Осведомленность пользователей о политике конфиденциальности (Privacy Policy) социальных сетей как фактор формирования стратегий присутствия (на примере Facebook)
Введение 3
Глава 1. Паноптикум как форма постоянного наблюдения и контроля в социальных сетях 14
1.1. Принципы реализации концепции паноптикума в социальных сетях. Иерархический надзор. 20
1.2. Эксперимент 24
1.3. Нормализующее наказание 26
1.4. Экзамен 28
1.5. Выводы к главе 37
Глава 2. Эксперимент, как способ доказательства зависимости между стратегией присутствия пользователей в социальной сети и уровнем осведомленности пользователей о политике конфиденциальности в социальной сети 40
2.1. Подготовительная часть эксперимента 46
2.2. Основная часть эксперимента 48
2.3. Реклама как основной потребитель результатов сбора и анализа пользовательских данных в социальной сети Facebook. Рекламные категории интересов и рекламные интересы 51
2.4. Изменение рекламных категорий интересов в социальной сети Facebook как свидетельство изменений в стратегии присутствия пользователя в социальной сети Facebook 58
2.5. Изменение рекламных интересов в социальной сети Facebook как свидетельство изменений в стратегии присутствия пользователя в социальной сети Facebook. 64
2.6. Причины изменения стратегии присутствия пользователей в социальной сети Facebook на примере изменений интересов, которые учитываются при показе рекламы в социальной сети Facebook 76
2.7. Выводы к главе 79
Заключение 81
Список литературы 86
Приложение 91
Приложение 1. Анкета и Информированное согласие на участие в исследовании 91
Приложение 2. Алгоритм скачивания данных из социальной сети Facebook 95
Приложение 3. Таблица online-опроса и Информированное согласие на участие вопросе 96
Новые коммуникативные технологи неизбежно оказывают влияние на структуру общества на протяжении всей истории человечества. С внедрением в повседневную жизнь общества каждого значительного изобретения, облегчающего или налаживающего процесс коммуникации, происходят явные качественные изменения жизни общества в целом и индивидов в частности1.
С началом двадцать первого века развитие технологий привело к одной из самых радикальных коммуникативных революций, повлиявшей практически на все сферы жизни человека. Наиболее значимой особенностью этой революции является стремительная скорость происходящих преобразований. Как следствие, многие люди, даже самые проницательные, часто не могут влиться в современные тенденции быстро развивающего общества.
Невозможно игнорировать тот факт, что процесс, связанный с ослаблением возможности национальных правительств контролировать средства коммуникации и социальные сети в пределах своих границ, уже запущен. Сегодня далеко не все правительства контролируют интернет-услуги и имеют возможность отключить или запретить к ним доступ. В будущем, однако, правительства могут полностью утратить этот контроль ради новаторских IT-компаний, которые стремятся предоставлять интернет-услуги гражданам любой страны, даже без согласия правительств.
В свою очередь, расширение современных информационных и коммуникационных технологий, особенно IoT2, означает, что эти технологии будут иметь более глубокий и эффективный контроль над общественной жизнью и ознаменуют конец «эры конфиденциальности человечества».
Таким образом, сегодня особое значение приобретает вопрос, связанный с политикой конфиденциальности и готовностью пользователей осознанно принимать условия различных интернет ресурсов.
Формально данная проблема успешно решается при помощи предоставления потенциальному пользователю двух документов: «Privacy policy»3 и «End-user license agreement»4.
В реальности их почти никто не читает. Согласно анализу, проведенному исследователями Нью-Йоркского университета, среди примерно 50 тысяч пользователей, покупавших электронный контент, по ссылкам с пользовательским соглашением переходил лишь один из тысячи. Но сколько прочитали все то, что там написано? Почти никто, так как среднее время, проведенное пользователем на странице с соглашением, составило меньше минуты5.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что среднестатистический пользователь, не глядя, подписывается под пользовательскими соглашениями и соглашениями о политике конфиденциальности при регистрации на десятках (а может быть и сотнях) порталов.
Как результат, большая часть пользователей ресурсов в сети Интернет не имеют представления о том, каким образом могут быть собраны, проанализированы и использованы их личные данные, а следовательно выстраивают свою стратегию присутствия в интернете без учета данного фактора. Поэтому изучение стратегии присутствия в сети Интернет6 осведомленного пользователя не представляется возможным ввиду его отсутствия.
Из вышеизложенного следует следующая исследовательская проблема: стратегия присутствия пользователей в социальных сетях формируется без учета пользователями содержания документов, содержащих информацию о способах сбора, использования, раскрытия и управления данными пользователей социальной сети.
