Введение 3
I. Теоретические подходы к изучению культурной дипломатии 8
II. Использование культурной дипломатии канадским правительством 16
1. Появление культурной дипломатии в Канаде 16
2. Канадская культурная дипломатия в конце 1960-х — первой половине 2010-х годов 20
III. Культурная дипломатия правительств Джастина Трюдо 40
1. Первый срок пребывания на посту премьер-министра (2015-2019гг.) 40
2. Переизбрание - с 2019г. по настоящее время и перспективы 49
Заключение 54
Источники и литература 57
Актуальность исследования обусловлена низкой степенью изученности темы. Сам термин «публичная дипломатия» хоть и актуален сегодня, но в первую очередь в контексте деятельности США. Канадский же опыт проведения публичной дипломатии освещен крайне мало, отчасти потому, что, в отличие от тех же Соединенных Штатов Америки, в Канаде нет отдельного института, который бы отвечал за публичную дипломатию. Вторым фактором является то, что основной формой публичной дипломатии Канады является культура, продвижение которой идет хаотично, что осложняет исследование темы.
Цель исследования - выявить специфику проведения публичной дипломатии правительством Джастина Трюдо.
Задачи исследования:
1. Определить основные понятия, касающиеся публичной дипломатии Канады (главным образом - культурная дипломатия);
2. Определить публичную дипломатию в контексте канадского опыта;
3. Рассмотреть основные направления и этапы развития культурной дипломатии Канады в период до 2015 г.;
4. Сравнить ПД второй половины 2010-х гг. и предшествующих периодов;
5. Сделать выводы об уникальности культурной политики правительств Джастина Трюдо.
Гипотеза - правительство Джастина Трюдо реализует публичную (культурную) дипломатию, которая отличается от предыдущих премьер-министров Канады.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Методы исследования: историко-сравнительный, проблемно-хронологический, общенаучные методы. Дизайн и метод исследования данной работы находятся в рамках качественного исследования и логики метода историко-сравнительного анализа, в том числе с использованием финансовых отчетов и данных государственных ведомств. Качественный подход к исследованию был выбран в связи с: 1) недостаточная проработанность концепции теории культурной дипломатии в предшествующих исследованиях; 2) малое описание культурной дипломатии в академических кругах. Первая часть исследования посвящена теоретическому определению используемых терминов. В ней культурная дипломатия помещается в рамки публичной дипломатии. Во второй части представлены количественные данные, такие как отчеты о результатах деятельности Федерального департамента. Также приводятся оценки, которые используются в качестве дополнения к сравнительному анализу, используемому на протяжении всей диссертации.
Научная проблема исследования состоит в малой изученности культурной дипломатии в качестве инструмента публичной дипломатии. На данный момент существует мало работ, изучающих осознанный подход к проведению культурной политики для достижения внешнеполитических целей. Для решения данной проблемы, в диссертации предложено: во-первых, описать и проанализировать основные инструменты канадской культурной дипломатии. А во-вторых, в диссертации предпринята попытка оценить и сравнить управление культурной дипломатией в администрациях разных правительств Канады: подробно - Пьера Трюдо и Джастина Трюдо, кратко - Брайана Малруни, Жана Кретьена, Стивена Харпера.
Научная новизна исследования - комплексный подход к изучению возрождения и развития культурной дипломатии Канады как средства мягкой силы при правительстве Д. Трюдо.
При определении публичной дипломатии принято считать, что это - инструмент, с помощью которого государства, партнеры государств и негосударственные субъекты определяют культуру, отношение и поведение, строят и управляют отношениями; и влияют на мнения и действия для продвижения своих интересов и ценностей. Именно здесь происходит сближение публичной дипломатии и социального конструктивизма. Конструктивизм - это социальная теория, которая занимается отношениями между агентами и структурами, но она не является субстантивной теорией, поскольку конструктивисты придерживаются различных аргументов, касающихся, например, роста суверенитета и влияния норм прав человека на государства. Культурная дипломатия стала наиболее актуальным инструментом внешней политики, потому что ведение международных отношений стало более публичным, и общественность стала более вовлеченной. Термин "культурная дипломатия" в настоящее время широко обсуждается в научной литературе, но с различными толкованиями.
