Содержание 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы стратегического управления 5
1.1 Основные понятия стратегического менеджмента и роль стратегии в деятельности предприятия 5
1.2 Процесс разработки стратегии организации 14
1.3 Методы стратегического анализа компании 20
Глава 2 Анализ банковского рынка в России 26
2.1 Текущее состояние и тенденции банковского сектора России 26
2.2 Стратегический конкурентный анализ рынка банковских услуг в России 37
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию стратегических направлений ПАО «Сбербанк» 44
3.1 Стратегический анализ ПАО «Сбербанк» 44
3.2 Рекомендации по совершенствованию стратегических направлений ПАО «Сбербанк» 65
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложения 82
В современных условиях все компании находятся под влиянием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, под которые ей необходимо успешно адаптироваться. Поэтому в настоящее время возрастает значимость стратегического управления и разработки стратегии компании, ведь именно успешная стратегия зачастую является залогом успеха её деятельности в любой отрасли. Стратегический менеджмент позволяет организации успешно реагировать на изменения внешней среды, а также выявлять основные тенденции и тренды внешней среды путем стратегического анализа. Разработка стратегии развития - важный набор шагов и действий, которые обеспечат компании конкурентоспособность в долгосрочной перспективе и достижение поставленных целей.
Стратегическому менеджменту и разработке стратегии посвящено множество трудов как российских, так и иностранных авторов, таких как М. Портер, А. Чандлер, Р.Дафт, П. Друкер, Ю. А. Маленков, В. С. Катькало и другие. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях стремительного изменения факторов внешней среды компаниям необходимо адаптироваться к данным изменениям, в этом им может помочь стратегия развития, разработанная с учётом изменения внешней среды, действия конкурентов, а также основываясь на факторах внутренней среды компании. Стратегия, разработанная согласно требованиям стратегического менеджмента и с учётом важных факторов внутренней и внешней сред, может обеспечить компании достижение поставленных целей и обеспечение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является компания ПАО «Сбербанк», предметом - направления совершенствования стратегических направлений развития компании ПАО «Сбербанк».
Целью исследовательской работы является разработка рекомендаций для компании ПАО «Сбербанк» по совершенствованию стратегии.
В соответствии с поставленной целью в рамках исследования определены следующие задачи:
1. Определить роль стратегии в стратегическом управлении
2. Проанализировать основные классификации стратегий развития компании
3. Выявить основные этапы разработки стратегии организации и особенности процесса стратегического менеджмента
4. Систематизировать основные методы стратегического анализа внешней и внутренней сред компании
5. Проанализировать действующую стратегию компании ПАО «Сбербанк» и определить основные стратегические направления развития компании
6. Разработать рекомендации для компании ПАО «Сбербанк» на основе определенных стратегических направлений развития.
Поставленные задачи обуславливают структуру исследования, которое состоит из трех глав, введения, заключения и списка источников.
Первая глава раскрывает теоретические основы стратегического менеджмента, понятие стратегии, её основные классификации, процесс стратегического менеджмента, а также основные методы стратегического анализа среды компании. Во второй главе проанализировано текущее состояние и выявлены основные тенденции банковской сферы, а также проведен стратегический анализ конкурентной среды ПАО «Сбербанк». Третья глава содержит в себе стратегический анализ внутренней среды компании «Сбербанк», анализ существующей стратегии, а также разработку рекомендации по совершенствованию стратегии развития компании, предложены возможные мероприятия по их реализации.
Информационной основой исследования является информация из открытых источников: официальный сайт компании, статистическая информация и отчёты Центрального Банка России, рейтинги информационного портала «РИА Рейтинг», данные с сайта государственного комитета статистики, а также данные, полученные в период прохождения практики. В данной работе были использованы такие методы исследования как анализ, классификация, сравнение, использовались системный и процессный подходы, а также специфические методы стратегического анализа и планирования, такие как оценка факторов конкурентоспособности, модель 5 сил Портера, SWOT-анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможном использовании разработанных рекомендаций для совершенствования стратегии компании ПАО «Сбербанк».
Стратегический менеджмент в настоящее время играет важную роль в развитии компании. Реализация в компании процесса стратегического управления может обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества, а также устойчивое развитие, что является особенно актуальным в период глобализации и усиления конкуренции. Стратегия играет ключевую роль в процессе стратегического менеджмента, поэтому при её разработке следует выполнять необходимые этапы, а именно стратегический анализ отрасли, внешней и внутренней среды с использованием современных инструментов, в частности SWOT- анализа.
