Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии формирования эмоционального интеллекта государственных служащих: социологический анализ

Работа №128155

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 12
1.1 Эмоции в социальном управлении: значение теории эмоционального интеллекта для социальных наук 12
1.2 Понятие, структура, модели эмоционального интеллекта и подходы к его диагностике 19
1.3 Технология формирования эмоционального интеллекта у государственных служащих как социальная технология 28
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 38
2.1 Обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности 38
2.2 Сравнительный анализ действующих социальных технологий формирования эмоционального интеллекта у государственных служащих 44
2.3 Анализ результатов исследования применения социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих 54
2.4 Рекомендации по совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих 61
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОТОКОЛ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МАТЕРИАЛЫ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ГАЙД ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ 99

Актуальность темы. Эмоции как социокультурный феномен можно подвергнуть социологической экспертизе и отнести как к области общей социологической теории, так и социологии управления.
В конце XX века европейским и американским научным сообщество предпринято множество серьезных исследований эмоций в области управления организациями. Среди главных выводов - наличие связи эмоций с такими управленческими феноменами, как эффективность организации, власть, справедливость, инновации, организационная культура.
Эмоции играют важную роль в структуре социального управления. Эмоционально здоровым является социальное управление, которое стремится минимизировать негативные эмоциональные переживания управляемых субъектов, и направлено на создание благоприятной эмоциональной атмосферы, как на уровне малых групп, так и на уровне общества в целом. Для этого необходимо четкое осознание и понимание как своих собственных эмоций, так и эмоций окружающих. Именно эти способности включает понятие «эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач1.
Первоначально термин «эмоциональный интеллект» стал реакцией на управленческую проблему, когда тесты по оценке интеллекта не могли предсказать, насколько сотрудник окажется способным, успешным и целеустремлённым. Гоулман Д. нашел этому следующее объяснение: эффективное взаимодействие основано на эмоциональных связях, а значит управление эмоциями способно сделать взаимодействие с другими людьми максимально эффективным2.
Социология эмоций и, в частности, изучение эмоционального интеллекта относительно новые, но уже институционализированные и развитые области социологических исследований:
• в Американской и Европейской социологической ассоциациях существует и активно работает комитет по социологии эмоций;
• в России регулярно проводятся специализированные международные научно-практические конференции3;
• публикуются учебные пособия для университетов (Barbalet J.M.4, Scneif t.j.5, Turner j.h.6, Harris s.r.7), предусмотрены учебные дисциплины8 в ВУЗах;
• диссертации (Полянова Л.М.9, Хлевная Е.А.10), статьи (Горбунова М. Ю.11, Фиглин Л. А.12, Богомягкова Е. С.13, Давидян А.Г.14 и др.).
Всё это говорит о высокой заинтересованности ученых в исследовании такого сложного явления как эмоции с социологической точки зрения.
Управленческая деятельность - одна из основных прикладных сфер, где активно применяется конструкт эмоционального интеллекта. По мнению некоторых авторов, движущей силой бизнеса в XX веке являлся IQ, а в XXI - ей станет эмоциональный интеллект15.
Актуальность развития эмоционального интеллекта для государственных служащих определяется тем, что выполнение должностных обязанностей требует проявления определенных личностных качеств для эффективного решения запросов граждан.
Всё большее значение в социологии управления приобретает развитие личностных качеств сотрудников для эффективной работы организации в условиях внедрения цифровых технологий: в рамках управления нематериальными активами компаний появляются методы управления эмоциями, которые являются частью интеллектуального капитала сотрудника16. Именно поэтому на сегодняшний день приоритетной задачей является создание целостной модели эмоций в социальном управлении.
Для создания возможности тиражировать эффективные приемы и методы совершенствования эмоционального интеллекта и применять их в аналогичных обстоятельствах в иных процессах необходима социальная технология.
