ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ 5
1.1. История гражданско-патриотического воспитания 5
1.2. Методы и приемы организации патриотического воспитания на уроках истории 12
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2: МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УМК И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В 9 КЛАССЕ 18
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по проблеме формирования патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества 18
2.2. Разработка урока истории для обучающихся 9 класса по проблеме патриотического воспитанию школьников 23
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Актуальность исследования. На современном этапе национально-духовного возрождения России, развитие демократических процессов важ-ное значение приобретает воспитание у детей и молодежи патриотизма, ак-тивной гражданской позиции, преданности делу укрепления государственно-сти. Учитывая это, гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений, что обусловлено процессом консолидации и развития российского общества, современными вызовами, и закладывает ос-новы для формирования национального сознания подрастающих поколений, которые будут рассматривать государство как залог собственного личност-ного развития, опирающегося на идеи гуманизма, социального благополу-чия, демократии, свободы, толерантности, ответственности и т.д.
В Концепции патриотического воспитания граждан в Российской Феде-рации гражданско-патриотическое воспитание определяется как «комплекс-ная системная и целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных организаций, семьи, образовательных учреждений, других социальных институтов по формированию у молодого поколения вы-сокого патриотического сознания, чувство верности, любви к Родине, заботы о благе своего народа, готовности к выполнению гражданского и конститу-ционного долга по защите национальных интересов, целостности, независи-мости России, содействию становлению ее как правового, демократического, социального государства» [8]. Очевидно, что такое воспитание должно осу-ществляться на всех этапах обучения детей и молодежи, обеспечивая обога-щение интеллектуального потенциала народа, его духовности и культуры, воспитание гражданина, способного к деятельности, направленной на про-цветание нашего государства. Уроки истории в школе наделены большим потенциалом воспитания гражданско-патриотических чувств школьников.
Проблемой исследования является решение вопроса: как формиро-вать у учащихся патриотические чувства на уроках истории в 9 классе.
Объект исследования – патриотическое воспитание на уроках исто-рии.
Предмет исследования – процесс формирования у учащихся патрио-тических чувств на уроках истории в 9 классе.
Цель исследования – изучить формирование у учащихся патриотиче-ских чувств на уроках истории в 9 классе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть история гражданско-патриотического воспитания.
2. Описать методы и приемы организации патриотического воспитания на уроках истории.
3. Провести анализ учебно-методического комплекса по проблеме формирования патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества
4. Разработать урок истории для обучающихся 9 класса по проблеме патриотического воспитанию школьников.
Методы: теоретический анализ научных источников, анализ передово-го педагогического опыта, синтез и обобщение, проектировочный (разра-ботка урока).
Методологическую основу исследования составили научно-методические труды отечественных ученых, педагогов-практиков. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание» раскрыто в трудах З.Т. Гасанова, О.А. Ивановой, Н.А. Ледовско и др. Проблема формирования патриотических чувств у учащихся на уроках истории стала предметом изу-чения Е.С. Абаевой, Н.В. Зайцевой, Т.В. Николаевой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ма-териалы могут быть использованы учителями истории для формирования патриотических чувств у учащихся 9 класса.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, вы-водов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность своему народу, забота о его благе, содействие становлению и утверждению России как суве-ренного, правового, демократического государства, готовность и умение за-щищать его, мужество и самоотверженность, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Система вос-питания не может походить на другие, она оригинальна и самобытна, долж-на базироваться на своей почве. Единственной основой для построения национальной системы гражданско-патриотического воспитания является национальная культура, объединяющая обычаи, традиции, искусство, рели-гию, на основе которых формируется национальное сознание народа.
Во время проведения разноплановых уроков истории учитель стремит-ся раскрыть перед учащимися безграничный мир русского народа, его геро-ическое прошлое, жизнь выдающихся деятелей России, их вклад в развитие и становление нашего государства. Такое направление работы усугубляет ис-торическую память учащихся, воспитывает национальную значимость, со-знание. Такой процесс работы направлен на соединение у учащихся обще-общественного и личного интересов.
