Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный портрет NEET-молодежи Санкт-Петербурга

Работа №128261

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы174
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования NEET- молодежи 9
1.1. Молодежь как особая социально-демографическая группа 9
1.2. Сущность феномена NEET-молодежи в современном российском обществе 19
Глава II. Эмпирическое исследование NEET-молодежи Санкт- Петербурга 33
2.1. Методы исследования NEET-молодежи Санкт-Петербурга 33
2.2. Результаты эмпирического исследования NEET-молодежи Санкт-Петербурга 39
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 74
Приложение 1 74
Приложение 2 76
Приложение 3 120
Приложение 4 131
Приложение 5 147

Актуальность. Проблемы молодого поколения всегда находись в фокусе внимания социологической науки. Этой проблематике посвящены работы Лисовского В.Т.1, Козлова А.А.2, Безруковой О.Н.3, Вишневского Ю.Р.4, Аграната Д.Л.5, Блиновой Н.М.6, Григорьева С.И.7, Никотина А.Д.8, Разуваевой Т.Н.9, Михайленко Т.Н.10 Исследования этих авторов освещали актуальные для своего времени особенности этой социальной группы.
Однако, молодёжь всегда вписана в определённый социальный контекст, который изменчив. Каждая сфера жизнедеятельности современного общества - политическая, экономическая, духовная, социальная - претерпевает изменения в определенные периоды жизни человечества. В связи с этим можно утверждать, что ни одно поколение не похоже на предыдущее. Перед каждым молодым поколением открываются новые разнообразные стили жизни, возможности для самореализации, способы организации досуга. Несмотря на эти преимущества, парадоксальным является тот факт, что из-за расширяющегося разнообразия жизненных стратегий у молодежи стираются четкие границы критериев жизненного успеха, счастья, нет единых норм в конструировании моделей успешной самореализации. Работать или не работать, учиться или не учиться, исповедовать религию или нет, относиться к сексуальным меньшинствам или придерживаться традиционных сексуальных ориентаций и практик, развиваться или не развиваться, - свободный выбор молодым человеком вышеперечисленных стратегий поведения в настоящее время воспринимается обществом более лояльно, чем, например, таковое было в СССР.
Сам по себе выбор определенных жизненных стратегий не несет в себе опасности для общества, за исключением радикальной деятельности, наносящей прямой ущерб социуму. Опасение, однако, вызывает та ситуация, когда молодой человек выбирает стратегию - не работать, не учиться и не проходить какую-либо профессиональную подготовку. Такая категория молодежи стала достаточно многочисленна и получила название NEET (аббревиатура: «Not in Employment, Education or Training»), что в переводе с английского означает «ни в сфере трудоустройства, образования или профессиональной подготовки». Опасность данного феномена заключается в том, что нахождение молодых людей в группе NEET значительно снижает шансы на стабильную занятость, а также предполагает бедность, низкий уровень доходов, материальную зависимость от других членов семьи, невысокий уровень образования, и, в конечном счёте, деградацию личности и ведение асоциального образа жизни. Конечно, сама по себе экономическая неактивность молодежи не является остросоциальной проблемой, поскольку многие молодые люди хоть и находятся вне сферы трудоустройства, но продолжают процесс получения образования. Группу риска составляет та группа молодежи, представители которой осознанно выбирают вектор жизни без учебы, работы и профессиональной подготовки. Последствия пребывания молодежи в категории NEET влекут за собой не только трудности на рынке труда, но и проблемы с психическим и физическим здоровьем, склонность к правонарушениям и потреблению алкоголя и наркотиков. Тревогу у общества вызывает та ситуация, при которой молодые люди после неудачных поисков работы, либо их отсутствия, продолжают жить за счет своих близких, не компенсируя свое иждивение, никаким образом не помогая близким. Остро стоит вопрос о том, что произойдет с людьми, которые не привыкли самостоятельно себя обеспечивать, если близкие перестанут их содержать, либо их не станет.
Ситуация, видимо, будет только обостряться в связи с экономическими последствиями эпидемии коронавируса, оставляющей за бортом занятости все большее число людей.
