Введение 3
Глава I Теоретические аспекты и нормативно-правовая база международных гуманитарных связей Ивановской области 13
§1 Теоретические задачи российской парадипломатии 13
§2 Правовые аспекты регулирования международных связей субъектов Российской Федерации 18
§3 Правовая база международных связей Ивановской области 23
§4 Современные тенденции в сфере координации международных связей Ивановской области 27
Глава II Ивановская область в международном культурном обмене 33
§1 Территориальный бренд Ивановской области 33
§2 МКФ им. Андрея Тарковского «Зеркало»: роль в межкультурном диалоге 40
§3 Фабричное прошлое Иванова как источник развития его международных связей 48
Заключение 55
Summary 59
Список источников и литературы 60
Актуальность. Одной из тенденций современной мировой политики является выход на глобальную арену новых акторов, среди которых регионы государств и отдельные города. Несмотря на то, что действия регионов по-прежнему сопровождаются контролем со стороны государств, участившееся количество случаев установления международных контактов между субнациональными акторами, позволяет исследователям-международникам говорить о «размывании» государственного суверенитета в его вестфальской трактовке1. Данная тенденция отражается на теории международных отношений и побуждает исследователей расширять её границы за счёт частных теорий. Одной из таких является формирующая на данный момент теория парадипломатии.
Единого понятийного аппарата и общепринятого круга теоретических вопросов парадипломатия не имеет. На сегодняшний момент исследователи, занятые в данной сфере, сконцентрированы на накоплении эмпирического материала и описании частных случаев, характерных для регионов тех или иных государств. Российские Федерация также включена в данный процесс как в теоретическом, так и практическом плане. Российские исследователи предпринимают попытки описать отечественную модель парадипломатии, а право на осуществление международных и внешнеэкономических связей юридически закреплено за субъектами Российской Федерации на уровне Конституции2.
Для России и российских исследователей парадипломатия субъектов - относительно новое явление. Между тем, стоит отметить, что за прошедшие три десятилетия накоплен обширный эмпирический материал, рассматривающий как юридические вопросы выхода российских регионов на международную арену, так и опыт отдельных российских субъектов. Однако, как правило, внимание исследователей привлекают три категории российских регионов: крупные регионы, имеющие стратегическое значение с точки зрения развития российской экономики; субъекты, образованные по территориально-национальному признаку; приграничные регионы.
Регионы, не имеющие вышеперечисленных характеристик, остаются выключенными из научной повестки российской школы международных отношений. Между тем, анализ практики международной деятельности подобных регионов способен дать ценный материал, позволяющий выйти за пределы понимания парадипломатии только как акта сепаратизма и «примирить» национальные и субнациональные акторы международных отношений. Таким образом, научная актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью пополнения эмпирического материала для развития российской теории парадипломатии примером неприграничного, дотационного региона, сформированного по административно-территориальному признаку.
Одним из таких регионов, требующих внимания со стороны исследователей, является Ивановская область. Случай Ивановской области особенно интересен и тем, что, по замечанию её губернатора Станислава Воскресенского, для рассматриваемого региона характерен низкий уровень жизни3. Логично предположить, что отсутствие достаточных средств являются естественным ограничением для развития международных контактов. Тем не менее, Ивановская область также использует предоставленное ей право на внешнеэкономические и международные связи.
Ещё одним логичным предположением является мысль о том, что трудное социально-экономическое положение области должно привести к ограничению её международных контактов внешнеэкономическими связями. Между тем, культурно-гуманитарному сотрудничеству отведена особая роль в реализации внешнеполитической стратегии Российской Федерации и развитию её диалога с другими государствами4. Руководство Российской Федерации видит международные культурные связи не только как инструмент сглаживания противоречий между странами, но и в качестве фактора, напрямую влияющего на социально-экономическое развитие страны. Международная конкурентоспособность отраслей отечественной культуры признаётся в качестве национального интереса России. Нацеленность Российской Федерации на развитие креативного сектора - базы постиндустриальной экономики - нашла отражение и в докладе Российской Федерации Совету Европы за 2013 год5.