Так, формирование стратегии присутствия среди пользователей социальных сетей осуществляется без учета основных положений «Privacy policy»7 и «End-user license agreement»8, что позволяет социальным сетям осуществлять бесконтрольные, со стороны пользователей социальной сети, сбор, использование, раскрытие и управление личными пользовательскими данными.
Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос о том, как уровень осведомленности пользователей социальной сети о сборе, использовании, раскрытии и управлении данными, влияет на формирование пользователями стратегии присутствия в социальной сети.
Основное противоречие в этом отношении, заключается в том, что данные, которые предо ставляют и генерируют пользователи социальных сетей не подвергаются корректировке со стороны пользователей, ввиду их незнания о том, в какой среде и условиях они осуществляют свою деятельность. Такое положение дел является крайне желательным для социальных сетей9 и, предположительно, нежелательным для пользователей социальных сетей.
Так, если установить взаимосвязь между осведомленностью пользователей о политике конфиденциальности социальных сетей и формировании стратегий присутствия пользователей в социальных сетях удасться ответить на вопрос о том, была ли стратегия присутствия пользователей в социальных сетях осознанной при низком уровне осведомленности о политике конфиденциальности социальных сетей.
В этом отношении, возникает важный этический вопрос о деятельности, которую осуществляют социальные сети в отношении своих пользователей.
Социальная сеть Facebook, далее просто Facebook, которая рассматривается в данной выпускной квалификационной работе10, является флагманским продуктом Facebook Inc.11
«Дать людям возможность делиться и делать мир более открытым и связным»12
- Так звучит официальная корпоративная миссия Facebook Inc.
Заявленная миссия Facebook Inc. сообщает о благородных целях компании: расширение прав и возможностей людей, включение людей в процесс построения сообщества, соединение мира. Тем не менее, формально ни одна из этих целей не противоречит способам сбора, использования, раскрытия и управления данными пользователей, которые реализует социальная сеть Facebook.
Если ознакомиться с документами финансовой отчетности Facebook Inc., очевидной становится цель компании, связанная с ростом и извлечением прибыли. Согласно Доктрине Фридмана, или Теории акционеров13, которая является нормативной теорией деловой этики, выдвинутой экономистом Милтоном Фридманом14, главная ответственность любой компании состоит в её ответственности перед её акционерами. Так, Милтон Фридман делает следующий вывод:
«Бизнес несет одну единственную ответственность: использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли, при условии, что он остается в рамках правил игры»15 16.
Если отталкиваться от Доктрины Фридмана, можно определить цели, которые преследует Facebook Inc. при сборе, использовании, раскрытии и управлении данными пользователей социальной сети. Так, если исходить из того, что Facebook Inc. использует свои ресурсы и занимается деятельностью для увеличения прибыли, главным источником прибыли становятся личные пользовательские данные. Как итог, Facebook Inc. зарабатывает деньги на своих плохо осведомленных пользователях.
Так, для решения заявленной проблемы, в данном исследовании будет рассматриваться осведомленность пользователей о политике конфиденциальности (Privacy Policy) социальных сетей как фактор формирования стратегий присутствия (на примере Facebook).
Целью ВКР является: рассмотрение социальной сети Facebook, через концепцию «паноптикума» Мишеля Фуко. Паноптикум - это утопическое представление об обществе и типе власти, которое, по сути, является обществом, известным нам теперь, утопией, воплощенной в жизнь. Такой тип власти вполне может называться «паноптизмом». Современный человек живет в обществе, где царит паноптизм17. Этот тип власти над индивидами, осуществляющейся в форме постоянного наблюдения за индивидами, в формах иерархического надзора и нормализующего наказания.
Рассмотрение социальной сети, через концепцию паноптикума Мишеля Фуко позволяет понять и описать устройство социальной сети Facebook. Применение результатов этого рассмотрения к эмпирическим данным даёт возможность выявить зависимость между уровнем осведомленности пользователей социальной сети Facebook о сборе пользовательских данных социальной сетью Facebook (т.е. осведомленностью пользователей о том, что они помещены в паноптическую систему) и стратегией присутствия пользователей в социальной сети Facebook.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную сеть Facebook, через концепцию паноптикума Мишеля Фуко;
2. Описать социальную сеть Facebook через концепцию средств правильного обучения: иерархического надзора, нормализующего наказания и экзамена;
3. Провести эмпирическое исследование - эксперимент, позволяющий устано- вить связь между между уровнем осведомленности пользователей о сборе пользовательских данных компанией Facebook Inc. и стратегией присутствия пользователей в социальной сети Facebook;
4. Выявить связь между уровнем осведомленности пользователей о сборе пользовательских данных компанией Facebook Inc. и стратегией присутствия пользователей в социальной сети Facebook;
5. Сделать общие выводы к исследованию и предложить дополнительные пути рассмотрения данных, которые были получены на всех этапах эксперимента.
