Введение 3
Глава I Обретение и эволюция нейтралитета Швейцарской Конфедерации 7
1.1 Определение понятия «нейтралитет» и его правовое обеспечение 7
1.2 Образование и специфика формирования Швейцарского государства (1291 - 1999 гг.) 9
1.3 Историческое развитие и становление швейцарского нейтралитета, его характерные черты и случаи применения в современной истории 18
Глава II Европейская политика - основной вектор внешней политики Швейцарской Конфедерации 23
2.1 Формирование и развитие политических и экономических отношений Швейцарской Конфедерации и Европейского союза 23
2.2 Актуальная европейская политика Швейцарии: разногласия и компромиссы 30
2.3 Влияние нейтралитета на принятие решений в европейской политике Швейцарской Конфедерации: сравнение государственной и евроскептической позиций 41
Глава III Развитие дальнейшего сотрудничества Швейцарии и Европейского союза 47
3.1 Институциональное соглашение: позиций сторонников и противников 47
3.2 Перспективы вступления Швейцарии в Европейский союз 51
3.3 Роль нейтралитета в дальнейшем формировании двусторонних отношений 55
Заключение 59
Приложения 61
Список источников и литературы 63
Швейцария является одной из ведущих стран на европейском континенте. Во многом успешное развитие этой многонациональной страны обусловлено ее многовековой грамотной внешней и внутренней политикой. Успех экономического развития Швейцарии и удачно выбранная политика нейтралитета во многом обуславливают ее лидирующее положение в Европе.
Нейтралитет тесно связан с историей Швейцарской Конфедерации, который в течение столетий оказывал влияние на судьбу страны. Невмешательство в чужие дела было целесообразным направлением внешней политики страны с XVI в. с тем, чтобы сохранить самостоятельное государство во время борьбы европейских держав.
Несмотря на приверженность Швейцарии нейтралитету, она не является полностью изолированной страной и строит хорошие экономические отношения со своим соседом - Европейским союзом. Говоря о нейтралитете, следует различать закон о нейтралитете и политику нейтралитета. Законодательно нейтралитет закреплен в Гаагских конвенциях 1907 г. и является признанным на международно-правовом уровне. В случае, если государство признает себя нейтральным, оно обязывается не участвовать в военных конфликтах. Политика нейтралитета, в свою очередь, более приспосабливаемая, т.е. зависит от толкования. Это хорошо прослеживается и в швейцарском нейтралитете. Его интерпретация на протяжении веков изменялась.
Швейцарская Конституция не декларирует нейтралитет внешнеполитической целью, а лишь говорит о том, что Федеральный совет должен принять все необходимые меры для обеспечения нейтралитета Швейцарии. Что дает еще больше возможности для свободного интерпретирования швейцарской политики нейтралитета. Так, например, представители левых и зеленых видят в нейтралитете своего рода обязательство активного содействия международному установлению мира. А для сторонников консерватизма нейтралитет является обязательством максимальной внешнеполитической сдержанности.
Актуальность темы дипломной работы: на протяжении веков Швейцария придерживается политики нейтралитета во внешнеполитических делах. Но это не помешало ей построить выгодные экономические отношения с Европейским союзом, который является ее главным экономическим партнером. После отказа швейцарцев вступить в Европейское экономическое пространство в 1992 г., стороны с 1999 г. регулируют экономические и политические отношения билатеральными соглашениями. Несмотря на то, что Швейцария не входит в Евросоюз, ей приходится выполнять требования, выставляемые наднациональной организацией. Это не нравится евроскептикам и большей части населения. Они считают, что это может повредить независимости страны. На сегодняшний день примером этому являются дискуссии вокруг Институционального соглашения, которое Швейцарии необходимо подписать, если она хочет продолжить билатеральные соглашения с ЕС. Правительство Швейцарии выступает за подписание соглашения, аргументируя это тем, что независимость Швейцарии не пострадает, а соглашение поспособствует значительному экономическому развитию страны. Евроскептики не согласны с данной позицией и борются против данного соглашения.
Объектом дипломной работы является европейская политика Швейцарии на современном этапе.
Предметом дипломной работы является швейцарский нейтралитет как инструмент внешней политики Швейцарской Конфедерации.
Автор данной работы ставит перед собою цель определить влияние нейтралитета на европейскую политику Швейцарской Конфедерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить историю образования и формирования Швейцарского государства;
• рассмотреть эволюцию швейцарского нейтралитета и определить его характерные черты;
• исследовать формирование и развитие политических и экономических отношений Швейцарской Конфедерации и Европейского союза;
• выявить влияние нейтралитета на принятие решений в европейской политике Швейцарской Конфедерации;
• проанализировать сложившиеся изменения и определить дальнейшее развитие двусторонних отношений на основе различных существующих на данный момент перспектив.