В связи с этим, международные культурные связи Ивановской области представляют особый исследовательский интерес и обуславливают общественно-политическую актуальность настоящей работы. Поскольку парадипломатическая деятельность регионов должна так или иначе дополнять политику, проводимую государством, представляет интерес, каким образом культурная жизнь Ивановской области - представленная такими крупными мероприятиями как Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского «Зеркало» и фестивалем современного искусства «Первая фабрика авангарда» - включена в международный культурный обмен и развитие диалога Российской Федерации с её зарубежными контрагентами и социально-экономическое развитие Ивановской области.
Цель, задачи, рабочая гипотеза. Таким образом, цель данного исследования - выявить факторы, стимулирующие развитие международного культурного сотрудничества Ивановской области.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) обозначить основные теоретические проблемы, требующие рассмотрения в рамках формирующейся теории парадипломатии;
2) рассмотреть правовые аспекты регулирования международных связей субъектов Российской Федерации;
3) сопоставить имеющие на федеральном уровне тенденции в правовом регулировании международных связей субъектов с тенденциями, закреплёнными в соответствующих документах на региональном уровне - а именно в законодательстве Ивановской области;
4) выявить современные тенденции в сфере координации международных гуманитарных связей Ивановской области;
5) определить взаимосвязь брендинга территории Ивановской области с развитием международного культурного сотрудничества региона;
6) проанализировать роль Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» в развитии международных связей городов Ивановской области;
7) выявить возможности, которые предоставляет индустриальное наследие города Иванова для развития международного культурного обмена Ивановской области.
Поставленные задачи позволяет также проверить выдвинутую гипотезу. Предполагается, что проведение статусных мероприятий международного (или потенциально международного) уровня на территории Ивановской области направлены в большей степени не на включение региона в международный диалог и привлечение зарубежных партнёров, а на повышение собственных преимуществ в конкурентной борьбе с другими субъектами Российской Федерации.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является международное культурное сотрудничество Ивановской области. Предметом исследования выступают крупные культурные проекты, реализуемые под патронажем руководства Ивановской области - Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского «Зеркало» и фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда».
Методологическая база исследования. В качестве теоретической базы работы выбрана теория парадипломатии, которая на данный момент продолжает своё становление. По замечанию преподавателя кафедры политической теории МГИМО МИД России И.Д. Лошкарёва, имеющиеся исследования парадипломатической деятельности регионов имеют, как правило, описательный характер6. Настоящее исследование написано в рамках данной тенденции. Тем не менее, в данной работе предпринята попытка обозначить нормативную сторону рассматриваемого явления.
В рамках настоящего исследования регион понимается в качестве административно-территориальной единицы федеративного государства, на территории которой действует система органов местной власти.
Для описания явления выхода регионов на международную арену используется термин «парадипломатия». Под парадипломатией (парадипломатической деятельностью) регионов понимается целенаправленная деятельность регионов государств по осуществлению собственных экономических, экологических, культурно-социальных задач, осуществляемая уполномоченными на это региональными органами власти и реализуемая в рамках принятого внешнеполитического курса и внутреннего законодательства государств, в состав которого входят те или иные регионы. Парадипломатия регионов охватывает вопросы так называемой «низкой политики»: экономики, культуры, экологии, образования. Культурная парадипломатия в рамках настоящего исследования понимается как целенаправленный диалог регионов с собственными контрагентами в сфере искусства.
Выбранная теоретическая база определяет выбор основного метода исследования. Настоящее исследование написано как объяснительный case study в силу того, что достижение поставленной цели с использованием количественных методов затруднительно. Кроме того, case study предпочтителен для исследования современных явлений и малоизученных случаев. Ограничение, которое накладывает данный метод, - невозможность обобщения, т. к. данная работа фокусируется на конкретный случай Ивановской области, имеющей свои особенности. В то же время, представляется, что данное исследование единичного случая может быть использовано в дальнейшем в качестве источника вторичной информации для компаративистских исследований.