Одной из основных задач любой молодежной политики является эффективное раскрытие потенциала молодежи, трансформация ее активности в ценный ресурс общества и государства. Однако ресурс этот истощается в связи с тенденцией увеличения числа молодых людей, которые сознательно выбирают жизнь без обучения, работы или прохождения какой-либо профессиональной подготовки. Ясно, что такая стратегия намеренного самоисключения из общества, не принесет пользы ни самому молодому человеку, ни его близким, ни обществу и государству.
Однако до сих пор не совсем ясны причины и механизмы попадания молодых людей в эту категорию, наборы социальных и психологических характеристик, внутренних и внешних факторов, под влиянием которых молодые люди попадают в эту категорию, не ясен сам социальный портрет типичных представителей этой группы.
Актуальность работы определяется, с одной стороны, распространённостью этой группы, а с другой, непрояснённостью внутренних и внешних факторов, приводящих молодых людей в эту категорию, т.е. отсутствием социального портрета типичных представителей этой группы, что тормозит налаживание действенной работы с этой группой молодёжи.
Ясно, что в отношении молодых людей, находящихся в категории NEET, необходимо применять особые социальные технологии, программы и проекты, направленные на изменение их жизненных стратегий.
Состояние изученности проблемы. Изучением NEET-молодежи специалисты начали заниматься не так давно. Как считает Варшавская Е.Я., NEET- молодежь впервые стала объектом изучения в конце 1980-х годов, тогда эту группу молодежи называли «группа Zer0». В 1990-х годах в фокус внимания исследователей попала недостаточность и недостаточная адекватность уровней экономической активности/неактивности, а также оценки участия молодежи в рабочей силе и ее положения на рынке труда. В 1999 году впервые использовали термин NEET в официальных документах (Доклад Правительства Великобритании). В 2000-х годах понятие NEET уже широко использовалось в научных текстах. В 2010 году Евростатом принято определение NEET, разработана методология для расчета его статистического уровня11. Буланова М.Б. отмечает, что в категорию NEET- молодежи пополняют «классические неудачники - отчаявшиеся, не нашедшие работу», то есть те, кто сдался после неудачных поисков работы12. Зудина А.А. утверждает, что попадание молодежи в группу NEET связано, в первую очередь, с недостаточным уровнем образования (неактивные NEET), а также с его невысоким качеством (безработные NEET). В группу риска, согласно Зудиной А.А. преимущественно входят молодые люди, окончившие ПТУ после неполного среднего образования или после выпуска из старшей школы13. Норвежский исследователь Б.Хольте считает, что, по мнению большинства норвежских обывателей, в категорию NEET попадают, как правило, юноши, имеющие девиантные наклонности, которые в будущем могут стать преступниками, религиозными, политическими экстремистами. Однако, замечает он, «домашняя» роль женщины находится в пределах нормы14.
Объектом исследования выступает NEET-молодежь, выбравшая жизненную стратегию, не предполагающую вовлеченность в сферу труда и образования.
Предметом - социальные, социально-демографические, социально-психологические характеристики NEET-молодежи Санкт-Петербурга, формирующие ее социальный портрет.
Цель работы: составление социального портрета NEET-молодежи Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Выявить основные характеристики, присущие современной российской молодежи;
2. Рассмотреть различные подходы к изучению NEET-молодежи в России;
3. Установить основные социальные, социально-демографические, социально-психологические и другие характеристики NEET-молодежи.
4. Провести социологическое исследование для выявления основных типов NEET-молодежи и составления ее социального портрета.
Гипотезы:
1. попадание молодого человека в категорию NEET-молодежи является следствием отсутствия четких жизненных целей и принципов;
2. длительное пребывание молодого человека в категории NEET- молодежи влечет за собой трудности с последующим выходом из этого состояния.
3. NEET-молодежь Санкт-Петербурга представлена качественно различающимися группами.
Методы сбора данных: онлайн-интервью, тестирование, экспертное интервью.
Новизна данной работы заключается в составлении социального портрета NEET-молодежи Санкт-Петербурга.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы для усовершенствования организации работы с неучащейся и неработающей молодёжью через разработку особых социальных технологий.
