ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 6
1.1. Обучение персонала в организациях: основные понятия, роль, виды 6
1.2. Трансформация форм и методов корпоративного обучения персонала в условиях цифровизации 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 30
2.1. Алгоритм разработки программ обучения персонала на основе цифровых технологий 30
2.2. Технологии обучения персонала с использованием цифровых технологий 41
2.3. Практика применения цифровых технологий в программах обучения управления персоналом в российских и зарубежных организациях 49
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГРАММАХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ KELLY SERVICES 54
3.1. Характеристика компании Kelly Services 54
3.2. Анализ реализации программ обучения персонала в компании Kelly Services 58
3.3. Рекомендации по совершенствованию программ обучения персонала с использованием цифровых технологий в компании Kelly Services 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список использованной литературы 76
Приложения 80
Актуальность темы исследования. Обучение персонала для современной организации является одним из инструментов повышения эффективности работы и конкурентоспособности. Рынок труда неизменно динамичен: то, что было актуально сегодня, не всегда будет востребовано завтра. Оперативность и гибкость - одно самых ценных качеств любого сотрудника. Важно соответствовать всем требованиям работодателя, чтобы быть востребованным на изменяющемся рынке труда.
Затраты на обучение и развитие персонала выступают долгосрочными инвестициями в человеческий капитал организации. Однако оправданными такие вложения могут стать при условии понимания менеджментом компании всех возможностей и особенностей использования обучения как эффективного инструмента развития персонала.
Процессы организационного развития предприятия и его стратегические цели неразрывно связаны с обучением персонала. Необходимость профессионального развития и обучения персонала может быть вызвана как внешними условиями (появление новых конкурентов, изменение экономической ситуации в стране и в мире, изменения в законодательстве и т.д.), так и внутренними (введение нового оборудования в компании, изменение техники производства продукции, реструктуризация, создание новых рабочих мест и т.д.), что еще раз подтверждает актуальность данной темы.
Актуальным моментом так же является проблема внедрения и адаптивности цифровых технологий обучения персонала в организации: далеко не все компании имеют экономическую возможность внедрять цифровые технологии, другие опасаются того, что сотрудникам будет трудно работать в новых условиях труда. Необходимо рассматривать различные факторы, влияющие на успешность внедрения цифровых технологий, уметь подбирать подходящие методики, выявлять препятствия овладения такими технологиями, учитывать стратегические цели компании.
В данном исследовании обучение и развитие человеческих ресурсов представлено в обобщенном виде - обучение персонала организации.
Степень разработанности проблемы
Данная сфера является малоизученной, но стремительно развивающейся. Среди актуальных и востребованных трудов можно выделить работы иностранных авторов, таких как Дж. Берсин, К. Ингли, Д. А. Колб, П.Э. Шлендера. Среди российских практиков необходимо отметить Н. Мекшун, Н. Альбрехта, Г. Грефа, Н. В. Шарапову. В ходе изучения вопросы актуальности применения цифровых технологий в управлении человеческих ресурсов были проанализировать труды Р. Поляковой, Н. В. Шараповой, Э. Шмидта и др.
Цели и задачи исследования
Цель исследования - на основе анализа теории и практики применения цифровых технологий в обучении персонала, разработать рекомендации по совершенствованию программ обучения с использованием цифровых технологий.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1) анализ и раскрытие содержания понятий «обучение персонала», «цифровые технологии», «развитие персонала», «корпоративное обучение»;
2) изучение форм, видов и методов обучения персонала, классификация принципов обучения персонала;
3) разработка авторского алгоритма разработки программ обучения персонала с использованием цифровых технологий;
4) анализ направлений цифровизации в управлении персоналом;
5) изучение и анализ технологий обучения персонала с использованием цифровых технологий;
6) анализ и оценка применяемых цифровых технологий в компании Kelly Services;
7) разработка рекомендаций по внедрению цифрового обучения персонала компании Kelly Services.
Объектом исследования являются программы обучения персонала.
Предмет исследования - внедрение цифровых технологий обучения персонала.
Теоретико-методологическая основа исследования
В процессе изучения теоретической базы были проанализированы работы таких авторов как Н. Альбрехта, Н. Мекшун, Н. И. Нагибиной, А.Я. Кибанова, Д. А. Колба, П.Э. Шлен- дера и др. В ходе изучения вопросы актуальности применения цифровых технологий в управлении человеческих ресурсов были проанализировать труды Р. Поляковой, Н. В. Шараповой, Э. Шмидта и др.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы. В первой и второй частях исследования были применены такие методы, как анализ и синтез информации, описание и сравнение, классификации и аналогии. В качестве источников для анализа выступили нормативно-правовая база, учебники по управлению персоналом, научные статьи и различные интернет-ресурсы.