Также в работе был использован историко-генетический метод, который позволил дать краткую характеристику развития явления российской парадипломатии: её зарождения и постепенного становления с конца прошлого века по настоящее время. Структурный метод позволил выявить взаимосвязи между исполнительными органами Ивановской области, которые отвечают за реализацию её международных и внешнеполитических связей, раскрыть, каким образом распределяются полномочия между ними и в каких отношениях они находятся с соответствующими федеральными органами.
Источниковая база исследования. Достижение обозначенных цели и задач невозможно без изучения источников, посвященных данному вопросу. Среди них можно выделить несколько групп:
1. Актовые документы. На рубеже 1990-2000-ых гг. сформировалась нормативно-правовая основа международной деятельности субъектов Российской Федерации, которая представлена тремя уровнями: международным, федеральным и региональным. Международные договоры Российской Федерации для настоящей работы не привлекались, т. к. в рамках исследования ивановского кейса не имеют решающего значения. Среди документов федерального уровня следует особо выделить Федеральный закон № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г., регулирующий международную деятельность российских регионов7.
Региональный уровень включат в себя конституции и уставы субъектов, а также нормативно-правовые акты органов государственной власти на уровне регионов8. Среди документов данного уровня наибольший интерес представляют Устав Ивановской области9 и Концепция развития международного сотрудничества Ивановской области, утверждаемая распоряжением Правительства Ивановской области10.
2. Нарративные источники. Самая многочисленная группа. Данная группа источников включает в себя интервью и выступления первых лиц Ивановской области. Особо можно выделить интервью С.С. Воскресенского и М.А. Меня, в которых они делятся своим видением перспектив международного сотрудничества Ивановской области11. В данную группу также включены многочисленные материалы СМИ, освещающие мероприятия в рамках Международного кинофестиваля «Зеркало» и «Первой фабрики авангарда».
3. Информационные ресурсы интернета. В данную группу вошли официальные сайты и страницы в социальных сетях Международного кинофестиваля им Андрея Тарковского «Зеркало», фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда», сайт Правительства Ивановской области, сайт официального туристического портала Ивановской области, а также официальный сайт Россотрудничества.
Научная разработанность темы. Среди исследований, которые привлекались для написания настоящего исследования, можно выделить работы, посвящённые общетеоретическим вопросам парадипломатии, и работы, фокусирующиеся на её конкретных проявлениях. Так, среди общетеоретических работ следует особо выделить монографию португальского исследователя Родриго Тавареса (Rodrigo Tavares) «Paradiplomacy: Cities and States as Global Players», написанную в 2016 году12. Автор, привлекая большой эмпирический материал, обобщает имеющиеся на сегодняшний момент модели парадипломатической деятельности. В рамках настоящего исследования монография Р. Тавареса помогла дополнить список требующих рассмотрения теоретических вопросов, составленный российским исследователем И.Д. Лошкарёвым в его статье «Внешние связи регионов: основные проблемы теории парадипломатии»13. Для определения содержания понятия «парадипломатия» в рамах настоящей работы использовались работы таких зарубежных исследователей как Ш. Вольфа (Stefan Wolff) и А. Лекура (Andre Lecours)14.
Среди работ, посвящённых частным вопросам парадипломатии, которые были использованы при написании данной работы, можно выделить следующие. Статья профессора факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета, доктора политических наук А.А. Сергунина «Международная деятельность субъектов Российской Федерации: правовое регулирование» помогла в написании второго параграфа первой главы. Автором даётся подробный анализ становления современной модели распределения полномочий между центром и регионами в сфере международной деятельности15.
При написании общетеоретических вопросов территориального брендирования во второй главе настоящей работы использовались материалы статьи Н.П. Шалыгиной, М.В. Селюкова и Е.В. Курач «О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона». В статье приводится алгоритм создания туристического бренда, раскрывается вопрос о его необходимости для регионов и городов в частности16. Из исследователей занимающихся вопросами брендинга территорий стоит также выделить профессора Ивановского государственного университета, философа-урбаниста, М.Ю. Тимофеева Так, в написании настоящей работы помогли такие его статьи как «Иваново как Манчестер: потенциал бренда» и «Иваново — центр равнинно-фабричной цивилизации: как позиционировать руины советских фабрик», в которых он изложил свое видение бренда Иванова и ввёл понятие «равнинно-фабричной цивилизации»17.