Объектом исследования являются активные пользователи социальной сети Facebook18.
Предметом исследования является влияние уровня осведомленности пользователей социальной сети Facebook на формирование стратегии присутствия пользователей в социальной сети Facebook.
Теоретико-методологической базой данного исследования является концепция «паноптикума», впервые предложенная утилитаристским философом Иеремейем Бентамом19 в начале 19 века и получившая свое развитие в работах Мишеля Фуко. В работах Фуко интерес представляет интерпретация и понимание «паноптикума», как симптома усиления надзора и социального контроля в современном обществе.
В работе «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы»20 Фуко интересует то, как знание порождает методы осуществления власти. Для Мишеля Фуко паноптикум - не столько структура, позволяющая «служителям» наблюдать за всеми аспектами жизни «заключенных». Фактически от «работников тюрьмы» не требуется постоянного присутствия, так как само существование такой структуры (и возможность присутствия наблюдателя) сдерживает не столько определенные действия, сколько способ увеличения уровня контроля «надзираемых» за самими собой: они удерживаются от различных действий, потому что боятся того, что за ними могут наблюдать в каждый момент времени. Здесь прослеживается отчетливая связка, состоящая из следующих компонентов: знание, технология, власть.
На более высоком уровне «паноптикум» для Мишеля Фуко - основа дисциплинарного типа общества. Эта категория не менее важна в контексте данного исследования. «Дисциплинарное общество (фр. societe disciplinaire) - форма общественной организации и социального контроля, характерная для обществ Модерна. Понятие «дисциплинарное общество» было введено французским философом Мишелем Фуко в его лекционных курсах 1970-х годов и в работе «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» (1975)»21. В теории Мишеля Фуко, дисциплинарное общество появляется в западном мире в 18-19 веках под воздействием модернизации. Появление дисциплинарного общества обуславливается необходимостью осуществления надзора над большими множествами индивидов с целью их приспособления к функциональным требованиям обществ Модерна.
Так, в дисциплинарном обществе Модерна развивается целый спектр методов надзора и контроля, которые присутствуют во всех важнейших институтах данного общества. Базисной единицей контроля и надзора является индивидуальное тело. Согласно теории дисциплинарного общества: в обществах Модерна предметом контроля становятся все индивиды вместе и в то же время - каждый по отдельности, в результате чего подобные техники надзора оказываются средством индивидуализации и омассовляции, организующим индивидов в единое социальное тело, и формирует индивидуальность каждого члена этого тела. Мишель Фуко называл подобную матрицу функционирования «биовластью»22.
Мишель Фуко является представителем постструктурализма, где структуры не мыслятся, как абсолютные данности, напротив, они являются открытыми, не незавершенными. Система языка и других знаковых систем, с одной стороны, и система власти и социальных институтов, с другой, будучи тесно взаимосвязанными, подвержены взаимному влиянию и изменению23.
Власть, в этом случае, не имеет центра и не принадлежит каким-либо конкретным индивидам или группам, так как каждый одновременно и обладает властью, и подчиняется власти других. Мишель Фуко отдает предпочтение термину дискурс, а не структуре. По Фуко, дискурс - это социально-обусловленный порядок рассуждения, организация системы речи и действия.
Важно отметить, что понятия, выдвинутые Фуко были наложены на новый объект и предмет. Так, в границах понятия «паноптикум» и концепции средств правильного обучения: иерархического надзора, нормализующего наказания и экзамена, при помощи которых Мишель Фуко описывал проект идеальной тюрьмы24 Джереми Бентама25 рассматривается социальная сеть Facebook.
Активные пользователи Facebook выступают, как «индивидуальные тела», а результатом действий «паноптикума» будет являться стратегия присутствия пользователей в социальной сети Facebook и её изменение.
Выявив зависимость между поведением пользователей в социальной сети Facebook и уровнем их осведомленности о сборе пользовательских данных компанией Facebook inc. можно сделать вывод о том, как пользователи социальных сетей меняют свою стратегию присутствия, когда осознают, что они помещены в паноптическую систему.
Источником эмпирических данных в данном исследовании являлся эксперимент. Его проведение предполагало создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.
Вспомогательными методами сбора данных являлись социологический опрос в форме анкетирования и контент-анализ.
В рамках экспериментальной части исследования в качестве независимой переменной рассматривался уровень осведомленности пользователя о сборе пользовательских данных социальной сетью Facebook. В свою очередь, стратегия присутствия пользователей социальной сети Facebook являлась зависимой.
