Введение 3
Постановка задачи 4
Обзор литературы 6
Глава 1. Структура и свойства точек переключения оптимального управления 7
Глава 2. Количество точек переключения управления скоростью . 10
Глава 3. Синтез траекторий, удовлетворяющих принципу максимума 14
3.1 Случаи с одним моментом переключения скорости ... 14
3.2 Случаи с тремя моментами переключения скорости ... 19
Выводы 26
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение 30
Объект управления - объект или динамический процесс, поведение которого контролируется человеком. Различные процессы, протекающие в технике, экономике, производственной деятельности и т.п., обычно являются управляемыми, т.е. возможно их осуществление различными способами в зависимости от действий человека. Регулирование поддерживаемой кондиционером температуры или же вывод спутника на заданную орбиту - все это является частью математической теории автоматического управления. Со временем желание человека управлять объектами наилучшим образом привела к постановке новых задач и к существенному изменению подхода к ним. Хочется, чтобы кондиционер мог поддерживать температуру с минимальными затратами электроэнергии, а спутник хочется запустить на максимально высокую орбиту с минимальным расходом топлива. Так, в середине 50-х годов сложилась новая математическая теория и получила название «теории оптимальных процессов». Выдающуюся роль в этом сыграл «принцип максимума», высказанный Л. С. Понтрягиным в качестве гипотезы и подробно исследованный В. Г. Болтянским, З. В. Гамкрелидзе и Е. Ф. Мищенко [1].
При решении практических задач достаточно часто функционалом качества является время, т.е. приходится решать задачу быстродействия. Данная задача в силу своей актуальности исследовалась достаточно широко. Известно, что в случае линейных систем обыкновенных дифференциальных уравнений принцип максимума является не только необходимым, но и достаточным условием для оптимальности решения. В случае же нелинейности системы достаточно часто используют ее линеаризацию, что приводит к хорошим результатам, но далеко не всегда. Поэтому проводят дополнительные исследования, опирающиеся на вид и свойства конкретной нелинейной системы. В данной работе рассматривается одна из таких систем.
Таким образом было показано, что движения, удовлетворяющие рассматриваемой системе и имеющие одно переключение курсовым углом, не совпадающее с точками переключения скорости, имеют либо одну точку переключения скорости, либо три.
Так как аналитически решить задачу невозможно, было использовано численное решение задачи, а именно минимизация функционала одной переменной в случае одной точки переключения скорости, и трех перемен-ных в случае трех.
Все вычисления, моделирования движений и построения графиков были выполнены с помощью математического пакета MatLab.
[1] Понтрягин Л. С., Болтянский В. Г, Гамкрелидзе Р В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1969. 384 с.
[2] Айзекс Р Дифференциальные игры / пер. с англ. В. И. Аркина, Э. Н. Симаковой; под ред. М. И. Зеликина. М.: Мир, 1967. 384 с.
[3] Isaacs R. Games of pursuit. Scientific report of the RAND Corporation. Santa Monica: RAND Corporation, 1951.
[4] Бердышев Ю. И. Синтез оптимального по быстродействию управления для одной нелинейной системы четвёртого порядка // Прикл. математика и механика. 1975. Т. 39. Вып. 6. С. 985-994.
[5] Бердышев Ю. И. Синтез оптимального по быстродействию управления движением материальной точки в среде с сопротивлением. Автореф. канд. дис., Свердловск: Урал. науч. центр, 1978. 18 с.
[6] Пацко В.С., Пятко С.Г, Кумков С. И, Федотов А. А. Оценивание движения воздушного судна на основе информационных множеств при неполных замерах координат // Науч. докл. Академия ГА. С.-Петербург, 1999; ИММ УрО РАН, Екатеринбург. 1999. 70 с.
[7] Розов Н. Х. Постановка задачи оптимального управления. Математика на службе инженера. Основы теории оптимального управления: сб. статей. М.: Знание, 1973. С. 6-27.
[8] Reeds J. A., Sheep L. A. Optimal paths for a car that goes both forwards and backwards // Pacific J. Math. 1990. Vol. 145, No 2. P 367-393.
[9] Пацко В. С., Турова В. Л. Игра «шофёр-убийца» и её модификации // Вестник Удмурт. у-та. Вып. 2. Ижевск. 2008. С. 105-110.
[10] Patsko V S., Turova V. L. Level sets of the value function in differential games with the homicidal chauffeur dynamics // Game Theory and Applications. 2007. Vol. 12. P 123-152.
[11] Золотых М. С., Моисеев И. А. Свойства точек переключения управления нелинейной системы четвёртого порядка // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 10: Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2014. №3. С. 118-124.