Научная новизна. Обзор литературы показывает, что вопрос парадипломатии российских регионов требует дальнейшего рассмотрения. Более того, работы, которая обобщала бы опыт международной культурной деятельности Ивановской области, на данный момент не имеется. Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней представлен кейс региона, как правило, игнорируемый исследователями в силу того, что он не является приграничным, сформирован не по национальному признаку и входит в список дотационных регионов. Кроме того, настоящее исследование отдаёт приоритет рассмотрению международных культурных связей Ивановской области, учитывая современный тренд на рассмотрение креативного сектора экономики в качестве фактора социально-экономического развития территорий.
Теоретическая и практическая значимость работы. С практической точки зрения данная работа, освещающая опыт Ивановской области, может быть актуальна для других российских регионов, чьи стартовые условия и социально-экономические так или иначе сопоставимы с показателями ивановского региона. В работе представлены рекомендации по выходу на площадки российских центров науки и культуры за рубежом и включению в digital среду. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней представлен новый эмпирический материал для российской теории парадипломатии. Представляется, что данное исследование единичного случая может быть использовано в дальнейшем в качестве источника вторичной информации для компаративистских исследований. Показано, что регионы могут прибегать к «ширмочной» культурной парадипломатии для взаимодействия с федеральным центром.
Хронологические рамки работы. Хронологические рамки исследования охватывают период с рубежа 1990-2000-ых гг., когда формировалась современная нормативно-правовая база международной деятельности российских регионов, по настоящее время
Географические рамки работы. Географические рамки работы ограничиваются территорией Ивановской области. Особое внимание уделяется региональному центру - Иванову -- и таким городам, как Плёс и Юрьевец. Именно данные населенные пункты стали площадками для проведения Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» и фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда», которые могут внести свой вклад в развитие международных связей области.
Структура работы. Для решения поставленных задач в структуру исследовательской части работы включены две главы, каждая из которых призвана последовательно раскрыть основные тенденции в международной деятельности Ивановской области.
Представляется необходимым начать с краткого рассмотрения теоретических и правовых основ международных связей субъектов Российской Федерации, чему посвящена первая глава. В первом параграфе освещаются основные теоретические вопросы формирующейся теории парадипломатии, с точки зрения которых будет рассматриваться ивановский кейс. Во втором параграфе приводится анализ основных документов, определяющих полномочия субъектов в международной деятельности. В частности, рассматривается основной Федеральный закон №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. В третьем параграфе даётся характеристика соответствующим документам регионального уровня на примере Ивановской области. Поскольку международную деятельность регионов определяет не только действующее законодательство, но и распределение полномочий между санкционированными органами, данному вопросу посвящен четвёртый параграф первой главы. В нём прослеживаются основные тенденции в Ивановской области. Выявленные в регионе тенденции сопоставляются с общей линией на федеральном уровне.
Непосредственно международной культурной деятельности Ивановской области и проводимым мероприятиям в данной сфере посвящена вторая глава. В первом параграфе рассматривается связь между брендингом Ивановской области и её имиджевой политики и форматом мероприятий, которые проводятся на территории региона. Раскрывается концепция «равнинно-фабричной цивилизации», введенной профессором Ивановского государственного университета, Тимофеевым М.Ю. Рассматривается потенциал индустриального наследия города и его роль в налаживании международных контактов города. Во втором параграфе рассматривается роль международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» в формировании благоприятного имиджа малых городов области - Плёса и Юрьевца - и Ивановской области в целом. Освещаются пробелы, допущенные руководством региона в информационном обеспечении кинофестиваля. Третий параграф посвящен фестивалю современного искусства «Первая фабрика авангарда», который в наибольшей степени отвечает идентичности Ивановской области, построенной на текстильной индустрии. Вторая глава показывает, что руководство Ивановской области не расположено к выходу на широкую международную аудиторию.