Для получения необходимой информации о применяемых в компании Kelly Services цифровых технологиях использованы такие методы, как анализ и синтез информации о компании из различных открытых источников. Из качественных методов исследования будут применяться метод включенного наблюдения, сбор и анализ внутренней документации, анкетирование сотрудников дивизиона Value, а так же проведение экспертных интервью с руководителями центра обучения персонала в компании Kelly Services.
Выпускная квалификационная работа включает в себя три главы. В первой главе раскрывается сущность и роль обучения персонала, рассмотрение целей, принципов, видов, форм и методов обучения персонала - как традиционных, так и инновационных.
Во второй главе рассмотрены современные подходы к использованию цифровых технологий управления персоналом: что существует в российских компаниях в настоящий момент, каковы результаты использования цифровых технологий, какие методики обучения персонала существуют на их основе. Так же во второй главе разработан алгоритм разработки программ обучения персонала с использованием цифровых технологий: наиболее стандартизированная процедура, направленная на минимизацию ошибок.
В третьей части работы а представлена характеристика компании, анализ и изучение применяемых в организации цифровых технологий, а так же рекомендации по совершенствованию программ обучения персонала с использованием цифровых технологий.
В заключении представлены общие выводы по всей проделанной работе.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении сущности цифровизации, ее направленности и путей развития. Сформулированные в данной работе определения, классифицированные принципы и выявленные закономерности в перспективе могли бы быть полезны для изучения цифровых технологий с точки зрения современного бизнеса.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию программ обучения персонала с использованием цифровых технологий, применимого как к компании Kelly Services, так и в других компаниях.
С учетом динамики развития экономики (в абсолютно любом направлении), такой феномен как цифровизация не просто имеет место быть, а происходит здесь и сейчас, привлекая внимание компаний, которые стремятся к инновационному и универсальному. Именно универсальность многих цифровых технологий так сильно привлекает современные организации на пути к оптимизации, автоматизации и стандартизации таких процессов управления человеческими ресурсами, как обучение и развитие, адаптация и мотивация.
Данная исследовательская работа направлена на анализ и изучение форм и технологий обучения персонала с использованием цифровых технологий, а так же разработку рекомендаций по совершенствованию цифровых технологий в программах обучения. В ходе написания выпускной квалификационной работы перед нами стояли следующие цели:
1. анализ и раскрытие содержания понятий «обучение персонала», «цифровые технологии», «развитие персонала», «корпоративное обучение»;
2. изучение форм, видов и методов обучения персонала, классификация принципов обучения персонала;
3. разработка авторского алгоритма разработки программ обучения персонала с использованием цифровых технологий;
4. анализ направлений цифровизации в управлении персоналом;
5. изучение и анализ технологий обучения персонала с использованием цифровых технологий;
6. анализ и оценка применяемых цифровых технологий в компании Kelly Services;
7. разработка рекомендаций по внедрению цифрового обучения персонала компании Kelly Services
В первой главе исследования проанализированы различные определения обучения персонала, рассмотрены точки зрения ученых на роль и сущность обучения, а также выявлены отличия между развитием и обучением персонала. На основе разнообразия проанализированных определений обучения персонала в дальнейшем исследовании было решено использовать термин «корпоративное обучение», определение которого было составлено автором. Данный термин наиболее полным образом отражает всю суть процесса обучения персонала, так как включает в себя не только получение принципиально новых профессиональных знаний и умений, а так же развитие личностных качеств персонала, таких как творческий подход, способность к самообучению и саморазвитию. Корпоративное обучение представляет собой процесс обучения, который учитывает не только интересы и потребности бизнеса, стратегические цели и задачи компании. Этот процесс так же рассматривается как инструмент прогнозирования потребности в обучении персонала на разных уровнях, таких как уровень бизнеса и уровень персонала, и инструмент стандартизации процедуры по разработке программ обучения персонала.
В первой главе рассмотрены как традиционные формы, виды и методы обучения персонала, так и инновационные. Трансформация традиционных методов обучения в цифровые методы обусловлена развивающейся цифровой экономикой, а так же динамичной цифровизацией различных форм управления персонала. Нами были рассмотрены тенденции цифровизации, влияние цифровых технологий на систему управления персоналом, в частности, на обучение персонала.
В работе так же рассмотрены технологии обучения персонала с использованием цифровых технологий на практике различных компаний. Актуальность рассмотрения цифровых технологий на основе практического применения в компании обусловлена стремлением выбрать наиболее эффективные из технологий для решения задачи исследовательской работы - разработки подготовки рекомендаций по разработке программ обучения с использованием цифровых технологий в компании Kelly Services.