Стратегический менеджмент не стоит на одном месте, а динамично меняется с изменением окружающего мира. Одним из основных направлений данной науки в настоящее время является разработка стратегии в условиях перехода к цифровой экономики и повсеместное применение информационных технологий, примером тому служит стратегия компании «Сбербанк». Процесс разработки стратегии перестаёт быть столь сложным, множество расчётов и прогнозов стало возможным осуществлять автоматически с использованием программ. С помощью моделирования можно предугадать запросы потребителей, будущее стало легче предсказать, если умело оперировать всеми технологиями и методиками. Основными современными направлениями в стратегиях компаний является применение цифровой стратегии, внедрение инноваций во все сферы деятельности, сертификация, разделение принципов устойчивого развития и другие.
В настоящее время стратегический менеджмент отвечает всем потребностям компании в цифровой экономике, он способен обеспечить ей конкурентоспособность на рынке и устойчивое долгосрочное развитие.
Автором были выявлены основные тенденции развития банковского сектора, а именно усиление банковского надзора, увеличение использования цифровых каналов предоставления финансовых услуг, внедрение новых технологий для оптимизации деятельности компании (BigData, автоматизация, роботизация, искусственный интеллект), усиление монополизации банковского сектора. Данные тенденции необходимо учитывать компаниям банковского сектора при разработке стратегии развития.
ПАО «Сбербанк» является лидером рынка финансовых услуг в России по размеру активов, числу активных пользователей, по количеству отделений, по чистой прибыли и др. При осуществления своей деятельности банк основывается на разработанную стратегию развития до 2020 года. При анализе данной стратегии были выявлены основные результаты, которые компании удалось достичь, а также показатели, по которым компания отстаёт от плановых показателей стратеги, например, показатель прибыли в 1 трлн.руб. вероятно не будет достигнут, так как компания несёт убытки за счёт разработки и внедрения инноваций в свою деятельность.
Таким образом, на основе анализа стратегии автором были разработаны рекомендации для ПАО «Сбербанк» по корректировке стратегических направлений среди которых: снижение затрат компании, улучшение эффективности работы сотрудников, увеличение гибкости принятия решения, увеличение количества розничных клиентов, а также увеличение маркетинговых мероприятий для розничных клиентов в социальных сетях.
Среди общих рекомендаций были выбраны два основных направления для детализации, а именно сокращения затрат банка и увеличение количества розничных клиентов. В рамках данных направлений предусмотрены следующие мероприятия: сокращение количества отделений и перевод клиентов в цифровые каналы, увеличение клиентов за счёт продвижения кредитов и депозитов. Было выявлено, что среди широкого ассортимента банка наименьшей популярностью пользуются такие банковские продукты как кредит и депозит в связи с более выгодными предложениями конкурентов. Таким образом, у компании существует возможность увеличить количество клиентов за счёт увеличения присутствия в данном сегменте. Также проведенный анализ позволил сделать вывод, что за счёт перевода предоставления услуг в терминалы самообслуживания и в интернет-банкинг компания может сократить до 20% отделений, сохранив конкурентное преимущество по количеству отделений.
Таким образом, в результате исследовательской работы были разработаны рекомендации по совершенствованию стратегии развития ПАО «Сбербанк», которые способны обеспечить достижение основных целей «Стратегии 2020», а именно улучшение клиентского опыта, увеличение прибыли и применение технологий.
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с
2. Балашова Р.И., Комарницкая Е.В. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория // Экономические исследования и разработки. — 2016. С. 2.
3. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 356.
4. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2006. — 864 с.: ил. — (Серия «Классика МВА»).
5. Дюков И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 236 с.
6. Киселёва К. П. Факторы конкурентоспособности коммерческого банка. URL: https://3minut.ru/images/PDF/2016/25/faktory-konkurentosposobnosti-kommercheskogo-banka.pdf
7. Козюбро Т.И. Методические подходы к стратегическому планированию // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №8.
8. Котлер Ф., Бикхофф Н., Бергер Р. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы /Альпина Паблишер, 2016
9. Коуз Р.Г. Природа фирмы. — М.: Дело, 2001 С.98
10. Латуха Ольга Александровна Ключевые факторы успеха развития организации в современных условиях // Вестник НГПУ. 2016. №3 (31). C. 132
11. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
12. Мельникова Т. Ф., Куприянова В. С., Денисюк С. Я. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 433
13. Мерзликина Е.М. Оценка эффективности деятельности организации: Монография/ Е.М. Мерзликина. - М: МГУП, 2004.
14. Осман М.Д. Классификации рисков // Символ науки. 2017. №1. С. 56
15. Пеньевская М. Н. Анализ и оценка предпринимательских рисков предприятия // Экономинфо. 2012. №18.С. 13
...