В противоположность реализму, который утверждает, что международные отношения управляются государством в соответствии с его безопасностью и материальными интересами, и либерализму, который концентрируется на взаимозависимости международных акторов, конструктивизм рассматривает международную политику как «сферу взаимодействия, через которую создаются идентичности и практики государств»1.
Наиболее актуальной теорией международных отношений в контексте культурной дипломатии как средства создания платформ для межкультурного диалога является конструктивизм. Конструктивизм утверждает, что политическая реальность основана не на материальных силах, а на сознании, ценностях и идеях. Социальный конструктивизм анализирует международные отношения, фокусируясь «на идеях и убеждениях, которые информируют акторов на международной арене, а также на общем понимании между ними»2. Мир, согласно конструктивизму, - это мир мыслей, верований, идей, языков, дискурсов и представлений между человеческими существами.3
При изучении культурной дипломатии лучше всего подходят конструктивистские рамки. Александр Вендт, ведущий сторонник конструктивизма, утверждает, что «создание символов и смыслов является частью сущности человека»4. Именно эта особенность, которая делает человеческие существа способны меняться. Объединения людей определяются в первую очередь общими идеями, а не материальными силами, и интересы акторов конструируются этими общими идеями, а не задаются природой. Вендт утверждает, что социальные структуры определяются «общими ожиданиями или знанием»5. Таким образом, конструктивистская теория противостоит реалистическому аргументу, утверждающему, что международные отношения не могут развиваться. Конструктивисты полагают, что именно через взаимодействие создаются идентичности и идеи, и, следовательно, происходит и развитие системы.6
Культурная дипломатия предлагает альтернативную модель практики, которая позволяет понять структуры, помогающие в достижении различных политических результатов путем не связанных с политикой средств.
Канадская культурная дипломатия поддерживает международную деятельность своих культурных индустрий и стремится сохранить право оказывать такую поддержку в рамках многосторонней свободной торговли. Культурная дипломатия помогает продвигать внутренние цели. Внутренние последствия культурной дипломатии включают позитивное международное признание культуры того или иного государства, что способствует формированию у него чувства самобытности национального всеобщего доверия, экономического процветания и национального строительства. Культурная дипломатия остается ценным инструментом дипломатии и, вероятно, станет более важной для правительств, особенно для их публичной дипломатии и в качестве вклада в мягкую силу, из-за провозглашения культурной дипломатией самобытной национальной идентичности, возрастающего значения и укреплению культурного аспекта в экономических интересах и внутренней привлекательности культуры для населения.
Обзор канадской публичной дипломатии осложняется тем, что публичная дипломатия Канады затмевается Соединенными Штатами Америки. Существует несколько причин доминирования Соединенных Штатов. Семьдесят процентов канадцев говорят на одном языке с американцами. Поэтому языковые барьеры, препятствующие экспорту из Соединенных Штатов, например, в Мексику или Францию, не распространяются на Канаду. Соединенные Штаты стали на сегодняшний день крупнейшим производителем культурных товаров и услуг в мире. Наиболее часто приводимая статистика в этом контексте сводится к тому, что ежегодный экспорт культурных ценностей из Соединенных Штатов составляет больше 13 млрд. канадских долларов.7
При подготовке исследования были использованы как вторичные, так и первичные источники. Первичные источники включают в себя заявления Пьера Трюдо и Джастина Трюдо. Помимо этого, в работе собраны сообщения Канадского совета и Сената, опубликованные на их официальных страницах в интернете. Вторичные источники в данном исследовании - это официальные статистические данные, опубликованные на сайте правительства Канады, статьи в научных журналах, книги. Теоретическая основа исследования составлена с использованием классических трудов по теории международных отношений: Ф. Фукуяма «Конец истории», С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций», А. Вендт «Социальная теория международной политики» и Д. Най «Мягкая сила».
В исследовательской части работы использованы статьи и книги экспертов в сфере канадской внешней политики. Наиболее значимые книги - «Branding Canada: Projecting Canada’s Soft Power Through Public Diplomacy» Э. Поттера и «The Roots of Culture, the Power of Art: The First Sixty Years of the Canada Council for the Arts» М. Геттингер. В первой книге автор анализирует, как федеральное правительство использовало инструменты публичной дипломатии - культурные программы, международное образование, международное вещание, торговлю и поощрение инвестиций - для осуществления мягкой силы Канады на международном уровне. Эта книга предлагает обзор истоков, развития и реализации публичной дипломатии страны. Во второй книге М. Геттингер описывает историю канадского совета, его создание и представляет рассуждения о его целях и влиянии. В этой книге автор также описывает, как Канадский совет видит достижения в экономической и политической сфере через проведение культурной политики. Про современное состояние канадской культурной политики также опубликовано в книге «Promoting Canadian Studies Abroad. Soft Power and Cultural Diplomacy». Хотя авторы сосредоточены на канадских исследованиях в качестве инструмента культурной дипломатии, в книге содержится информация и про другие каналы влияния.