Степень научной разработанности. Наиболее значимыми российскими источниками выступают публикации Андреевой И. Н., Батурина Н.А., Выготского Л. С., Карпова А.В., Люсина Д.В17. Проблемы определения термина «эмоциональный интеллект», модели и подходы к его оценке рассмотрены в трудах Bar On R., Gardner H., Goleman D., Kets de Vries, а также Salovey P., Mayer J.D. и Caruso D.R.18. Понятие «социальных технологий» - в работах Щербиной В.В.19, Дудченко В.С.20, Дридзе Т.М.21, Тощенко Ж.Т.22 и других. В российской социологической науке работы о важности эмоции в социальных процессах, чаще всего посвящены профессиональному выгоранию, эмоциональному капиталу организации и лидерству, работы на тему эмоционального интеллекта - теоретическим моделям, методам диагностики и взаимосвязи с эффективностью работы (рис.1).
Рис. 1. Схема обзора литературы
Источник: составлено автором на основе обзора литературы (Приложение 1)
Цель данного исследования - анализ социальных технологий формирования эмоционального интеллекта и определение особенности его формирования у государственных служащих для формулировки рекомендаций по совершенствованию данных технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальные и научные предпосылки возникновения и трансформации теорий эмоционального интеллекта и выявить значение теории эмоционального интеллекта для социальных наук;
2. Определить понятие, структуру и модели эмоционального интеллекта;
3. Систематизировать существующие социальные технологии формирования эмоционального интеллекта;
4. Произвести обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности;
5. Провести сравнительный анализ социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих и определить особенности его формирования у государственных служащих;
6. Разработать рекомендации по совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - социальные технологии формирования эмоционального интеллекта.
Гипотезы исследования:
1. Деловая игра как социальная технология наиболее эффективна при формировании эмоционального интеллекта государственных служащих;
2. Программы развития эмоционального интеллекта государственных служащих в большей степени ориентированы на работу со средним и линейным уровнями.
Методологической базой работы являются структурно-функциональный анализ, теория символического интеракционизма Дж. Г. Мида и Г. Блумера, теория социального обмена Дж. Хоманса. Междисциплинарный подход к исследованию эмоционального интеллекта даёт возможность использовать как теоретические положения, так и методологию социологии, психологии и статистики. В работе автор основывается на положениях субъект-субъектной парадигмы в управлении (Fayol H.19, М.М. Поташник, В.С. Лазарев, Л.И. Суворов, Г.Х. Попов, Кхол Й.20), гуманистического подхода (А. Маслоу21, К. Роджерс22), а также концепции эмоциональной направленности личности (Додонов Б. И.23).
Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой исследования является собственное исследование, проведенное в 2019-2020 гг. с применением таких методов по сбору и обработке информации, как глубинное интервью, метод экспертных оценок, анализ документов, социологическое наблюдение. Экспертами выступили сотрудники образовательных учреждений г. Санкт-Петербург и г. Москва, которые осуществляют реализацию программ по развитию эмоционального интеллекта представителей госслужбы и частных организаций .
Эмпирическая база исследования включает в себя также и анализ результатов теоретических и эмпирических исследований эмоционального интеллекта как фактора процессуальных характеристик и результативных параметров управленческой деятельности, проведенных Карповым А.В. и Петровской А.С. в 2008 году24, исследований Европейской ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects (EACEIP)25 и Международного центра Креативных технологий консалтинга (МЦ КТК)26 2009-2019 гг.
Теоретическая значимость. В ходе работы были собраны в сравнительные таблицы основные понятия, структуры, модели эмоционального интеллекта и подходы к его диагностике, а их основные положения были дополнены и обобщены. Собран эмпирический материал зарубежных исследований, не имеющих аналогов в российской социальной науке, основные результаты данных исследований представлены в обобщенном виде и могут быть использованы в теоретическом изучении вопросов исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности сотрудников. Проанализированы достоинства и недостатки социальных технологий формирования эмоционального интеллекта, представлен обзор актуальных программ. Обоснована необходимость и целесообразность применения социальных технологий в целях формирования и повышения уровня эмоционального интеллекта государственных служащих.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть применены при формировании стратегии развития личностных качеств персонала и планов индивидуального развития государственных служащих. Исследование социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих вносит вклад в развитие современных форм организации мероприятий по профессиональному развитию государственных служащих27 с учетом концепции эмоционального интеллекта.