При написании данной работы были использованы следующие источники: документы и материалы по внутренней1 и внешней (европейской) политике Швейцарии2, опубликованные на сайте Швейцарского правительства; Федеральные конституции Швейцарии 1848 г.3, 1874 г.4, 1999г.5 ; доклады Федерального собрания (доклад о нейтралитете 1993 г.6, внешнеполитический доклад 2018 г.7, внешнеполитическая стратегия 2016 - 2019 гг.8); законы Швейцарской Конфедерации (федеральное письмо 1291 г.9); программы и программные документы швейцарских партий10; интервью политиков11; международные конвенции12; статистические данные швейцарских научно - исследовательских центров13 и правительства Швейцарии14.
Методология дипломной работы включает: анализ, индукцию и прогнозирование. В ходе данной работы анализируется европейская политика Швейцарской Конфедерации на основе внешнеполитических документов Швейцарии, программных документов швейцарских партии, а также высказываний швейцарских политиков по данному вопросу. Кроме того, автор определяет роль нейтралитета Швейцарской политики в Европе путем обобщения отдельных фактов, таких как, например, сравнения государственной и евроскептической позиций, мнение швейцарского народа и политиков. На основе проанализированных данных автор также описывает собственное видение развития дальнейшего сотрудничества Швейцарии и Европейского союза.
Швейцарская Конфедерации ассоциируется с одним из самых независимых государств современного мира. С 1815 г. Швейцария официально признана нейтральным государством. Благодаря нейтралитету Швейцария не участвовала в войнах, не является участником НАТО, долгое время не входила в ООН, а отношения со своим соседом - Европейским союзом построены на билатеральных соглашениях.
В данной работе автором были рассмотрены три аспекта: обретение и эволюция швейцарского нейтралитета, экономические и политические отношения страны с Евросоюзом, а также перспективы развития дальнейших отношений.
В ходе исследования автор приходит к следующим выводам. Во - первых, трактование понятия нейтралитет менялось на протяжении веков, во многом потому что в швейцарской Конституции не дается определения понятию нейтралитет, и он не указывается в качестве цели Федерации или принципа внешней политики. Зачастую отсутствие точного определения нейтралитета в официальных документах Швейцарской Конфедерации дает свободу швейцарскому правительству в принятии тех или иных решений.
Во - вторых, закон о нейтралитете дает четкие правила поведения нейтральному государству в случае войны, запрещает государству становиться зачинщиком военных действий. Касаемо мирного времени указаний нет.
В - третьих, отношения с Евросоюзом являются для Швейцарии главным вектором ее внешней политики. Швейцария, являясь политически независимой, экономически зависит от своего главного экономического партнера - Евросоюза. Поэтому хорошие отношения с ЕС ей необходимы.
В - четвертых, важные решения в Швейцарии принимаются на референдуме. Швейцарцы чтут и уважают свои традиции, и поэтому выступают за сохранение нейтралитета. Это дает возможность евроскептикам, апеллируя к нейтралитету, повлиять на людей и на их решения.
Безусловно, именно благодаря нейтралитету Швейцарии удалось сохранить суверенитет и стать одной из самых благополучных стран. На протяжении 20 лет швейцарскому правительству всегда удавалось найти компромисс с населением страны и Европейским союзом. На сегодняшний день Швейцария не рассматривает на политическом уровне вариант вступления в ЕС. Она прекрасно понимает преимущество билатеральных соглашений. Но Евросоюз постоянно требует усовершенствования и укрепления существующих соглашений. Об этом свидетельствуют дискуссии вокруг Институционального соглашения, начавшиеся в начале 2019 г. Целью дискуссий, является нахождение компромиссов для принятия соглашения. В случае если соглашение не будет принято, это приведет к окончанию действия билатеральных соглашений между ЕС и Швейцарией.
Консультации по Институциональному соглашению должны закончиться к лету 2019 г. Положение затрудняют разногласия внутри страны, а Евросоюз заявил, что не намерен вносить изменения в проект соглашения. Каким будет решение по данному вопросу неизвестно, это во многом зависит от населения Швейцарии. Референдум по данному вопросу планируется только к 2021 г. В случае если Швейцария подпишет соглашение, это будет означать подчинение праву ЕС, что является угрозой независимости страны. Но несмотря на это, правительство Швейцарии, на наш взгляд, попытается сделать все возможное, чтобы переубедить население страны в том, что данное соглашение является экономически выгодным для федерации и будет способствовать благосостоянию страны.