Апробация работы. Промежуточные результаты исследования были представлены на конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», которая проходила на базе факультета международных отношений СПбГУ «20» апреля 2019 г.
Проведённое исследование нормативно-правовой основы и модели координации международной деятельности Ивановской области, её брендинговой модели, а также двух крупных культурных проектов, имеющих высокий потенциал для развития культурных связей региона вносит свой вклад в рассмотрение следующих вопросов формирующейся теории парадипломатии: 1) влияние административно-территориального устройства государства на международную деятельность его регионов; 2) влияние внешней (имеется в виду федеральный уровень власти) и внутренней среды на парадипломатию регионов; 3) зависимость международной повестки в политике региона от его руководства.
Так, модель федеративного устройства Российской Федерации находит непосредственное отражение в парадипломатической деятельности субъектов, входящих в её состав. За регионами юридически закреплено равенство в осуществлении международных контактов и предоставлен широкий круг вопросов «низкой политики», в рамках которых они могут взаимодействовать со своими зарубежными контрагентами. В то же время, регионы действуют в условиях строго контроля со стороны федерального центра, который так или иначе обозначает приоритетную линию развития их международной повестки.
Регионы, не обладающие национальной спецификой, особым географическим положением или залежами минеральных ресурсов - к таковым относится Ивановская область - действуют строго в рамках иерархически выстроенной системы правового регулирования международных связей субъектов. Ивановская область подстраивается под тенденции, имеющие место на федеральном уровне. Акцент центра на внешнеэкономических связях субъектов находит отражение также в основополагающих документах Ивановской области, регламентирующих её международную деятельность. Обозначенные документы, а также распределение полномочий между ивановскими органами исполнительной власти показывают, что руководство области не готово воспринимать международный культурный обмен (образовательный обмен не рассматривался в настоящем исследовании) в качестве самодостаточного направления, требующего собственных инструментов и концептуального оформления. Крупные культурные проекты рассматриваются властями в качестве основы событийного туризма и имиджевой политики.
Сложившаяся ситуация обусловлена социально-экономическими тенденциями в регионе, которые заставляют руководство области отдавать приоритет внешнеэкономическим связям, а международные культурные связи рассматривать в контексте вспомогательного инструмента. Невозможность исполнения «спущенных» центром задач в социально-экономической сфере, с одной стороны, побуждает власти Ивановской области искать дополнительные средства за пределами региона. Отсюда вытекает внимание руководства области к брендированию собственной территории.
Чётко сформулированного бренда у области на данный момент не имеется. Между руководством региона и его жителями продолжается диалог по данному вопросу, который длится около десятилетия. В то же время, нельзя сказать, что для руководителей области дискуссия о бренде является манипуляцией для получения политических очков в глазах избирателей и имитации бурной деятельности. Брендирование территории - общая тенденция, характерная для всех субъектов Российской Федерации. Представляется, что причиной, по которой споры о бренде не прекращаются до сих пор, стал глубокий кризис идентичности региона, вызванный резкими изменениями после распада Советского Союза. Однако при всех имеющихся разногласиях на сегодняшний момент заметна тенденция рассмотрения текстильной тематики во всех её проявлениях в качестве «зонтичного бренда» Ивановской области как её традиционного атрибута.
Интерес представляет то, что брендинг в представлении руководства региона неразрывно связан с вопросами туристической привлекательности области и её культурной жизни. Озабоченность имиджем проявляется в стремлении области к проведению крупных культурных мероприятий, имеющих (и потенциально имеющих) международный характер. Одним из таких мероприятий стал Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского «Зеркало», который проводится в области с 2007 года. Кинофестиваль «Зеркало» стал попыткой области выйти из «зоны комфорта» - идентичности, выстроенной на текстильном производстве - и являлся инициативой возглавлявшего на тот момент Ивановскую область Михаила Меня.