Основные результаты и положения исследования были представлены на Международной конференции «Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии, г.Москва, 29-31 марта 2019 г., Всероссийской научной конференции с международным участием XIII Ковалевские чтения «Молодежь XXI века: образ будущего» г. Санкт-Петербург 14-16 ноября 2019г., Социологической конференции молодых учёных «Глобальные социальные процессы» г. Санкт-Петербург 20 декабря 2019 г., на научной конференции ПММФТ-2020 «Развитие человеческого капитала: эффективные технологии и практики» г. Санкт-Петербург 26 февраля 2020 г.
По теме работы опубликованы статьи, в которых нашли отражение теоретические аспекты исследования.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (в каждой по 3 и 4 параграфа соответственно), заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 103 страницах машинописного текста, содержит 12 таблиц, 11 рисунков 5 приложений, список литературы содержит 74 наименований.
Во введении обоснована актуальность исследования, цель, задачи, предмет, объект исследования, выдвинута гипотеза, описана эмпирическая база исследования, методологическая основа, теоретическая и практическая значимость работы и научно-методические мероприятия, где были представлены положения исследования.
В первой главе рассмотрены социальные и научные предпосылки возникновения и трансформации теорий эмоционального интеллекта, выявлено их значение для социальных наук, а также изучены необходимые для исследования модели, подходы и действующие практики, касающиеся эмоционального интеллекта государственных служащих.
Во второй главе автором проведен обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности, приведены результаты анализа социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих, выводы по результатам эмпирического исследования и сформулированы рекомендации по совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих.
В заключении приведены выводы по рассматриваемой теме и перспективы её развития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам работы достигнута заявленная цель - проведен анализ социальных технологий формирования эмоционального интеллекта и определены особенности его формирования у государственных служащих для формулировки рекомендаций по совершенствованию данных технологий.
Для этого в теоретической части были рассмотрены социальные и научные предпосылки возникновения и трансформации теорий эмоционального интеллекта и выявлено значение теории эмоционального интеллекта для социальных наук: в процессе управления в каждую из четырех основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, включены эмоции, которые влияют на их эффективность, как следствие - и на эффективность социального управления в целом. Эмоционально здоровым является социальное управление, которое стремится минимизировать негативные эмоциональные переживания управляемых субъектов, и направлено на создание благоприятной эмоциональной атмосферы . Для этого необходимо четкое осознание и понимание как своих собственных эмоций, так и эмоций окружающих. Именно эти способности включает понятие «эмоциональный интеллект».
Таким образом были определены понятие, структура и модели эмоционального интеллекта: все исследователи включают в состав эмоционального интеллекта одинаковые конструкты, однако их представления о структуре различны, кроме этого, методики оценки эмоционального интеллекта измеряют различные аспекты, соответственно, их необходимо подбирать индивидуально для каждого исследования.
Автором были систематизированы существующие социальные технологии формирования эмоционального интеллекта: они представлены в форме курсов дополнительного образования, тренингов, семинаров, форумов, консультаций специалистов, осуществляются на различных уровнях и наценены на работу с несколькими аспектами эмоционального интеллекта.
В рамках эмпирического исследования произведен обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности: международные и российские исследования доказывают наличие зависимости между эмоциональным интеллектом и управленческой деятельностью, однако не прямой, а криволинейной: наибольший успех имеют руководители, которые имеют оптимальную (среднюю и незначительно выше среднего) степень выраженности эмоционального интеллекта.
Анализ действующих социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих позволил говорить о том, что все они предполагают включение дополнительных технологий: в образовательном процессе в дополнение к основной программе применяются такие социальные технологии как деловая игра, тренинги и лекции. Особенностью обучения в Московском городском университете управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова является применение VR- технологий.
Глубинное интервью и применение метода экспертных оценок позволили сделать вывод о том, что деловая игра и консультации специалистов в большей степени являются самостоятельным методом и редко содержат в своей структуре дополнительные социальные технологии и подтвердили гипотезы автора о том, что деловая игра как социальная технология наиболее эффективна при формировании эмоционального интеллекта государственных служащих и гипотезу о том, программы развития эмоционального интеллекта государственных служащих в большей степени должны быть ориентированы на работу со средним и линейным уровнями.
По результатам оценки экспертов, наивысший средний балл (5,6 из 6,0) получили деловые игры - они применимы с высокой эффективностью в качестве самостоятельной технологии, наименьший (1,2 из 6,0) - форумы, они - применимы с низкой эффективностью лишь при условии дополнения иными технологиями.