Во второй главе представлена авторская разработка - алгоритм разработки программ обучения с использованием цифровых технологий. Алгоритм включает в себя несколько этапов, которые в совокупности направлены на стандартизацию процедуры внедрения цифрового обучения и в компании, в которых никогда не применялись цифровые технологии, и в компании, которые уже использую цифровизацию как инструмент обучения персонала. Алгоритм представлен как в словесном виде, так и в виде схемы, и направлен на пошаговое выполнение нескольких процедур. С помощью алгоритма происходит определение потребности в обучении, формирование структуры программ обучения, определение целей и задач программ обучения, выбор форм, видов и методов обучения, а так же выбор инструментов и технологий, которые помогут трансформировать традиционные программы обучения в цифровые.
В третьей главе исследования проанализирована система обучения персонала в компании Kelly Services, а именно программы обучения персонала с использованием цифровых технологий. На данном этапе исследования использовались методы анализа внутренних документов компании с целью описания структуры компании и ее подразделений. Для анализа программ обучения персонала так же проводилось экспертное интервью с руководителями центра обучения в компании. По результатам интервьюирования выявлены основные процедуры, применяемые в Kelly Services для разработки программ обучения, оценки персонала, определения потребности и основного фокуса исключительно на бизнес. Для анализа сотрудников применялся метод анонимного анкетирования с целью оценки удовлетворенности программами обучения персонала в компании.
По результатам анализа применяемых цифровых технологий в компании Kelly Services не было выявлено существенных ошибок и нарушений в разработке программ обучения, скорее наоборот, центр обучения персонала продемонстрировал системный подход к обучению персонала. Некоторые процедуры все же требовали определенных доработок: итогом анализа программ обучения в компании были представлены такие проблемы, как исключительный фокус на потребности бизнеса, неоперативная обратная связь и неактуальность некоторых программ обучения.
В третьем пункте третьей главы были предложены рекомендации по совершенствованию использования программ обучения с использованием цифровых технологий, а именно предложено использование авторского алгоритма по разработке цифровых программ обучения. В данном пункте подробно представлена процедура по трансформации очного тренинга по эффективному общению в онлайн-тренинг, что подтверждает практическую значимость применения алгоритма. Представленные в том же пункте общие рекомендации по решению проблем, описанных выше, могут быть актуальным и эффективным решением для оптимизации процесса обучения в компании.
Таким образом, нами были представлены результаты выпускной квалификационной работы с помощью реализации поставленных во введении задач.
1. Альбрехт Н., «Пять правил Digital». Доклад на XVII Саммите HR-директоров России и СНГ.
2. Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. / М. Армстронг. - М.: Инфра-М, 2008. - 824 с.
3. Белайчук А., «Цифровой переворот: без интернета вашему бизнесу не выжить».
4. Булин Д., «Греф: России требуется новая система управления». BBC Русская служба.
5. Волков А.К., Меламуд М.Р., «Общие подходы к созданию компьютерного учебника» // Университетское образование: практика и анализ. -No1(12). - С.55-57.
6. Виртуальные классы, обучающие игры и симуляторы для тренировок: как VR и AR изменят подготовку персонала [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/opinion/vr- ar-personal/
7. Власова В.К., «Построение объектно-ориентированных и логико- математических моделей педагогических систем» / Власова В.К., Кирилова Г.И., Михайлов В.Ю. // Сибирский педагогический журнал. - 2009. No 3. - С. 66-74.
8. Галимова М. П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. No 1 (27). С. 27-37.
9. Глухенькая, Н. М. (2015). Обучение персонала: исследование принципов и методов. Профессиональное образование. Столица, (1), 42-44.
10. Греф Г. «Как новые глобальные тренды влияют на современную экономику и менеджмент». Доклад на Первой Международной конференции «Больше чем обучение: готовим лидеров цифрового мира». Сбербанк. 28.10.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://conference.sberbank-university.ru/.
11. Даниленко Е.А., Ярушева С.А. VR-технологии: их потенциал и внедрение в систему обучения и развития персонала компаний [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vr-tehnologii-ih-potentsial-i-vnedrenie-v-sistemu- obucheniya-i-razvitiya-personala-kompaniy/viewer
12. Джонсон Д., «Методы обучения. Обучение в сотрудничестве» / Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек, Д. Джонсон.
13. Егоршин А.П., «Управление персоналом» / А.П. Егоршиню. - Нижний Новгород: НИМБ, 2008. - 352 с.
14. Жиров В.Ф., Электронный менеджмент как эффективный инструмент глобализации // Наука и современность. 2011. No 14. С. 275.
15. Зайцева Л. В., Новицкий Л. П., «Оценка дидактической эффективности диалоговых обучающих систем». // Багрецов С. А., Оганян К. М., Опарина Н. М. Диагностика социально- психологических характеристик малых групп с внешним статусом / Под общ. ред. С. А. Багрецова. СПб., 1999.
...