Данная работа раскрыла основные понятия, связанные с культурной дипломатией в рамках публичной дипломатии. Культурная дипломатия является основной составляющей публичной дипломатии, которая предполагает информирование международной общественности, поддержание и развитие контактов с другими народами в сфере культуры, целью которого является создание привлекательного образа страны, её культуры и ценностей, за рубежом. Это - часть «мягкой силы», которая представляет собой установление влияния без использования физической силы. Культура при этом составляет жизненно важную часть «привлекательности» государства и, следовательно, обладает способностью влиять на предпочтения других субъектов.
В данной работе приведено сравнение подхода различных канадских правительств к проведению культурной политики. Мягкая сила является основным инструментом продвижение Канады на международной арене, но культурная дипломатия, хоть и всегда являлась частью внешней политики, часто была побочным явлением, а до 1995 года культура вообще не рассматривалась в рамках государственного аппарата страны как равный инструмент традиционной дипломатии. Нельзя также забывать, что соседство с крупнейшим культурным агентом - Соединенным Штатами - затрудняет продвижение канадских культурных ресурсов.
Канадская культурная дипломатия - как составляющая публичной дипломатии - переживала наибольший подъем при правительствах Пьера Трюдо и Жана Кретьена. Причем «родителем» явления культурной дипломатии в канадском контексте является П. Трюдо. В целом в XIX веке в Канаде уделялось большое внимание именно культурному влиянию: проводилось огромное количество культурных мероприятий внутри Канады и за рубежом, на поддержку деятелей искусства, на обмен идеями выделялись огромные суммы. Однако политика эта проводилась непоследовательно. Дальнейшее развитие оказалось под серьезной угрозой, когда во время пребывания у власти кабинетов Стивена Харпера произошли большие сокращения бюджета, выделяемого на культурную дипломатию, явившиеся следствием экономического кризиса и вообще пересмотра приоритетов внешней политики. Однако следующему, нынешнему премьер-министру Джастину Трюдо удалось возродить культурную дипломатию. Более того, она стала сильно отличаться от предыдущей стратегии: теперь культура выделяется как отдельное направление проводимой политики, что отражается во внешнеполитических документах и предвыборных программах. На сегодняшний день существуют отдельные программы грантов для деятелей искусства, на которые бюджет выделяется регулярно, более централизованно работает Канадский совет, сопровождая деятельность культурных агентов, чаще проводятся зарубежные миссии, поддерживается участие Канады в международных выставках.
Анализ инструментов публичной дипломатии показывает, что до недавнего времени расходы федерального правительства Канады в этих областях были очень низкими как в абсолютном выражении, так и, безусловно, по сравнению с тем, что расходуют его основные конкуренты. Канада работает в значительной части на «мягкую силу», которая, в свою очередь, осуществляется через стратегическое использование средств массовой информации и общественной дипломатии для развития избирательных округов, сформировать коалиции с единомышленниками-странами, и создавать альянсы с гражданским обществом.
Правительство Джастина Трюдо отличается также комплексным подходом к культурной дипломатии. Выделяются средства и другие ресурсы не только на кинематограф, как было при предшествующих правительствах, но и на музыку, литературу и изобразительное искусство. А с появлением цифровых технологий добавилось еще одно направление - распространение ценностей посредством стриминговых сервисов (например, Netflix).
Глобализация побудила все уровни государственного управления (провинциальные, муниципальные и региональные), а также другие федеральные департаменты и учреждения, которые ранее считались внутренними, начать или продолжать развивать свои международные связи. Так, например, канадская комиссия по туризму продвигает Канаду как нетронутое и чистое место отдыха, а другие департаменты пытаются спроецировать образ Канады как сложный, высокотехнологичный рынок.