В качестве результатов исследования предлагается:
• Рассмотрение социальной сети Facebook через понятие «паноптикум».
• Формулировка комбинированного объяснения изучаемого явления на основании характера объясняющих положений, характера объясняемых положений и характера их взаимосвязи.
• Описание перспектив развития изучаемого явления с ориентацией на его будущие состояния.
Основная гипотеза, которая была выдвинута в рамках данного исследования, звучит следующим образом: уровень осведомленности пользователей социальных сетей о политике конфиденциальности социальных сетей влияет на поведение пользователей в социальных сетях. А именно: пользователи, которые осведомлены о сборе, анализе и использовании пользовательских данных социальными сетями, склонны к более продуманной стратегии присутствия в социальных сетях26, так как в настоящее время общество в целом и индивиды в частности не готовы к постоянному наблюдению и фиксации их деятельности кампаниями, правительствами и общественностью в полной мере.
В ходе проделанной работы была рассмотрена заявленная исследовательская проблема, была реализована заявленная цель и подтверждены выдвинутые гипотезы.
В первой главе ВКР содержалось рассмотрение социальной сети Facebook, через понятие «паноптикум».
В ней были рассмотрены первые случаи описания сети Интернет, через концепцию паноптикума Мишеля Фуко. Приведены актуальные статистические данные в отношении количества пользователей социальной сети Facebook. Описаны основания для рассмотрения социальной сети Facebook, через концепцию паноптикума Мишеля Фуко.
Произведено описание социальной сети Facebook, через концепцию средств правильного обучения: иерархического надзора, нормализующего наказания и экзамена, при помощи которых Мишель Фуко описывал проект идеальной тюрьмы1 Джереми Бентама2.
При рассмотрении социальной сети Facebook, через идею об иерархическом надзоре, были сделаны следующие выводы: социальная сеть Facebook обладает всеми ресурсами для того, чтобы наблюдать практически за всеми действиями пользователя социальной сети Facebook online и за рядом действий, совершаемых пользователем действий offline. Более того, Facebook обладает инструментами наблюдения и осуществляет постоянный, непрерывный мониторинг за всеми пользователями сети Интернет - 58% населения Земли3. Таким образом, было доказано, что в социальной сети Facebook эффективно реализована стратегия иерархического надзора.
Было рассмотрено, каким образом в социальной сети Facebook реализована идея Мишеля Фуко о паноптикуме, как о площадке для проведения экспериментов. Для описания социальной сети Facebook c этой позиции, был рассмотрен эксперимент Адама Крамера: «Экспериментальное доказательство масштабного эмоционального заражения через социальные сети» и приведена информация о том, каким образом в социальной сети Facebook осуществляется непрерывный эксперимент над каждым пользователем социальной сети Facebook. Был сделан вывод о том, что стратегии правильного обучения: нормализующее наказание и экзамен, которые Мишель Фуко обнаруживает в паноптикуме Джереми Бентама, имеют непосредственную связь с экспериментами, проводимыми социальной сетью Facebook.
Было рассмотрено то, каким образом в социальной Facebook реализуется нормализующее наказание и установлено, что в социальной сети Facebook пользователи регулярно сталкиваются с нормализующим наказанием. Так, нормализующее наказание в Facebook реализовано в ряде функций: функция блокировки аккаунта, функция блокировки видео, функция блокировки фотографий, функция блокировки постов и любого другого контента пользователя.
Было рассмотрено то, как в социальной сети Facebook реализовано сочетание техники иерархического надзора и нормализующего наказания - экзамен. Так, было установлено, что начиная с регистрации в социальной сети Facebook, потенциальный пользователь попадает в условия, приближенные к экзаменационным.
Была описана система поощрений и наказаний, которую социальная сеть Facebook применяет к своим пользователям при помощи алгоритма EdgeRank, систем уведомлений и блокировки.
Таким образом, в этом параграфе была реализована задача по рассмотрению социальной сети Facebook, через концепцию паноптикума Мишеля Фуко и подготовлена почва для описания эмпирических данных эксперимента, через концепцию паноптикума.
Во второй главе ВКР была выявлена зависимость между стратегией присутствия пользователей в социальной сети Facebook и уровнем их осведомленности о сборе пользовательских данных социальной сетью Facebook.
Был реализован анализ работы рекламного кабинета Ads. Manager Facebook. И сделан вывод о том, что информация о том, в какие категории рекламных интересов социальная сеть Facebook относит своих пользователей, является наиболее информативной. В связи с тем, что отнесение пользователя к конкретной категории рекламных интересов, реализуется посредством анализа всех действий, совершаемых пользователем в социальной сети Facebook online и за рядом действий, совершаемых пользователем offline.
