Введение 3
Глава 1. Траектория корейско-советских отношений (1988-1989 гг.) 9
Глава 2. Процесс переговоров (1990 г.) 29
Глава 3. Северокорейский фактор в установлении дипломатических отношений 50
Заключение 59
Список источников и литературы 63
Исторически сложилось так, что любые современные межгосударственные отношения начинаются с установления дипломатических отношений, которые «де-юре» подтверждают признание государства, как политического и экономического партнёра, и готовность соблюдать международные права и стандарты в двусторонних отношениях. Никто сейчас не удивится наличию установленных дипотношений между странами, однако ещё 30 лет назад, далеко не все государства имели чёткие установленные дипотношения и могли добиваться такого прогресса не один год. В нашем исследовании мы рассмотрим установление дипотношений между Советским Союзом и Республикой Корея в 1990 году, а также путь этих стран к достижению прогресса в этом вопросе, основные ограничения и мотивы заключения советско-корейских дипломатических отношений.
Представляемое исследование направлено на сравнение и анализ мотивов Кореи и Советского Союза для установления корейско-советских дипломатических отношений, которые были установлены 30 сентября 1990 года. Для Республики Корея, в полной мере ощутившей влияние Холодной войны, это был день великих исторических перемен. Корейско-советские дипломатические отношения дали Южной Корее дипломатический суверенитет, которого прежде никогда не было.
Научное исследование посвящено изучению синхронных аспектов внешней политики Республики Корея и Советского Союза в период установления корейско- советских отношений. В качестве синхронных я хотела бы рассмотреть факторы внутренней и международной обстановки, «Северную политику» администрации Ро Тэ У и стратегию «Новое мышление» Горбачёва М.С., которые привели к установлению корейско- советских отношений. Здесь «Северная политика» означает дипломатию в отношении «континента» после режима Пак Чон Хи и является термином, полученным из «восточной политики», используемой в Германии. «Северная политика» - это не только улучшение отношений с Северной Кореей в отношениях Южная Корея - Северная Корея, но и расширение отношений с соседними странами, которые имели значительное влияние в межкорейских связях (таких, как Советский Союз). По этой причине администрация Ро Тэ У сначала попыталась улучшить отношения с союзниками Северной Кореи в стратегическом плане. «Северная политика» четко прослеживается в инаугурационном заявлении президента Ро Тэ У, который заявил, что будет продолжать поддерживать отношения с существующими странами-партнёрами и расширять отношения с Советским Союзом для создания мирных отношений с Северной Кореей.1 Так, в международных изменениях после Холодной войны анализ корейско-советских дипломатических отношений является важным примером того, как Корея и Советский Союз изменили политику. Фокус исследования сосредоточен на факте, что Южная Корея и Советский Союз стремились расширить свои интересы и укрепить безопасность путем развития дипломатических отношений.
Актуальность исследования обусловлена тем, что Республика Корея окружена такими великими державами, как США, Китай, Россия и Япония. В этой ситуации действующее правительство Сеула считает сотрудничество с Россией важным аспектом и стремится укрепить независимость Республики с помощью «новой северной политики». Таким образом считаю важным обратиться к историческому импульсу, который положил начало корейско-российским дипломатическим отношениям, и исследовать, каков будет результат упомянутых отношений в ближайшем обозримом будущем. Мало того, в сентябре нынешнего года страны отметят 30-летнюю годовщину установления дипломатических отношений, поэтому эта тема особенна актуальна на повестке дня 2020 года в двусторонних корейско-российских отношений. «2020 и 2021 года будут объявлены годами взаимных культурных обменов между странами, и как заявил южнокорейский министр культуры, спорта и туризма Пак Ян Ву, проведение годов обменов позволит обеим нациям еще лучше узнать культурное наследие друг друга и укрепить дружественные отношения»2.
Темой исследования является установление дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея в 1990 г. Объектом исследования является Республика Корея и Советский Союз, а предметом - установление дипломатических отношений между ними. Контекст - окончание Холодной войны, повлекшее распад биполярной мировой системы, что, с одной стороны, побудило СССР к поиску новых союзников на Востоке для установления там своего влияния, и, с другой стороны, Республику Корея к проведению северной политики для установления прочных отношений с Советским Союзом, как крупнейшим государством севера и сильным сторонником Северной Кореи, что по изначальной задумке южнокорейского правительства должно было помочь решить внутренние вопросы на Корейском полуострове, в том числе и вопрос объединения двух Корей.