Культура и искусство - это место, где люди могут найти общий язык, как и дипломаты. Это обеспечивает низкий уровень риска разговорного моста между людьми разного происхождения. Это краеугольный камень культурной дипломатии, который не должен быть обескуражен, но вместо этого должен быть фокусом управления внешней политикой правительства. Культурная дипломатия создает капитал мягкой силы, который является дополнением жесткой силы, а не ее альтернативой.
Задачи, стоящие перед работой, решены в полном объеме, цель удалось достичь. Их выполнение позволило подтвердить гипотезу об уникальности публичной дипломатии Джастина Трюдо. Однако необходимо понимать, что Канаде требуется стратегическое использование как традиционных, так и новых инструментов публичной дипломатии - международного вещания, культурных и международных образовательных программ, а также новых средств массовой информации - что в совокупности станет двигателем канадской внешней политики. Она нуждается в еще более комплексном подходе, который использовал бы сочетание традиционных и новых инструментов/методов ведения государственных дел, которые реализуются сотрудниками, имеющими соответствующую подготовку, и которые согласуются с общефедеральной правительственной стратегией по продвижению имиджа Канады за рубежом.
1. Canada Council for the Arts Act (R.S.C., 1985, c. C-2) / Government of Canada. URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/c-2/index.html
2. Cultural Agreement between the Government of Canada and the Government of the French Republic / Global Affairs Canada, November 17, 1965. URL: https://www.treaty- accord. gc.ca/text-texte.aspx?id=100736
3. Official Languages Act, 1969 / Compendium of Language Management in Canada. URL: https://www.uottawa.ca/clmc/official-languages-act-1969
4. Order Transferring the Powers, Duties and Functions of the International Expositions Division to the Minister of Communication, SI/92-228 / Canadian Legal Information Institute Database, 2006. URL: https://www.canlii.org/en/ca/laws/regu/si-92-228/latest/si-92- 228.html
5. Benson, E.J. Budget speech / E.J. Benson - House of Commons, Canada, 12 March 1970. - 242 p. URL: https://www.budget.gc.ca/pdfarch/1970-sd-eng.pdf
6. Canada in the world: government statement / Ottawa: Government of Canada, 1995. - 123 p. URL: http://gac.canadiana.ca/view/ooe.b2644952E/1?r=0&s=1, с.1
7. Choose Forward: Building A Strong Middle Class / Ottawa: Liberal Party of Canada, 2019. URL: https://2019.liberal.ca/wp-content/uploads/sites/292/2019/09/Forward-A- real-plan-for-the-middle-class.pdf
8. Contribution of Alain Pare at the Standing Committee on Canadian Heritage / The House of Commons, 2009. URL: URL: http://www.parl.gc.ca/HousePublications/Publication.aspx?DocId=3735047&Language=E&Mod e=1
9. Expo 67 / Government of Canada. URL: https://www.pc.gc.ca/en/culture/clmhc- hsmbc/res/doc/information-backgrounder/expo 67
10. Here for Canada: Conservative Party of Canada federal election platform / Ottawa: Conservative Party of Canada, 2011. - 67 p. URL: https://www.yumpu.com/en/document/read/44935892/the-here-for-canada-conservative-policy- platform, p.42
11. Inaugural Action Plan / Government of Canada, 2012. URL: https://www.tradecommissioner.gc.ca/innovators-innovateurs/136208.aspx?lang=eng
12. New Strategies for Culture and Trade Canadian Culture in a Global World / Global Affairs Canada, 2015. URL: https://www.international.gc.ca/trade-agreements-accords- commerciaux/topics-domaines/ip-pi/canculture.aspx?lang=en
13. Opportunity for All: The Liberal Plan For the Future of Canada - The Liberal Plan - 2000 / Ottawa: The Liberal Party of Canada, 2000. - 32 p. URL: http://www.maharaj.org/pdf/2000redbook.pdf, p.9
14. Prime Minister announces new support to protect Canadian jobs / Justin Trudeau, Prime Minister of Canada, 2020. URL: https://pm.gc.ca/en/news/news- releases/2020/04/17/prime-minister-announces-new-support-protect-canadian-jobs
15. Real Change: A New Plan for a Strong Middle Class. / Ottawa: Liberal Party of Canada, 2015. - 88 p. URL: http://www.documentcloud.org/documents/2448348-new-plan-for-a- strong-middle-class.html
...