Структура выпускной квалификационной работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, содержания, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения, библиографического списка, приложений. В первой главе рассматриваются основные определения понятия молодежи среди российских ученых, описываются основные особенности молодежи как социально-демографической группы, также раскрываются сущность феномена NEET- молодежи в современном российском обществе и проблемы молодежи, с которыми она сталкивается в процессе трудоустройства, образования. Кроме того, представлены основные социальные факторы, влияющие на попадание молодых людей в категорию NEET. Вторая глава посвящена результатам эмпирического исследования NEET-молодежи Санкт-Петербурга. По результатам исследования были выявлены основные характеристики молодых людей, которые проживают в Санкт-Петербурге, не учатся, не работают и не проходят профессиональную подготовку на момент проведения исследования. В заключении представлен социальный портрет представителей NEET-молодежи Санкт-Петербурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Молодежь является наиболее мобильной и уязвимой группой населения, на нее оказывает влияние множество факторов, как внутренних, так и внешних. Она отличается непостоянством в своей деятельности, поскольку является самым активным участником общественных процессов. Однако, наиболее уязвимой оказывается NEET-молодежь, представляющая собой уникальную группу молодых людей, которые не вовлечены в сферу трудоустройства, образования, а также не охвачены профессиональной подготовкой. Материальное и социальное положение этой группы молодежи нельзя назвать стабильным, поскольку ее представители не обеспечивают себя, а существуют на средства родителей, партнера, пособий.
Для того чтобы установить основные характеристики NEET-молодежи и составить ее социальный портрет были выполнены поставленные в начале работы задачи, а именно: а именно были рассмотрены различные подходы к определению понятия «молодежь», выявлены основные характеристики, которые присущи современной молодежи России, раскрыта сущность феномена NEET-молодежи, установлены ее характеристики, а также проведено социологическое исследование с целью выявления возможных типов NEET-молодежи.
Анализ результатов интервью представителей NEET-молодежи, ее окружения, специалистов по работе с молодежью позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, подтвердилась Гипотеза №1. Действительно, анализ интервью с экспертами, подтвердил, что NEET-молодежь характеризует отсутствие четких целей и жизненных планов, которые достаточно расплывчаты. Отсутствие четких жизненных принципов зачастую присуще молодым людям, которые находятся в поисках себя.
Во-вторых, подтвердилась Гипотеза №2. Данную гипотезу подтвердили мнения специалистов по работе с молодежью. Молодые люди быстро привыкают к свободе, которая не подразумевает занятость и получение образования. Стоит отметить, что длительное пребывание молодого человека в категории NEET влечет за собой значительные трудности при дальнейшем трудоустройстве.
В-третьих, подтвердилась Гипотеза №3. В ходе анализа интервью с представителями NEET-молодежи, а также с их друзьями, родственниками и знакомыми, выяснилось, что молодые люди, входящие в эту группу хоть и обладают схожими характеристиками, но в то же время качественно отличаются по некоторым атрибутам.
Цель данной работы достигнута, поскольку составлен социальный портрет NEET-молодежи Санкт-Петербурга. Социальный потрет многолик, поскольку он представлен пятью группами неактивных молодых людей , каждая из которых имеет определенные свойства. Эти группы составлены исходя из сочетания выявленных внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на попадание молодежи в категорию NEET.
Первую группу составляют молодые люди, которые росли и воспитывались в полной и благополучной семье. На их неактивный образ жизни оказывают влияние родители, которые продолжают после окончания школы содержать молодого человека на иждивении. В этом случае родительский дом для таких молодых людей является своеобразной зоной комфорта, поскольку это безопасно, нет необходимости в заработке денег. Нахождение в этой зоне комфорта желают продлить представители NEET.
Вторая группа заключает в себе молодых людей, являющихся выходцами из неполных, неблагополучных семей; семей, не способных к воспитанию ребенка; также сюда входят дети-сироты, беспризорные дети. Часть таких молодых людей, имея перед собой яркий пример родителей, зачастую копируют их поведение, а именно: отсутствие целей, мотивации, злоупотребление алкоголем, наркотиками, бедное существование и деструктивная направленность личности. Часть молодых людей, находящихся в этой группе наоборот, имеют мотивацию к трудоустройству, поскольку это является острой необходимостью, однако имеют в этом неудачные попытки, поскольку образование таких молодых людей невысокое.