Самая главная задача учителя истории – воспитывать чувство патрио-тизма, страстную любовь к Родине, уважительное отношение к своим пред-кам. Ее истории, традиций, культуры, уважение к ветеранам войны, воспита-ние чувства долга перед своим народом, готовности к самопожертвованию за свое Отечество. Следовательно, каждый урок истории должен вызвать инте-рес к ее изучению.
Был разработан урок для обучающихся 9 класса по УМК «История России» Л.М. Арсентьева, А.А. Данилова на тему «Реформы Александра II» (второй урок – закрепление изученного). Для урока разработаны задания, которые позволяют обучающимся осознать значимость исторических собы-тий для развития современной России.
1. Абаева, Е.С. Педагогические условия этнокультурного воспитания школьников в образовательных организациях / Е.С. Абаева // Сборник научно-практических и научно-методических статей, приуроченный к обще-национальному празднику Дню воспитателя и всех дошкольных работников, Международному дню социального педагога, Всемирному дню учителя, Международному дню логопеда и дефектолога. под ред. кандидата педаго-гических наук Ю.Ю. Курбангалиевой (Строкиной). – Астрахань: Сорокин, 2016. – С. 256-257.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2015. – № 6. – С. 59-63.
3. Зайцева, Н.В. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор со-циализации учащихся / Н.В. Зайцева // Материалы IV региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2017. – С. 222-223.
4. Иванова, О.А. Формирование гражданско-патриотического воспита-ния в условиях общеобразовательного учреждения / О.А. Иванова // Сбор-ник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Об-щество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. – С. 67-69.
5. История России. 9 класс / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. – Москва: Просвещение, 2016. – Ч1. – 160 с.
6. История России. 9 класс / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. – Москва: Просвещение, 2016. – Ч2. – 143 с.
7. Колпачева, О.Ю. Уроки истории как средство патриотического вос-питания учащихся в отечественной школе ХІХ-ХХ веков / О.Ю. Колпачева // Историко-педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 78-89.
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Феде-рации от 17 июня 2003 года N 01-06/24258. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901867597 (Дата обращения: 10.11. 2023 г.)
9. Кошокова, С.Я. Историческая память как один из элементов этно-культурной самоидентификации народа / С.Я. Кошокова // Сборник тезисов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2021. – С. 357.
10. Кривко, Т.С. Целостный подход к организации гражданско-патриотического воспитания в школе / Т.С. Кривко // Сборник статей Меж-дународной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. – С. 132-136.
11. Ледовская, Н.А. Патриотическое воспитание на уроках истории / Н.А. Ледовская // сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. – 2013. – С. 70-71.
12. Матяж, В.В. Воспитание школьника в этнокультурном аспекте / В.В. Матяж // Студенческий. – 2020. – № 8-1 (94). – С. 36-37.
13. Николаева, Т.В. Гражданско-патриотическое воспитание как прио-ритетное направление системы воспитания / Т.В. Николаева // Межрегио-нальной научно-практической онлайн-конференции. – Гатчина: Государ-ственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. – С. 141-148.
14. Овчинников, А.А. Роль гражданско-патриотического воспитания в становлении личности гражданина / А. А. Овчиннков // Материалы Между-народной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.Я. Пигорев. – Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, 2016. – С. 159-161.
15. Осипов, Д.Б. Роль уроков истории в патриотическом воспитании учащихся / Д.Б. Осипов, М.Я. Алексеева // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2016. – Т. 30. – С. 79–81.
16. Родионова, Н.И. Современное состояние гражданско-патриотического воспитания в России / Н.И. Родионова // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. – 2019. – № 1 (50). – С. 120-132.
17. Спиридонова, Е.С. Музейная педагогика как средство этнокультур-ного воспитания школьников / Е.С. Спиридонова // Человеческий капитал. – 2015. – № 5 (77). – С. 49-53.
18. Тихонова, Л.М. Духовные истоки гражданско-патриотического вос-питания на уроках истории / Л.М. Тихонова // Сборник: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Волжский университет им. В.Н. Татищева. – 2015. – С. 213-217.
19. Шульженко, М.Э. Патриотическое воспитание современной моло-дежи / М.Э. Шульженко // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 240-243.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основно-го общего образования (ФГОС ООО). – Москва: Просвещение, 2022. – 50 с.
21. Федеральная образовательная программа основного общего обра-зования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/