, образования. Таким учреждением является Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США, как основной государственный институт, уполномоченным координировать внешнюю образовательную политику Соединенных Штатов Америки. Бюро также реализовывало специальные программы в отношении Российской Федерации и стран СНГ. Однако, важно отметить, что за последние годы российская позиция в отношении американских образовательных программ стала более сдержанной и контролирующей, вследствие чего многие программы стали недоступными для российских граждан.
Важную роль играют филантропические фонды, как финансовый институт разветвленной сети научно-исследовательских и образовательных центров, предоставляющий материальные ресурсы для реализации внешней образовательной политики. Среди наиболее известных американских фондов, действующих на территории России, стоит отметить следующие: «Bill & Melinda Gates Foundation», «John D. and Catherine T. MacArthur Foundation», «Rockefeller Foundation», «Carnegie Endowment for International Peace», «United Way Worldwide» и др. В этой связи практическим инструментом реализации внешней политики США и «мягкой силы» являются также НПО, в том числе в сфере образовательной политики, а именно в вопросе реализации многочисленных программ и проектов в области международных обменов. Среди НПО, которые занимаются осуществлением широкого спектра направлений образовательной политики, стоит особо отметить активную работу Института Международного Образования (ИМО), Совета по международным исследованиям и обменам (IREX), Американского совета по международному образованию (ACE) и Совета по международному образовательному обмену (CIEE).
3.9 Важным направлением применения «мягкой силы» США в образовательном аспекте, безусловно, является Россия как объект целенаправленного воздействия. По статистике, более 5,5 тыс. российских студентов обучаются в США, среди которых самыми популярными направлениями являются технические, инженерные, а также бизнес, менеджмент и маркетинг. Так, Соединенные Штаты реализуют в отношении России многочисленные образовательные программы, которые имеют различные целевые аудитории обучающихся. Из представленного обзора программ обмена и различных инициатив, которые поддерживаются ведомствами посольства США и генеральных консульств в России, стоит отметить следующие программы: «Year of Exchange in America for Russians», «Fulbright Program», «Hubert H. Humphrey Program», «Global UGRAD», «Opportunity Funds», Edmund S. Muskie Programme, Future Leaders Exchange и многие другие. Невзирая на некоторую нестабильность в вопросах финансирования со стороны компетентных структур, США на современном этапе с помощью высокого уровня образования и успешной реализации своих стратегий в рамках политики «мягкой силы» не утрачивают лидерских позиций в области эффективного применения образовательной политики, в том числе и в отношении России. Об этом свидетельствует устойчивый рост количества российских студентов, стремящихся получить образование в США.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.) http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/
2. Международные студенты [Электронный ресурс] // Unipage. - Режим доступа: https://www.unipage.net/ru/student statistics
3. Международный совет по научным исследованиям и обменам (IREX) [Электронный ресурс] // Зарубежные и российские организации международного сотрудничества и мобильности в области высшего образования и науки. - Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/mnfop/irex.htm
4. Образование и культура [Электронный ресурс] Посольство и консульства США в Российской Федерации//. - Режим доступа: https://ru.usembassy.gov/ru/education- culture-ru/
5. Программа Фулбрайта [Электронный ресурс] // Посольство и консульства США в Российской Федерации. - Режим доступа: https://ru.usembassy.gov/ru/education- culture-ru/fulbri ght-program-ru/
6. Программа Хьюберта Хамфри [Электронный ресурс] // Посольство и консульства США в Российской Федерации. - Режим доступа: https://ru.usembassy.gov/ru/education-culture-ru/humphrey-program-ru/
7. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. №640. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации http://kremlin.ru/acts/bank/41451
8. Фулбрайт. Наша история [Электронный ресурс] // Fulbright. - Режим доступа: https://fulbright.ru/about-us/#tab 225 (дата обращения: 20.03.2020)
9. Фулбрайт. Об основателе программы [Электронный ресурс] // Fulbright. - Режим доступа: https://fulbright.ru/about-us/#tab 226
10. American Councils for International Education [Электронный ресурс] //. - Режим доступа: https://www.americancouncils.org (дата обращения: 12.04.2020)
11. American Councils for International Education. Business Russian Language and Internship [Электронный ресурс] //. - Режим доступа: https://www.americancouncils.org/programs/business-russian-language-and-internship (дата обращения: 12.04.2020)
12. Brows Programs [Электронный ресурс] // IIE. - Режим доступа: https://www.iie.org/Programs
13. Council on International Educational Exchange [Электронный ресурс] //. - Режим доступа: https://www.ciee.org (дата обращения: 12.04.2020)
14. Cultural Heritage Center [Электронный ресурс] // Bureau of Educational and Cultural Affairs. - Режим доступа: https://eca.state. gov/about-bureau/organizati onal - structure/cultural-heritage-center
15. ECA Functional Bureau Strategy 2018-2022 National Security Strategy Four Pillars [Электронный ресурс] //. - Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%94%D0%BE%D0%BC/Downloads/ECA%20Functional%20Bureau%20S trategy one pager.pdf
...