В третью группу входят молодые люди, которые мы назвали как «протестные», не приемлющие какие-либо правила, рамки, жесткий график работы. Это связано с гиперопекой родителей, либо вседозволенностью таких молодых людей в детстве.
Четвертая группа определена как «искатели», включающая часть NEET-молодежи, которая не учится, не работает по причине того, что еще не определилась со своими интересами и находится в поисках себя.
Пятая группа заключает в себе представителей NEET-молодежи Санкт- Петербурга, которая занимает промежуточное положение между активной (учится, работает) и неактивной молодежью. Например, это молодые люди, которые лишь числятся в учебном заведении, но фактически не учатся; поступают в учебное заведение из-за угрозы попасть в армию; девушки, находящиеся на иждивении у своего мужа, партнера, за которого «прячутся» и не стремятся дальше реализовать себя.
Таким образом, общими составляющими социального портрета NEET- молодёжи Санкт-Петербурга являются: отсутствие четких целей и жизненных планов; быстрое привыкание к неограниченной свободе, отвергающей усилия по включению в постоянную занятость и образование; неспособность к длительной концентрации на какой-либо деятельности; нежелание расставаться с комфортным существованием за счёт ближайшего окружения; увлечение множеством занятий без особых достижений, либо отсутствие занятий вообще; непостоянство в своих желаниях и предпочтениях; поиск исключительно временного трудоустройства, позволяющего не зависеть от постоянного места работы.


1. Агранат Д.Л. Современная молодежь России и проблемы правового регулирования государственной молодежной политики // В сборнике: Российское государство в переходный период (проблемы и перспективы) / Междунар. науч.-практическая конференция: доклады и материалы круглого стола "Государство и молодежь: молодежная политика в государстве переходного периода". Московский гуманитарный университет. Под ред. Т.А. Сошниковой. 2012. - С. 70-84.
2. Байков Н.М., Березутский Ю.В. Общественные молодежные организации как детерминирующий фактор самореализации молодежи. Хабаровск: ДВАГС, 2009. - 89 с.
3. Безрукова О.Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие / СПб. 2004.
4. Блинова Н.М. Оценка Интернета юношами и девушками // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Иркутск. - 2016. - С.94-101.
5. Бобылева Н.И., Рыбак Е.В., Цихончик Н.В. Социальная дезадаптация и девиация // Учебно-практическое пособие// Архангельск. - 2011.
6. Буланова М.Б., Костенко В.В. NEET-молодежь: протестный потенциал и реальность // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. №1.
7. Буланова Марина NEET-молодежь: опыт международной диагностики // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. №3 (13). С.58.
8. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 31-32.
9. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: необходимость изучения и некоторые черты // Всероссийская научно-практическая конференция «Статистика и вызовы современности» / Сборник материалов конференции «День работника статистики». Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва. - 2015. - С.71.
10. Вишневский Ю.Р. Молодежь - сколько и какая - ориентиры молодежной политики // В сборнике: Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской Т.К. Сер. "Демография. Социология. Экономика". Москва. - 2019. С. 241-249.
11. Голиусова Ю.В., Ключарев Г.А. О стратегиях занятости современной молодежи // Россия реформирующаяся. 2017. - №15. - С.76.
12. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Говорухина Г. Ценностные ориентации молодежи и их воспитательное значение: десять лет спустя // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал / Москва. - №6. - 2014. - С.19-26.
13. Демиденко С.Ю. Молодежь без работы: поддержка семьи как (де)стабилизирующий фактор // Петербургская социология сегодня. 2019. • №11.
14. Дробышев Е.А. Проблемы трудоустройства молодежи в современной России // Социальная политика и социология. Москва. - 2013. №2-1 (92). • С.191-199.
15. Журавлева И.И., Тимошкова Н.Д. Исследование проблем трудоустройства молодежи // Бизнес-образование в экономике знаний. Иркутск. - 2017. - №1 (6). - С.44-48.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