Швейцарская народная партия выступает против сближения Швейцарии и ЕС, аргументируя это утратой независимости и нейтралитета. Она проводит различные кампании, собирает подписи по различным инициативам и ей даже удается выносить эти инициативы на референдум. Так, например, референдум 2014 г., на котором швейцарцы проголосовали за сокращение иммиграции. Что существенно ухудшило отношения Швейцарии и ЕС. Но Швейцарии удалось найти компромисс и продолжить двусторонние соглашения. Швейцарское правительство не видит угрозу потери нейтралитета при сближении с ЕС. В докладе о нейтралитете 1993 г., который является актуальным по сей день, Федеральный совет заявил, что вступление Швейцарии в ЕС никак не повлияет на швейцарский нейтралитет. Во всех своих внешнеполитических докладах Федеральное собрание также выступает за улучшение и укрепление отношений с ЕС с сохранением своего суверенитета.
В связи с этим, основным выводом, к которому приходит автор, является то, что на данном этапе развития двусторонних отношений нейтралитет играет важную роль в принятии решений в европейской политике для евроскептиков и населения Швейцарии. Правительство страны, в свою очередь, считает, что нейтралитет не является препятствием для углубления двустороннего сотрудничества. Утверждение, что нейтралитет оказывает значительное влияние на европейскую политику Швейцарии является правильным, но не совсем отражает внутриполитическую дискуссию между сторонниками различных подходов. Поскольку Швейцария является прямой демократией, мнение народа играет значительную роль в принятии решений. На сегодняшний день 95% швейцарцев считают необходимым сохранение нейтралитета. Стоит отметить, что мнение народа может меняться, в виду влияния различных культурных, политических, экономических, социальных факторов. В настоящий момент поддержка нейтралитета со стороны швейцарского населения практически абсолютная, но нельзя гарантировать, что ситуация останется неизменной. Но на наш взгляд, даже если на референдуме по Институциональному соглашению швейцарцы проголосуют «против» подписания, правительство найдет выход и продолжит взаимодействие с ЕС.
1. Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории. URL: http: //docs.cntd.ru/document/901756583
2. Бизнес-сообщество Швейцарии традиционно негативно относится к возможности вступления страны в Евросоюз (Интервью)// Бизнес мир [18.01.2011] URL: http://www.businessmir.ch/?p= 151721 &language=ru
3. Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18 октября 1907 года/ Abkommen betreffend die Rechte und Pflichten der neutralen Machte und Personen im Falle eines Landkriegs.//Der Bundesrat Der Portal der Schweizer Regierung URL: https: //www. admin. ch/opc/de/classifiedcompilation/19070029/2015110600 00/0.515.21.pdf
4. Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны/ Abkommen betreffend die Rechte und Pflichten der neutralen Machte im Falle eines Seekriegs// Der Bundesrat Der Portal der Schweizer Regierung. URL:https://www.admin.ch/opc/de/classifiedcompilation/19070028/2015111100 00/0.515.22.pdf
5. Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 года/ Комитет международного креста. URL: https: //www. icrc. org/ru/doc/resources/documents/misc/genevaconventon- 1.htm
6. Конвенция (III) об обращении с военнопленными. Женева, 12 августа 1949 года/ Комитет международного креста. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/genevaconventon-3.htm
7. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 года/ Комитет международного креста. URL: https: //www. icrc. org/ru/doc/resources/documents/misc/genevaconvention- 4.htm
8. Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. URL:https://www.admin.ch/opc/de/classifiedcompilation/19995395/2014051800 00/101.pdf
9. Парижская декларация от 20 ноября 1815 г. URL: https: //gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k93785p/f3 9 .image
10. Позднее Средневековье//Schwitzerland around the world The Federal Council. URL: https: //www. eda. admin. ch/aboutswitzerland/ru/home/geschichte/epochen/d as-spaetmittelalter.html.
11. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года URL: http: //www.concourt.am/armenian/legal resources/world constitutions/con stit/swiss/swiss--r.htm.
12. Швейцария во времена Холодной войны (1945-1989)//The Federal Council. URL: https: //www. eda. admin. ch/aboutswitzerland/ru/home/geschichte/epochen/d ie-schweiz-im-kalten-krieg--1945-1989-.html.
13. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901038
14. Abkommen zur Erleichterung der bilateralen Beziehungen zwischen der europaischen Union und der schweizerischen Eidgenossenschaft in den Bereichen des Binnenmarkts, an denen die Schweiz teilnimmt. URL: https://www.eda.admin.ch/dam/dea/de/documents/abkommen/Acccord- inst-Proj et-de-texte de.pdf
15. Ammann K., Pisani C. Wie soll sich die Schweiz zur EU stellen?/ K.Ammann und C. Pisani//Swissinfo.ch [18.04.2019] URL: https: //www.swissinfo .ch/ ger/wahlen- 2019 wie-soll-sich-die-schweiz-zur-eu-stellen-/44854258
...