По результатам исследования были также определены основные достоинства и недостатки при применении в качестве социальной технологии формирования эмоционального интеллекта государственных служащих деловых игр и тренингов, как наиболее предпочтительных способов формирования эмоционального интеллекта. При этом результаты социологического наблюдения над участниками деловой игры по развитию эмоционального интеллекта «Эмпатиум» показали высокую вовлеченности участников в процесс.
Перед автором стояла также задача разработать рекомендации по совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих. Таким образом, в качестве рекомендаций можно предложить развитие и создание следующих условий:
1. Применение социальных технологий, продолжительность которых не превышает 5 дней и которые обладают наибольшей эффективностью по результатам эмпирического исследования - тренинги, деловые игры, консультации специалистов;
2. Обязательное включение практических упражнений, направленных на:
• управление негативными эмоциями на основе реальных кейсов (работа с негативно настроенными гражданами);
• изучение механизмов работы над управлением собственными эмоциями с учетом особенностей жестко иерархизированной системы;
• моделирование работы по оценке готовности населения к реализации проектов на основе анализа текущего эмоционального состояния.
3. Ориентация программ в большей степени на работу с сотрудниками среднего и линейного уровня и направление на обучение первостепенно сотрудников, задействованных в большей степени в работе с обращениями граждан, ведущих прием граждан, а также тех, кто оказывает услуги;
4. Внедрение для оценки эффективности мероприятий по формированию эмоционального интеллекта государственных служащих количественные и качественные показатели, среди которых: возросшая способность адекватно оценивать межличностные ситуации и планировать соответствующие действия, увеличение доли сотрудников, обладающих конструктивными стратегиями поведения в конфликтах и просоциальными стратегиями разрешения межличностных проблем, снижение коэффициента текучести кадров и др.;
5. Соблюдение ключевых принципов социальных технологий и создание для этого ряда условий:
• направление на обучение должно носить рекомендательный характер, решение об участии в мероприятии принимается сотрудником;
• поддержание корпоративной культуры, благоприятных условий организации труда, которые способствуют поддержке и сохранению эффекта обучения;
• применение комбинированных технологий, позволяющих минимизировать траты временных, финансовых ресурсов при сохранении максимальной эффективности: дистанционное проведение консультаций специалистов, максимальная наполняемость групп, проходящих обучение и др.;
6. Возможности внедрения НИТ при применении социальных технологий, например, использование возможностей онлайн образовательных площадок для прохождения теоретического курса по основам эмоционального интеллекта.
Программа реализации комплекса мероприятий по формированию эмоционального интеллекта с учетом всех рекомендаций, составленных по результатам проведенного эмпирического исследования, может быть применена в структурных подразделениях государственной службы .
В качестве перспективных направлений изучения технологий эмоционального интеллекта можно назвать исследования об эффективности применения технологий эмоционального интеллекта при адаптации сотрудников, реализации системы наставничества, повышении корпоративной культуры и улучшении взаимоотношений внутри коллектива.


Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего, СПС КонсультантПлюс.
Монографии, статьи, диссертации и авторефераты
2. Алексеев П.В. Философия: учебник. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. С.34.
3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПБ:БХВ- Петербург,2012.
4. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Когнитивная психология: сб. статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. - С. 7-11.
5. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия психология.2009. № 42
6. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Речь, 2002. - 439 с.
7. Буторина А. А., Соловьева Н. А., Кошелева А. А. Инновационные социальные технологии. Ярославль: ЯрГУ, 2013.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
9. Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ, 2010 г. Социологические исследования, № 6, Июнь 2010, C. 13-22.
10. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.
11. Додонов Б. И. Эмоция как ценность, М.: Политиздат, 1977. — 272 с.
12. Дридзе, Т.М. Две новые парадигмы для социального и социальной практики / Т. М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах.-М., 2000. Кн.1. С. 5-42.
13. Дудченко В.С. Инновационные игры. Таллин: Валгус, 1989.
14. Жариков, Е.С. Социальная психология и хозяйственный руководитель / Е.С. Жариков. - М., 1979. - 64 с.
15. Журавлев А.Л. Влияние коммуникативных качеств личности руководителя на эффективность руководства коллективом // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - 219 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