Цель исследования - проанализировать мотивы установления дипломатических отношений между Республикой Корея и СССР, а также спорных вопросов и проблем, возникших в ходе переговорного процесса. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить основные направления внешнеполитической стратегии «Новое мышление» Михаила Горбачева и «Северная политика» Ро Тэ У.
2. Исследовать процесс переговоров для установления двусторонних дипломатических отношений, выявить предпосылки завязывания дипотношений.
3. Определить основные сложности и ограничения для установления дипотношений СССР-РК.
4. Выявить конфигурацию отношений между СССР и Республикой Корея в рамках взаимодействия с Северной Кореей.
Хронологические рамки исследования: 1988 год, когда правительство Ро Тэ У начало осуществлять «Северную политику».3 Толчком для её осуществления послужила речь Горбачева в Красноярске в 1988 году, где говорилось о возможности экономического обмена с Республикой Корея. Кроме того, Южная Корея и Советский Союз не имели прямых дипломатических контактов до 1988 года, однако Олимпийские игры в Сеуле в 1988 году стали тем самым каналом для начала диалога между Кореей и Советским Союзом.
Географические рамки исследования охватывают преимущественно территорию Корейского полуострова, и территорию Советского Союза.
Исследовательский вопрос научной диссертации представлен следующим образом: какие мотивы преследовали заинтересованные стороны и в чём заключалась основная сложность заключения советско-корейских дипломатических отношений?
В качестве основной гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что Республика Корея сделала ставку на установление дипломатических отношений с Советским Союзом, как образцового сторонника Северной Кореи, в поиске путей разрешения двустороннего корейского конфликта на Корейском полуострове, однако, как оказалось, переоценила возможности Москвы на влияние Пхеньяна.
В работе используются и такие исследовательские методы, как метод критического анализа литературы и документов по рассматриваемому периоду, позволивший выявить нам закономерности в различных источниках, сравнение различных периодических источников, исторический метода анализа, позволивший нам изучить хронологическую очередность событий и явлений по предоставленной тематике. Также мы использовали системный подход, который дал возможность рассмотреть систему международных отношений, как совокупность частных факторов или её элементов. Так мы рассмотрели отдельных международных акторов (Республика Корея, КНДР, СССР, США, Япония, Китай), как часть целостной системы международных отношений, влияние их внутренней и внешней политики на региональные и глобальные изменения.
В ходе данной научной работы были использованы такие источники как выступления и записи глав государств Михаила Горбачева и президента Ро Тэ У, а также мемуары последнего, публикации различных институтов и исследовательских центров (Высшая школа международных исследований Университета Ханьян, Университетская пресса Йонсей, Дипломатический исследовательский центр устной истории, Институт Дальневосточных исследований, Университет Кёнгнам, Сеульский национальный университет), были использованы протоколы заседаний Национального Собрания Республики Кореи, а также расшифровки тайных переговоров дипломатов и их воспоминаний.
Из советско-российских исследователей можно особенно отметить работы бывшего главы СССР Михаила Горбачёва, советского учёного и экономиста Вадима Медведева, бывшего заместителя главы коммунистической партии Карена Брутенца, а также Л.В. Забровскую.
Из исследований корейских авторов особую помощь оказали труды Хонг Сангпё, в частности исследование влияния тенденций политиков и внутренних факторов на установление дипломатических отношений между Кореей и Советским Союзом (19851992). Во многих исследованиях возникает вопрос о том, что корейско-советские отношения были обусловлены влиянием окружающих четырех великих держав. Другими словами, Хон Сон-пио доказывает, что решение было принято внутренними факторами, такими как политическая, экономическая и дипломатическая безопасность в СССР и Корее.4
Утверждается, что на установление дипломатических отношений между Кореей и Советским Союзом оказали влияние политические и экономические факторы, а не геополитические и стратегические факторы. Советский Союз традиционно проводил политику статус-кво на Корейском полуострове, доказывая, что он принимает более активное участие, когда речь идет об экономических интересах5.
Анализ источников и литературы по теме южнокорейско-советских отношений показывает, что существуют ограничения на использование первичных и вторичных источников, таких как газеты и выступления. Поэтому, чтобы преодолеть это ограничение, мы проведем сбор материалов с выступлений и официальных заявлений государственных чиновников и недавно выпущенных правительственных секретных документов для более объективного и детального рассмотрения ситуации.