Однако постепенно искусственно созданный бренд «Зеркала» стал вписываться в более привычный и понятный области текстильный контекст, путём добавления соответствующих площадок в программу кинофестиваля («Костюм в кино», совместные мероприятия с «Первой фабрикой авангарда»). В текстильной тематике работает и новое мероприятие - фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» - выросшее из инициативы творческого ядра жителей области при поддержке руководства региона. Как Кинофестиваль «Зеркало», так и фестиваль «Первая фабрика авангарда» рассчитаны на интеллектуальную публику. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что регион сделал ставку на статусные мероприятия, которые могли бы включить Ивановскую область в глобальный гуманитарный диалог и «поместить» регион на карту мира.
В то же время, проведение подобных мероприятий в Ивановской области приобретает собственную специфику. Они действительно помогают привлечь в региональный бюджет дополнительные средства. Однако эти средства приходят в область в качестве федеральных грантов и субсидий со стороны заинтересованных государственных органов. Обозначенные выше мероприятия получили поддержку со стороны Министерства культуры Российской Федерации, Администрации Президента РФ, Правительства РФ и др. Однако иностранных инвестиций данные мероприятия в область не принесли. Стоит отметить, что привлечение зарубежной аудитории к рассмотренным мероприятиям затруднительно ввиду их недостаточного информационного сопровождения. Руководство региона не использует площадки Россотрудничества и международных СМИ. Побратимские связи региона также остаются не задействованными в проведении обозначенных мероприятий.
Представляется, что для руководства Ивановской области Кинофестиваль «Зеркало» и фестиваль «Первая фабрика авангарда» выступают скорее в качестве инструмента привлечения в региональный бюджет дополнительных поступлений за счёт перераспределения средств федерального бюджета, нежели инструментов культурной парадипломатии. Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза, согласно которой проведение статусных мероприятий международного (или потенциально международного) уровня на территории Ивановской области направлены не на включение региона в международный диалог и привлечение зарубежных партнёров, а на повышение собственных преимуществ в конкурентной борьбе с другими субъектами Российской Федерации, подтверждается. Представляется, что данный факт служит сдерживающим фактором для развития культурной парадипломатии Ивановской области: достаточная, с точки зрения руководства региона, государственная поддержка не поощряет организаторов обозначенных мероприятий к выходу на более широкую международную аудиторию и включению в глобальный гуманитарный контекст.
Результаты исследования очерчивают рамки для дальнейшего исследования и позволяют поставить вопрос о расширении понятия «парадипломатия» для федеративных государств. Учитывая тот факт, что в работе рассматривались только отдельные культурные проекты и не затрагивалось, например, гастрольно-выставочное направление, тем не менее, представляется возможным выделить следующую закономерность. Так, руководствуясь понятиями «парадипломатии» и «культурной дипломатии», предложенным в настоящей работе1, можно утверждать, что рассмотренные мероприятия являются примерами развития в Ивановской области событийного туризма, но не культурной парадипломатии, т к. они находятся за рамками диалога области с её зарубежными контрагентами (например, руководством городов-побратимов Иванова и Плёса).
С другой стороны, принимая во внимание тот факт, что федеральный центр является частью целевой аудитории крупных культурных инициатив со стороны Ивановской области, а также то, что парадипломатия регионов является инструментом реализации их задач по развитию, можно сделать вывод о том, что в федеративных государствах парадипломатия регионов может быть не только средством взаимодействия субъектов федерации с зарубежными регионами и организациями, но и инструментом выстраивания диалога с федеральным центром и, вероятно, формирования горизонтальных связей с другими субъектами федерации. Так, в последнем случае, это могут быть совместные международные культурные инициативы: организаторы «Первой фабрики авангарда» и Уральской биеннале современного искусства рассматривали подобную возможность. В случае же с федеральным центром международный компонент проводимых мероприятий может играть роль своего рода ширмы, повышающей статус мероприятия и привлекательность в глазах государственных инвесторов, но имеющей решающего значения для развития зарубежных контактов региона. Так или иначе, данное положение требует дальнейшего исследования.