На основании анализа рекламных категорий и рекламных интересов, к которым социальная сеть Facebook относит пользователей социальной сети Facebook, были описаны отношения между независимой и зависимой переменными. Так, были выявлены корреляции между уровнем осведомленности о политике конфиденциальности социальной сети и стратегией присутствия пользователя в социальной сети Facebook. Была выявлена зависимость между уровнем осведомленности пользователей о сборе пользовательских данных социальной сетью Facebook и стратегией присутствия пользователей в социальной сети Facebook.
Были презентованы результаты online-опроса, направленного на установление причин возникновения зависимости между уровнем осведомленности о политике конфиденциальности социальной сети Facebook и рекламными интересами, которые учитываются при показе рекламы в социальной сети Facebook.
Так, было выявлено, что пользователи стремятся скорректировать свою стратегию присутствия в социальной сети Facebook. Если обобщить характеристики, которые пользователи социальной сети Facebook давали зависимым рекламным интересам, можно сделать вывод о том, что пользователи социальной сети Facebook склонны к исключению из стратегии присутствия в социальной сети Facebook действий, которые могут быть отнесены в область несоответствующего поведения по Мишелю Фуко.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования и было выявлено, что уровень осведомленности о сборе пользовательских данных социальной сетью Facebook влияет на поведение пользователей в социальной сети Facebook.
Также, подтвердилась гипотеза о том, что пользователи, которые осведомлены о сборе пользовательских данных социальной сетью Facebook склонны к более продуманной стратегии присутствия в социальной сети Facebook.
Была доказана состоятельность рассмотрения социальных сетей, через концепцию паноптикума Мишеля Фуко. Так, полученные в результате эксперимента эмпирические данные подтвердили предположение, что осведомленность пользователей о том, что они находятся в паноптической системе подвергает изменению стратегию присутствия пользователей в социальной сети Facebook.
Таким образом, можно сделать вывод: формирование стратегии присутствия пользователей в социальных сетях зависит от уровня осведомленности пользователей о политике конфиденциальности социальных сетей.
Также, в результате проведенного эксперимента, была получена и систематизирована обширная база данных, включающая в себя всю доступную для самого пользователя информацию, собранную социальной сетью Facebook. В ходе эксперимента был собран и типологизирован ценный для социологической науки материал. Основываясь на котором, можно написать еще не одну работу, посвященную изучению стратегий присутствия пользователей в социальных сетях, самопрезентации пользователей в социальных сетях, коммуникации пользователей в социальные сетях и т.д.
Кроме того, эта база данных может стать ценным источником для более глубокого рассмотрения проблемы, заявленной в данном исследовании.
Из статистических данных в отношении развития сети Интернет и социальных сетей, приведенных в исследовании, становится очевидным и то, что проблемы, связанные с конфиденциальностью личных данных, способами их использования и получения продолжат свое развитие и потребуют более пристального внимания со стороны исследователей.
1. Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2004.
2. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физмалит, 2010.
3. Демократическое управление // Официальный сайт ООН URL: https:// www.un.org/ru/sections/issues-depth/democracy/index.html (дата обращения: 23.05.2019).
4. Дисциплинарное общество // Хронос URL: http://ponjatija.ru/node/12733 (дата обращения: 05.11.2019).
5. Дубова Н. Социальная сеть знаний // Открытие системы. М.: 2005.
6. Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия ценность // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. 2011. №2. С. 285-290.
7. Мельникова М.С., Яковлев И.П. Понятие "социальная сеть" в социологических теориях и интернет-практиках // Санкт-Петербург: Вестник СПбГУ. Сер. 9. Вып. 1, 2014.
8. Мерсер Д. Создание надежных и полнофункциональных веб-сайтов, блогов, форумов, порталов и сайтов-сообществ. Вильямс. М.: 2018.
9. Мертон Р Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. С. 284.
10. Морозова О.А. Интеграция корпоративных информационных систем. М.: Финансовый университет,2014.
11. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2000. Хрестоматия.
12. Политика использования данных // Facebook URL: https://www.facebook.com/ privacy/explanation (дата обращения: 10.05.2020).
13. Политика конфиденциальности // Facebook URL: https://www.facebook.com/ about/privacy (дата обращения: 24.05.2019).
14. Пользовательское соглашение // Facebook URL: https://www.facebook.com/ legal/terms (дата обращения: 10.05.2020).
15. Постструктурализм Архивная копия от 7 мая 2010 на Wayback Machine // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
...