Существуют и такие ограничения в применении базы источников, как использование некоторых дипломатических документов по переговорному процессу между Кореей и Советским Союзом 1990 года, которые могут быть связаны с секретными данными. Тем не менее, публикация автобиографий и интервью дипломатов, которые участвовали в дипломатической нормализации отношений между Кореей и Советским Союзом, выявила важные ключи к скрытному процессу. Однако ответ на ключевой вопрос не был задокументирован, и на самом деле, встречаются расхождения в воспоминаниях дипломатов. Научную новизну данного исследования определит «точное описание» процесса установления дипломатических отношений путем перекрестной проверки устных показаний дипломатов рабочего уровня при изучении существующих исследований литературы, которые классифицировались как секретные данные, однако теперь возможно описать этот процесс более чётко.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе мы рассмотрим, как правительства Ро Тэ У и Горбачева связывают «Северную политику» и «Новое мышление» с установлением дипломатических отношений между Кореей и США, а также как Корея и Советский Союз определяют политические стратегии в условиях политического кризиса, кризиса в области безопасности и экономики, сравним приоритеты во время этих кризисов. Также мы обратимся к мотивационным факторам обеих стран для объяснения влияния двух стран на изменение международной обстановки в соседних странах, и как Соединенные Штаты, Китай и Северная Корея будут с ними взаимодействовать.
После Холодной войны Корея и Советский Союз не игнорировали экономический и политический кризис, а также кризис в области безопасности во время развертывания корейско-советских дипломатических отношений, страны действовали активно, основываясь на собственных убеждениях о международной политике. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что приоритеты мотивирующих факторов для установления дипломатических отношений между государствами различались.
Во второй главе мы рассмотрим дипломатический переговорный процесс и возникшие проблемы. Также рассмотрим, как Корея разработала стратегию реагирования на возникшие проблемы. Для этого процесса необходимо дополнить содержание ссылками на предыдущие исследования и интервью с дипломатом Конг Ро Мён, который был первым послом СССР в Советском Союзе.
Ким Сон Хо утверждает, что причина, по которой СССР был заинтересован в установлении дипломатических отношений с Южной Кореей, носила, в первую очередь, экономический характер. Согласно Ким Сон Хо, СССР выбрал Корею, а не Японию, потому что с последней не был решен территориальный спор. Исследователь также утверждает, что активный подход Республики Кореи к дипломатическим отношениям сильно повлиял на установление дипломатических отношений между двумя странами.
В третьей главе мы рассмотрим тот факт, что существуют серьёзные различия в факторах, рассматриваемых двумя странами, для мотивации установления дипломатических отношений, а также фактор Северной Кореи в установлении советско- корейских дипломатических отношений. «Северная политика» и «перестройка» являются результатом последствий Холодной войны. Тем не менее, существует серьезная угроза безопасности, возникающая при встрече границы с Северной Кореей, которая отрицает существование Южной Кореи. В связи с этим нельзя сказать, что смягчение последствий Холодной войны напрямую связано с коммунистической дипломатией из-за атрибутов безопасности Южной Кореи, которые в значительной степени зависят от обязательств США в области безопасности.
Установление дипломатических отношений между Кореей и Советским Союзом стало результатом взаимопонимания, когда обе страны искали новую внешнюю политику. Рассматривая политические и экономические аспекты, можно сделать следующие выводы.
Политическая сторона Советского Союза заключается в следующем.
Прежде всего, на фоне амбиций возглавить реорганизацию международного порядка в Северо-Восточной Азии после распада биполярного порядка по окончанию Холодной войны. Советский Союз традиционно стремился усилить свое влияние в Азиатско- Тихоокеанском регионе. В частности, в политике Горбачева «Гласность» и «Перестройка» уделяется внимание более активному поиску мира и отношений сотрудничества между странами региона для поддержки формирования трехсторонних систем сотрудничества в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Соединенных Штатах, Японии и Китае. Внешнеполитические интересы Советского Союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе, принципы мира и безопасности в регионе уже были заявлены во Владивостокской речи Горбачева 1986 года и Красноярской речи 1988 года.
С другой стороны, советская политика в отношении Республики Корея является частью создания международной обстановки, обеспечивающей успех перестройки, которую преследовал президент Горбачев. Другими словами, для успеха перестройки необходимо было обеспечить политическую поддержку внутри страны и за рубежом.
Для этого необходимо было показать видимые результаты политики реформ советскому народу, а также принять меры для преодоления ухудшающейся внутриэкономической ситуации.
Политический интерес Кореи к корейско-советским отношениям можно резюмировать следующим образом.
Во-первых, он был нацелен на укрепление своей внутриполитической позиции посредством дипломатических отношений с Советским Союзом, что является самой большой целью северной политики администрации Ро Тэ У.