a) Закон Ивановской области «Устав Ивановской области» № 20-ОЗ от 18.02.2009 г. (в ред. Законов Ивановской области от 29.04.2010 № 33-ОЗ, от 08.10.2010 № 105-ОЗ, от 01.04.2011 № 23-ОЗ, от 26.06.2012 № 43-ОЗ, от 06.05.2014 № 24-ОЗ, от 26.12.2014 № 121- ОЗ, от 03.06.2015 № 46-ОЗ, от 29.12.2015 № 146-ОЗ, от 07.07.2016 № 56-ОЗ) URL: http://www.ivanovoobl.ru/region/about/obschaja-informatsija/charter-ivobl (дата обращения: 24.11.2018)
b) Закон Ивановской Области № 22-ОЗ от 11 марта 2010 года «О стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года» URL: http://docs.cntd.ru/document/895261031 (дата обращения: 01.04.2020)
c) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 24.11.2018)
d) Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. №640) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/ (дата обращения: 20.05.2020)
e) Концепция развития международного сотрудничества Ивановской области на 20082012 годы (утв. Распоряжением Правительства Ивановской области № 243-рп от 22.07.2008) URL: http://docs.cntd.ru/document/441564473 (дата обращения: 26.05.2020)
f) Концепция развития международного сотрудничества Ивановской области на 20142018 годы (утв. распоряжением Правительства Ивановской области № 24-рп от 12.02.2014) URL: http://docs.cntd.ru/document/430633007 (дата обращения: 05.07.2018
g) «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» (утв. Президентом РФ 18.12.2010) URL: https:// legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (дата обращения: 30.04.2020)
h) Отчет о деятельности департамента внешних связей Правительства Нижегородской области за 2017 год URL:https://international.government-nnov.ru/?id=144955 (дата обращения:24.11.2018)
i) Памятка МИД РФ по вопросам координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации в целях проведения единой внешнеполитической линии Российской федерации от 2017 г. URL: https://depos.admhmao.ru/upload/iblock/de4/selection_1.pdf (дата обращения: 22.03.2020)
j) Положение о Департаменте культуры и туризма Ивановской области (утв. постановлением Правительства Ивановской области от 02.12.2014 № 507-п) (в редакции Постановлений Правительства Ивановской области от 24.12.2015 № 595-п, от 03.08.2016 № 244-п, от 28.02.2017 № 48-п, от 16.08.2017 № 316-п, от 16.07.2018 № 206-п) URL: http:// dkt.ivanovoobl.ru/wp-content/uploads/sites/20/2015/03/polozhenie-o-departamente-v-red.-ot- 03.08.2016.pdf (дата обращения: 24.11.2018)
k) Положение о Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области (утв. постановлением Правительства Ивановской области от 04.04.2013 № 118-п) (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 18.01.2017 № 4-п, от 26.07.2017 № 292-п) URL: http://derit.ivanovoobl.ru/o-departamente/polnomochiya-i-funktsii/ polozhenie-o-departamente/ (дата обращения: 24.11.2018)
l) Постановление Правительства Российской Федерации № 9 от 1 февраля 2000 г. «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств » URL: http://ivo.garant.ru/#/document/181615/paragraph/11:0 (дата обращения: 25.11.2018)
m) Распоряжение Министерства иностранных дел Российской Федерации №17019/гс от 29 апреля 2003 г. «О Совете глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» URL: http://docs.cntd.ru/document/901895966 (дата обращения: 20.05.2020)
n) Распоряжение Правительства Ивановской области № 240-рп от 9 октября 2006 года «Об учреждении в Ивановской области Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского “Зеркало”» (в редакции от 14.03.2007) URL: http://docs.cntd.ru/document/441565739 (дата посещения: 06.07.2018)
o) Соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Правительством Ивановской области № 8-с-0002/С от 8 февраля 2013 г. URL: http://derit.ivanovoobl.rU/wp-content/uploads/sites/7/2017/04/4.1.pdf (дата обращения: 07.07.2018)
...