После выборов в Национальное собрание в апреле 1988 года политическая власть оппозиционной партии была представлена большинством, и между политиками оппозиции возникло соперничество по поводу политики против коммунистических стран. По этой причине администрация Ро Тэ У пыталась руководить успехом северокорейской политики в положении, в котором доминирует внутренняя политика.
Во-вторых, Корея стремилась установить мир на Корейском полуострове через отношения с Советским Союзом. Нормализация отношений между Кореей и Советским Союзом оказала важное влияние на раскол и войну на Корейском полуострове, а также на развитие и объединение отношений между двумя Кореями. В 1990 году в ответ на быстро меняющуюся ситуацию на Корейском полуострове и в связи с установлением дипломатических отношений между Южной Кореей и Советским Союзом, Северная Корея попыталась связаться с Японией и Соединенными Штатами. В конечном итоге в результате межкорейского диалога 1991 года был получен результат Основного межкорейского 102 соглашения.1
Установление дипломатических отношений между двумя Кореями было символическим значением прекращения Холодной войны на Корейском полуострове. Кроме того, установив дипломатические отношения между с Советским Союзом, Республика Корея увеличила свою дипломатическую независимость и статус в международном политическом обществе.
В-третьих, Южная Корея стремилась создать основу и условия для достижения окончательного объединения, побуждая Северную Корею к реформам и открытию через дипломатические отношения между Кореей и Советским Союзом. Конечной целью проводимой Северной политики было объединение. Корея считает, что «Дорога в Москву» — это «Дорога в Пхеньян» через Северную политику.
Далее, экономические факторы Советского Союза в отношении двустороннего взаимодействия между РК и СССР можно обобщить следующим образом.
Во-первых, Советский Союз нуждался в экономическом сотрудничестве Южной Кореи, чтобы преодолеть трудности внутренней экономики.
Во-вторых, Советский Союз хотел участвовать в инвестициях и развитии Кореи. В частности, Советский Союз придает большое политическое значение развитию Сибири, крупнейшему в мире отчету о ресурсах промышленного сырья, энергоносителей и иностранной валюты.
В-третьих, Советский Союз стремился изучить опыт экономического развития Кореи, который достиг быстрого экономического роста для экономических реформ. Взамен Советский Союз хотел передать собственные ноу-хау руководству Кореи и возможности производства и разработки продукции.
Экономические факторы Кореи можно обобщить следующим образом.
С одной стороны, Корея была в состоянии искать прорыв в новых зарубежных экономических достижениях из-за торговых трений между США и Японией. Таким образом, Советский Союз был привлекательной целью для Кореи как огромный потенциальный рынок или богатый ресурс.
С другой стороны, Корея с нетерпением ждала обмена наукой и технологиями с Советским Союзом. Хотя США и Япония избегают передачи технологий в Корею, Корея считала, что фундаментальная наука Советского Союза и некоторые передовые технологии, вероятно, будут коммерциализированы.
Таким образом, переговорный процесс по дипломатическим отношениям Hanso может быть установлен в контексте, и могут быть подтверждены следующие характеристики.
Во-первых, видно, что Корея проявляла большую активность, и в этой стране была сильная воля к установлению дипломатических отношений.
Во-вторых, 88 Олимпийских игр стали важным переломным моментом в связи с достижением дипломатических связей между двумя странами.
В-третьих, Советский Союз действовал в строгом дополнении и секретности с учетом негативной реакции Северной Кореи и установил дипломатические отношения с Республикой Кореей после того, как Советский Союз уведомил Северную Корею.
В-четвертых, В ходе дипломатического процесса Южная Корея переоценила влияние Советского Союза на Северную Корею.
Подводя итог, можно сказать, что в рамках настоящего исследования, мы нашли решение на основной исследовательский вопрос научной диссертации о мотивах заинтересованных сторон, указав на основные сложности заключения советско-корейских дипломатических отношений. Также была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале работы: Республика Корея сделала ставку на установление дипломатических отношений с Советским Союзом, как образцового сторонника Северной Кореи, в поиске путей разрешения двустороннего корейского конфликта на Корейском полуострове, однако, как оказалось, переоценила возможности Москвы на влияние Пхеньяна. СССР не смог изменить вектор направления развития КНДР, что даже наоборот запустило обратный процесс и привело к самоизоляции КНДР. Тем не менее, СССР и Республика Корея смогли установить дипломатические отношения, даже в ситуации наличия северокорейского фактора.